рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Рынок ОВГЗ и роль НБУ

Беспроцентные казначейские сертификаты — финансовый инструмент, который выпускается для повышения ликвидности банковской системы и удовлетворения потребностей правительства в финансовых ресурсах.

Сберегательные сертификаты являются нерыночными ценными бумагами. Они представлены двумя типами, обозначенными буквами «А» и «Б». Инвесторами выступают в основном частные лица. Срок обращения облигаций типа «А» — 6 лет, типа «Б» — 7 лет. Как и другие виды облигаций, они не существуют в бумажной форме. Их минимальная стоимость составляет 100 немецких марок.

Облигации федеральной железнодорожной и федеральной почтовой служб, а также правительства земель ФРГ предназначены для большого круга инвесторов и являются высоколиквидными ценными бумагами.

Выпуск государственных долговых обязательств в ФРГ регламентируется Экономическим советом государственных властей, который принимает решения о необходимости выпуска облигаций, определяет эмитентов, учитывая состояние рынка ценных бумаг.

Государственные облигации в других западноевропейских странах чрезвычайно разнообразны по условиям выпуска, размещения, срокам обращения, выплате дохода. Они выпускаются главным образом для финансирования дефицита государственного бюджета.

2.   РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ НА УКРИНЕ И РОЛЬ НБУ

2.1.  МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ НА УКРАИНЕ

Строгая регламентация рынка ОВГЗ выражается в обязанности всех его участников соблюдать достаточно жесткие процедуры совершения сделок и учета проводимых операций. Привлечение ряда негосударственных организаций в качестве официальных дилеров явилось новшеством в торговле государственными ценными бумагами в стране. Эти организации прежде всего призваны на профессиональном уровне обеспечивать большой оборот торговли, расчеты и учет держателей облигаций. Однако основная организационная роль на рынке ОВГЗ все же принадлежит Центральному банку-  агенту Министерства финансов, поскольку на него возложено обслуживание выпусков облигаций, а также выполнение функций дилера и контролирующего органа. К его компетенции относятся организация и проведение аукционов по размещению облигаций, осуществление погашения их выпусков, регулирование торговли на вторичном рынке.

           Таким образом, одной из главных отличительных черт организации современного рынка государственных облигаций является развитие цивилизованного взаимодействия административных и рыночных структур с целью совершенствования и укрепления этого рынка. Указанное взаимодействие может быть проиллюстрировано организационной структурой рынка ОВГЗ (рис. 3).

1. Сектор организато-ров рынка

 

2. Сектор функциональ-ного обеспечения рынка

 
 


Расчетная система

 

Депозита-

рий

 

Торговая система

 
                                                       


3. Сектор участников рынка

 

     n

 

    2

 

    1

1

 

     n

 

    2

 

11

 

Дилер

№ n

 

Дилер

№1

 

Дилер НБУ

 
                                                                                                                                                                                                     

                                                                                             ……..                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     ……..                                                                                       ….….                                                                                                                                                                                                                                                                          

где 1,2,….,n-  инвесторы     

Рис.3. Организационная структура рынка ОВГЗ

В рассматриваемой структуре можно выделить три уровня взаимодействия, или три сектора. Сектор организаторов рынка включает Министерство финансов и Национальный банк Украины, которые, представляя административные структуры, устанавливают предмет и порядок взаимодействия, а также состав участников рынка. В сектор функционального обеспечения входят организации, осуществляющие заключение сделок, расчеты по ним и ряд других функций. Сектор участников рынка включает как юридических, так и физических лиц, которые выступают в роли посредников или владельцев облигаций. Функции, выполняемые на каждом уровне взаимодействия, четко разграничены, что является одной из важнеийших предпосылок успешного развития рынка.

Сектор организаторов рынка, устанавливая общие «правила игры» и состав его участников,реализует свою стратегическую функцию централизованного заимствования государством временно свободных денежных средств у участников рынка и управления денежно- кредитной сферой.

Поскольку выпуск ОВГЗ осуществляется в виде записей по счетам их владельцев (т. е. счетам «депо»), весь объем выпуска оформляется одним общим сертификатом, хранящимся в НБУ и погашающимся одновременно с погашением данного выпуска облигаций.

Для обеспечения учета облигаций и их владельцев используется механизм двухуровневой депозитарной системы, включающий центральный депозитарий и сеть субдепозитариев. Депозитарий открывает счета только зарегистрированным дилерам, причем учет облигаций, принадлежащих самому дилеру и его клиентам, осуществляется раздельно. Для этой цели используются два типа счетов: дилерский счет и клиентский счет — отдельно по каждому выпуску облигаций. Такой порядок препятствует возможности злоупотреблений дилеров за счет облигаций своих клиентов.

Обязанностью каждого дилера является ведение реестра регистрационных кодов и внутренних лицевых счетов облигаций (счетов «депо»), приобретаемых по поручению клиентов. Эта обязанность реализуется с помощью субдепозитариев, ведение которых относится к числу обязательных функций дилера. Двухуровневая депозитарная система позволяет постоянно контролировать состав владельцев облигаций и защищать интересы инвесторов. Кроме того, каждым дилером в Депозитарии открываются

специальные торговые счета, на которых ежедневно отражаются операции по продаже облигаций.

Осуществление функций денежных расчетов по операциям с облигациями на рынке закреплено за специальной организацией — Расчетной системой. Все зарегистрированные дилеры обязаны открывать в ней счета, посредством которых осуществляются платежи по сделкам. Зачисление и списывание средств по этим счетам происходит через счет, открываемый Расчетной системой в РКЦ.

Расчеты по сделкам с облигациями между дилерами выполняются в течение одного дня, а между дилерами и другими организациями- в обычном порядке. В Расчетной системе также выделяются специ­альные торговые субсчета для ежедневного отражения операций по приобретению облигаций дилерами.

Указанные функции выполняются в рамках Торговой системы на основании договора с НБУ. Торговая система представляет собой организацию, осуществляющую техническое обеспечение и поддерживающую регламент совершения сделок с облигациями. Облигации могут переходить от одного владельца к другому только в результате операций купли-продажи, зарегистрированных этой системой. Торговая система функционирует на основании договора с НБУ и двухсторонних договоров с дилерами.

В целом сектор функционального обеспечения не имеет права выступать в качестве посредника, продавца или покупателя на рынке облигаций. Выполнение функций Депозитария, Торговой и Расчетной систем совмещает уполномоченная Центральным банком Украинская межбанковская валютная биржа.

Участники рынка облигаций могут выступать в качестве либо инвесторов, либо дилеров.

Дилером может быть любое инвестиционное учреждение (т. е. институциональный профессиональный участник рынка ценных бумаг), заключившее соответствующий договор с НБУ: банки, брокерские компании и т. д. Договор заключается лишь с организацией, успешно прошедшей процедуру проверки со стороны организаторов и контролирующих органов рынка, которыми являются Министерство финансов. Центральный банк, а также налоговые органы.

Для участия в аукционах по размещению облигаций дилеры подают заявки на их приобретение в размере не менее 1% объявленного номинального объема выпуска. Кроме того, за время действия договора с НБУ дилер обязан приобрести не менее 1% общего количества реализованных на прошедших аукционах облигаций.                     

Дилеры выполняют три основные функции. Во-первых, они осуществляют посредничество в заключении сделок и поэтому являются членами Торговой системы. Посредничество— единственный путь для инвесторов совершать операции на рынке облигаций. Во-вторых, они ведут учет владельцев облигаций, для чего каждый дилер обязан стать членом депозитарной системы, открыв при своей организации субдепозитарий. В-третьих, обязанностью дилеров является обеспечение своевременных и точных расчетов со своим клиентами, поэтому они должны стать также участниками Расчетной системы.

Инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица. Для совершения сделок с облигациями инвестору необходимо заключить договор с одним из дилеров. Желая купить или продать облигации, инвестор поручает эту процедуру своему дилеру. Следовательно, инвестор не имеет права самостоятельного ведения операций на рынке облигаций. Это ограничение несколько усложняет процесс реализации сделок, однако позволяет сосредоточивать спрос и предложение в одном месте, регулировать цены рыночными методами и таким образом обеспечивать высокую ликвидность рынка облигаций.

Договор, заключаемый между дилером и инвестором, определяет порядок исполнения поручений инвестора, устанавливает систему оплаты услуг и др. Инвестор вправе иметь отношения одновременно с несколькими дилерами.

Приобретение облигаций осуществляется как на аукционе во время размещения очередного нового выпуска, так и на вторичном рынке, продажа облигаций —только на вторичном рынке.

          Первичное размещение ОВГЗ происходит на аукционах, проводимых НБУ по поручению Министерства финансов. НБУ объявляет об очередном аукционе не позднее чем за семь дней до его проведения. Объявление содержит дату аукциона, объемвыпуска, номинальную стоимость облигаций, лимиты их приобретения каждым дилером по неконкурентным заявкам (в % к объему заявки), максимальную долю облигаций, разрешенную для приобретения нерезидентами (в % к объему выпуска).                

          Выпуск облигаций происходит последовательно, одновременно с очередным погашением, что позволяет участникам рынка направлять средства от погашения предыдущего выпуска на приобретение облигаций последующего выпуска. Такой порядок дает возможность избежать встречных потоков платежей и резких колебаний объема денег, обращающихся на рынке. При погашении в день аукциона одного из предыдущих выпусков проводится автоматическое списание всех погашенных облигаций со счетов дилеров из Депозитария в Торговую систему, где дилером Центрального банка осуществляется их выкуп.

После этого исходя из размеров средств, полученных в результате погашения, а также зарезервированных дилерами в Расчетной системе для аукциона, осуществляется подача заявок на приобретение облигаций нового выпуска. Посредством заявок дилеры формулируют свои ценовые ожидания, т. е. ожидаемую доходность облигаций по сравнению с другими направлениями инвестирования средств. Эмитент облигаций, т. е. Министерство финансов, также осуществляет проработку этой проблемы, поскольку совпадение ожиданий обеих сторон позволяет успешно реализовать весь объем очередного выпуска облигаций.

В день проведения аукциона обычно подаются две заявки: одна — свободная — на приобретение облигаций для всех клиентов дилера и другая — от имени дилера и за его счет. Заявка может содержать неограниченное число конкурентных предложений и одно неконкурентное. В конкурентных предложениях указываются количество и цена, по которой покупатели готовы приобретать облигации. Цена выражается в процентах к номиналу облигации с точностью до сотых долей. В неконкурентном предложении указывается число облигаций, которое готовы приобрести инвесторы на аукционе по средневзвешенной цене.  

НБУ может устанавливать лимиты количества облигаций, указываемого в неконкурентных заявках. Зарезервированные дилерами в Торговой системе средства должны быть достаточными для полной оплаты облигаций по обоим видам заявок и уплаты налога на операции с ценными бумагами, а также комиссионного вознаграждения Торговой системе.

Каждый дилер, подавая заявки в Торговую систему, обязан соблюдать следующую их приоритетность:

- неконкурентные предложения инвесторов;

- конкурентные предложения инвесторов в порядке убывания цены;

- неконкурентное предложение дилера;

- конкурентное предложение дилера в порядке убывания цены.

Если зарезервированных дилером средств окажется недостаточно, часть его предложений не будет принята Торговой системой.

Торговая система после окончания сбора всех заявок формирует общую ведомость заявок, представляемую Министерству финансов. Минфин, руководствуясь интересами бюджета и целями денежной политики, а также исходя из объявленного объема эмиссии, определяет минимальную цену продажи облигаций — цену отсечения, ниже которой заявки не удовлетворяются, и средневзвешенную цену аукциона. Цена отсечения отражает степень совпадения ценовых ожиданий сторон. После этого НБУ выдается поручение на удовлетворение заявок.

Дилер Центрального банка вводит в Торговую систему заявку на продажу всего объема выпуска облигаций по цене отсечения, что приводит к заключению сделок по предложениям всех дилеров, превышающим эту цену. Через Расчетную систему осуществляются платежи по итогам дня, и аукцион заканчивается. Торговая система выдает в этот же день каждому дилеру выписки из реестра сделок.

Дальнейшая купля-продажа выпущенных в обращение облигаций осуществляется на вторичном рынке посредством Торговой системы, роль которой выполняет УМВБ. Каждый дилер в торговом зале биржи имеет автоматизированное рабочее место, с по мощью которого производятся подача заявок на покупку и продажу облигаций, а также другие операции, установленные регламентом вторичного обращения. Регламент устанавливает также равноправное положение всех дилеров без исключения.

Заявки, подаваемые дилерами, воспринимаются Торговой системой как предложение купить или продать определенное количество облигаций по установленной цене и могут быть сняты по команде дилера в любое время. Поступившие заявки сопоставляются с данными, полученными из Депозитария и Расчетной системы, о количестве облигаций и суммах средств, зарезервированных дилерами для совершения сделок. В случае покупки облигаций размер денежных средств, зарезервированных для этой цели дилером на торговом субсчете, уменьшается на соответствующую сумму. При продаже облигаций сокращается количество облигаций на торговом субсчете дилера. Если для удовлетворения заявки недостаточно зарезервированных денежных средств или облигаций, она к исполнению не принимается.

Заявки удовлетворяются в случае совпадения ценовых условий встречных предложений. При выборе сторон сделки учитывается время подачи заявки, а ее объем во внимание не принимается, поскольку Торговая система имеет право дробить в случае необходимости поступившие заявки. Заключение сделки фиксируется автоматически без дополнительного подтверждения согласия сторонами. В завершение торгового дня подсчитываются взаимные обязательства дилеров по денежным средствам и облигациям, т. е. осуществляется клиринг. После этого формируются итоговые поручения Депозитарию и Расчетной системе на соответствующие зачисления или списания по счетам дилеров.

Погашение облигаций осуществляется НБУ по их номинальной стоимости в установленные дни и время. НБУ на основании доверенностей дилеров переводит со счетов «депо» на торговые субсчета в Депозитарии все облигации, подлежащие погашению, и выставляет от имени дилеров в Торговой системе заявки на их продажу по номинальной стоимости. Затем от своего имени НБУ выставляет заявку на приобретение всего объема погашаемых по номинальной стоимости облигаций. В это время Торговая система функционирует в режиме  вторичных торгов.

Средства, полученные от погашения облигаций, переводятся на торговые субсчета дилеров в Расчетной системе и могут быть использованы в этот же или другой день для приобретения на аукционе очередного выпуска облигаций. Не использованные средства переводятся по реквизитами в соответствии с письменными распоряжениями инвесторов.

2.2.  ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО                                                                                                         ЗАЙМА УКРАИНЫ


В Украине рынок долговых обязательств государства развивается с марта 1995 г., сначала в форме рынка ОВГЗ, со временем, в соответствии с потребностями, разветвляясь в рынок внешних заимствований и муниципальных займов. С того времени роль рынка ОВГЗ как средства финансирования бюджетного дефицита стремительно возрастает, что правда не означает однозначного успеха этого финансового инструмента на отечественном финансовом рынке, ведь имеет место накопления долговых обязательств государства перед инвесторами-собственниками гособлигаций.

Возрастание размеров задолженности по ОВГЗ происходило по тому же сценарию, что и во многих развивающихся странах, – а именно, как итог увеличение количества проведенных аукционов, объемов эмиссии и прибыльности облигаций. В условиях усиления долговой зависимости государства, инфляционных процессов, кризиса неплатежей и большой степени риска правительство вынуждено за счет возрастания прибыльности стимулировать размещения ОВГЗ с небольшими сроками погашения  среди юридических и физических лиц. Проведение такой денежно-кредитной политики приводит к формированию отрицательной структуры внутреннего государственного долга, а высокая прибыльность государственных облигаций стимулирует потенциальных инвесторов направлять средства не в производство, а в ОВГЗ для финансирования дефицита государственного бюджета. 

 Еженедельно Министерство финансов привлекает на отечественном финансовом рынке 50-60 млн грн. на 3-6 месяцев под 17-19% годовых. Такие ставки пока что вряд ли заинтересуют украинских граждан, но для предпринимателей они достаточно приемлемы. Сегодня банки привлекают средства юридических лиц на 3-6 месяцев всего под 18-21% годовых. Однако государственные облигации имеют ряд преимуществ по сравнению с банковскими депозитами.

 31 января 2001 года правительство утвердило постановление "О выпуске облигаций внутренних государственных займов", и теперь Министерство финансов еженедельно проводит аукционы по размещению краткосрочных государственных облигаций (КГО) сроком погашения три-шесть месяцев и один год. А с 20 марта начались продажи новых среднесрочных облигаций (СГО) на срок от одного до пяти лет. Общий объем внутреннего заимствования на этот год ограничен государственным бюджетом 2,1 млрд. грн. В то же время НБУ ввел ежедневные двухсторонние котировки (на покупку и продажу) процентных ОВГЗ и настойчиво предлагает банкирам покупать эти облигации. Из своего портфеля этих облигаций с погашением в 2002-2010 годах общим номинальным объемом 9560 млн грн. (Весь выпуск разделен на равные транши, которые будут погашаться ежемесячно.) НБУ пока что предлагает самые краткосрочные бумаги с погашением в 2002 году. Их доходность на текущий год установлена на уровне 17% годовых, а в будущем будет равняться уровню инфляции плюс 3%. Проценты по ПОВГЗ выплачиваются в конце каждого месяца. Кроме того, на рынке обращаются конверсионные ОВГЗ (КОВГЗ) с погашением в 2001-2004 годах общей номинальной стоимостью 680 млн грн. (Весь выпуск разделен на равные транши, которые будут погашаться раз в полгода.) Ближайшие проценты по ним будут выплачиваться в конце февраля по ставке 24-25%. Вообще же они устанавливаются раз в полгода на уровне доходности трехмесячных государственных облигаций или учетной ставки НБУ. Поэтому на период до августа текущего года доходность КОВГЗ будет составлять около 17-18% годовых. Наконец, на рынке есть еще ОВГЗ 2000 года, которые будут погашаться в этом году, но их немного и жить им осталось недолго. На всякий случай напомним, что старые ОВГЗ, как и новые КГО, это дисконтные облигации. Поэтому доходность их рассчитывается исключительно исходя из соотношения цены покупки, номинала (100 грн для ОВГЗ и 1000 грн для КГО) и срока погашения (приложения 1,2).

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.