рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Конституционное право граждан на охрану здоровья

Павел Парфентьев, председатель МОО «За права семьи», считает «неоправданно широким» пункт 4 исследуемой статьи, обязывающий «всех граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих», «проходить обязательное обследование и лечение». Допустим, человек заболел легкой формой ОРЗ, которая легко лечится и без вмешательства специалиста, но по букве настоящего законопроекта она является «опасной для окружающих», соответственно, если сам больной или его близкие не обращаются к врачу, значит, они нарушают закон, соответственно, они преступники. Любое преступление должно быть наказано, и самой мягкой нормой наказания может стать принудительное лечсние такого больного. Ныне существующие нормы права предусматривают подобное лишь для заболеваний с особо высокой степенью повышенной опасности. Ни один врач не имеет права без согласия больного или его близких лечить грипп или бронхит, иначе ему грозят неприятности по служебной линии. В случае принятия закона ситуация может сложиться так: больной и его родственники будут виноваты в том, что не вызвали врача, а сам врач – в том, что не держал такую семью «на карандаше» и не ставил в известность вышестоящие лица. Если же это семья, где есть дети до 18 лет, то может сложиться совсем плачевная ситуация, выше мы об этой уже говорили[40].

Логическим следствием 25 статьи и одновременно еще одним законодательным нововведением является положение другой статьи, номер 50, о прохождении несовершеннолетними обязательных профилактических медицинских осмотров (диспансеризации). Это положение дает дополнительный козырь в руки чиновникам из Минздрава и еще одну возможность к злоупотреблениям своей властью. В случае если родители такого ребенка в силу своего законного права отказываются, скажем, от прививки на реакцию Манту, то это может расцениваться как прямое «нарушение права несовершеннолетнего на медосмотр». К примеру, в 2010 году в г. Воронеж по доносу из одной районной поликлиники органы опеки и милиция инкриминировали гражданке Н. «нарушение права ребенка на доступ к медицинскому обслуживанию»[41]. На деле обвиняемая воспользовалась своим правом в отношении своего несовершеннолетнего ребенка на отказ от медицинского вмешательства, в определенных случаях, воздержание от определенного рода прививок, флюорографии и некоторых процедур гораздо лучше, чем применение таковых. К тому же, сведения о том, согласился ли пациент или его законный представитель от определенных процедур, относятся к фактам, констатированным «при обследовании и лечении» пациента, соответственно, попадают под понятие так называемой «негласной врачебной тайны». Таким образом, тот, кто разглашает ее, нарушает нормы внутренней медицинской этики, а тот, кто пытается принудить к этому весь коллектив Минздрава, расшатывает ее веками сложившиеся основы.

Наконец, п. 5 ст. 25 законопроекта обязывает всех граждан, находящихся на лечении, соблюдать режим и выполнять назначения медицинских работников. Не указано, идет ли речь о любом лечении, или только о нахождении на лечении в стационаре. Фактически, эта норма может пониматься как обязывающая пациента выполнять любые назначения врача. Это, безусловно, входит в противоречие с общим принципом российского законодательства в сфере здравоохранения, принятом и в предлагаемом законопроекте – а именно с принципом добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство и правом на отказ от медицинского вмешательства (ст. 8 законопроекта). Пациент может быть юридически обязан соблюдать режим лишь при поступлении на стационарное лечение, и не может быть обязан выполнять назначения медицинских работников, поскольку принцип добровольного согласия предполагает добровольное выполнение таких назначений, а также право на отказ от любого назначения (например, от приема того или иного прописанного лекарства, от проведения той или иной процедуры). В свете принципа добровольного согласия и права на отказ от медицинского вмешательства, норма п. 5 ст. 25 является абсурдной и противоправной[42].

К счастью, уклонение от обязательных медицинских мер чревато пока только нервотрепкой. Но эксперты советуют не расслабляться, потому что если законопроект будет принят, то следует ожидать появление поправок в КоАП и УК РФ.


Глава 3. Проблемы реализации и пути развития законодательного

регулирования права граждан на охрану здоровья

3.1 Проблемы реализации права на охрану здоровья граждан РФ

Здоровье человека в эпоху динамично меняющихся природных и общественных условий требует особо пристального внимания к организации здравоохранения. Особое значение имеют законодательные гарантии действенности системы медицинской помощи и социальной защиты.

Проблема создания, совершенствования и дальнейшего развития законодательной базы в области охраны здоровья населения в Российской Федерации остается одной из самых злободневных14.

Известно, что эффективность деятельности системы здравоохранения является одним из определяющих факторов социально-экономического развития любого государства. К сожалению, в настоящее время мы пришли к ситуации, когда законодательное обеспечение здравоохранения в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях не отвечает реалиям сегодняшнего дня. К тому же нельзя не учитывать, что здоровье населения страны - важнейший элемент национальной безопасности государства - находится в прямой зависимости от деятельности, которую осуществляют органы государственной власти по реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения насчитывает несколько десятков законов, значительное количество подзаконных нормативных актов, его нельзя признать достаточным для решения современных задач. Нормативные правовые акты в сфере здравоохранения разрознены, ряд норм дублируют друг друга, а некоторые отношения в области медицины, вообще, не регулируются правом.

Анализ и обработка действующих нормативных правовых актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве. Систематизация законодательства нужна также как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы. Кроме того, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать соответствующие нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов[43].

Основные теоретические и практические проблемы, связанные с систематизацией законодательства о здоровье человека, с классификацией разделов медицинского законодательства, анализом правового статуса пациента, не получили достаточную систематическую и комплексную разработку и освещение в современной юридической и медицинской литературе. Из-за отсутствия четкой классификации медицинского законодательства на определенные разделы остаются неохваченными правовым регулированием ряд проблем. Имеются противоречия в различных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны здоровья населения, необходимо проведение исследований в области усовершенствования отечественного законодательства в данной сфере.

В настоящее время в России темпы законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому, если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной правовой базы, которая увеличивается быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском законодательстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решать судьбу формально действующих нормативных правовых актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации.

Систематизация - это деятельность по приведению нормативных правовых актов в определенное упорядоченное состояние в целях принятия сводного законодательного акта (Кодекса), либо объединения множества нормативных правовых актов в единый комплекс (Сборник), необходимый для нужд правотворческой и правоприменительной практики.

Между тем, попытка привести в систему действующий нормативный массив наталкивается на значительные трудности. В процессе работы обнаруживаются все более сложно решаемые проблемы. Представляется что виной тому две главные причины: первая - попытка систематизировать законодательство в границах старой системы, сложившейся до принятия Конституции РФ 1993 года; вторая - состояние законодательного массива. Противоречивость законодательных актов, их дублирование, нарушение других правил законодательных процедур, импульсивность законотворчества - все это препятствует строительству эффективной правовой системы. Разумеется, причины недостатков и невысокого качества законодательного регулирования нельзя относить лишь на счет законотворческих органов. Они глубже, зачастую - вне права, в сути тех процессов, которые протекают в обществе и, в конечном итоге, отражают состояние противоборства различных социальных сил.

Потребность в законодательном регулировании в сфере медицины огромна. Такие направления, как защита прав пациентов, правовые аспекты биоэтики, страхование юридической ответственности медицинских работников при выполнении профессиональных обязанностей, клонирование - не урегулированы в достаточной степени. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» 1993 года, как документ непрямого действия, во многом, устарел, принят до введения в действие Конституции РФ 1993 г. и не сопровождается созданием необходимых законов, регулирующих те или иные направления медицинской деятельности. Как качество самого здравоохранения, так и состояние его правовой обеспеченности далеки от оптимальных[44]. Новый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 30.07.2010 года так же далёк от совершенства.

Основные трудности, которые негативно сказываются на процессе создания качественной правовой базы здравоохранения, следующие: недостаточно выраженная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан; отсутствие научно обоснованной концепции создания правовой базы сферы оказания медицинской помощи; разобщенная деятельность представителей правовой и медицинской науки; при понимании специфики России недостаточный интерес к опыту юридической регламентации охраны здоровья граждан в зарубежных странах; слабая законотворческая активность субъектов законодательной инициативы; трудности прохождения законов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.


3.2 Перспективы дальнейшего формирования законодательства в

сфере охраны здоровья граждан РФ

В настоящее время можно констатировать, что развитие законодательства о здравоохранении в РФ идет по пути создания целого пакета из отдельных, специализированных законодательных актов. Однако законодательство в сфере охраны здоровья населения РФ должно создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованный и взаимоувязанный кодификационный акт, который должен быть базой, основой данного законодательства. Основной путь преодоления множественности нормативных актов, а также пробелов и противоречий регулирования - это повышение внимания к кодификации законодательства, принятие законов по укрупненным блокам регулирования.

Необходимость объединения нормативных актов, регулирующих те или иные вопросы обеспечения и охраны безопасности здоровья граждан, в единый законодательный комплекс обусловлено социальным родством и взаимодополняемостью отношений, составляющих их предмет. Все отношения, регулируемые указанными выше законами, проистекают из общего социального фактора: задачи обеспечения здоровья нации. А любой из этих нормативных актов не может надлежащим образом выполнить свою социальную задачу изолированно от других.

Для устранения проблем, характерных для законодательства об охране здоровья граждан, необходим масштабный пересмотр принципиальных основ, на которых строится все социальное законодательство, в том числе законодательство о здравоохранении, приведение его в строго сбалансированную систему, где цели и векторы развития не противоречат, не взаимоисключают друг друга, а работают на общую цель, определенную в ст.7 Конституции РФ.

Деятельность по совершенствованию законодательного регулирования отношений по охране здоровья граждан может быть сконцентрирована по следующим этапам:

1) разработка научно обоснованной, практически реальной концепции развития законодательства об охране здоровья граждан;

2) разработка программы проведения работ по модернизации и упорядочению законодательства в целях обеспечения структурного реформирования отрасли;

3) разработка звеньев необходимых, но пока недостающих для признания законодательства о здравоохранении в качестве полноценно сбалансированной системы;

4) систематизация законодательства.

Одним из приоритетных направлений совершенствования законодательства о здравоохранении в России является систематизация действующей нормативной правовой базы, то есть сведения к внутреннему единству нормативных правовых актов путем внешней и/или внутренней обработки их содержания. Основой всей систематизации должно стать создание Медицинского кодекса Российской Федерации - нового сводного законодательного акта, с внутренней четко определенной структурой, базирующегося на основе существенной переработки нормативного массива в сфере охраны здоровья населения. Тем самым, подразумевается необходимость, во-первых, создания единого сводного законодательного акта (Медицинского кодекса), а во-вторых - переработки ныне действующих нормативных правовых актов с той целью, чтобы они соответствовали данному Кодексу[45].

Актуальность создания Медицинского кодекса РФ объясняется:

- необходимостью комплексного реформирования отечественного здравоохранения, в том числе его правового обеспечения;

- отсутствием в настоящее время научно-проработанной стратегии законотворчества в сфере медицины;

- несогласованностью нормативной базы здравоохранения федерального масштаба, субъектов федерации и муниципального уровня;

- стремлением обеспечить повышение уровня правовых знаний и правовой культуры медицинских работников;

- появлением большинства ныне действующих законов о здравоохранении до принятия Конституции РФ, выхода Гражданского Кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ;

- необходимостью отчетливой правовой регламентации разных систем здравоохранения (государственной, муниципальной и частной) и др.

Следует стремиться к тому, чтобы в сфере здравоохранения появилась именно кодифицированная форма, систематизирующая все медицинское законодательство и устраняющая имеющиеся противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, тем самым, поднимая на более высокий уровень содержание нормативного материала.

Создание кодифицированного акта призвано решить следующие задачи:

1) объединить в максимально возможной степени в одном акте нормы, регулирующие весь комплекс разнообразных отношений по медико-социальной помощи населению, профилактике заболеваний человека;

2) раскрыть содержание права на жизнь и здоровье как основных прав человека;

3) закрепить единые принципы правового регулирования рассматриваемых отношений;

4) определить законодательную базу, ее соотношение с иными нормами и принципами, включая международные нормы и принципы;

5) разграничить полномочия Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, их компетенцию по вопросам правового регулирования здравоохранительных правоотношений;

6) определить структуру органов управления здравоохранением и процедуру обжалования их действий;

7) указать источники и механизм финансирования здравоохранения в целом и отдельных видов медицинской помощи;

8) установить основные правила оказания медико-социальной помощи;

9) установить правовые режимы отдельных видов медицинской деятельности (инфузиология, трансплантология, биомедицинские исследования и др.);

10) определить механизм юридической ответственности за причинение вреда жизни или здоровью в связи с проведением различных медицинских вмешательств и манипуляций.

Решение демографических проблем требует усиления межведомственных мероприятий. В этих целях необходимо формирование единой государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья, совершенствование и приведение в соответствие с международным законодательством отечественной законодательной базы, повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также при восстановлении репродуктивного здоровья, в том числе с применением вспомогательных репродуктивных технологий. В России несколько миллионов бесплодных семейных пар, однако каждая вторая такая семья при соответствующем лечении может иметь детей.

Одной из мер по преодолению сложившейся ситуации станет разрабатываемый в настоящее время рабочей группой при Комитете по охране здоровья проект федерального закона «Об охране репродуктивного здоровья населения Российской Федерации», который будет отвечать современным требованиям охраны репродуктивного здоровья с учетом международных стандартов. Данное предложение прозвучало ещё В Комитете Государственной Думы по охране здоровья 08.12.2009, где прошел круглый стол на тему «Об охране репродуктивного здоровья населения Российской Федерации. Законодательные аспекты»[46].

Министерство здравоохранения и социального развития РФ готовит два проекта документа, в рамках стратегии социально-экономическом развитии страны до 2020 года. Первый проект документа носит среднесрочный характер - это государственная программа развития здравоохранения, рассчитанная до 2012 года, прообразом которой явился и является, по сути, национальный проект.

Второй документ более стратегический и более долгосрочный - это концепция развития здравоохранения до 2020 года, которая должна будет вытекать из основных положений концепции социально-экономического развития до 2020 года. Необходимость подготовки этого долгосрочного документа связана, естественно, с решением задач долгосрочного развития, с решением тех задач, которые поставлены в концепции демографической политики до 2025 года.

Проект Концепции разработан в соответствии с положениями Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года и предусматривает механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы, а также поэтапный переход на полный тариф на медицинские услуги и на оказание всего объема медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования.

Проект Концепции развития здравоохранения до 2020 года направлен Минздравсоцразвития России на согласование в заинтересованные ведомства и представлен в Правительство Российской Федерации[47].

После согласования с заинтересованными министерствами Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития будет организовано обсуждение проекта Концепции.

Целями развития здравоохранения являются:

- прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;

- снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);

- снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г);

- снижение показателя материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г);

- формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;

- повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.

Задачами развития здравоохранения являются:

- создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;

- переход на современную систему организации медицинской помощи;

- конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

- создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;

- улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;

- повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;

- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;

- информатизация здравоохранения[48].

Выходом для достижения этих задач стал Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 30.07.2010 г.


Глава 4. Гарантии права на охрану здоровья

4.1 Сущность и система гарантий права на охрану здоровья

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции Российской Федерации. Но для того чтобы воплотиться в действительность, из декларированного превратиться в фактическое, другими словами, для того, чтобы каждый человек, которому адресовано данное право, мог им реально воспользоваться, необходимы предпосылки, формирующие благоприятную социальную и правовую среду, обстановку, а также специфические юридические средства и способы реализации. Эту обстановку, или среду, состоящую из объективных и субъективных факторов, а также конкретные средства и способы реализации создает институт гарантий реализации и охраны субъективного права, являющийся важнейшим инструментом их обеспечения.

Вопросам, связанным с сущностью и классификацией гарантий, в юридической литературе всегда уделялось много внимания, поскольку гарантии являются одним из важнейших элементов правового статуса человека, обеспечивают саму возможность его существования и реализации.

По справедливому мнению крупнейшего советского и российского ученого Н.И. Матузова, проблема прав человека сложна и многопланова, но главное в ней сегодня — не теоретическая разработка, не законодательное закрепление, не споры о дефинициях (хотя такая задача, конечно, не снимается), а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав индивида, прежде всего, социально-экономических и личных, т. е. преодоление кризиса, причем на главном направлении. Именно это, как заявляет ученый, — наиболее слабое звено в проблеме, именно на это должны быть направлены усилия науки и практики. При этом важно, чтобы действовали не только юридические, но и социальные, политические, организационные и иные гарантии прав личности[49].

Следует отметить особую важность гарантий реализации социальных прав, к которым относится право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Представляя собой так называемое позитивное право, оно превращается в ничто, в пустую фразу, не будучи реально обеспеченным разветвленной системой гарантий.

Конституционные гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь занимают особое место в структуре юридических гарантий, поскольку носят отправной, базовый, фундаментальный характер. Конституционно-правовое обеспечение права на охрану здоровья и медицинскую помощь представляет собой совокупность норм конституционного законодательства, регламентирующих общие условия и предпосылки, а также конкретно-юридические способы и средства обеспечения рассматриваемого права. Конституционные гарантии политического характера зависят от уровня политического развития страны, организации власти в обществе, ее эффективности, проводимой ею политики. Политические гарантии включают в себя демократический, правовой характер государства (ч. 1 ст. 1), признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2), народовластие, осуществляемое как непосредственно, так и через представителей в органах государственной власти и местного самоуправления (ст. 3)[50].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.