рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансовая система Украины

финансовой системы так, что основным его звеном и основой являются

государственные финансы (см.схему №1). Он говорит о том, что государство

для выполнения своих функций должно иметь в своем распоряжении определенную

величину финансовых ресурсов, которые производятся в его

народохозяйственном комплексе. С этой елью оно осуществляет свою финансовую

деятельность, законодательно определяя формы мобилизации доходов и расходов

для достижения экономического и социального прогресса в стране.

Государственные финансы – главное звено финансовой системы государства. Оно

……средствует около 80% всех финансовых отношений и содержит различные

финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою

финансовую деятельность. Государственные финансы включают: государственный

бюджет, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения,

финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм

собственности, государственный кредит, государственное личное и

имущественное страхование.

Все сферы государственных финансов имеют собственную сферу

функционирования, однако они тесно связаны между собой. Основу

государственных финансов составляют финансы предприятий и организаций

государственной и комунальной форм собственности. Тут производится больше

чем 90% валового национального продукта, который является главным объектом

финансовых отношений. В условиях становления раночных отношений часть

государственного сектора уменьшается, однако еще долгое время этому сектору

будет принадлежать решительная роль в процессах распределения и

перераспределения, осуществляемого с помощью финансов. Это была точка

зрения профессора Василина О.Д.

А вот совершенно иначе представляет структуру финансовой системы

Опарин В.В.(см.схему №2). Он производит выделение составных элементов по

признаку движения каналов денежных потоков и места концентрации финансовых

ресурсов. В основу выделения сфер он рекомендует положить уровень

экономической системы (2). Выделяется 4 сферы: уровень микроэкономики –

финансы субъектов хозяйствования, уровень макроэкономики – государственнае

финансы, уровень мирового хозяйства – международный финансы, обобщенный

уровень – финансовый рынок.

Звено показывает обособленную часть финансовых отношений. Его

выделение проводится по признаку ………ности или обособленного фонда

финансовых ресурсов, или спецефических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансовых субъектов хозяйствования не делится на отдельные

звенья, так как они имеют общие принципы организации и методы ведения

хозяйственной деятельности.[1]

Существуют особенности, связанные с формой собственности или отраслевой

спецификой. Однако, считает Опарин В.В., они не настолько существенны,

чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности

влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность

государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет,

государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного

сектора.

Сфера международные финансы отображает обменную и

перераспределительную функцию на мировом рынке и включает 3 направления:

международные расчеты; финансы международных политических, экономических,

гуманитарных организаций; международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как

специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не

принадлежит к конкретной сфере.

Такой является структура финансовой системы по мнению Опарина В.В.

Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых

отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает

предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на

каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними.

Следующая трактовка структуры финансовой системы Украины доктора

экономических наук Шокуна В.В (1). Он предлагает в условиях реалий

существования Украины как независимого, демократического, социального и

правового государства перестроить собственную финансовую систему(см.схему

№3).

Предложенная концепция финансовой системы Украины рассматривается как

основа для разработки финансовой доктрины страны, которая должна определить

влияния государства на управление движением ВВП в процессе распределения

его стоимости.

Финансовая система Украины определена как взаимосвязанное соединение в

экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости

ВВП и субъективного процесса влияния на него политики страны. Концепция

перестройки финансовой системы Украины основывается на:

> осмыслении экономической сущности процессов формирования и

направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

> включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с

проведением законодательно обеспеченой финансовой политики

государства;

> использовании системного подхода, который дает возможность

рассматривать составные финансовой системы в единой взаимосвязи.

Научно-практическое назначение положений этой концепции состоит в

возможности:

> определения подходов, которые касаются создания финансовой доктрины

государства;

> определения подходов к разработке экономико-математических моделей

формирования и движения финансовых ресурсов страны, функциональным

назначением которых должно стать прогнозирование, планирование и

анализ распределения стоимости ВВП;[2]

> введения единой системы понятий и однозначного толкования их, как

на уровне профессионалов-практиков, так и в образовательном

процессе;

> оценке состояния законодательно-нормативного обеспечения и

разработке единого пакета взаимосогласованных правовых актов,

касаемых вопросов функционирования финансовой системы с дальнейшим

ее мониторингом.

Кандидат экономических наук Безгубенко Л.И.(1) представляет структуру

финансовой системы, выделяя три сферы:

> государственные финансы;

> частные финансы;

> финансы предприятий

Государственные финансы он подразделяет на общегосударственные финансы и

финансы государственных предприятий. А частные финансы на финансы частных

предприятий и финансы домохозяйств.

Безгубенко Л.И.характеризует звенья финансовой системы и говорит о

том, что для государственных финансов, в частности, характерны:

1.Принцип функционального назначения звена.

2.Административно-териториальный принцип.

Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая

обусловлена спецификой:

1.состава финансовых отношений;

2.состава фондов денежных средств;

3.источников формирования фондов денежных средств и методов аккумуляции

средств;

4.направлений использования фондов денежных средств;

5.целевого назначения фондов денежных средств;

6.участников формирования денежных средств;

7.участников распределения и использования фонда денежных средств;

8.собственника или распорядителя фонда денежных средств;

9.роли в процессе производства, распределении и перераспределении

ВВП и НД;

10.Части в распределении финансовых ресурсов

> осмыслении экономической сущности процессов формирования и

направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

> включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с

проведением законодательно обеспеченной финансовой политики

государства;

Особенно актуальным считает Безгубенко Л.И., для Украины, ее

финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей,

ученых и практиков к финансам домохозяйств.

Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено

бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в

государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной

в отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов

домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством

прежде всего уровня экономического развития государства. Так представляет

финансовую систему Украина Безгубенко Л.И.

Свою концепцию состава и структуры финансовой системы Украины

представляет кафедра «Финансы и кредит» Донецкого Государственного

Университета(см.схему №5). Эта трактовка широко и полно отражает структуру

финансовой системы, все ее сферы и особенно отдельные ее элементы. Она

очень актуальна на сегодняшний день для экономики Украины. Основываясь на

такой структуре легче проводить анализ финансовых ресурсов государства,

подробно исследуя все их сферы и звенья, и механизмы, их аккумуляции и

распределении. Именно основываясь на этой трактовке я буду рассматривать в

дальнейшем финансовую систему Украины.[3]

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему

строению и организационной структуре.[4]

Финансовая система - совокупность относительно обособленных

взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические

формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Финансовая система – совокупность финансовых органов и институтов,

которые управляют денежными потоками.

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную

совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она

состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность

финансовых отношений.

Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу

выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы (схема 1).

Внутренняя структура финансовой системы показана в схеме 2.

Организационная структура финансовой системы – совокупность финансовых

органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её

внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-

либо стране осуществляют органы государственной власти и управления. Состав

органов и институтов финансовой системы представлен на схеме 2 приложения.

Раздел 2. Фискальная политика

2.1. Механизм функционирования финансовой системы

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления

финансами. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и

перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего

удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного

богатства. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в

финансовом механизме государства.

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий

собой систему установленных государством форм, видов и методов организации

финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства

финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует

государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.).

Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых

отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация

внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы

финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных

расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и

нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы.

Также финансовый механизм можно представить в виде совокупности

механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

> Функционирование бюджетного механизма

> Механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и

организаций

> Механизм функционирования внебюджетных фондов

> Механизм функционирования местных финансов

> Функционирование страхового механизма

> Механизм функционирования финансового рынка

Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового

механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация

форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором

финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм

функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются,

распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии

с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его

достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм

функционирования должен быть инструментом согласования и реализации

интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных

возможностей.

Более конкретно такую черту можно определить как финансовое

планирование, т.е. один из элементов управления финансами, объектом

которого является распределительный процесс. Этот процесс охватывает

формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и

использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на

основе производственных и финансовых показателей.

В процессе финансового планирования определяются:

> источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период

> объемы денежных фондов, создаваемых на их основе

> рассчитываются направления и структура использования средств

денежных фондов, при этом решается задача наиболее эффективного их

использования

В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные,

трудовые и финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения

непроизводительных расходов.

Механизм финансового регулирования дает возможность государству

сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы

принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества

направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов

фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

Финансовый контроль можно представить в двух аспектах:

> Строго регламентированная деятельность специально созданных

контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства

и финансовой дисциплины всех экономических субъектов

> Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на

макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и

эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль представляет собой две взаимосвязанные, но

обособленные сферы: государственный финансовый контроль и негосударственный

финансовый контроль, который в свою очередь подразделяется на внутренний

(внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные

пропорции распределения валового национального продукта. Он

распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает

полноту и своевременность их поступления в бюджеты и целевое их

использование. Государственные контролеры наделены правом осуществлять

ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и

корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными

экономическими интересами.

Целями негосударственного контроля (главным образом, внутрифирменного),

в противопоставление государственному, является минимизация своих

отчислений в государственную казну и других издержек с целью повышения

нормы прибыли на вложенный капитал.

2. фискальная политика ,законодательные и правовые основы,

регламентирующие механизм функционирования финансовой системы

Украины.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это система регулирования

экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Цели

фискальной политики :

a) Сглаживание колебаний экономического цикла.

b) Стабилизация экономического роста.

c) Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Экономическая наука выделяет следующие типы фискальной политики (

см. приложение схема 3):

> Дискреционная;

> Автоматическая;

И дискреционная , и автоматическая фискальная политика играют важную

роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та ни другая

не является панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической

политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить

эти колебания они не в состоянии .

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной

политики . К ним можно отнести:

> Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием

на экономику;

> Административные издержки;

> Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов- популярное

в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может

стоить парламентской карьеры ).

Тем не менее максимально разумное применение инструментов и

автоматической и дискреционной политики может существенно влиять на

динамику общественного производства и занятости , снижение темпов инфляции

и решение других экономических проблем.

Из вышеперечисленных данных видно какую сложную систему представляет

из себя финансовая система Украины. Она состоит из большого количества сфер

и звеньев и только проанализировав ее можно понять как такой сложный

механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой

системы выступают законодательные и правовые акты. Именно на основании их

можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как

аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В

данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных и правовых

актов, которые составляют основу финансовой системы.

Государственный бюджет- центральное звено финансовой системы. В нём

объединяются все основные инструменты – расходы различные виды доходов,

государственные займы.

Так как отсутствует закон Украины о финансовой системе, то вторым по

значению будут выступать Закон Украины «О бюджетной системе от 29 июня 1995

года». Государственные финансы выступают одной из главных сфер финансовой

системы и государственный бюджет – одно из самых больших их звеньев. Именно

в нем объединяются самые главные доходы и расходы государства. Бюджет своим

инструментарием объединяет такие основные финансовые категории как налоги,

расходы, государственный кредит и другие, в их взаимодействие и динамике.

Рассматривая социально-экономическую сущность государственного бюджета

следует отметить, что она определяется:

> Способом производства;

> Наличием формы собственности на средства производства;

> Функционированием основных экономических законов государства;

> Характером производственных отношений;

> Природой, целями и задачами государства.

Содержание социально-экономической сущности государственного бюджета

проявляется в том, что он одновременно является:

перераспределения НД;

Инструментом государственного регулирования и стимулирования экономики;

Инструментом эффективного воздействия на процессы расширенного

воспроизводства;

Ведущим звеном финансовой и бюджетной системы государства;

Основной финансовый план страны;

доходов и расходов государства;

Источником финансовой обеспеченности реализованных в государстве

основных социально-экономических программ.

В бюджете в условиях современности централизуется значительная часть

денежных ресурсов, которые являются необходимым условием для реализации

государством своих функций, таких как экономическая, социальная,

политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А бюджетная

система регламентируется «Законом Украины о бюджетной системе»

О бюджетной системе»

В этом законе определено, что бюджетная система состоит из

Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета АР Крым и

местных бюджетов. Бюджет является составной частью финансовой системы

Украины. Взаимодействие бюджета с другими звеньями финансовой системы

регулируются настоящим законом и многими законодательными актами

Украины.[5]

Бюджетная система строится на началах, определенных Конституцией

Украины. Она отделена от финансов субъектов хозяйствования в части уплаты

их долгов и обязательств.

Налоги и сборы и другие обязательные платежи зачисляются в бюджет

полностью, независимо от их целевого назначения.

Граждане Украины, а также другие физические лица уплачивают в бюджет

установленные законами налоги, сборы и друге обязательные платежи.

Платежи, удержанные с субъектов предпринимательской деятельности,

перечисляются в бюджет в первоочередном порядке. Достоинством этого Закона

является не только то, что внесли указом механизм наполнения бюджета, но и

то, что в нем регламентирован механизм формирования доходов и

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.