рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Преобразования финансовой системы России

Преобразования финансовой системы России

Преобразование финансовой системы России

План.

I. Введение ……………………………………………………………2

II. Главная часть

1. СССР до реформ ……………………………………………..3

2. Перестройка в СССР - этапы реформирования

советской экономики в 1985-1991 гг. ………………………4

3. Реформы в России после распада СССР ...…………………6

4. Процесс реформирования нормативной базы

финансовой системы России после 1991 года. ……………..…8

1) Конституция Россиской Федерации;

2) Гражданский кодекс Российской Федерации

и дополняющие его законы;

3) Законы Российской Федерации,

повлиявшие на процесс реформирования

финансовой системы

5. Финансовая системы Российской Федерации в настоящее время, ее

соответствие рыночным отношениям….……..……16

III. Заключение. Проблемы и направления реформ. ………….……22

Список литературы ……………………………………………25

Введение

Итоги реформ, проводившиеся в нашей стране с 1985 по 2000 годы, так

были охарактеризованы Б.Федоровым, занимавшим в тот период времени посты

заместителем главы Правительства Российской Федерации, Министра финансов РФ

и Министр государственной налоговой инспекции РФ. В его книге “10 безумных

лет” дается следующая характеристика реформ: “Лейтмотив книги – анализ

причин печальной неудачи реформ и реформаторов. Сегодня становиться ясным,

что реформы эти проводились непоследовательно и не были доведены до конца.

Именно ограниченность реформ (а не их избыток, как думают некоторые)

привела к нынешней экономической и политической ситуации в России. Не

спорю, были и достижения, я не собираюсь их замалчивать”.

Тоже самое по сути сказано и многими другими экономистами и

политологами страны. Так в статье директора Института кризисных

исследований В.Чкуасели, напечатанной в газете “Известия” за 06.04.2000 г.

сказано следующее: “Причиной кризиса стало десятилетие “дикого”

реформирования России, наложившееся на семь десятилетий ее тоталитарного

прошлого. Еще полвека назад предостерегали посткоммунистическую Россиию от

попыток излечить “каторгу” с помощью “анархии”. К сожалению мы не вняли

этим мудрым словам. Преступность, коррупция, законодательная неразбериха

суть проявления возникшего при этом хаоса.”

Исходя из мнений подавляющего большинства экономистов, политологов,

политиков и простых людей, что реформы в очередной раз не состоялись,

хотелось бы проанализировать основные этапы реформ, процессы принятия

решений и законы, принятые в это время, повлиявшие на процесс становления

финансовой системы.

При написании реферата я, столкнулся с тем, что материал по данной

теме разрознен по различным книгам. Книги, в которой было бы подробно

изложены процессы становления финансовой системы после распада СССР, я

не нашел. А тот материал, который удалось найти в книгах, авторами освящен

или с оглядкой на власть или же наоброт – подчеркнуто ужасающе.

Список книг и статей, которыми я пользовался при написании реферата,

приведен в конце и не хотелось бы его еще раз приводить здесь. В то же

время, хотелось бы привести ряд книг и фамилии их авторов, старавшихся

отразить эту проблему объективно и полно.

Первый среди них, это Борис Феддоров и его книга «10 безумных лет».

Легко читается и содержит объективные сведения очевидца, непосредственно

проводившие эти реформы и знавшего их достоинства и недостатки.

Так же достойно внимания книга Тимошина Т.М. «Экономическая история

России», выпущенная в 1998 году. В ней исследована экономическая история

России, этапы становления народного хозяйства страны вплоть до наших дней.

Хотелось бы, чтобы эта книга была переиздана с учетом фактов, имевших место

после ее выхода в свет.

Главная часть

1.СССР до реформ

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран

М.С.Горбачев, с приходом которого начался новый и последний этап в истории

СССР, получивший название «перестройка».

Новое руководство страны встало перед необходимостью остановить

распад системы «государственного социализма». Для этого стали проводить

осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике,

поскольку глубокий кризис уже успел охватить все ее основные звенья.

Что же собой представляло государство именовавшееся Союз Советских

Социалистически Республик.

Согласно последней Коституции СССР, принятой в 1977 году, СССР

являлось социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую

основу которого составляли Советы депутатов трудящихся. Экономическую

основу СССР составляла социалистическая система хозяйствования и

социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Надо всем этим (обществом и государством) довлела «руководящая роль

Коммунистической партии Советского Союза», без которой не решался

практически ни один важный вопрос.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной

власти СССР являлся Совет Министров СССР, которому подчинялись министерства

(общесоюзные и союзно-республиканские), Государственные комитеты,

Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника», а также Центральное

статистическое управление и Госбанк СССР.

Коммунистическая система управления несмотря на ряд достоинств

(развитие военной промышленности, создание армии, строительство грандиозных

строек-БАМ, мобилизация ресурсов для достижения победы в Великой

Отечественной войне), имеет свои огромные дефекты. Оно порождало

безинициативность, бесхозяйственность, застой в производительности труда,

что не позволяло догнать передовые развитые страны в экономическом (и

вообще в деловом) отношении.

Коммунистическое государство выполняло функции, общие ему с

государствами иного типа (поддержание общественного порядка, внешняя

политика, оборона страны, денежная система и др.), так и такой

специфической, присущей только ему - обеспечение жизнедеятельности общества

как органического целого. Здесь государство присвоило себе все те функции,

какие в западных странах выполняют частные предприятия, банки и всякого

рода негосударственные механизмы самоорганизации.

Планирование деятельности всех частей общественного организма есть

чисто коммунистическое средство сохранения единства общества. Выполнение

плана являлось основным показателем деятельности предприятий.

Если в капиталистическом обществе доминирует экономический подход к

производственной деятельности людей, то в коммунистическом – социальный.

В коммунистических странах деньги не являются конвертируемыми и имеют

постоянную тенденцию к инфляции. В СССР золота и драгоценностей не меньше,

чем в западных странах, а рубль все равно не являлся конвертируемым. Дело в

закономерностях самого коммунизма.

Механизм цен в коммунистическом и капиталистическом обществе

принципиально различны. Во втором это суть законы экономические, в первом –

внеэкономические (тут имеет место политика, а не экономика).

Теперь проследим путь тех преобразований, которые начались после

вступления СССР на путь реформ.

2.Перестройка в СССР

Хотя, как говорилось выше, эпоха «перестройки» формально началась в

1985 году, однако экономическая перестройка началась с июня 1987 года,

когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которому

руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены

исключительно широкиешие полномочия, в частности, право самостоятельного

выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с

иностранными партнерами и др.

На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободу

распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышать

зарплату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, что было

заведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания в

перспективе научно-технического потенциала. К тому же вместе со свободой не

появилась рыночная дисциплина, в соответствии с которой убыточные

предприятия следовало закрывать, а выпуск продукции, не пользующейся

спросом, прекращать. Советское правительство боялось вводить такую

дисциплину из-за угрозы безработицы и социальных взрывов.

В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось

открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной

деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован

большой сектор «теневой экономики».

Характерным явлением позднесоветского периода было развитие арендных

отношений. В соответствии с Закона об аренде (1989г.) трудовой коллектив

мог взять в аренду у государства свое предприятие, чтобы в дальнейшем

приватизировать его путем выкупа по чисто символическим ценам.

В 1989-1991 годах широкое распространение получили новые формы

производственных объединений – концерны, корпорации, которые создавались

путем объединения предприятий.

В 1990 году было принято постановление «О концепции перехода к

регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым

предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и

разгосударствление собственности, создание акционерных обществ,

реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли

оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного

предпринимательства и др.

Как показавыет сегодняшнее состояние экономики, многое из принятого в

то время было ошибкой.

Одной такой разрушительной ошибкой была ликвидация инструмента

централизованного распределения материальных ресурсов – Госснаба – без

предварительного создания адекватного интсрумента рыночного распределения.

Сотни товарно-сырьевых и фондовых бирж, которые в то время возникали

повсюду, как грибы, тщетно пытались взять на себя эту функцию. Их создатели

слепо копировали западную модель биржевых институтов, да и ориентировались

в основном на спекулятивный сектор экономики. Производство оказалось

оторванным от поставщиков и потребителей, что стало источником крупных

хозяйственных диспропорций.

К 1990 году неудачи в реформировании страны испугали руководство СССР

и оно попыталось изменить направленность реформ, переломить негативную для

них ситуацию. Это привело к попытки консервативной стабилизации положения

в стране, вылившейся в попытку государственного переворота.

Для реализации этих целей 19 августа 1991 года был создан

Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), выступивший с

популистской и практически невыполнимой программой выхода страны из

кризиса. 21 августа путч провалился, а вместе с ним рухнули все надежды М.

Горбачева на подписание нового Союзного договора, целью которого была

реформация Советского Союза на иных принципах. Именно с этого начался

фактический распад СССР как единого государства.

8 декабря 1990 года было подписано «Беловежское соглашение» о

денонсации Союзного договора 1922 года. Советского Союза не стало, а на его

месте появилось 15 независимых государств.

3.Реформы в России после распада СССР

Перед Россией встал вопрос по какому пути идти дальше. У руководства

страной было два варианта дальнейших действий.

Первый предусматривал вначале стабилизировать экономическую обстановку

при помощи традиционных советских методов: ужесточение снабженческо-

сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема,

расширения карточного распределения потребительских товаров. И только после

приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению

институциональных реформ (“Программа 500 дней”).

Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных

реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на

стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, ограничение

банками и государством размеров кридита в целях сдерживания инфляции.

Президент Ельцин избрал второй вариант. В январе 1992 года были

отпущены цены на большинство товаров и услуг, ликвидирована почти вся

централизованная система распределения ресурсов, осуществлена либерализация

цен на энергоносители.

В это период времени в стране шла острая борьба между двумя ярко

выраженными группами интересов, готовыми поддержать два альтернативных

варианта экономического развития. Линия размежевания проходила по вопросу о

роли инфляции и путях ее преодоления.

Летом реформы замедлились. Противоречия между Президентом и

Парламентом вылились во взятие силой Белого дома, где заседал парламент.

12 декабря 1993 года прошли выборы в новый парламент и была принята

новая Конституция Российской Федерации.

Многие либеральные шаги исполниельной власти, осуществлявшиеся до

принятия новой Конституции с трудом, после ее принятия нашли свое

воплощение в жизнь: Россия приступила к следущему этапу реформ.

Одной из самых болезненных проблем 1991-1993 годов был распад рублевой

зоны. Распад СССР повлек за собой образование 15 центральных банков на

территории бывшего СССР, каждый из которых мог учитывать денежную массу,

выпуская рублевые кредиты. И хотя наличные деньги вправе выпускать только

Центральный банк России (поскольку все печатные станки находились в

Российской Федерации), кредиты это тоже деньги. Банки стремились перегнать

друг друга в выпуске кредитов, что вело к нестабильности денежной системы.

Распад рублевой зоны стал неизбежен.

Возрождение отечественной биржевой торговли, начало которой было

положено в период правления Петра I, началось в конце 1990 начале 1991

годов. Первой (ноябрь 1990г.) была создана Московская международная

фондовая биржа, в феврале 1991 года появилась Ленинградская фондовая биржа.

С марта 1992 года в России действует Закон “О товарной бирже и

биржевой торговле”. Последующий бурный рост товарных бирж, занимавшихся

продажей самых разнообразных товаров, стал одним из ранних проявлений

экономической реформы в России.

Доходность сделок на них складывалась в основном за счет

искусственного разрыва в ценах: биржевые брокеры скупали товары по низким,

контролируемым государством ценам, а потом продавали их по высоким рыночным

ценам. Либерализация цен в 1992 году привела к кризису товарных бирж.

Следует отметить, что некоторые товарные биржи быстро сменили свою

направленность и превратились в настоящие фондовые биржы. Если в 1992 году

биржевой оборот с деньгами и ценными бумагами составлял всего 3% от общего

оборота, то в 1993 году он стремительно возрос до 46%.

Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого

института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от

государственной собстенности к частной был одним из кардинальных. Закон о

предприятиях и предпринимательской деятельности был принят в 1990 году. В

соответствии с ним разрешалось учреждать различные формы индивидуальной

трудовой деятельности, частные предприятия, полные товарищества,

товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

Процесс приватизации в России проходил в два этапа. Певый их них –

этап ваучерной приватизации (1992-1994). В 1993 году стали создаваться

чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые правительство считало как

опору при формировании будущего финансового рынка. К 1995 году весь

негосударственный сектор производил 70% ВВП

Второй этап приватизации начался в 1995 году. Главной его

особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась

основная борьба за реальную собственность. Государство расчитывало

пополнить свой бюджет за счет продажи акций а полученные средства направить

на инвестиционные цели. Но схема эта не сработала, как не сработали и

многие решения выполненые в этот период времени.

4.Процесс реформирования нормативной базы

финансовой системы России после 1991 года

Становлению новой финансовой системы в Российской Федерации

способствовали в значительной степени следующие оснопологающие документы,

принятые в основном после событий 1993 года.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря1993 года путем

референдума, стала началом нового этапа общественного развития нашей

страны. Конституция внесла существенные изменения во все сферы общественной

жизни страны. Эти изменния были направлены на демократические реформы и

преобразования.

Конституция РФ 1993 года- важнейший правовой акт, основа для создания

новой России. Она стала отражением тех огромных изменения, которые

произошли в системе управления обществом,, которое произошло за годы

реформ; в ней юридичеси закреплены государственно-правовые институты,

которые должны обеспечить построение демократического, правового

государства

Ею предусмотрен ряд принципиальных положений, создающих благоприятный

климат для ведения бизнеса в стране:

-каждый имеет право на свободное использование своих способностей и

имущества для предпринимательской деятельности;

-частная собстенность охраняется законом;

-денежной единиций является рубль;

-общие принципы налогообложения устанавливаются федеральными

законами;

-недопускается деятельность направленная на недобросовестную

конкуренцию и др.

Ценность нового Гражданского Кодекса Российсой Федерации состоит

прежде всего в том, что он устранил тот дискомфорт, хаос, многочисленные

наслоения и противоречия, которые сложились в нашем действующем

законодательстве, из запутанной системы норм которого уже невозможно было

выйти путем копирования отдельных западных правовоых институтов. Ведь

Россия вступила в рынок с уже совершенно устаревшим Гражданским Кодексом

РСФСР 1964 года, с законодательными актами бывшего СССР, несостыкованными с

сегодняшним российским законодательством и многочисленными законами и

бессистемными нормативными документами, издававшимися в рефоормируемой

России после распада ССССР и с целью урегулирования новых экономических

отношений.

В силу острой необходимости в скорейшей стабилизации гражданского

законодательства российского государства вначале была принята первая часть

кодекса, а через год вторая его часть.

В первой части Кодексе были даны определения организационно-правовым

формам хозяйственной деятельности предприятий, таким понятиям, как

физические и юридические лица. Были определены объекты гражданского права,

виды и формы сделок, их исковая давность, право собстенности и другие

вещные права, положения об обязательствах.

Во второй части Кодекса, вступившей в действие с 1 марта 1996 года,

даны определения отдельным видам обязателсьтв. С введением в жизнь страны

Гражданского Кодекса были упорядочены рыночные отношения.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, который

не мог включить в себя все необходимые для становления рыночных отношений

нормы, в последующем были принят ряд законов дополняющих его.

8 января 1998 года был принят Федеральный закон “О несостоятельности

(банкротстве)”, который распространяется на все юридические лица (за

исключением казенных предприятий). Им устанавлены основы признания должника

банкротом, регулируется порядок и условия осуществления мер по

предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности

должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

С принятием 4 июня 1997 года двух Федеральных законов “О судебных

приставах” и “Об исполнителном производстве” были определены условия и

порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и

арбитражных судов, а также актов других уполномоченных органов, а в

структуре органов юстиции появилось крупное специальное подразделение,

обеспечивающее установленный порядок деятельности судов, безопасность судей

и участников судебного процесса. На него также возложена обязанность

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника и прочее.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью

финансовой системы государства. Такая система начала формироваться в России

в конце 80-х годов, когда была признана необходимость восстановления

рыночного хозяйства. Экономическая практика последующих 90-х годов

подтвердила, что главным средством восстановления и развития рыночных

методов ведения хозяйствования являются ценные бумаги, фиксирующие право

собственности на капитал.

Рынок ценных бумаг с сопутствующей ему системой финансовых

институттов это сфера, в которой формируются финансовые источники

экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные

ресурсы. В России принимаются меры для развития и рационализации рынка

ценных бумаг. В частности приняты законы “О рынке ценных бумаг” (1996г.),

“О переводном и простом векселе” (1997г.).

Важнейшим источником доходов государственного бюджета являются

налоговые поступления, которые состовляют 70-80% , поэтому государство

заинтересовано в полном, стабильном поступлении налогов в бюджет. Для этого

в стране была создана (1991г) система Государственная налоговая служба, а в

1993 году была создана Федеральная служба налоговой полиции, входившая до

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.