рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их деятельность

2.5 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

На основании действующего законодательства коммерческим организациям дано право в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Гражданский Кодекс РФ подтвердил многие законы, действовавшие до его принятия, согласно которым коммерческие предприятия могли образовывать ассоциации и союзы без целей получения и распределения прибыли. Например, законодательство о предпринимательстве, о банках, о биржах, о страховом деле, о торгово-промышленных палатах и др.

В ассоциации и союзы могут объединяться также и некоммерческие организации. По закону об общественных объединениях эти объединения могут образовывать свои союзы. Например, Правительством РФ было принято предложение о создании Агропромышленного союза России - некоммерческой организации, объединяющей на добровольной основе товаропроизводителей всех организационно-правовых форм, занятых в сфере агропромышленного производства.

2.6 Учреждения

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.

Учреждение является единственной некоммерческой организацией, которая не является собственником находящегося у нее имущества. Собственник передает ему имущество лишь в управление. Создать учреждение может любой собственник: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица и граждане.

В зависимости от целей деятельности различаются: управленческие организации; учреждения просвещения; учреждения культуры (музеи, картинные галереи); медицинские учреждения; научные учреждения; правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды); учреждения в системе внутренних дел и т.п.

Учреждения действуют на основании утвержденного собственником и зарегистрированного устава или положения, в котором определены его задачи и цели деятельности. Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве единоличного исполнительного органа, также могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые советы).

Учреждения обычно финансируются собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственных сумм. Пока существует учреждение, собственник ограничен в возможностях распоряжаться его имуществом: он вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

В рамках специальной правоспособности учреждения могут осуществлять некоторую деятельность, приносящую доходы. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения.

В настоящее время существует ряд законов и иных нормативных актов, определяющих особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. Так, некоторые общие положения об образовательных учреждениях содержатся в Законе РФ "Об образовании", а вопросы хозяйственной деятельности учреждений культуры - в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года.

2.7 Иные некоммерческие организации

Товарищество собственников жилья.

На основании Федерального закона "О товариществах собственников жилья" от 15.06.96г. товариществом собственников жилья является некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения и, пользования и распоряжения общим имуществом.

Нотариальные палаты. Федеральные нотариальные палаты.

Принятые 11 февраля 1993г. Основы законодательства о нотариате (далее – Основы) изменили организационную основу построения нотариальной деятельности в России. Законодательством четко определен и регламентирован порядок построения свободного нотариата в России. В частности, нормы закона предусматривают, что нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой, реестр которых ведет Министерство Юстиции РФ.

Некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, является нотариальная палата. В судебной практике зачастую поднимаются вопросы по делу о проверке конституционности отдельных положений статей Основ законодательства РФ о нотариате. Так возник вопрос об обязательности членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой, как условии их профессиональной деятельности, связанной с осуществлением публичных функций.

Другой некоммерческой организацией является Федеральная нотариальная палата, представляющая собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе РФ, которая организует свою работу на принципах самоуправления.

Государственные корпорации.

В связи с принятыми дополнениями в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" законодатель признает не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественного взноса, которая получила статус государственной корпорации.

Страховщики.

По действующему законодательству на территории РФ к субъектам обязательного медицинского страхования кроме страхователей, застрахованных лиц и других субъектов, относятся и страховщики, которые представляют собой некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Автономная некоммерческая организация.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций не следует путать с видами таких организаций, определяемыми общностью стоящих перед соответствующим видом организаций задач, целей и других признаков. Например, благотворительные организации могут создаваться в формах общественных организаций, фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Организации культуры могут действовать в формах учреждений, фондов, ассоциаций, союзов и т.д. Следует, однако, констатировать, что далеко не всегда нормы действующего сегодня законодательства о некоммерческих организациях позволяют четко разграничивать организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций. Поэтому в каждом конкретном случае при отсутствии однозначного законодательного решения по этому поводу необходим сравнительный анализ подлежащих применению норм.


3. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации

В соответствии со ст. 13 федерального закона "О некоммерческих организациях" выделяются два способа создания некоммерческой организации: учреждение и реорганизация уже существующей некоммерческой организации.

Учреждение некоммерческой организации происходит по решению учредителей (учредителя). Количество учредителей зависит от организационно-правовой формы создаваемой некоммерческой организации и определяется соответствующими законами. При наличии нескольких учредителей решение об образовании некоммерческой организации должно быть принято единогласно. В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского Кодекса РФ никто не может быть принужден к участию в акте учреждения организации. Учреждение некоммерческой организации возможно только лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью. Поэтому, филиалы и представительства юридических лиц не могут быть учредителями некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" некоммерческая организация подлежит государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти. При регистрации происходит внесение в единой государственный реестр юридических лиц сведений создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций.

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

заявление, подписанное уполномоченным лицом (заявителем);

учредительные документы некоммерческой организации;

решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных органов;

сведения об учредителях;

документ об уплате государственной пошлины;

сведения об адресе постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

-        документы, подтверждающие правомочие на использование в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования;

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

Все необходимые для регистрации документы предоставляются в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. В течение четырнадцати рабочих дней после получения документов уполномоченный орган принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган необходимые документы и сведения. На основании полученных документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Данный орган не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина.


3.1 Учредительные документы

Учредительными документами некоммерческих организаций могут быть учредительный договор, устав либо учредительный договор вместе с уставом. Некоторые некоммерческие организации в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Иногда учредительный документ конкретной организации, представляющий по сути своей устав, именуется "положением".

Ассоциации и союзы должны иметь учредительный договор и устав. Учредительный договор заключается в письменной форме в виде единого документа, подписанного всеми учредителями. Члены ассоциации или союза должны также утвердить устав объединения. По своей правовой природе устав является локальным нормативным актом и обязателен не только для учредителей (членов) организации, но и для третьих лиц, которые вступают с нею в гражданско-правовые отношения.

В учредительных документах должно быть указано:

наименование некоммерческой организации, в котором содержится определение ее организационно - правовой формы;

место нахождения некоммерческой организации в соответствии с местом государственной регистрации организации;

- порядок управления деятельностью, т.е. определение структуры органов некоммерческой организации, их компетенция, порядок принятия решений коллегиальными органами;

- предмет и цели деятельности организации;

- филиалы и представительства организации с указанием их наименования, места нахождения;

-        права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены организации и выхода из нее (для некоммерческих организаций, основанных на членстве);

-        источники формирования имущества некоммерческой организации, какими могут быть имущественные взносы учредителей, добровольные пожертвования третьих лиц, доходы от дозволенной предпринимательской деятельности и др.;

- порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;

-        порядок внесения изменений в учредительные документы.

В уставе фонда обязательно должны содержаться слово "фонд", указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от должности. Условия о составе и компетенции органов управления, о порядке принятия ими решений обязательны для учредительных документов ассоциаций и союзов. Для них же обязательно определение вопросов, по которым решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В содержание учредительных документов некоммерческих организаций могут быть включены и другие положения, не противоречащие законодательству.

3.2 Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации

Реорганизация некоммерческой организации означает прекращение существования субъекта гражданского права и одновременно возникновение другого субъекта либо сохранение того же, но с изменившимся правовым статусом. Права и обязанности реорганизуемой некоммерческой организации переходят к иным организациям в порядке универсального правопреемства. К правопреемникам может перейти весь комплекс прав и обязанностей реорганизуемой организации либо часть их, но непременно права и обязанности вместе. В большинстве случаев реорганизация происходит добровольно по решению высшего органа управления некоммерческой организации.

Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация признается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - при разделении, выделении или преобразовании. Если происходит присоединение, то реорганизация считается завершенной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. С этого момента права и обязанности присоединенной организации в полном объеме переходят к основной организации, которая и оказывается, таким образом, реорганизованной.

Регистрация вновь возникшей организации (организаций) в результате реорганизации и внесение в государственный реестр записи о прекращении своей деятельности осуществляется в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. Регистрация должна производиться в органах юстиции.

Преобразование некоммерческой организации является одной из форм реорганизации. Особенность преобразования как реорганизации состоит в том, что число участников гражданских правоотношений не изменяется, все права и обязанности преобразуемой организации переходят к возникшему на ее месте субъекту иной организационно - правовой формы. Учитывая особенности различных некоммерческих организаций, разнообразие целей, которые они перед собой ставят, законодатель в ряде случаев ввел ограничения на преобразования из одной формы в другую. Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ права и обязанности преобразуемого юридического лица переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом. В этом акте должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Передаточный акт утверждается учредителями некоммерческой организации.

Ликвидация. В соответствии со ст. 61 ГК РФ существует два вида порядка ликвидации юридического лица: обычный и принудительный. Основаниями для обычного порядка ликвидации являются: истечение срока, на который была создана некоммерческая организация; достижение цели, для которой она была создана. Принудительная ликвидация коммерческой организации, как и любого иного юридического лица, - это своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется только по решению суда.

Для ликвидации некоммерческой организации должна быть назначена ликвидационная комиссия и установлены порядок и сроки проведения процесса ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по делам ликвидируемой некоммерческой организации, включая представительство интересов ликвидируемой некоммерческой организации в суде. Ликвидационная комиссия обязана поместить в печатном органе, извещение о предстоящей ликвидации некоммерческой организации. В этом извещении дается информация о порядке и сроках обращения кредиторов со своими требованиями. Предоставленный кредиторам срок обращения не может быть менее двух месяцев со дня публикации.

Ликвидационная комиссия сама должна выявить всех потенциальных кредиторов. После того, как истечет срок для предъявления требований кредиторам, должны быть собраны полные сведения о составе и стоимости имущества некоммерческой организации. Эти сведения составляют промежуточный баланс, на основании которого производится выплата денежных сумм по требованиям кредиторов, признанным ликвидационной комиссией подлежащими удовлетворению.

После утверждения ликвидационного баланса в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого момента любое юридическое лицо считается прекратившим свое существование в качестве субъекта гражданского права.


4. Отчётность некоммерческих организаций

Порядок отчётности перед органами Управления Федеральной регистрационной службы производится в соответствии с ФЗ от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".

Все некоммерческие организации за исключением потребительских кооперативов, ЖСК, государственных учреждений и государственных органов до 15 апреля ежегодно должны представлять отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, представлять сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества и др.


5. Финансы некоммерческой организации

5.1 Доходы

Некоммерческая организация для ведения своей деятельности должна иметь определенный доход. Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, при формировании дохода имеют право на широкое использование таких источников финансирования, как: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления от физических и юридических лиц и др.

Порядок поступления взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами либо решением ее органов управления. Эти средства поступают от граждан, предприятий, организаций. Они предназначены для выполнения уставной деятельности некоммерческой организации. К добровольным взносам и пожертвованиям относятся и спонсорские средства, которые представляют особую форму оплаты рекламной деятельности. Целевые поступления от физических и юридических лиц — важный источник формирования доходов некоммерческой организации. Эти средства предназначены для выполнения конкретных программ. Такого рода средства часто поступают в некоммерческие организации через благотворительные и иные целевые фонды. Такое выделение ресурсов широко используется во многих странах мира и известно как "система грантов". Средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Выручка от реализации товаров и услуг занимает значительное место в составе доходов некоммерческой организации. Этот вид дохода может складываться из выручки от реализации продукции, создание которой представляет основную либо предпринимательскую деятельность некоммерческой организации.


5.2 Состав расходов некоммерческой организации

Функционирование некоммерческой организации связано с определенными расходами. Их можно подразделить на следующие виды:

-расходы по выполнению основной уставной деятельности (административно-хозяйственные расходы и расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений);

-расходы, связанные с предпринимательской деятельностью;

-средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;

-потери и списания.

Распределение расходов некоммерческой организации зависит от формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий.


Заключение

Итак, право граждан на объединение закреплено в Конституции. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них. А также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через другие общественные объединения, которые наделены правоспособностью юридических лиц.

Согласно цели работы были рассмотрены вопросы, связанные с понятием, выяснением основных признаков этих организаций. Кроме этого, для полного раскрытия вопроса в курсовой были рассмотрены организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организации, действующих на территории РФ согласно Гражданскому Кодексу РФ.

В ходе работы были разобраны следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и др. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ было рассмотрено создание, реорганизации или ликвидации вышеперечисленных организаций, их основные учредительные документы, финансы этих организаций.


Список используемой литературы

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94. № 51-ФЗ. Часть первая.

Федеральный закон "О потребительской кооперации потребительских обществах, их союзах в РФ" от 19.06.1992 г. - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788

Федеральный закон "Об общественных объединениях", статья 7. "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930

Федеральный Закон "О некоммерческих организациях" 12 января 1996 года N 7-ФЗ. - "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3.

Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях". - Собрание законодательства РВ. 1997. № 39. Ст. 4465. – п. 1 ст. 6

Федеральный Закон РФ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. - "Собрание законодательства РФ", 20.04.1998, N 16, ст. 1801

Федеральный закон "Об основах обязательного страхования" от 16.июля 1999 г.// СЗ РФ .1999. № 29. ст. 3686.

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001г. №129-ФЗ (В ред. от 1 декабря 2007г. №318-ФЗ) // СЗ РФ, 2007, N 7, N 30.

Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003, № 186-ФЗ) // СЗ РФ, 1996, № 3, Ст. 150

Указ Президента РФ "О национальном фонде молодежи" от 06.03.95г.// СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 965;

Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства" от 26 июня 1995 года №609 (В ред. от 23 декабря 2002, №919) // СЗ РФ, 1995, №28, ст. 2670

Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357).

Алексий. П.В. Некоммерческие организации как юридические лица. М., 2002.

Гражданское право. Учебник. Е.А. Суханов, М., 1993, т.1.

Квашонкин А.В. Юридические основы деятельности НКО в Российской Федерации: история и проблемы законодательства / А.В. Квашонкин // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2005. - №4.

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова. М., 2002.

Маккальская М. Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Дело и Сервис, 2000.

Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы./Под ред. М.Ю.Тихомирова. - М,: 2001.

Рудник Б.Л., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. Поддержка третьего сектора в регионах России. М., 1997. Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации (политико-правовое и институционное исследование). М., 2005.

Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации (политико-правовое и институционное исследование). М., 2001

Фоков А.П., Попонов Ю.Г., Черкашина И.Л., Черкашин В.А. Гражданское право. – М.: Кнорус, 2005.

Шереги Ф.Э., Абросимова Е.А.Правовые инициативы некоммерческих организаций России. - М.: Университет, 2002.

Шиткина И.С." Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций" \\Гражданин и право. №4 2002г.

Юрьев С.С. Правовой статус общественных объединений. М., 2003.

Юрьева Т.В. Неприбыльный сектор (альтернатива бизнесу и государству). М., 2002.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.