рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сущность финансов

функционировать. Это общественное воспроизводство, с его непрерывно

повторяющимися и взаимосвязанными циклами. В настоящее время практически

все ученые-экономисты признают необходимость финансов и их важную роль в

выполнении государством своих функций.

Однако до конца остается не выясненным вопрос сущности финансов и

границы их распространения.

До тридцатых годов в России и СССР под финансами понимались лишь

отношения, связанные с добыванием государством средств для его

функционирования. Некоторые экономисты финансами считали совокупность

денежных ресурсов или фондов, находящихся в распоряжении государства и

предприятий. В пятидесятых годах утвердилось понимание финансов как

денежных отношений, обеспечивающих распределение совокупного общественного

продукта, национального дохода.[4] Оно сохраняется до нашего времени.

Переход к рыночной экономике происходит в условиях функционирования

многообразных объективных стоимостных категорий и денежных отношений,

которые пронизывают все стороны жизни, денежные отношения опосредствуют

куплю-продажу, оплату труда, сферу приложения свободных денежных средств,

разнообразные отношения с зарубежными странами.

Здесь возникает вопрос – все ли денежные отношения являются финансами

или существуют, какая – то граница их распространения?

Экономисты Александров А. М., Вознесенский Э. А. и другие исходили из

того, что финансы и кредит, имея денежную форму и обеспечивая в

общественном воспроизводстве распределительный процесс, представляют

единую категорию «финансы в широком смысле слова». Академик Чантландзе

понимал финансы еще в более расширенном смысле, включая в их состав банки,

цены на товары, фондовые биржи, денежные рынки, золото, банкноты, векселя,

ценные бумаги. А в узком смысле к финансам он относил лишь бюджетные

средства.[5]

Большинство же ученых-экономистов считают, что финансы представляют

особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные

признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, следует

считать:

1. Денежный характер финансовых отношений

2. Распределительный характер финансовых отношений

3. Финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных фондов

принимающих вид финансовых ресурсов

4. Безэквивалентность отношений распределения (Это отличает финансы от

отношений купли-продажи)

5. Безвозвратность и бесплатность (Это отличает финансы от кредита)

Опираясь на данные признаки можно увидеть, что финансы возникают и

функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – на стадии

распределения и перераспределении стоимости общественного продукта. Из

этого следует, что расширительная трактовка сущности финансов вызывает

сомнение. Распределение и обмен – это разные стадии воспроизводственного

процесса, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому

нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на

разных стадиях воспроизводства, к одной и той же категории – финансам.

Ограничение места финансов распределительной и перераспределительной

стадией воспроизводства вводит жесткие границы функционирования финансов,

но это не означает, что финансы ограничивают свое действие на этой стадии

воспроизводства. Финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного

процесса посредством косвенных факторов.

2. Финансовая система Р.Ф.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер

(звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется

особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств,

различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя следующие

звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды,

государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования,

фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Рис 1. Финансовая система.

Рис 2. Финансы предприятий.

Рис 3. Страхование.

Рис 4. государственные финансы.

Рис 5. Финансовый рынок.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено

различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и

использования централизованных и децентрализованных фондов денежных

средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов

создаются путем распределения и перераспределения национального дохода,

созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и

социального развития, приводит к необходимости централизации в его

распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их

использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых

обеспечиваются потребности государства в решении экономических,

политических и социальных проблем. Иные формы и методы образования и

использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями

финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из

денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых форм и

способов образования и использования денежных фондов в каждом отдельном

звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином

источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий,

поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального

производства. В ходе предпринимательской деятельности коммерческих

организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения,

связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием

услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и

привлечением внешних источников финансирования, их распределением и

использованием.

Итак, финансы предприятий и организаций – это финансовые или денежные

отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе

формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их

распределения и использования.

Финансовые отношения предприятий и организаций строятся на определенных

принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

Принцип хозяйственной самостоятельности. Он не может быть реализован

без самостоятельности в области финансов. Хозяйствующие субъекты независимо

от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической

деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных

средств с целью извлечения прибыли. Рынок стимулирует предприятия и

организации к поиску новых сфер приложения капитала, созданию гибких

производств, соответствующих потребительскому спросу. Предприятия и

организации с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять

финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме

приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в

формировании уставного капитала других хозяйствующих субъектов. Однако о

полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство

регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно

устанавливаются взаимоотношения предприятий и организаций с бюджетами

разных уровней. Предприятия и организации всех форм собственности в

законодательном порядке уплачивают необходимые налоги.

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа – одно из

основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает

конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает

полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции,

выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства

за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских

кредитов. К основным источникам финансирования предприятий и организаций

относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный

фонд, другие фонды предприятий. Некоторые предприятия и организации ряда

отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по

объективным причинам не могут обеспечить свою рентабельность. К ним относят

отдельные предприятия пассажирского транспорта, жилищно-коммунальные

хозяйства, сельскохозяйственные предприятия, предприятия оборонной

промышленности. Такие предприятия по мере возможности получают

государственную поддержку в форме дополнительных дотаций из бюджета на

возвратной и безвозвратной основе.

Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость

этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской

деятельности – извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах

предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и

государством в целом. На уровне отдельных работников предприятия реализация

этого принципа может быть обеспеченна высоким уровнем оплаты труда. Для

предприятия этот принцип может быть реализован в результате проведения

государством оптимальной налоговой политики, экономически обоснованной

амортизацией, созданием экономических условий для развития производства.

Само предприятие может способствовать реализации этого принципа соблюдением

экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной

стоимости, формировании фонда потребления и накопления. Интересы

государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятий,

ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины.

Принцип материальной ответственности. Означает наличие определенной

системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной

деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и

регламентируются российским законодательством. Предприятия, нарушающие

договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных

кредитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы,

неустойки. К нерентабельным предприятиям, не способным отвечать по своим

обязательствам может быть применена процедура банкротства.

Принцип обеспечения финансовыми резервами. Он диктуется условиями

предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками

невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений

последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и

самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.

Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены

продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые

вложения предприятий также связанны с риском получения дохода ниже

запланированного, либо полной потери вложенных средств. Реализацией этого

принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных

фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические

моменты хозяйствования.

Общегосударственные финансы органически связанны с финансами

предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является

национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с

другой – процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за

счет собственных средств предприятий, но и как было сказано выше за счет

общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований,

использовании банковских кредитов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование

централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя для этого

налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Но для того чтобы помогать предприятиям, исполнять свои обязательства

перед гражданами и выполнять свои функции государству требуется некий

денежный фонд, откуда оно будет брать средства. Этим фондом является

государственный бюджет.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он

представляет собой форму образования и использования централизованного

фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной

власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны,

утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через

госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального

дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных

мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной

власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение

национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными

средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития

общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую

и финансовую политику на всей территории страны.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет

сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на

общественное производство путем создания иного режима расходования

бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного

производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и

дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых

позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета

должны направляться на осуществление инвестиционной политики,

субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных предприятий.

Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию

рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-

технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя

различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно

изменить финансово-экономическую ситуацию в государстве.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием

сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в

непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и т.д.).

Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления

осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета,

обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное

значение. Они позволяют государству развивать систему народного

образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в

медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения,

осуществлять социальную защиту.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные

фонды.

Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных

властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных

целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не

отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды

включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты

труда.

Организационно внебюджетные фонды обособленны от бюджета и имеют

определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое

назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обычно в

названии фонда указанна цель расходования средств.

Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:

1. Обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы

экономики (фонды НИОКР, экологические фонды, фонд медицинского

страхования)

2. Расширить социальные услуги населению с помощью различных

фондов.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются

автономными и изъятию не подлежат.

Материальным источником внебюджетных фондов является, как и других

звеньев финансовой системы, является национальный доход.

Положительное сальдо внебюджетных фондов может быть использовано для

приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или

процентов.

Государственный кредит.

Он отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством

временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на

началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком –

государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы

государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций,

казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные

дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без

осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется

также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях

инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его

платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса,

т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Необходимостью использования государственного кредита обусловлена

невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных

доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических

лиц используются для финансирования экономических и социальных программ,

т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых

возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные

займы не выражают конкретного целевого выражения, тогда как местные органы

власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство

городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения,

культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые

центральными и местными органами управления. По месту размещения

государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из сроков

привлечения кредит делится на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от

года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд

особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий,

например, налогов:

1. Добровольный характер при размещении займов

2. Если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в

бюджет или во внебюджетные фонды, то основой государственного

кредита являются его возвратность и платность.

В государстве должен быть создан резерв на случай убытков связанных со

стихийными бедствиями и несчастными случаями. Таким резервом является фонды

имущественного и личного страхования.

Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных

отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных

взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения

возможного ущерба, нанесенного субъектам хозяйствования, или выравнивания

потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых

случаев.

До 1990 г. страхование у нас было построено на началах государственной

монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по

страхованию и только государство могло давать гарантированные обязательства

по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате

стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране

проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах

хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное

страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать

денежные средства, предусмотренные на эти цели.

С развитием рыночных отношений в нашей стране появилось возможность

отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает

государственные страховые компании изменять структуру и направленность

деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее

время наряду с государственными страховыми компаниями страхования

осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на

право ведения страховой деятельности.

Исходя из многообразия объектов, подлежащих страхованию, различий в

объеме страховой ответственности, степени риска страхование делится на:

Обязательное страхование – осуществляется в силу закона, с позиции

общественной целесообразности. При его проведении действует неограниченная

во времени страховая ответственность по установленным законодателем

объектам страхования и кругу страхователей, она наступает автоматически

при возникновении страхового случая.

Добровольное страхование – проводится в силу закона и на добровольной

основе. Законом определяются наиболее общие условия страхования, а

конкретные условия его проведения регулируются правилами, установленными

страховщиком в договоре страхования. Эта форма страхования не носит

принудительного характера и предоставляет возможность свободного выбора

услуг на страховом рынке. Вместе с тем добровольное страхование носит

выборочный охват, так как не все страхователи желают в нем участвовать, а

для отдельных категорий лиц устанавливаются ограничения при заключении

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.