рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ограны финансового контроля и их полномочия в РБ

Ограны финансового контроля и их полномочия в РБ

Вариант № 1

1.1. Виды и органы финансового контроля.

План:

1. ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.

2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1.

ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.

Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое

количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой

области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть

классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области

финансов не являются основными и органы, специально созданные для

осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы

государственной власти и государственного управления общей компетенции, для

которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по

экономическому социальному развитию является одним из направлении их

правленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области

указывают законы уставы, положения. Так, в Законе о Кабинете Министров

последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного

фонда Республики Беларусь и его расходованием.

В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию

государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются

новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля.

В 1997г. создан Комитет государственного контроля, в 1994г. Служба контроля

администрации Президента. Упразднены в эти годы Контрольная палата,

Департамент экономического контроля при Кабинете Министров. Контрольные

функции в области финансов осуществляют и местные органы власти, и

вправления в пределах своей компетенции.

Высшим специализированным органом финансового контроля является

Комитет государственного контроля. Конституция Республики Беларусь

указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за

исполнениям республиканского бюджета, использованием государственной

собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и

других государственных органов, регулирующих отношения государственной

собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции

комитета входит осуществление контроля за: исполнением законодательных

актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные,

финансовые и налоговые отношения; сохранностью и использованием

государственного имущества и денежных средств; расходованием средств

государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных

социально-экономических программ; инвестиционной деятельностью органов

государственного управления и хозяйствующих субъектов; использованием

исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов;

движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также

сроками и полнотой их поступления от экспорта товаров и услуг; состоянием

контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а также

некоторые другие задачи прямо или косвенно связанные с финансовыми

отношениями. Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено

Министерство финансов. Оно осуществляет контроль за: соблюдением финансовых

интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое

хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением

республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным

расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и

внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в

министерствах и ведомствах.

Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов

применяет предусмотренные законами Положением о Министерстве финансовые

санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой

дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные

финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.

В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями

занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на

местах. Основными задачами ГКР являются: осуществление контроля за

соблюдением министерствами и другими органами государственного управления

предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами

всех уровней финансово-бюджетного законодательства; целевым и эффективным

использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из

бюджета по направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, также за

законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка

работы финансовых органов республики по организации составления и

исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание

бюджетных органов; анализ действующей в республике системы ведомственного

контроля за использованием государственных денежных ресурсов. К

специализированным органам государственного финансового контроля

относится Государственный налоговый комитет, преобразованный из Главной

государственной налоговой инспекции при Совете Министров Республики

Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах своей

компетенции контроля за соблюдением Законодательства о налогах и

предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью

внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все

функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области

контроля. Для их реализации Государственный налоговый комитет имеет свои

органы на областном, городском и районном уровнях.

Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности

Национального банка, Государственного страхового надзора, Комитета по

ценным бумагам. Касается это, главным образом, контроля за деятельностью

соответственно коммерческих банков и небанковских финансовых организаций,

страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного

финансового контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-

хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных органах

управления, исполнительных комитетах, а также на предприятиях, в

объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности,

руководствуются едиными требованиями, изложенными в Положении о порядке

организации и проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной

деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений,

утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь 1

декабря 1995года. Современные условия

вызывают необходимость одновременного укрепления

государственного финансового контроля в сочетании с применением

хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методам

хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов

независимого финансового контроля - аудит. Аудиторская деятельность--

независимая проверка аудиторами, аудиторскими организациями бухгалтерской

(финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования.

Аудиторы оказывают предприятиям услуги по анализу и финансово-хозяйственной

деятельности, составлению отчетности, расчетов, в том числе по платежам в

бюджет и внебюджетные фонды и другие услуги, предусмотренные Законен об

аудиторской деятельности.

Аудит может быть внешним и внутренним. Внутренний аудит - форма

внутрихозяйственного финансового контроля Внутренний аудит не заменяет

внешнего. Аудит может быт обязательным и инициативным. Обязательная

аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством,

инициативная - по решениям субъектов хозяйствования или собственников.

Регулирование аудиторской деятельности в республике возложено на Аудитор-

скую палату, которая выдает специалистам после аттестации соответствующей

ко- миссией лицензии на занятие аудиторской деятельностью, контролирует

соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления

аудиторской деятельности.

Правовой статус Аудиторской палаты Республики Беларусь вызывает

определенные проблемы. С одной стороны, это орган государственного

управления, а с другой палата существует за счет взносов аудиторов, т.е.

субъектов, относительно которых она выполняет контрольные функции. Это

находится в противоречии с основным принципом государственного контроля:

его независимость о контролируемых, проверяемых субъектов.

2.

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Финансы выполняют три функции; в том числе контрольную. Контрольная

функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе

государственного Контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает

также из управления финансами государства. Специфика финансового контроля

состоит в том, что финансы одновременно являются объектом и субъектом

контроля.

В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в

выявлении отклонений от заданных экономической и финансовой политикой

нормативных предписаний относительно функционирования всей системы

хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная

функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате

контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитее экономики

и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и

большинства населения.

Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовый

деятельности: мобилизации, распределения и использования государственных

денежных средств. Исходя из этого, основными задачами финансового контроля

являются: проверка выполнения финансовых обязательств перед государством;

законности распределения финансовых ресурсов; целевого характера и

эффективного использования государственных средств; правильности совершения

финансовых операций; соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Особенностями финансового контроля является его всеобъемлющий и

универсальный характер и то, что объектом являются не только денежные

средства, по и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные

отношения выражаются в денежной форме.

В сфере финансового контроля находятся практически все органы

государственной власти и государственного управления, предприятия,

независимо от форм собственности, та часть населения, которая является

участниками финансовые отношений. Что касается государственных органов, то

они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля.

Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех объектов

финансового контроля, последний использует практически одни и те же приемы

и способы.

Экономические показатели и социальные параметры, как правило, имеют

денежное выражение. Валовой внутренний продукт, объемы промышленного и

сельскохозяйственного производства, другие основные макроэкономические

показатели выражаются сегодня в триллионах рублей. Показатели

экономической деятельности хозяйствующих субъектов также имеют денежное

выражение. Расходы на социально-культурную сферу, отдельные социальные

программы обязательно обсчитываются на предмет затрат на их реализацию.

Финансовый контроль особенно в сфере материального производства имеет,

кроме чисто контрольного значения, и большое аналитическое. Сопоставление

результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка,

рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и

принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех

факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство

позволяет говорить о контроле рублем как своеобразном проявлении

финансового контроля. Термин "контроль рублем" широко использовался

экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял

своего значения и смысла и в нынешнее время.

Финансовый контроль фиксирует отклонения от установленных государством

предписаний в области финансов. Совокупность требований, установленных в

законодательниц порядке относительно функционирования финансовою механизма

государства и обязанность соблюдал, их формируют финансовоправовую

категорию - финансовую дисциплину. Финансовый контроль, как неотъемлемая

часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он

осуществляется постоянно, несмотря на то, что финансовоплановые акты, как

правило, действуют в течение года. Таким образом, финансовый контроль - это

основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке

законности и эффективности действии, связанных с образованием,

распределением и использованием государственных денежных средств.

Система финансового контроля в Республике Беларусь включает

общегосударственный или вневедомственный, ведомственный,

внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется органами государственной

власти и государственного управления. Национальное собрание и местные

Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении

бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения

бюджета. Постоянные комиссии Парламента также в процессе своей

деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До

представления на рассмотрение Парламента проекта республиканского бюджета

они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему

законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет

государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный

банк. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства,

ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и

учреждений, входящих в систему того органа управления. Вышестоящие органы

обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные

ревизии. В этих целях в составе министерств ведомств создаются

контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией,

работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются

в непрерывном соблюдении за состоянием финансово-хозяйственной

деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении

сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и

условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

Независимый финансовый контроль - это новый вид финансового контроля.

Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты.

Аудиторские организации частные аудиторы оказывают помощь в постановке

бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до

проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный

контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.

Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют

профсоюзные органы, ревизионные комиссии создаваемые в трудовых

коллективах. К общественному относятся также письма и сигналы граждан в

правоохранительные контрольные органы редакции газет, в которых сообщаю

факты злоупотреблений в финансовой сфере.

1.2 Стадии республиканского бюджета.

План:

1. СОСТАВЛЕНИЕ.

2. РАССМОТРЕНИЕ.

3. УТВЕРЖДЕНИЕ.

4. ИСПОЛНЕНИЕ.

5. УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА.

СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Составление проекта бюджета происходит в несколько этапов. Первый

состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех

заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и

местных бюджетов. Далее организуется работа по определению общего объема

доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов

доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня,

потребности в суммах отчислений от общереспубликанских и других налогов и

доходов.

Собранная информация анализируется. С учетом этого Министерство

финансов направляет всем заинтересованным письма об особенностях

составления проекта бюджета на предстоящий финансовый год с учетом

экономического и социального развития Республики.

Практическая работа по составлению проектов бюджета начинается с

анализа отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и ходе

исполнения бюджета в текущем году. Одновременно учитываются

макроэкономические показатели, содержащиеся в прогнозах экономического и

социального развития республики, и показатели развития административно-

территориальных единиц. Бюджетное планирование всегда основывается на

экономических показателях, так как финансы есть отражение положения дел в

экономике. На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в

бюджет с учетом действующего налогового законодательства. Планирование

расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами,

ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном

финансировании. Исходя из этого, Министерство финансов и местные

финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы

бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и

местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию

бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а

финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.

Если на местах не представляется возможным сформировать

сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные

комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные

сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от

регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов,

финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются

исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей

нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или

частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом

разногласий. Для разрешения спора выше- и нижестоящие органы

представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой

доводится до обеих сторон.

Такой порядок создает правовую базу для обеспечения подготовки

проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех

этапов составления проекта бюджета.

Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся

соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих

исполкомов местных Советов депутатов. Последние после детального

обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно в

Национальное собрание и местные Советы депутатов. Этим заканчивается первая

стадия бюджетного процесса.

Введение института президентства в Республике Беларусь пока не нашло

отражения в бюджетном законодательстве в части его полномочий в бюджетном

процессе на стадии составления проекта бюджета. Очевидно, они должны

состоять в рассмотрении представленных Совету Министров материалов по

проекту бюджета и принятия окончательного решения о его представлении в

Парламент.

РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Рассмотрение и утверждение бюджета, как уже было отмечено, относится к

компетенции представительной власти. Однако, элементы рассмотрения

присутствуют и в стадии составления проекта бюджета. Так, Кабинет Министров

рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов

проект республиканского бюджета предложения о размерах нормативов

отчислении от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты

областей и города Минска.

По действующему в настоящее время порядку, представленный Правительством

проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии

Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок

существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению

представленных материалов по проекту бюджета постоянные Комиссии имеют

право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов.

По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения

представительной власти о принятии проекта бюджета или его отклонении.

В процедурном отношении сегодня более отработан механизм прохождения рес-

публиканского бюджета. Поэтому особо остановимся именно на нем.

С докладом о проекте бюджета выступает представитель Правительства.

Содоклад по этому вопросу делает председатель отраслевой постоянной

комиссии. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование

выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского

бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов,

Предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным па голосование

бюджетным показателям считается принятым, если за пего проголосовало

большинство избранных депутатов.

Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется Законом.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.