рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Расходы бюджета РФ и РБ

появляется возможность сокращать военные расходы.

Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном

прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав

входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и

военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-

исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату

пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств

направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах

государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства

по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов

на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по

ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.

Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны

Российской Федерации, которая затем включается в состав республиканского

бюджета. Особенность планирования расходов - в первую очередь определяется

общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже

составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан

с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством

централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего,

продовольствия и т.п.).

Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям

расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов

безопасности финансируется по разделу “Расходы на содержание

правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры”, а расходы на

содержание Службы внешней разведки и некоторых других оборонных ведомств

относится к расходам на содержание органов государственного управления.

Косвенные военные расходы в республиканском бюджете включает в основном

выплаты пенсий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты

финансируются по разделам “Расходы на оборону” и “Социальное обеспечение”.

Исследуя в динамике расходы по статье “Национальная оборона” можно

заметить, что они значительно выросли с 79878,4 миллиардов рублей, в 1996

г. до 100821,1 миллиардов рублей - это составило превышение в общем объеме

расходов на 3,26% по отношению к 1996 году.

Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:

- На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве

финансовой базы деятельности администрации Президента и

Конституционного суда;

- На содержание правоохранительных органов, судов и органов

прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной

безопасности;

- На содержание органов государственной власти. Включают затраты

Правительства, республиканских министерств и ведомств,

представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и

местного самоуправления, дипломатических учреждений и других

ведомств;

- На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты

на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных

судей и проведение референдумов;

- Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

Основными документами, определяющими расходы на управление, является

штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются

структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой

аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады,

надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на

содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату,

хозяйственные, командировочные и другие расходы.

В переходный период абсолютные суммы расходов на управление подвержены

изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних

управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием

средств на эти цели.

Исследуя эту статью расходов в динамике заметим, что расходы на

государственное управление увеличились на 876,1 миллиардов рублей, что в

общем объеме расходов бюджета составило 0,03% по отношению к 1996 году.

Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по

погашению и обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14% к

общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с

10 до 13% к общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение

расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и

внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга Р.Ф. на конец декабря 1996

года установлен в сумме 316,0 трлн. руб. и государственного внешнего долга

на эту же дату в размере 124,1 млрд. долл. США.

Государственным внутренним долгом Российской Федерации являются

долговременные обязательства Правительства Российской Федерации перед

юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами,

находящимися в распоряжении государства.

В соответствии с законом долговые обязательства могут выступать в форме

кредитов, полученных Правительством государственным займом, осуществляемым

через выпуск ценных бумаг от имени Правительства и других долговых

обязательств, гарантированных Правительством. Обслуживание государственного

долга по сравнению с 1996 годом увеличилось на 25179,6 миллиардов рублей.

В окончании этого вопроса можно заметить, что в 1998 году значительно

выросли расходы на такие статьи как: «Национальная оборона» и «Обслуживание

государственного долга» (с 13,4% в 1996 году до 35,97% в 1998 году), тут же

можно отметить статью «Правоохранительная деятельность и обеспечение

безопасности». Снизились расходы по статьям « Сельское хозяйство и

рыболовство» и «Промышленность, энергетика и строительство». Остальные

статьи увеличились в расходной части с небольшим изменением в отношении к

предыдущему году. Вместе с тем, объём расходов на здравоохранение в 1998

году очень низок.

1.2.2. Структура расходов бюджета РБ

В отличие от федерального бюджета, региональные бюджеты в перечне

расходов не содержат расходы на оборону, однако, из региональных бюджетов

финансируются расходы на правоохранительные органы.

Расходы на содержание органов власти субъектов РФ и местных органов

власти финансируются из соответствующих уровней бюджета.

Перечисленные расходы региональных бюджетов занимают незначительный

удельный вес. Основную долю расходов в региональных бюджетах занимают

расходы на финансирование народного хозяйства и расходы на социально-

культурные мероприятия. В финансировании народного хозяйства преобладают

расходы на предприятия ЖКХ, общественного транспорта, компенсации разницы в

ценах на сельскохозяйственную продукцию, дотации отдельным предприятиям,

ссуды предприятиям бытового обслуживания населения и представителям малого

бизнеса.

Приведём пример динамики и структуры расходов консолидированного

бюджета РБ.

Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан.

Таблица 2

|№|Наименован|1996 г. |1997 г. |1998 г. |

| |ие | | | |

| |расходов | | | |

| | |Сумм|Удел|Сумм|Удел|Сумм|Удел|

| | |а в |ьный|а в |ьный|а в |ьный|

| | |млн.|вес |млн.|вес |млн.|вес |

| | |руб.|в % |руб.|в % |руб.|в % |

| | | |к | |к | |к |

| | | |итог| |итог| |итог|

| | | |у | |у | |у |

|1|Государств|4085|3,1 |3509|3,1 |4999|4,0 |

| |енное |70 | |84 | |02 | |

| |управление| | | | | | |

|2|Судебная |- |- |498 |0,04|4952|0,04|

| |власть | | | | | | |

|3|Международ|3492|0,5 |2500|0,2 |2500|0,2 |

| |ная |0 | |0 | |0 | |

| |деятельнос| | | | | | |

| |ть | | | | | | |

|4|Правоохран|9594|0,7 |2300|2,0 |2753|2,2 |

| |ительная |0 | |10 | |64 | |

| |деятельнос| | | | | | |

| |ть и | | | | | | |

| |обеспечени| | | | | | |

| |е | | | | | | |

| |безопаснос| | | | | | |

| |ти | | | | | | |

|5|Наука |2528|0,2 |2300|0,2 |3436|0,3 |

| | |0 | |0 | |0 | |

|6|Народное |3035|23,2|2761|24,4|2907|23,0|

| |хозяйство |923 | |064 | |901 | |

|7|Социально-|4405|33,6|4954|43,7|6260|49,5|

| |культурные|250 | |665 | |462 | |

| |мероприяти| | | | | | |

| |я | | | | | | |

|8|Обслуживан|- |- |8000|0,07|1500|0,1 |

| |ие и | | | | |0 | |

| |погашение | | | | | | |

| |государств| | | | | | |

| |енного | | | | | | |

| |долга | | | | | | |

|9|Расходы по|- |- |9050|0,8 |1205|0,6 |

| |республика| | |0 | |00 | |

| |нским | | | | | | |

| |программам| | | | | | |

|1|Прочие |2409|18,4|9086|8,0 |4043|3,2 |

|0|расходы |535 | |09 | |55 | |

| |Итого |1041|79,6|9356|82,5|1054|83,4|

| |расходов |5418| |800 | |7800| |

| |по бюджету| | | | | | |

| |Расходы |2663|20,4|1979|17,5|2104|16,6|

| |целевых |600 | |200 | |200 | |

| |бюджетных | | | | | | |

| |фондов | | | | | | |

| |Всего |1307|100 |1133|100 |1265|100 |

| |расходов |9018| |6000| |2000| |

Постоянный рост расходов на управление свидетельствует о необходимости

совершенствования аппарата управления, упразднения излишних звеньев и

параллельно существующих структур, экономного и рационального расходования

средств на эти цели. В 1996, 1997 годах эта цифра составила 3,1%, в 1998

году 4%. Расходы на 1998 год были запланированы с увеличением по сравнению

с 1997 годом на 24,1% в связи с увеличением фонда оплаты труда в

соответствии с Указом Президента РБ «Об установлении надбавок к должностным

окладам в органах государственной власти РБ». Из таблицы 2 видно, что от

года к году идёт увеличение расходов по всем статьям, но в то же время в

области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки:

бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко

распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств.

Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики.

Необходимо организовать на должном уровне перераспределение расходов в

пользу социально незащищённых слоёв населения. Продолжается списание долгов

в аграрном секторе. Расходы на правоохранительную деятельность и

обеспечение безопасности, науку и международную деятельность составляют

незначительную долю всех расходов бюджета Республики Башкортостан.

Рассмотрим структуру расходов бюджета РБ в сравнении с расходами

федерального бюджета и их соответственного распределения по звеньям

бюджетной системы.

Структура расходов бюджета и их распределение по звеньям бюджетной системы.

Таблица 3

|Статьи расходов |Расходы |Расходы |

|бюджета |бюджета РФ |бюджета РБ |

| |в % к |в % к |

| |общему |общему |

| |объёму |объёму |

| |199|199|199|199|199|199|

| |5 |6 |7 |5 |6 |7 |

|Расходы на народное |18,|14,|15,|35,|31,|29,|

|хозяйство |0 |7 |3 |0 |9 |5 |

|Расходы на |6,5|9,5|10,|21,|47,|52,|

|социально-культурные | | |2 |0 |9 |9 |

|мероприятия | | | | | | |

|Расходы на оборону |19,|18,|19,|- |- |- |

| |6 |4 |7 | | | |

|Расходы на содержание|6,0|8,1|8,8|0,0|2,7|4,5|

|правоохранительных | | | |03 | | |

|органов | | | | | | |

|Расходы на управление|1,6|1,6|2,2|2,8|3,8|3,8|

|Расходы на |9,2|13,|14,|- |- |- |

|обслуживание | |4 |8 | | | |

|государственного | | | | | | |

|долга | | | | | | |

По приведённой структуре расходов мы видим, что в бюджете Республики

Башкортостан расходы на оборону и обслуживание государственного долга

отсутствуют. Остальные статьи расходов, в частности, расходы на народное

хозяйство, расходы на социально-культурные мероприятия и расходы на

управление в Республике Башкортостан составляют больший удельный вес, чем в

федеральном бюджете.

Следует отметить, что бюджетный год начался в трудных условиях. В целях

смягчения создавшегося положения Президентом Республики Башкортостан и

Кабинетом Министров применяются меры по оздоровлению финансовой обстановки

в Республике Башкортостан, в частности, стабилизации финансового состояния

предприятий и организаций, ликвидация задолженности по выплате заработной

платы, предоставление отсрочек по платежам в бюджет, использование выручки,

поступающей на расчётные счета предприятий и т.д. Ситуация усугубляется еще

и тем, что прирост кредиторской задолженности идёт более высокими темпами,

чем прирост дебиторской задолженности, что свидетельствует о снижении

платёжеспособности и ухудшении финансового положения налогоплательщиков.

Финансовая самостоятельность Республики Башкортостан позволяет смягчить

воздействие экономического кризиса на жизненный уровень населения, в

результате чего ситуация в социальной сфере Республики Башкортостан

оказалась несколько лучше, чем в других регионах Российской Федерации.

Глава 2. Роль бюджета в финансовом обеспечении развития приоритетных

отраслей

2.1. Расходы бюджетной системы в сфере материального производства.

Материальное производство выступает сферой, где создаётся стоимость и

прибавочная стоимость. В плановой экономике основная часть стоимости,

созданной в сфере материального производства распределяется государством. В

рыночной системе децентрализация экономических отношений создаёт условия

для сокращения перераспределительных процессов. Поэтому материальное

производство должно функционировать на основе принципа самофинансирования.

Однако, практика показывает, что существует необходимость поддерживания

сырьевых и других базовых отраслей со стороны государства. Отрасли,

получающие финансовую помощь из бюджета, получают статус приоритетных

отраслей общественного производства. В настоящее время в Российской

Федерации приоритетными считаются агропромышленный комплекс, топливно-

энергетический комплекс, транспорт, связь, отдельные отрасли местной

промышленности и социально-производственной инфраструктуры. Поддержка

государства осуществляется путём прямого бюджетного финансирования простого

и расширенного воспроизводства в этих отраслях или путём предоставления

различных финансовых льгот.

Простое воспроизводство, в основном, обеспечивается выделением дотаций

для покрытия текущих затрат и поддержания уровня цен на отдельные виды

продукции.

Расширенное воспроизводство обеспечивается финансированием капитальных

вложений, т.е. денежные средства предоставляются на создание новых,

расширение, реконструкцию и перевооружение действующих основных фондов

производственного назначения.

Финансирование капитальных вложений из бюджета, в основном,

предусматривается в государственном секторе. Кроме того, капитальные

вложения могут быть профинансированы и по специальному перечню объектов,

утверждаемому Министерством Экономики Российской Федерации и имеющих

общегосударственное значение.

В Российской Федерации имеется практика предоставления бюджетных ссуд.

Например, в 1992 году были выделены льготные кредиты для покрытия

недостатка оборотных средств предприятиям, в уставном капитале которых

преобладала государственная собственность. Кредит был выдан сроком на два

года. Проценты за кредит устанавливались по специальной шкале ставок, в

которой учитывалась динамика цен на продукцию данного предприятия и

динамика учётной ставки ЦБ. Кредитором выступало Министерство Финансов

Российской Федерации. Такая финансовая поддержка позитивно повлияла прежде

всего на расчёты, т.е. был значительно сокращён объём взаимных неплатежей

предприятиям, временно удалось разрешить проблему формирования оборотных

средств. Однако, необеспеченный поток денежных средств объёмом 150

миллиардов рублей в ценах 1992 года, влитый в экономику в июле 1992 года в

августе-сентябре того же года привёл ко второму, значительному витку цен,

по масштабам почти равным росту цен на 1.01.92 г.

В настоящее время, бюджетные ссуды имеют более здоровую основу, т.к.

выдаются на мероприятия, связанные с реализацией федеральных программ по

специальным распоряжениям правительства, т.е. не выступают актом

благотворительности, а ориентированы на отдачу в виде экономического роста,

расширения воспроизводства. Бюджетные кредиты предусмотрены и на уровне

бюджетов субъектов Российской Федерации. На региональном уровне такие

кредиты направляются в преобладающей степени на развитие малого бизнеса и

более эффективны, т.к. здесь возможен более оперативный и жёсткий контроль

за реализацией кредитного проекта.

Проанализируем расходы федерального бюджета на 1998 год.

Таблица 4

|№|Наименование расходов |Сумма в |

| | |млрд. |

| | |руб. |

|1|Государственное управление и |12,06 |

| |местное самоуправление | |

|2|Международная деятельность |14,49 |

|3|Национальная оборона |81,77 |

|4|Фундаментальные исследования и |11,16 |

| |содействие научно-техническому | |

| |прогрессу | |

|5|Промышленность, энергетика и |27,49 |

| |строительство | |

|6|Сельское хозяйство и рыболовство |12,02 |

|7|Образование |17,25 |

|8|Культура, искусство и |3,57 |

| |кинематография | |

|9|Здравоохранение и физическая |9,43 |

| |культура | |

|1|Социальная политика |35,07 |

|0| | |

|1|Обслуживание государственного долга|124,14 |

|1| | |

| |ВСЕГО |512,93 |

Расходы федерального бюджета на развитие промышленности, энергетики и

строительства составляют 27,49 миллиардов рублей. Наиболее крупными

статьями здесь являются:

Государственная поддержка угольной отрасли 5,69 миллиардов рублей;

Конверсия оборонной промышленности 1,48 миллиардов рублей;

Строительство, в том числе жилищное 4,86 миллиардов рублей;

Государственные инвестиции составляют 17, 4 миллиардов рублей, в то

время как общий объём инвестиций составляет 450 миллиардов рублей. Доля

государственных инвестиций в их общем объёме, таким образом, составляет

3,8%. Это очень низкий уровень, свидетельствующий о практически полной

утрате государственного регулирования структурной политики, отсутствие

стратегии обновления основных фондов. В разделе «Промышленность, энергетика

и строительство» не наблюдается развитие машиностроения, обрабатывающей

промышленности, использование мощностей которых находится на уровне около

20%. Неконкурентоспособная отечественная обрабатывающая промышленность

исчезает, при этом не принимается никаких серьёзных мер по повышению её

конкурентоспособности и технологического уровня.

2.1.1. Расходы на оборону

Остановимся подробнее на статье «Национальная оборона», которой в

расходной части федерального бюджета на 1998 год отводится 81,77 миллиардов

рублей. Чрезмерная военная нагрузка на экономику и опасность продолжения

гонки вооружений обусловили необходимость значительного снижения объёма

военного производства и конверсии оборонной промышленности Российской

Федерации. В долговременном плане глобальное сокращение вооружений и

уменьшения производства оружия, сопровождаемое переходом к демократической

системе государственного управления будут способствовать усилению

стабильности, поэтому необходимо оценить последствия резкого снижения

федеральных расходов на оборону и конверсии оборонной промышленности,

положение с экспортом технологий. К 1994 году затраты на оборону в

Российской Федерации были резко снижены: до 4,4% от ВВП, или в 2,3-2,5 раза

по сравнению с уровнем СССР. Особенно глубоким было сокращение военных

расходов в 1992 году – почти на 70% – в целях снижения дефицита бюджета.

В 1995 году доля федеральных затрат на оборону составила около 3% ВВП;

при этом задолженность по государственным закупкам вооружения и военной

техники превысила за год 23%. В абсолютном выражении затраты на оборону в

Российской Федерации в 1989 – 1994 гг. уменьшились более, чем в семь раз (в

США за тот же период они сократились в 1,27 раза).

Что касается экспорта вооружений, то в Российской Федерации в настоящее

время характерно уменьшение его функций: если ранее он был инструментом

внешней политики страны, то сейчас стал источником финансовых ресурсов,

сравниваемый по объёму с оказываемой международной помощью. Однако экспорт

оружия так же резко уменьшился и не смог компенсировать снижение

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.