рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Способы финансирования дефицита бюджета

потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо

нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит

может покрываться только на заемной основе путем размещения на

финансовом рынке бумаг.

5. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо ''лечение'' самой

экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально

ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости

страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.

Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в

короткий срок во что бы не стало добиться равновесия между доходами и

расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное

стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении

стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную

финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути

достойного выхода из кризиса.

В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита

следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры,

которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в

бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению

расходов. Сюда относятся:

1. Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли

народного хозяйства с целью значительного увеличения финансовой отдачи

от каждого бюджетного рубля.

2. Стремление к уменьшению некоторых статей расхода на содержание

административно–управленческого аппарата (министерств, ведомств,

Администрации Президента Российской Федерации).

3. Упорядочение налоговой системы, уменьшение количества налогов и

увеличение собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Все

это, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия

для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления

производства.

4. Необходимо вести решительную борьбу с инфляцией, добиться

стабилизации денежного обращения в стране. Необходим контроль за ценами

и заработной платой путем установления пределов их роста.

5. Укрепление финансовой дисциплины, упорядочение расчетов между

предприятиями, увеличение рентабельности работы предприятий

промышленности и сельского хозяйства.

6. Устранению кризисных явлений также будет способствовать выплата

внешних долгов. Одна из важнейших задач – добиться прекращения оседания

в зарубежных банках части выручки от экспорта.

7. Нужно добиться уменьшения спада промышленного и

сельскохозяйственного производства, его стабилизации. Необходима

разработка плана восстановления народного хозяйства.

8. Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском

секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций

и других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для

населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего

финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация

выпуска федеральных, региональных, муниципальных займов.

9. С целью стимулирования иностранных инвесторов, продолжать

совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это

создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала

в нашу экономику.

Структура финансирования дефицита федерального бюджета

(по определению МВФ) % к итогу.

| Источники |1994 г. | 1995 г. |1996 г. | 1997 |

|финансирования | | | |г. |

|Внешнее финансирование |0,3 | -3,6 | 7,3 | 27,2 |

| | | | | |

|- связанные кредиты |7,4 |9,7 |5,0 |7,8 |

|-несвязанные кредиты |0,9 |3,1 |7,4 |10,2 |

|- еврооблигации |0,0 |0,0 |3,1 |15,1 |

|- платежи по основному | | | | |

|долгу |-8,1 |16,4 |-8,2 |-5,9 |

| | | | | |

|Внутреннее финансирование|99,7 |103,6 |92,7 |72,8 |

| | | | | |

| | | | | |

|- Центральный банк |92,4 |27,7 |27,0 |17,5 |

|- прямые кредиты |80,3 |0,0 |0,0 |0,0 |

|- покупка ценных бумаг |12,1 |27,7 |27,0 |17,5 |

|- ГКО-ОФЗ |11,0 |53,0 |60,1 |52,6 |

|- прочие источники |-3,7 |23,0 |5,6 |2,7 |

3.2. Государственный долг.

Государственный долг – общая сумма всех положительных сальдо

бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые

имели место в стране.

Иными словами, государственный долг – сумма задолженности по

обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые

обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный

государственный заказ, задолженность по заработной плате перед

бюджетниками и т.д.).

Задолженность правительственных органов накапливается и

превращается в государственный долг. Говорят, что сегодняшние

государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые

налогоплательщики являются владельцами государственных бумаг. Они

получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые

частично идут на выплату государственного долга.

Как правило, из текущих бюджетных дефицитов не удается

полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы.

Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым

займам; покрывая старые долги, они делают все больше новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами.

Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более

чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно

для устойчивого денежного обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний,

а так же на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5

лет), долгосрочный (свыше 5 лет).

Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги. По ним

приходиться выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую

задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов

на проценты. Государственные органы стараются консолидировать

краткосрочную и среднесрочную задолженности, т.е. превратить их в

долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основных сумм,

ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

В ряде стран существуют специальные управления

государственного долга при Министерстве Финансов, которые осуществляют

погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных

средств.

Предметом особого внимания является внешний государственный

долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от

внешнеэкономической деятельности страны, например 20–30%, то привлекать

новые займы из-за рубежа становится труднее. Их предоставляют неохотно

и под более высокие проценты, требуя залогов и особых поручительств.

Обычно правительства стран-должников принимают всевозможные

меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это

ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого

возможно несколько путей:

1). Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных

резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен,

так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

2). Консолидация внешнего государственного долга, которая

возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные

организации – клубы, где вырабатывают общую политику по отношению к

странам, которые не в состоянии выполнять свои обязательства. Наиболее

известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и

Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба не

раз шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об

отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

3).Сокращение внешнего государственного долга путем конверсии,

т.е. превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет

долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике

недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале. Одним из вариантов

является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в

приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком

случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего

государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного

согласия используют их для приобретения собственности. Такая операция

ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике

без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных

носителей капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего

государственного долга, делает возможным получение новых кредитов

из-за рубежа.

4). Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение,

к международным региональным банкам, Всемирному банку. Такие банки, как

правило, предоставляют льготные кредиты, но обуславливают свои кредиты

жесткими требованиями к государственной экономической политике, в

частности к эмиссионной, кредитной политике, к сведению до минимума

дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х годах часто

обращались постсоциалистические страны.

Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов,

предоставляют им право пользования своей морской хозяйственной зоной,

строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

Россию больше всего беспокоят проблемы внешней задолженности,

которая увеличилась в последнее десятилетие, можно сказать, до

критической черты. Если в 1985 году внешняя задолженность составляла 28

млрд. долл., в 1990 году – 59,8 млрд. долл., то в 1995 году она

возросла до 120 млрд. долл. Внешний долг России особенно быстро

нарастал в 1992 - 1998 г.г. и к 1999 году достиг 200 млрд. долл.

Проблема рассчитаться с долгами и процентами по ним довольно

сложная для России, если учесть то обстоятельство, что за рубеж уходит

и оседает в зарубежных банках ежегодно от 15 до 20 млрд. долл.

По мнению ряда ученых России, для решения проблемы внешней

задолженности необходимы следующие мероприятия:

- прекращение вывоза капитала за границу нелегальным путем;

- организация сети государственных банков и крупных промышленных

государственных компаний;

- перенос сроков платежей по внешним долгам на 10 лет;

- разработка плана восстановления промышленности и сельского

хозяйства и доведение выпуска их продукции до уровня 1990 –1991г.г.

3.3. Государственные займы.

Для покрытия бюджетного дефицита используются государственные

займы. Это более эффективная форма финансирования дефицита, чем эмиссия

денег.

Государственные займы характеризуются тем, что временно

свободные денежные средства населения, предприятий и организаций

привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска

и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов

государственных ценных бумаг.

Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она

символизируется государственным долговым обязательством и дает право ее

владельцу по истечении срока получить определенную сумму долга и

проценты.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную

цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражается денежной

суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное

пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент

погашения и на нее начисляется процент. Однако реальная доходность

облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного

номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по

курсовой цене, отклоненной от нарицательной стоимости.

Казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций

заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения.

Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение

бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели.

Средства от реализации казначейских обязательств государство

направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных

займов доход может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не

выплачивается вовсе (по целевым займам). Условиями выполнения

казначейских обязательств предусмотрена оплата доходов только в

процентах.

Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным

кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только

среди населения.

Широкое распространение получила практика выпуска

государственных займов центральным правительством. Задолженность

республиканских и местных органов власти, как правило, незначительна.

По форме выплаты доходов займы делятся на процентные,

выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые).

По срокам погашения бывают краткосрочные (до 1 года),

среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (больше 5 лет).

По методам размещения займы делятся на добровольные и

принудительные. В настоящее время в нашей стране действуют добровольные

государственные займы.

Облигационные и безоблигационные государственные займы.

Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров.

Используются в настоящее время на межправительственном уровне.

С 1995года для покрытия бюджетного дефицита в России использовались и

используются различные государственные ценные бумаги - ГКО с

трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские

обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного

облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном

(ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но они

оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-

первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к

принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает

таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых

институтов. Во-вторых, если правительство и создает достаточные стимулы

для приобретения юридическими и физическими лицами ценных бумаг, то

государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных

капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами.

Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими

надежными заемщиками, как государственные органы. Государственные займы

на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита – росту

учетной ставки.

3.4. Влияние государственных займов на формирование

бюджетного долга в России в 1995–1999г.г.

Как уже отмечалось, дефицит бюджета покрывается разными

способами – с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов

Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

В мае 1993г. был сформирован рынок государственных

краткосрочных облигаций (ГКО). Первое время спрос на ГКО был низким в

связи с высокой инфляцией и закрытостью этого рынка для иностранных

инвесторов (нерезидентов). Чтобы обеспечить краткосрочную ликвидность

банковской системы на рыночных условиях, с февраля 1994 г. стали

проводиться кредитные аукционы Центрального банка. После того как в

апреле 1995 г. с принятием закона ''О Центральном банке'' Центробанк

обрел независимость, стало возможным разграничить денежно – кредитную и

фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет

денежной ''накачки'', а с помощью долговых обязательств.

С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита

(прямые кредиты правительству), хотя участие Центрального банка в

косвенном финансировании оставалось значительным. Активно применялись

ГКО и облигации федерального займа (ОФЗ).

Активное использование в финансировании дефицита заимствований

на рынке ценных бумаг положило начало резкому росту внутреннего

государственного долга. Он включает задолженность по ГКО и ОФЗ,

облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ),

реструктурированную задолженность по внутренним валютным облигациям, а

также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому

хозяйству и северным регионам.

С ростом внутреннего госдолга увеличились расходы на его

обслуживание. К 1998 г. они превратились в одну из наиболее крупных и

прогрессирующих статей расходов федерального бюджета. На конец 1999 г.

верхний предел государственного долга был определен в 632 млрд. рублей.

Государственные заимствования требовали значительно больше

ресурсов, чем были внутренние ликвидные сбережения, дефицит

государственных финансов сократить не удалось, а возможность внешних

заимствований осталась весьма ограниченной. В этой ситуации появилась

необходимость допустить нерезидентов на рынок внутреннего

государственного долга.

В феврале 1994 г. Центральный банк официально объявил о

допуске нерезидентов на этот рынок и разрешил им приобретать до 10%

номинального объема выпуска госбумаг. В феврале 1996 г. правила

смягчили, разрешив иностранным инвесторам участвовать через

уполномоченные банки-нерезиденты в аукционах по ОФЗ и репатриировать

получаемую прибыль (19-24% годовых в валюте) под гарантии Центробанка.

В августе 1996 г. Центробанк разрешил им участвовать на вторичных

торгах через российские банки-дилеры.

Постепенное понижение в 1997 г. гарантированной доходности для

нерезидентов до 9% годовых практически не отразилось на

привлекательности для них рынка государственных обязательств.

С 1 января 1998 г. Центральный банк и правительство объявили о

полной либерализации рынка для нерезидентов (были отменены ограничения

на срок репатриации прибыли и гарантированный уровень доходности). В

результате доля нерезидентов на рынке ГКО – ОФЗ неуклонно росла и в

апреле 1998 г. составила 28-30%.

Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего долга, с одной

стороны, позволил снизить процентные ставки и тем самым, во-первых,

уменьшить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание

государственного долга; во-вторых, облегчить получение кредитов для

реального сектора. С другой стороны, резко возросла зависимость

российской экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков.

В эти годы российское правительство шло на привлечение внешних

кредитов, потому что они были существенно дешевле внутренних,

получаемых путем размещения ценных бумаг. Но с осени 1997 г. ситуация

осложнилась. Переход на внешние заимствования пришелся на конец подъема

мировой экономики и начало финансовых потрясений на финансовых рынках

развивающихся стран. Серия финансовых кризисов, особенно в странах Юго-

Восточной Азии, и растущая по этой причине нестабильность международных

финансовых рынков резко ограничили возможности относительно дешевого

внешнего финансирования.

В 1999 г. России предстояло выплатить 17,5 млрд. долларов по

внешнему долгу, а до 2015 г. – 12-15 млрд. долларов ежегодно, даже

если больше ничего не занимать. Это примерно 10% ВВП по состоянию 1998

г. или половина доходов федерального бюджета. Если будут сохранены

нынешние условия обслуживания внешнего долга СССР и самой России, то

наша страна на весь этот период будет лишена перспектив экономического

роста.

Но быстрый рост абсолютного и относительного размера

обслуживания государственного долга определяется как величиной

бюджетного дефицита, так и высокой ставкой процента, которая

обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных

ресурсов. Поэтому следует не только стремиться к сокращению текущего

дефицита бюджета, но и не медлить со структурными реформами,

направленными на рост внутренней нормы сбережений и создание условий

для привлечения их в инвестиции.

Даже к 1998 г., когда начался финансовый кризис, объем

российского государственного долга (суммарно внутреннего и внешнего)

был, казалось бы, не таким большим по международным меркам (примерно

54% ВВП). Для сравнения: отношение совокупного долга стран ЕС к их ВВП

в 1996 г. составляло 70,4%, в США – 63,1%. Но дело в том, что темпы

роста российской задолженности чрезвычайно высоки. Стремительное

расширение рынка ГКО-ОФЗ в 1995-1997 г.г. совпало с рекордным по объему

притоком иностранных капиталов на развивающиеся рынки, в том числе в

России. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.