![]() |
|
|
Реферат: Бюджетирование в системе финансового менеджментаРеферат: Бюджетирование в системе финансового менеджментаМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ Кафедра статистики, учета и аудита Информационно-аналитическая справка на тему: «Бюджетирование в системе финансового менеджмента» Выполнила: студентка 5 курса факультета МЭ О 3 ак. гр. Симонян Алина
Научный руководитель: проф. Пучкова С.И.
Москва, 2001 §1. Понятие бюджетирования 3 §2. Процесс бюджетирования 3 §3. Виды бюджетов 6 Задание 1. 9 Задание 2. 13 §1. Понятие бюджетирования Бюджет – это план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года. Главные цели бюджетирования: Планирование и контроль. Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде. Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и последующим детальным анализом причин отклонений. Распределение ответственности – делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль. Оптимизация. Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов. Мотивация персонала. Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы. I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность предприятия в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строится с учетом выбранного главного фактора. II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам продукции. III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала): планируемый объем производства = планируемый объем продаж + + требуемые запасы на конец периода – запасы на начало периода. Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного). На основе бюджета производства разрабатываются: бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (чел.-часы) и стоимостном выражении; бюджет расходования материалов (materials usage budget) – в количественном выражении. Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов. После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом: производственные – на основе данных об объеме производства; коммерческие – на основе данных об объеме продаж. Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов. Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность предприятия в краткосрочном финансировании. IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает: планируемый Отчет о Прибылях и Убытках; планируемый Баланс; планируемый Отчет о Движении Денежных Средств. Для построения планируемого Отчета о Прибылях и Убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат. Ниже приведена проформа данного отчета, которая учитывает изменения и запасов готовой продукции, и запасов материалов. Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках. Выручка х Производственные издержки Запасы сырья и материалов на начало периода х Закупленное сырье и материалы х Запасы сырья и материалов на конец периода _(х)_ Себестоимость израсходованных сырья и материалов х Прямые затраты труда х Производственные накладные расходы [постоянные и переменные] _х_ Себестоимость произведенной продукции х Запасы готовой продукции на начало периода х Запасы готовой продукции на конец периода _(х)_ Себестоимость проданной продукции _(х) Валовая прибыль х Непроизводственные (коммерческие и управленческие) расходы [постоянные и переменные] (х) Операцонная прибыль х Прогнозный вариант Отчета о Движении Денежных Средств строится тем же способом, что и описанный выше бюджет по определению обеспеченности текущей деятельности денежными средствами. Прогнозный Баланс формируется на основе планируемых Отчета о Прибылях и Убытках и Отчета о Движении Денежных Средств. Принцип определения суммы по отдельным статьям баланса следующий (в качестве примера – для активных счетов): Конечное сальдо по счету = начальное сальдо + + оборот по дебету (прогнозируемый) –оборот по кредиту (прогнозируемый). Например, прогнозируемая дебиторская задолженность на конец периода = = дебиторская задолженность на начало периода + + прогнозируемая выручка (по отгрузке) – – прогнозируемые поступления денежных средств от продаж. 3.1 В зависимости от того, как перед проведением вариационного анализа корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают: фиксированные для любого уровня производства(fixed budgets); фиксированные для каждого отдельного уровня производства (Flexible budgets); гибкие (Flexed budgets). В первом случае бюджет разрабатывается для прогнозируемого уровня производства; в конце периода данные этого бюджета о затратах сопоставляются с фактическими данными о затратах без каких – либо корректировок на фактический уровень производства. Область применения: сфера услуг, где большая часть издержек постоянны, в отличие от промышленного производства, где многие издержки являются переменными. Во втором случае разрабатывается несколько вариантов бюджета при различных уровнях производства или продаж. Пример. Разрабатываются следующие бюджеты: А. бюджет для уровня производства 1000 – 1500 единиц; Б. бюджет для уровня производства 1500 – 3500 единиц; В. бюджет для уровня производства свыше 3500 единиц. Данный способ применяется, когда ● значительная часть затрат является полупостоянной, т.е. они реагируют на изменение объема производства следующим образом:
Объем производства ●наблюдается эффект экономии на масштабе производства; ●закупочная цена сырья и материалов зависит от покупаемого количества и т.п. «Гибкие» бюджеты полностью учитывают изменение объемов производства по сравнению с прогнозируемыми. Пример. Планируется произвести 10000 единиц продукции. Затраты сырья – 3 кг на 1 единицу. Всего планируемые затраты сырья – 30000 кг. Фактически было произведено 15000 единиц продукции и израсходовано 42000 кг сырья. Если мы применяем фиксированное бюджетирование, то будет отмечен перерасход сырья 42000 кг – 30000 кг = 12000 кг. Если применяется гибкое бюджетирование, то планируемыми затратами будет считаться: 3 кг * 15000 = 45000, и будет отмечена экономия сырья 3000 кг 45000 кг – 42000 кг = 3000 кг. Процесс составления «гибкого» бюджета: изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства; в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему производства, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат. Данный вид бюджетов активно применяется для осуществления вариационного анализа, т.е. детального анализа отклонений фактических данных от запланированных. 3.2 В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения ожиданий, бюджеты бывают: 1)периодические (periodioc budgets); 2)скользящие (rolling budgets). Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют. Используется в стабильных отраслях, в которых несложно сделать прогноз и в которых не требуется очень тщательного контроля за всеми изменениями. Скользящий бюджет – это бюджет, который постоянно обновляется путем добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев. Пример (скользящий бюджет) 1 января 2001 г составляется бюджет на 12 мес. до 31 декабря 2001 г. 1 февраля 2001 г: ● сравниваются фактические и плановые показатели за январь; ● если бюджет на январь оказался нереалистичным, проводится корректировка бюджета на оставшиеся 11 мес.; ●разработывается бюджет еще на 1 мес. вперед до января 2002 г. Задание 1. Предприятие производит офисную мебель. Имеется следующая информация: Запасы на начало Планируемые продажи Продажная периода, шт. в июне, шт. цена Стулья 63 290 120 Столы 36 120 208 Кресла 90 230 51 Запасы на конец месяца должны составлять 30% от объема продаж за соответствующий месяц. Для производства мебели требуются следующие ресурсы: Дерево, Пластик, Неквалифиц. Квалифиц. кубометры кубометры труд, часы труд, часы Стулья 4 2 3 2 Столы 5 3 5 8 Кресла 2 1 2 - Стоимость ед. 12 7 4 6 затрат, руб Запасы материалов на начало периода: дерево – 142 м пластик –81 м Планируется, что запасы материалов на конец периода должны быть достаточными для производства 50 ед. каждого вида продукции. Накладные расходы составляют 1 рубль на каждый час затраченного труда. Требуется: составить на июнь бюджет (а) продаж; (б) производства; (в) расходования материалов; (г) трудовых затрат; (д) закупки материалов. составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за июнь.
(1) Операционные бюджеты (а) Бюджет продаж
(б) Бюджет производства, в ед продукции
(в) Бюджет расходования материалов
(г) Бюджет трудовых затрат
(д) Бюджет закупки материалов
Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках (руб) Выручка 71490 Производственные затраты Дерево 27288 Пластик 8379 Неквалифицированный труд 7840 Квалифицированный труд 9528 Накладные расходы (1960+1588) 3548
Запасы готовой продукции на начало пер.* 15255
Запасы готовой продукции на конец пер.* (16578) Себестоимость готовой продукции (55260) Валовая прибыль 16230 *Расчет себестоимости запасов (руб)
Проверка: Валовая прибыль Стулья 290*(120 – 91) = 8410 Столы 120*(208 – 162) = 5520 Кресла 230*(51 – 41) = 2300
Задание 2. Недавно созданное предприятие планирует начать деятельность с 1 марта 2002 г. Будут производиться продукт А и продукт Б. Имеется следующая информация: Политика компании в отношении запасов: -запасы готовой продукции на конец месяца должны равняться прогнозируемому на следующий месяц объему продаж; -на конец месяца не должно быть остатков незавершенного производства; -запасы материалов на конец месяца должны равняться производственной потребности в материалах следующего месяца. Ожидаемые издержки на ед продукции (руб):
Ценовая политика компании: цены устанавливаются с 20%-й наценкой на полную производственную себестоимость (с соответствующим округлением цены до рубля). В соответствии с маркетинговым исследованием прогнозируются следующие объемы продаж: -А: 2000 ед в марте, с последующим увеличением на 200 ед в месяц, до максимального объема продаж 2800 ед в месяц; -Б: 1000 ед в марте, с увеличением на 10% в последующие 3 месяца и неизменным объемом продаж в дальнейшем. Требуется: составить на март, апрель и май следующие операционные бюджеты (а) производства; (б) закупки материалов; (в) трудовых затрат; (г) продаж; составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца. Операционные бюджеты (а) Бюджет производства (в ед)
(б) Бюджет закупки материалов Материал Х
Материал У
(в) Бюджет трудовых затрат
(г) Бюджет продаж
Расчет цен (руб)
Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца (руб) Выручка 2 326 680 Производственные затраты Материал Х закупка 1 340 864 запасы на конец периода [(112000+106480)*1,4 ] (305 872) Материал У закупка 419 216 запасы на конец периода [ (8400+5324)*7 ] (96 068) Затраты неквалифицированного труда 184 984 Затраты квалифицированного труда 517 496 Накладные расходы 646 870
Запасы готовой продукции на конец периода [2600*148+1331*290] (770 790) Себестоимость проданной продукции (1 936 700) Валовая прибыль 389 980 |
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |