рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: Сущность финансов и их функции

Учебное пособие: Сущность финансов и их функции

Международный институт экономики и права

ФИНАНСЫ

Проблемно-тематический курс

Выполнила: студентка

Экономического факультета

группы Мн-09-3

Соколова(Гиниятуллина) Анастасия

Екатеринбург 2010г.


Тема 1: Сущность финансов и их функции

1. Известно, что финансы выполняют две основные функции – распределительную и контрольную. В связи с этим ответьте на вопросы

а) На какие функции денег опираются названные функции финансов? Есть ли между ними связь

Распределительная функция финансов опирается на следующие функции денег – как меры стоимости, как средства накопления и сбережения, мировых денег.

Контрольная функция - как средства обращения, как средства платежа.

б) Каким образом (обособленно или во взаимодействии) действуют распределительная и контрольная функции финансов? Как они влияют на состояние экономики

Данные функции действуют во взаимосвязи между собой, так например, контрольная функция проявляется до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты. Контрольная функция проявляется в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет, а распределительная – при формировании этих денежных фондов.

в) Ведет ли к изменению функции финансов стремительное развитие коммерческой банковской деятельности в России? Назовите позитивные и негативные последствия этого процесса для финансовой сферы

В данных условиях функции финансов будут иметь еще большее значение. Так, например, контрольная функция играет не последнюю роль в кредитно-банковском контроле, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов. Положительным влиянием на финансовую сферу развитие коммерческих банков имеет в виде, того что чем больше банков тем больше конкуренция, а значит населению будет предлагаться много выгодных систем капиталовложения, что в свою очередь привет к увеличению инвестиции в стране. Однако отрицательный момент также присутствует, дело в том, что тогда необходимо будет усилить, ужесточить и расширить контроль над этими банками в сфере денежного обращения.

2. а) Как вы считаете, в чем заключается отличие финансовых ресурсов от денежных и кредитных

Финансовыми ресурсами называют денежные средства, предназначенные для финансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие. Они направляются на осуществление расходов и отчислений, необходимых для производственного и социального развития: - инвестиции, - авансирование в текущие затраты (себестоимость), - расходы и отчисления в специальные фонды и бюджеты.

Денежные средства - это более широкое понятие, чем финансовые ресурсы, составляющие только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия. Различие, между денежными средствами и финансовыми ресурсами наглядно видно на примере выручки предприятия от реализации продукции. Общая сумма выручки представляет собой величину денежных средств, поступивших на счет предприятия в банке. Из этой суммы денежных средств значительную часть составляют оборотные средства, авансированные в процессе производства на оплату сырья, материалов, топлива, электроэнергии, и только остаточная часть, представляющая собой чистую выручку в виде валового дохода, является источником финансовых ресурсов.

Ускорение темпов развития экономики, повышение экономической эффективности производства, оздоровление государственного бюджета и финансов предприятий во многом зависят от рационального использования источников формирования финансовых ресурсов, как на уровне предприятий, так и на уровне государства, что составляет одну из важнейших задач в области правильной организации управления финансами.

В отличие от финансов кредитные ресурсы — это форма организации и использования денежных средств на основе их временного сосредоточения в централизованном фонде государства и использования в соответствии с кредитным и кассовым планами банка для нужд расширенного воспроизводства. Следовательно, кредит основывается на движении временно свободных денежных средств социалистического общества, подлежащих возврату их собственникам. Поэтому он способствует дополнительному вовлечению ресурсов в хозяйственный оборот страны. В соответствии с планами экономического и социального развития народного хозяйства кредитные ресурсы используются для ускорения оборота товарно-материальных ценностей, повышения эффективности производства, его интенсификации и улучшения качества производимой продукции.

б) Почему финансы как специфические экономические отношения возникли гораздо позднее, чем деньги, торговля, кредит? При каких условиях общество становиться готовым к созданию финансовых отношений? Какие субъекты становятся обязательными их участниками

Финансы подразумевают под собой денежные отношения между участниками, одним из которых (обязательно) является государство. Вероятно, изначально торговля и кредит совершались при отсутствии государственного контроля, поэтому и финансы как специфические экономические отношения возникли позднее.

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений. Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности. Целью оценки финансовой устойчивости заключается в том, чтобы на основе документов бухгалтерской отчетности рассмотреть финансовое состояние предприятия в аспекте финансовой независимости его от внешних источников

Субъекты финансовых отношений – это предприятия и предприниматели, работающее население и государства, постоянно вступающие во взаимодействие между собой, образуя при этом финансовые потоки. Их масштаб и интенсивность зависят от активности субъектов и социальной политики государства.


Тема 2: Финансовая система: основные субъекты и вспомогательные структуры

1. Перечислите новых участников финансовых отношений в российской экономике в связи с развитием в ней рыночных структур. Кого из них вы отнесете к основным, а кого к вспомогательным (обеспечивающим) элементам? Каким образом они реализуют принцип самофинансирования

Участники финансовых отношений:

- российская федерация в целом, её субъекты и местные административно-территориальные единицы в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти и связей между ними, которые возникают в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

- связи между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны и предприятиями и организациями, а также учреждениями с другой стороны в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием государственных денежных ресурсов;

- связи между государственными финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов;

- связи между государственными или муниципальными предприятиями, организациями или учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного управления с другой стороны и т.д.

Основные участники финансовых отношений: государство, предприятия, население. Кроме указанных на схеме, существуют ещё и внешние валютные потоки, представляющие валютные поступления в РФ и платежи РФ.

Кроме основных участников финансового рынка, принимающих непосредственное участие в осуществлении сделок, к составу его субъектов относятся многочисленные участники, осуществляющие вспомогательные функции (функции обслуживания основных участников финансового рынка; функции обслуживания отдельных операций на финансовом рынке и т.п.).

Принцип самофинансирования.

Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип.

Все средства делятся на собственные и привлеченные. К собственным средствам предприятия в этом случае относятся:

- уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей);

- выручка от реализации;

- амортизационные отчисления;

- чистая прибыль предприятия;

- резервы, накопленные предприятием;

- прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы).

К привлеченным средствам относятся:

- ссуды банков;

- заемные средства, полученные от выпуска облигаций;

- средства, полученные от выпуска акций и других ценных бумаг;

- кредиторская задолженность.


2. Составьте таблицу

Субъект экономических отношений Источники финансовых ресурсов
Собственные Привлеченные
1. Предприятие

Уставный капитал

Добавочный капитал Нераспределенная прибыль

Средства, получаемые от размещения акций акционерного общества

Паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц в уставный фонд предприятия

Средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде дотаций, гарантов и долевого участия

Средства иностранных инвесторов в форме участия в уставном капитале совместных предприятий и прямых вложений международных организаций, государств, физических и юридических лиц.

2. Семья

Заработная плата

Аванс

Дивиденды

Проценты по вкладам

Доходы от собственности

3. Банк

Нераспределенная прибыль прошлых лет, включая резервы банка;

Размещение дополнительных выпусков ценных бумаг;

Привлечение новых пайщиков и акционеров.

Средства государственных и негосударственных предприятий и организаций, которые сберегаются на банковских счетах

Средства бюджетных организаций

Средства физических лиц.

3. а) Дайте свои комментарии к этой точке зрения. Можно ли все сказанное отнести к финансовой системе РФ? С какого периода времени

Биржа - это не только своеобразный рынок, но и способ сравнительно быстрого обогащения на операциях с ценными бумагами. В условиях рыночной экономики это определяет механизм биржевых спекуляций.

В XIX и начале XX в. наиболее типичными в биржевых спекуляциях были индивидуальные, связанные с именами крупных промышленных и финансовых магнатов. Сейчас же все большую роль приобретают спекуляции отдельных корпораций, банков и других финансово - кредитных учреждений или коллективные объединений каких-либо компаний, сговорившихся провести те или иные выгодные операции на бирже. В то же время за той или иной компанией или банком могут стоять магнаты или группа магнатов, стремящихся через данное учреждение получить курсовую выгоду при покупке и продаже ценных бумаг. В настоящее время и в нашей стране биржевые спекуляции все более вписываются в систему экономических, социальных, политических и государственных мероприятий, хотя это не исключает независимых вспышек биржевых спекуляций и бумов. Хотя в любом случае фондовый рынок выбирает себе линию поведения.

3. б) Предложите свои формулировки следующих понятий: финансовые рынки; либерализация экономики; капиталы пересекают границы; биржевые крахи; финансовые спекуляции; денежная стабильность.

Финансовые рынки — это рынки, где продаются и покупаются различные финансовые активы. Система финансовых рынков включает в себя рынок ценных бумаг, рынок валют. Финансовые рынки — это рынки миллиардных финансовых оборотов.

Либерализация экономики - расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных, т. е. ответственных собственников.

Капиталы пересекают границы - размещение денежных средств за границей: в банках, вложение в недвижимость.

Биржевой крах - неожиданное резкое падение курсов ценных бумаг на бирже, приводящее к биржевой панике.

Спекуляция финансовая - одна из основных форм финансовой деятельности наряду с хеджированием, страхованием, инвестированием и т.п. Спекуляция финансовая имеет место, как на биржевом, так и внебиржевом рынках.

Стабильность денежного обращения означает равенство двух макроэкономических потоков, которые образуют так сказать "кровообращение" национального хозяйства: потока товаров и услуг притока денег.


Тема 3: Финансовая политика государства как инструмент регулирования экономики

1. Дайте определение финансового механизма и проанализируйте эффективность и результативность его функционирования в РФ последних лет

Финансовый механизм - элемент всего хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов.

Финансовый механизм включает в себя цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы.

Эффективность функционирования финансового механизма во многом зависит от его структурно-функциональных характеристик, а также соотношений и пропорций между его отдельными элементами. Учитывая существование среди ученых различных точек зрения на количество функций финансов и их содержание, в работе отмечено, что финансовый механизм макроэкономической системы, безусловно, выполняет обеспечивающую и распределительную функции, способствуя созданию общественного продукта, национального дохода и чистого дохода, посредством распределения и перераспределения, которых образуются централизованные и децентрализованные фонды денежных ресурсов.

В то же время, финансовому механизму как инструменту воздействия (в том числе управления) присущи свои специфичные функции – организационная и стимулирующая. Организационная функция финансового механизма проявляется в формах и методах организации финансовых отношений, в том числе посредством использования как рыночных, так и государственных регуляторов.

Стимулирующая функция финансового механизма связана с системой льгот, преференций и финансовых стимулов. На уровне государственных и муниципальных финансов – это использование бюджетных средств на развитие приоритетных отраслей экономики, стимулирование отдельных сфер и производств низкими налогами или наоборот его сдерживание – высокими. На уровне хозяйствующих субъектов стимулирующая функция финансового механизма проявляется в использовании финансовых стимулов, воздействующих как на трудовую деятельность персонала (премии, дивиденды, финансовые санкции), так и на эффективность деятельности предприятия (цена, процентные ставки по кредиту, налоги, использование прибыли и амортизации и т.д.). Результативность функций финансового механизма определяется их взаимосвязью.

2. Сформулируйте современную для России концепцию финансовой политики. Какие реалии она должна учесть? Какой вектор изменений должна наметить

Государственная финансовая политика - понятие многоплановое. И если в целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапах развития общества теоретических концепций, дифференциация ее по элементам стоимостных отношений зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

Как правило, в составе финансовой политики выделяют, как относительно-самостоятельную, бюджетную и кредитно-денежную политику.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

- источников формирования доходов государственного бюджета;

- приоритетных направлений расходов бюджета;

- допустимых пределов разбалансированности бюджета;

- источников финансирования бюджетного дефицита;

- принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом, политика бюджетного федерализма. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности как налоговой системы в целом, так отдельного налога.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставки рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО--ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика. Следует отметить, что если в практике бюджетных отношений под инвестициями понимают финансирование прироста и модернизации основных фондов, то в банковской практике под инвестициями понимают формирование портфеля ценных бумаг.

Вопрос о включении кредитно-денежной политики в состав финансовой политики не бесспорен, но их взаимосвязь и взаимозависимость бесспорны.

Все большее приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

3. В чем конкретно Вы видите проявление новизны финансового механизма по каждому из названных направлений? Приведите примеры из практики

Современная бюджетная система России максимально приближается к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство, хотя для нее все еще характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования механизма бюджетного регулирования.

Специфика бюджета обусловлена его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Экономическое содержание бюджета характеризуется следующими основными взаимосвязями

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. В - первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во - вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В – третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.

Позитивным моментом в формировании российского страхового рынка является создание сравнительно крупных страховых компаний, способных адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка и оказывать страховые услуги, отвечающие мировым стандартам, а также складывающаяся инфраструктура рынка.

Показатели состояния страхового рынка свидетельствуют о том, что в Российской Федерации заложены основы национального страхования.

Тема 4: Основы функционирования финансов коммерческих предприятий. Прибыль как финансовый результат работы предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.