рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы вексельного обращения в России

капиталам быстро переходить от одного хозяйства к другому, обслуживать

хозяйственный оборот. Вместо цепочки расчетов возникла инертная масса

неплатежей.

Существует, хотя бы теоретически, несколько путей решения проблемы

неплатежей. Это, прежде всего – прямой (без залога) банковский кредит в

оборотные средства. Однако банковский кредит обладает, по сравнению с

векселем рядом недостатков. Он рискован и предоставляется под высокие

проценты, неприемлемые для товаропроизводителей. Еще одним из выходов из

создавшейся ситуации мог бы послужить банковский кредит под обеспечение

товарно-материальными ценностями. Но и эта форма кредита не лишена

недостатков. Такой кредит извлекает из оборота эти ценности и тем самым

замедляет хозяйственный оборот. Такая форма кредита приемлема в случае

формирования больших сезонных запасов, но в других случаях она будет

вызывать замедление оборота и еще большую потребность в оборотных

средствах. Одним из инструментов лишенных такого рода недостатков и

обладающий рядом дополнительных преимуществ является вексельный кредит.

Возрождение цивилизованных форм вексельного кредита и вексельного обращения

позволило бы мобилизовать хозяйственные ресурсы страны для разрешения

сложившейся ситуации повальных неплатежей. Однако, следует заметить, что в

настоящее время эта форма не дает должного положительного результата из-за

отсутствия необходимой административно-правовой базы в российской практике

вексельного обращения и отсутствия четкой кредитной политики Центробанка в

отношении поддержки российских товаропроизводителей. Без решения этих

вопросов цепочка неплатежей, переоформленная векселями, очень скоро

превратится, и уже превращается, в цепочку неплатежей по векселям.

Глава VI.Вексельный рынок Новосибирской области.

VI.Векселя администрации и корпоративные векселя.

Векселя, обслуживающие бюджетные программы региональных органов власти,

сохранились, несмотря на запрещение Законом “О простом и переводном

векселе” выступать им в качестве векселедателя. Бесспорным лидером

вексельного рынка г. Новосибирска стали векселя, используемые для налоговых

платежей. Налоги в части областного бюджета принимаются в соответствии с

постановлением главы администрации Новосибирской области №. 203 от

23.04.98г. "О плане доходов и расходов областного бюджета на II-й квартал

1998г.", в котором указывается: "В целях обеспечения финансирования

защищенных статей бюджета выдачу справок о наличии задолженности по

платежам в областной бюджет производить в сумме не более 30% задолженности

по платежам, за исключением платежей по подоходному, земельному налогам и

налогу на имущество". В настоящее время налоги, в части областного бюджета,

кроме подоходного и земельного, оплачиваются векселями на сумму около 30%

от размера налоговых платежей в части областного бюджета (допускается

небольшая переплата с учетом минимального номинала векселей - 5 тысяч

рублей).

В указанные налоговые платежи принимаются векселя, первым

векселедержателем которых является Управление Финансов и Налоговой Политики

администрации Новосибирской области (например, векселя ООО "Финансовый

центр "Левобережный", ОАО "Сибэкобанк", др.), а также векселя Русского

народного банка и ВЦ РНБ, выписанные на Фонд развития и поддержки

транспортно-дорожного комплекса, связи и информатики (ТДК и СИ). Диапазон

цен на дальние векселя ООО "Финансовый центр "Левобережный", РНБ и ВЦ РНБ -

38-41%. Эти же векселя принимаются в платежи в Территориальный дорожный

фонд в размере около 30% от размера соответствующего налога, но на сумму не

менее 50 тыс. руб., что не выгодно мелким налогоплательщикам. Как

результат, цена зачета в территориальный дорожный фонд значительно

превышает цену этих векселей. В настоящее время задержка погашения векселей

ООО "Финансовый центр "Левобережный" превышает 3 недели. Интерес к ним как

к доходному инструменту утрачен.

Особая ситуация сложилась с векселями, предназначенными для уплаты

налогов мэрии г. Новосибирска. В соответствии с постановлением №. 801 от

20.08.98г. мэрии г. Новосибирска "О порядке внесения налоговых платежей и

иных расчетов с бюджетом города векселями мэрии и векселями муниципального

учреждения "Муниципальный вексельный дом", индоссированными мэрией",

подоходный налог векселями не принимается. Все остальные налоговые платежи

в бюджет города принимаются векселями мэрии со сроком платежа до 31.12.98г.

включительно по номиналу. Это также относится и к векселям мэрии г.

Новосибирска серии "ТВ" и МУ "МВД", индоссированным ТОО "Траст-Компани" и

ЗАО "РАТМ" (основные из 50 поставщиков угля для мэрии). Остальные векселя

мэрии и векселя МУ "МВД" принимаются в уплату налогов в бюджет города, за

исключением, дополнительно к подоходному, налога на имущество. Векселя

принимаются в соответствии с дисконтной сеткой, рассчитанной по ставке

рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Цена дальних

векселей мэрии г. Новосибирска и МУ "МВД" со сроком платежа в 1999г.

составляет 25-27%. Цена дальних векселей МУ "МВД" и мэрии серии "ТВ" со

сроком платежа в 2000 и 2001 г. не превышает 25%, и спрос на них слабо

обозначен. Цена векселей мэрии серии "ТВ" и МУ "МВД", индоссированных ТОО

"Траст-компани" и ЗАО "РАТМ", колеблется в пределах 32-40%.

Текущая задержка по векселям мэрии г. Новосибирска составляет

около полугода и имеет тенденцию к увеличению. Пока еще оплачиваются

опротестованные векселя, числящиеся за физическими лицами.

При оформлении векселей мэрии и МУ "МВД" используется

формулировка "в течение 3 дней по предъявлении, но не ранее ". "Положение о

переводном и простом векселе" допускает только формулировку "в течение 3

дней от предъявления, но не ранее ". Действительно, в п. 33 "Положения"

указывается: " вексель может быть выдан сроком: по предъявлении; во столько-

то времени от предъявления; во столько-то времени от составления; на

определенный день. Векселя, содержащие иное назначение срока

недействительны". Такая неточность в оформлении векселя мэрии выводит их за

рамки действия вексельного законодательства. Она превращает эти векселя в

обычную долговую расписку со всеми вытекающими последствиями.

Исполнение бюджета г. Новосибирска по доходам за 1998 г.

ожидается в размере 2 млрд. руб., что ниже планового - 2187955 руб. Доля

зачетов в доходной части бюджета составляет 48%, доля векселей - 2%.

На рынке векселей следующим по значимости является рынок

векселей и зачетов "Новосибирскэнерго". Объем выпуска векселей,

обращающихся на рынке, составляет 210 млн. руб. Последнее время выпуск

векселей не производился. Очередной выпуск ожидается в декабре этого года.

Векселя разделены на транши, каждому из которых соответствует определенный

круг векселедержателей, от которых эти векселя принимаются в уплату за

электроэнергию и тепло. Векселя принимаются с, так называемым, денежным

сопровождением. Минимальное денежное сопровождение в настоящее время

увеличено с 10% до 20% и для отдельных предприятий может доходить до 100%.

Наиболее популярны транши 78 и 78а. Их цена составляет 15-15,5%. Это

означает, что эффективно цена закрытия долга предприятия, попадающего в эти

транши, составляет около 32% при 20% денежном сопровождении. Цена так

называемых "пеневых" векселей (принимаемых в уплату пени) составляет 11-

12,5%. Векселя "Новосибирскэнерго" окончательно превратились в расчетное

средство. Их невозможно использовать в качестве средства размещения

капитала вследствие увеличения срока оплаты: "в течение десяти лет от

предъявления" (после недавнего инцидента, когда финансовая компания

предъявила их к погашению). В настоящее время чрезвычайно популярен бизнес,

состоящий в том, что за производителя сельскохозяйственной продукции

проводится платеж в "Новосибирскэнерго" (что, как уже было показано выше,

стоит около 32%), он же рассчитывается своей продукцией по номиналу.

Доля остальных векселей на рынке составляет менее 10% общего

оборота. Следует отметить успешно реализуемую вексельную программу ВИНАПа.

Векселя его абсолютно ликвидны, цены поддерживаются на неизменно высоком

уровне. Векселя обеспечиваются продукцией ВИНАПа. Векселя, первым

векселедержателем которых является "Спирт" (г. Куйбышев), стоят 90-95%.

ВИНАП отпускает свою продукцию по данным векселям без денежного

сопровождения и со значительными скидками. Менее привлекательны векселя,

выписанные на иные предприятия. ВИНАП требует по этим векселям 50%

денежного сопровождения, скидки не предоставляются. Так, векселя,

выписанные на "Регионстеклоснаб", стоят 80-85%. Подобная политика "дорогих"

векселей позволяет векселедателю эффективно привлекать дешевые оборотные

средства.

К выполнению своей вексельной программы приступило ОАО

"Сибирское молоко". Векселя передаются поставщикам молока, те, в свою

очередь, получают в обмен на векселя бензин. Следует ожидать появление на

рынке векселей крупнейших предприятий-переработчиков сельскохозяйственной

продукции, таких, как "Альбумин" и 1-ый хлебокомбинат.

VI.2.Рынок бездокументарных векселей

Администрация Новосибирской области оказалась неспособной

погасить бездокументарные векселя, которых в свое время было эмитировано на

200 млрд. неденоминированных рублей. По мнению финансовых кругов, эта

история плохо скажется на других формах заимствований данного эмитента.

Среди финансовых компаний зреет идея судебных исков.

Бездокументарными векселями областная администрация

рассчитывалась с бюджетниками. В среднем до погашения вексель шесть-семь

раз менял хозяина. В конце концов, векселя оседали преимущественно в

финансовых компаниях и дочерних банковских структурах, поскольку банкам

операции с бездокументарными векселями были запрещены распоряжением ЦБ РФ.

До конца года с погашением бездокументарных векселей было все

нормально. Задержки по погашению не превышали пяти-семи дней. Начиная с

1998 г. ситуация резко ухудшилась, УФиНП потеряло всякий интерес к проекту.

Задержки с погашением векселей сейчас превышают 50 дней. Объем непогашенных

векселей на настоящий момент составляет 100 млрд. неденоминированных

рублей. По словам участников рынка, УФиНП не реагирует на их запросы.

Многие финансовые компании обращались в банки с предложением

организовать широкое обсуждение этого вопроса. Но поскольку практически все

держатели векселей являются местными компаниями и надеются на долгую

юридическую жизнь, то инициатором скандала пока никто выступать не хочет.

Другая проблема связана с тем, что данный вид векселей не подпадает под

Женевскую конвенцию, поэтому иски будут возможны только по статье ГК

“Задержка финансовых средств”, что исключает ускоренное взыскание средств,

предусмотренное вексельным законодательством. Кроме того, согласно

действующему законодательству, область не может рассчитываться за долги

собственностью: необходимо проводить аукционы по ее продаже.

Учитывая, что в связи с прошедшим кризисом на рынке акций многие

компании переключились на работу с векселями, а бездокументарные считались

наиболее прибыльными (доходность редко опускалась ниже 80% годовых) из них,

то отсрочка погашения для многих участников рынка равносильна если на

смерти, то тяжелым потрясениям. Уже сейчас держатели векселей потеряли не

менее 6% от их суммы, не считая выплат в ЗАО СОБВО. Учитывая, что многие из

них спекулируют на рынке корпоративных акций, сумма потерь может быть смело

увеличена в десять раз. Банки же, рискнувшие связаться с бездокументарными

векселями, либо близки к администрации области, либо в условиях потребности

области в деньгах считают неэтичным для себя поднимать вопрос об их

погашении и пока стараются вести себя корректно.

Глава VII.Проблемы вексельного обращения в России.

Мало того, чтобы право существовало,

необходимо, чтобы оно осуществлялось.

Но и этого мало. Необходимо, чтобы оно

осуществлялось быстро и неотвратимо.

А. Дирринг

Вексель является для экономики России инструментом новым, хотя

правильнее было бы сказать, хорошо забытым старым. Отсутствие достаточных

юридических и экономических знаний в этой области у большинства людей,

занимающихся предпринимательской практикой в нашей стране, слабая

нормативная база, регламентирующая вексельное обращение, тормозят развитие

вексельного обращения в России и приводят к возникновению большого

количества проблем.

Во всех странах мира вексельные законы представляют собой не менее

300 страниц подробно расписанных отношений векселедателей и

векселедержателей. В нашей стране все вексельное законодательство сводится

к “Положению о простом и переводном векселе” и нескольким упоминаниям в

Гражданском Кодексе. При этом многие вопросы, такие как, например, порядок

бухгалтерского учета операций с векселями, порядок совершения платежа и

протеста по векселю, налогообложение операций с векселями, порядок

рассмотрения в арбитражных судах вексельных споров, порядок раскрытия

информации о вексельных сделках либо совсем не оговариваются, либо требуют

существенной доработки. В этой части работы я попытался обозначить

существующие проблемы и определить возможные пути их решения.

VII.1. Проблемы бухгалтерского учета векселей.

При проведении операций с векселями часто возникают ситуации, когда

бухгалтерский учет таких операций, произведенный согласно установленным

Минфином нормам, приводит к заведомому искажению бухгалтерской отчетности

предприятия.

. Так, например, многие предприятия стараются искусственно завысить

величину собственных средств, дабы таким образом привлечь средства

потенциальных инвесторов. Для этой цели иногда используют вексель.

Согласно ст. 143 Гражданского кодекса РФ, вексель является ценной

бумагой. Следовательно, исходя из п. 6 статьи 66 ГК РФ, который гласит,

что “Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут

быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные

права, имеющие денежную оценку”, векселем может быть совершен вклад в

уставный капитал хозяйствующего общества. Это касается как векселей

сторонних предприятий, так и простых и переводных векселей, выписанных

непосредственно вкладчиком. С точки зрения “здравого смысла”, подобный

вклад не может быть совершен векселем, выписанным самим вкладчиком,

поскольку для него такой вексель является не имуществом, а лишь долгом.

. Также, к разряду проблем бухгалтерского учета можно, условно, отнести

искажение отчетности предприятия учетом, так называемых, “дружеских” и

“бронзовых” векселей. “Дружеский” вексель – выдается одним лицом другому

без намерения векселедателя произвести по нему платеж, а лишь с целью

изыскания денежных средств путем взаимного учета этих векселей в банке.

Обычно “дружескими” векселями (на равные суммы, сроки) встречно

обмениваются два реальных лица, находящиеся в доверительных отношениях,

для того, чтобы потом учесть или отдать под залог в банке, получив под

него реальные деньги, или совершить платеж за товары. “Бронзовый” вексель

– это вексель, за которым не стоит реальная сделка, нет никакого

реального финансового обстоятельства, при этом хотя бы одно лицо,

участвующее в сделке является вымышленным. Цель такого векселя – получить

под него деньги в банке либо использовать для погашения долгов по

реальным товарным сделкам или финансовым обязательствам. “Бронзовые” и

“дружеские” векселя возникают при затруднительном финансовом положении

"кредитора" или при проведении им мошеннической операции. Увеличивая

дебиторскую задолженность, обеспеченную бронзовыми векселями, предприятие

может завысить сумму резерва по сомнительным долгам и уменьшить тем самым

налогооблагаемую базу. Такие векселя фальсифицируют денежный оборот,

провоцируя налоговые неплатежи.

. Не способствует достоверности учетных данных, предписываемый Инструкцией

по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной

деятельности предприятия порядок отражения в бухгалтерском учете операций

по учету векселей в банке. Согласно данной инструкции они должны

учитываться по кредиту счетов 90 “Краткосрочные кредиты банков” и 92

“Долгосрочные кредиты банков” в корреспонденции со счетами учета денежных

средств на сумму полученных денежных средств и счетов 80 “Прибыли и

убытки” - на сумму учетного процента, уплаченного банку. Вексель же до

погашения его плательщиком продолжает числиться на субсчете 3 “Векселя

полученные” к счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. Тот факт,

что вексель учтен предприятием в банке, отражается, согласно инструкции,

лишь в аналитическом учете к субсчету 3 счета 62. Приложение к письму ЦБ

РФ от 9 сентября 1991 г. № 14-3/30 “Рекомендации банкам по работе с

векселями” устанавливает, что на векселях, передаваемых банку для учета,

“должна быть проставлена бланковая надпись (индоссамент) от имени

предъявителя. Перед бланковой надписью оставляется достаточное место,

чтобы банк мог поставить штамп о передаче векселя на имя банка,

превратив, таким образом, бланковую надпись клиента в именную”.

Следовательно, с передачей в этом случае векселя банку он становится его

(банка) собственностью, и передача эта означает для предприятия

реализацию векселя. Значит, после принятия векселя банком к учету сумма

переданного векселя должна быть списана со счета, на котором он отражался

в бухгалтерском учете передавшего предприятия. Отражение же номинала

учтенного в банке векселя на субсчете 3 “Векселя полученные” счета 62

“Расчеты с покупателями и заказчиками” приводит к необоснованному

увеличению дебиторской задолженности в отчетности предприятия, что вводит

в заблуждение ее пользователей.

. Еще одна проблема связана с учетом вексельной суммы. В ноябре 1997г.

Госдумой принят Закон “О бухгалтерском учете”, который требует, чтобы

наше имущество показывалось в балансе по оценке. В противоречии с этим

законом письмо Минфина №142, требует при проведении операций с векселями

учитывать их по номиналу.

VII.2 Проблемы административно-правового характера.

В российской практике вексельного обращения существует также множество

проблем связанных с несогласованностью решений, принимаемых различными

министерствами и ведомствами. К проблемам такого рода можно отнести:

. Проблему векселедателей физических лиц. Она сводится к тому, что вексель

является ценной бумагой, а по постановлению правительства ценные бумаги

должны быть выпущены на защищенных бланках, типографиями, имеющими

лицензию Министерства финансов и т.д. Получается, что по нашему

законодательству, вексель выпускать на простом листе нельзя, а по

Женевской конвенции – можно.

. Если действовать соответственно Положению о простом и переводном векселе,

то возникает необходимость заплатить по векселю немедленно, если вексель

нам предъявлен в месте платежа, в срок платежа, в подлиннике или лицом,

которое надлежащим образом легитимировало себя как кредитор, то есть

доказало, что является надлежащим кредитором по векселю. Между тем

немедленно заплатить по векселю при наличии ограничений расчетов

наличными деньгами между юридическими лицами практически невозможно. Даже

невозможно заплатить в один день с предъявлением векселя к платежу в срок

платежа.

. После вынесения судебного решения о взыскании по векселям арбитражный суд

выдает векселедержателю исполнительный лист, по которому он может

получить платеж. Сами векселя остаются в деле во избежание

злоупотребления – возможного дальнейшего трассирования. Но должник может

отказаться платить, поскольку у вас нет с собой подлинника векселя. С

одной стороны, прав должник – он не может платить без векселя. С другой

стороны, прав суд – он не может отдать вексель, чтобы пресечь

злоупотребления. Правильный способ решения этой проблемы зависит от того,

какая юридическая сила стоит за исполнительным листом. Если

исполнительный лист представляет собой самостоятельное основание для

взыскания, оторванное от того основания, на котором он был выдан, то в

этом случае ничего страшного в том, что нет векселя, нет. Должник должен

будет платить уже не по векселю, а по исполнительному листу. Однако в

законе закрепления такой юридической силы за исполнительным листом нет.

Возникает практически неразрешимая юридическая ситуация.

. Также к разряду административно-правовых проблем можно отнести

информационную закрытость вексельного рынка. Давно назрела необходимость

в создании, так называемых, “черных списков”, в которых бы указывались

предприятия и организации, допустившие протест своих векселей. Центробанк

с такой инициативой обращался в Минюст, с просьбой, чтобы нотариусы

предоставляли в Банк России через Минюст информацию о предприятиях,

допустивших неплатежи и факты протеста векселей. Но Минюст ответил

категорическим отказом, мотивируя это тем, что статья 5 Закона "О

нотариате" направленная на сохранение тайны нотариальных действий,

гласит, что нотариус может разглашать тайну нотариальных действий только

определенным органам, в перечень которых ЦБ не входит. Получается что

протест векселя – публичный акт, необходимый элемент вексельной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.