рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансово-промышленные группы

| | | |инвест.фонд |стройматериалы, |

| | | | |оборудование для |

| | | | |с/х, оборудование |

| | | | |ТЭК |

|Русхим (Москва)|20 |86000 |банк, |Хим.продукция, |

| | | |страх.компания |аграрный сектор, |

| | | | |пищевая и легкая |

| | | | |пром-сть, |

| | | | |машиностроение |

|Приморье |20 |19700 |2банка, |строительство, |

|(Владивосток) | | |страх.компания |стройматериалы, |

| | | | |добыча руды, |

| | | | |мелиорация, |

| | | | |переработка |

| | | | |древесины, |

| | | | |аграрный сектор |

|Нижегородские |30 |241200 |4банка, |производство |

|автомобили | | |3страх.компании |грузовых и |

|(Нижний | | | |легковых |

|Новгород) | | | |автомобилей, |

| | | | |дизельных и |

| | | | |бензиновых |

| | | | |двигателей, |

| | | | |прицепов, |

| | | | |транспортеров, |

| | | | |резинотехн.изделий|

| | | | |, изделий из |

| | | | |стекла |

|Интеррос |23 |306000 |2банка, |Производство хим. |

|(Москва) | | |пенсионный фонд |Удобрений, |

| | | | |аллюминий, медь, |

| | | | |никель, |

| | | | |прод.товары, |

| | | | |экспорт.операции |

По данным статистики сегодня, за счет образования ФПГ увеличиваются

объемы отгруженной продукции выручка от реализации продукции, балансовая

прибыль, рентабельность.

Казалось бы, это свидетельствует о плодотворности идеи официального

статуса ФПГ. Однако предстоит еще немало сделать, чтобы интеграция

промышленного и банковского капиталов в рамках большинства получивших этот

статус структур перестала быть декларацией.

Мотивы и надежды группирующихся предприятий и банков

Мотивы и надежды группирующихся предприятий

Предприятия вынуждены группироваться в ответ на острую нехватку

оборотных средств вследствие инфляции и неплатежей, на свертывание

бюджетного финансирования, на давление со стороны мощных конкурентов на

внутреннем и внешнем рынках, а также в поисках более эффективного

управления капиталом.

С объединением в ФПГ они связывают надежды на:

. кооперирование в снабженческо-сбытовой сфере ради экономии

издержек;

. повышение согласованности действий при производственной

кооперации;

. расширение круга инвесторов и укрепление отношений с банками;

. консолидацию инвестиционных ресурсов;

. оптимизацию материальнофинансовых потоков;

. уменьшение потребности в оборотных средствах на основе укрепления

платежной дисциплины партнеров по группе, использования ими

товарных кредитов, векселей, трансфертных цен;

. улучшение делового имиджа на внутреннем и внешнем рынках, в

частности благодаря повышению ритмичности производства;

. облегчение отстаивания групповых интересов в государственных

инстанциях.

Кроме того, предприятия рассчитывают воспользоваться потенциальными

плодами интеграции, не прибегая к жесткой централизации контроля над

ресурсами, а также возможностями банков по оптимизации финансовых потоков и

налоговых обязательств. Предприятия хотят избежать сюрпризов в ходе

приватизации и с помощью банков расширить свое влияние на размещение

продаваемых государством акций. Интеграция в ФПГ теоретически позволяла

лучше использовать ограниченные управленческие кадры (подобную роль ФПГ

играли в послевоенной Японии). В рыночных условиях благополучие предприятий

существенно зависит от качества финансового менеджмента, а в банках

работают квалифицированные финансовые специалисты.

Мотивы и надежды банков

Для выявления мотивов банков необходимо определить их роль в составе

ФПГ.

В настоящее время основным структурообразующим элементом ФПГ является

финансово-кредитный институт.

Банки являются в сегодняшних условиях основными структурообразующими

элементами ФПГ. Именно здесь основной источник доходов группы (которые

могут частично перераспределяться в пользу других входящих в группу

предприятий, в том числе на освоение новых рынков).

Существует даже мнение[1], что по-настоящему эффективными и прочными

могут стать лишь те ФПГ, которые инициированы именно банками, а не группами

промышленных предприятий. Попытки таких предприятий учреждать собственные

банки малопродуктивны. В связи с этим необходимо преодолеть как можно

скорее отчужденность и недоверие между банками и предприятиями.

К числу основных предпосылок и условий активного участия банка в

процессе формирования и развития ФПГ относятся[2]:

1. Непосредственное и активное участие специалистов банка в разработке

концепции и подготовке проектов нормативных актов, направленных на

формирование ФПГ.

2. Активное взаимодействие представителей банка и головной организации

в формируемой компании с руководителями предприятий, включаемыми в ее

состав, уже на этапе подготовки создания ФПГ.

3. Организация в рамках комплекса полного цикла расширенного

воспроизводства и наличие оптимальной производственной структуры с учетом

заинтересованности банков в инвестировании предприятий, имеющих

определенные производственно-технические и организационно-экономические

взаимосвязи.

4. Закрепление за банком функций финансово-расчетного центра ФПГ.

5. Формирование на базе банка центрального депозитария, обслуживающего

выпуск и размещение акций компании и входящих в ее состав акционерных

обществ.

6. Непосредственное участие специалистов банка в разработке проектов

инвестиционных программ.

7. Участие банковских специалистов в проектировании и внедрении

системы управления ФПГ, наличие представителей банка в составе органов

управления компанией (в качестве членов совета директоров, наблюдательного

совета).

Таким образом, банки являются необходимым элементом ФПГ активно

участвуют в их создании и развитии, имея на то объективные мотивы.

Они рассчитывают, что акционерный контроль над промышленностью

позволит им сохранить клиентов в случае экспансии зарубежных банков и будет

весомым аргументом в соперничестве со своими российскими коллегами за роль

проводника зарубежных инвестиций. Они завораживают потенциально возможные

солидные прибыли от перепродажи акций отечественных предприятий иностранным

инвесторам.

Банкиры надеются, что в рамках ФПГ им удастся наладить действенный

контроль над менеджментом, денежными потоками, оборотами по счетам, значит

- вероятность возврата выданных кредитов будет на порядок выше, чем при

кредитовании посторонних заемщиков. Акционерный контроль над предприятиями

некоторые банки рассматривали как "трамплин" для расширения их влияния на

рынках лизинговых, факторинговых, страховых и прочих финансовых услуг. Банк

наращивал имущественное влияние на предприятие, чтобы переключить на себя

его финансовые расчеты, страхование доверить родственной банку страховой

компании, а пенсионное обслуживание работников предприятия - своему

негосударственному пенсионному фонду. Если предприятие размещало свои

ценные бумаги на зарубежных рынках капитала, то банк стремился повлиять на

выбор посредников по их размещению.

Кризис неплатежей на внутреннем рынке повысил для банков

привлекательность сотрудничества с экспортными предприятиями. Банки,

обслуживавшие экспортные операции, стремились через участие в акционерном

капитале экспортеров в рамках ФПГ закрепиться в этой роли и избежать

оттеснения конкурентами, включая иностранных. Однако экспортеры довольно

настороженно относились и относятся к крупным банкам, если только сами не

контролируют их.

Сегодня для банков официальных и фактических ФПГ характерно стремление

к наращиванию собственных активов. Причем эта тенденция менее выражена в

банках официальных групп. (см. Табл.5)

Таблица №5. Обобщенные характеристики развития крупнейших банков в конце

2001г.1

|Группа |Сов. |Сов. |Темп |Сов. |Сов. |Темп |Баланс.|Рентабе|Рентабел|

|банков |Активы|Активы |роста|Средств|Средств|роста|Прибыль|льность|ьность |

| |(01.07|(01.12)|, % |а |а |, % |(01.12)|активов|соб. |

| |) | | |(01.07)|(01.12)| | |,% |Средств,|

| | | | | | | | | |% |

|Участник|141000|173278 |1,228|25500 |21710 |0,851|1950 |1,1 |8,9 |

|и офиц. | | |9 | | |4 | | | |

|ФПГ (18 | | | | | | | | | |

|банков) | | | | | | | | | |

|Участник|359000|471550 |1,313|67500 |83400 |1,235|3950 |0,8 |4,7 |

|и офиц. | | |5 | | |6 | | | |

|Или | | | | | | | | | |

|фактич. | | | | | | | | | |

|ФПГ (39 | | | | | | | | | |

|банков) | | | | | | | | | |

|"Топ |142841|1734320|1,214| |213400 | |16920 |1,1 |7,9 |

|-200" |5 | |2 | | | | | | |

|Банковск|158363|1928175|1,217|151850 |151740 |0,999| |-0,2 | |

|ая |0 | |6 | | |3 | | | |

|система | | | | | | | | | |

|Рф в | | | | | | | | | |

|целом | | | | | | | | | |

Данную ситуацию можно объяснить на примере одной из крупнейших

статусных ФПГ «Интеррос». Здесь базовая роль в наращивании банковских

активов перешла от ОНЕКСИМБанка к Росбанку, который не фигурирует в

официальном составе названной группы. В ОНЕКСИМБанке сегодня сосредоточено

около четверти совокупных активов 18 банков официальных групп, что

представлены в таблице.

Завершая рассмотрение мотивов банков, хотелось бы добавить, что при

всех своих несовершенствах они в целом вносят заметный вклад в подъем

российской экономики.

Слабые стороны ФПГ и перспективы их развития

Слабые стороны ФПГ

На создание ФПГ мешают как неблагоприятные внешние условия, так и

многочисленные внутренние трудности. Участники групп жалуются на

перегруженность налогами, сборами, платежами, запутанность и непостоянство

налоговых требований, чрезмерно высокие налоговые ставки, а также на то,

что государство неэффективно распоряжается своей долей в капиталах ФПГ,

занимая неконструктивную выжидательную или безразличную позицию.

Можно выделить несколько факторов, которые отрицательно влияют на

деятельность ФПГ.(смотрите нижеприведенную таблицу №6)

Таблица № 6. Факторы, отрицательно влияющие на деятельность ФПГ1

| |Все |В т.ч. |

| |участники|пром. |

| |обследова|пред-я |

| |ния (в % |(в % от |

| |от общего|общего |

| |числа) |числа) |

|Неплатежеспособность |85,1 |100,0 |

|потребителей | | |

|Недостаточность денежных |80,9 |94,7 |

|средств в целом, в том | | |

|числе: | | |

|Собственных |80,9 |94,7 |

|Кредитных и заемных |42,6 |50,0 |

|Недостаток инвестиций |72,3 |86,8 |

|Нестабильность гос. |55,3 |65,8 |

|Политики | | |

|Изношенность оборудования|53,2 |63,2 |

|Трудности со сбытом |51,1 |60,5 |

|продукции | | |

|Разрыв или неустойчивость|44,7 |55,3 |

|хоз.связей | | |

|Отсутствие или |42,6 |50,0 |

|несовершенство | | |

|необходимой | | |

|законодательной и | | |

|нормативной базы | | |

|Нехватка сырья, |40,4 |47,4 |

|материалов и топлива | | |

|Недостаток оборудования |27,7 |34,2 |

На практике отечественные ФПГ демонстрируют разную эффективность. Одни

успешно приспособились к новым экономическим условиям (скажем, "ЛУКойл") и

завоевали позиции на внешних рынках ("Газпром"), а другие оказались в

кризисном состоянии, перед угрозой банкротства даже при широком экспорте

продукции ("Норильский никель").

Причины значительных расхождений в результатах деятельности ФПГ

аналитики достоверно назвать затрудняются, ссылаясь на недоступность

реальной финансовой информации о них и проходящих через их родственные

структуры денежных потоках. И все же можно выделить "болевые точки", от

умения справиться с которыми зависят успехи или неудачи группы.

"Хлипкость" банка. Крепость всей групповой конструкции во многом

зависит от силы банка, который зачастую является системообразующим.

Характерно, что в ФПГ участвуют очень большие или очень маленькие банки.

Отсутствие средних банков специалисты объясняют тем, что банкиров

интересуют лишь те группы, деятельность которых они могут контролировать.

ФПГ, которые контролируются сильными банками, меньшинство, хотя их

доля в общем обороте составляет более 40% (речь идет только о

зарегистрированных группах, с учетом неофициальных структур этот показатель

оценивается намного выше). Преобладают группы со слабыми, "карманными"

банками - это так называемые индустриальные ФПГ, на которые приходится 95%

всех групп.

Предприятия нередко обвиняют банки (которые стали их акционерами) в

том, что их интересует не развитие производства, а извлечение собственной

выгоды из контроля над финансовыми потоками, а к реализации инвестиционных

проектов в ФПГ они проявляют минимальный интерес.

Обследование 24 ФПГ показало, что 80% из них не получали поддержки от

своего банка или могли рассчитывать лишь на краткосрочное финансирование. О

скромных инвестиционных замыслах и ориентации банков главным образом на

расчетно-кассовое обслуживание свидетельствует их символическое участие в

капитале центральной компании. Так, при создании ФПГ "Нижегородские

автомобили" на четыре вошедших в группу банка пришлось менее 9% акций

центральной компании группы.

Характерно, что во многих ФПГ, несмотря на технологическую и

коммерческую слаженность, собственных средств для пополнения капитала

предприятий все равно нет. Поэтому для них актуально иметь в своем составе

инвестиционный банк. Но банки хотят развиваться преимущественно как

универсальные.

С другой стороны, участие предприятия в учреждении банка стало

нелегким экзаменом для того и другого. У предприятия-акционера, который

вложил в банк крупную сумму, естественно возникает соблазн поправлять свое

положение за счет банка, получая деньги на свои проекты независимо от их

эффективности и окупаемости.

Разумные банки отказываются подчиняться внутригрупповой дисциплине,

если от них требуют инвестировать в невыгодные проекты. Некоторым банкам в

ходе наращивания акционерного капитала удалось дистанцироваться от своих

промышленных учредителей, хотя есть опыт успешного развития групп и при

сохранении за промышленными акционерами крупных пакетов акций банков.

Резкое уменьшение банковских капиталов в результате кризиса внесло

коррективы в формирование ФПГ. До кризиса они формировались в основном

вокруг банков, после их центрами, скорее всего, станут наиболее мощные

предприятия. Банки сосредоточатся на расчетном обслуживании и кредитовании

предприятий, входящих в ФПГ, а не на скупке их контрольных пакетов.

Ограниченные инвестиционные возможности. На нынешнее состояние ФПГ

существенно влияют повышенный риск крупных инвестиций в условиях

расплывчатости государственных структурных приоритетов и масштабы

инвестиций, необходимых для решения стратегических задач.

По концентрации капитала российские ФПГ заметно уступают зарубежным

диверсифицированным группам. Так, активы главных банков ведущих японских

групп составляют сотни миллиардов долларов, а наших - в лучшем случае не

более 10 млрд. долларов. Для реализации серьезных стратегических замыслов

практически всем отечественным ФПГ требуется наращивание инвестиционных

возможностей.

Плохая управляемость группой. Когда центральная компания образована в

складчину несколькими акционерами - участниками группы, они владеют ею как

дочерним обществом, а не наоборот, как если бы она была материнской

компанией. Поэтому центральная компания может играть любую роль (например,

искать инвестиции или развивать новые направления бизнеса), кроме роли

контролирующего центра, который определяет стратегию группы.

Поскольку участники вносят в уставный капитал центральной компании,

как правило, незначительные доли своих активов, не получается и

концентрации финансового и промышленного капиталов. Компания оказывается не

штабом стратегического планирования или координатором финансовых потоков, а

в лучшем случае - консультативной службой или "клубом директоров". В таких

компаниях работают по 6-8 человек, которые не имеют реальных рычагов

влияния на предприятия. Кроме того, не проработаны вопросы финансовой

деятельности группы, отсутствует стратегия совместной работы, недостает

надежной и оперативной информации о предприятиях.

Важно отметить и указ Президента РФ "О мерах по стимулированию

создания и деятельности финансово-промышленных групп" от 1 апреля 1996 г. №

443. В нем предусмотрены:

. передача центральной компании в доверительное управление

федеральных пакетов акций;

. предоставление унитарным предприятиям права вносить недвижимое

имущество в виде вкладов в ее уставный капитал, сдавать его в

аренду и залог.

С переходом от мягкой формы взаимодействия партнеров (союз, альянс) к

жесткой холдинговой форме - когда ясно, кто чем владеет - связывают и

надежды на то, что удастся привести в соответствие структуру управления ФПГ

и принятие решений. При нынешней слабости центральной компании зачастую два

или три наиболее влиятельных директора в кулуарах решают, что делать

дальше, не считая нужным информировать других об основаниях и причинах

такого решения.

Скептики сомневаются, что тенденция предпочтения холдингов удержится

долго, ссылаясь на то, что, создавая рыночные отношения внутри холдинга,

центральная компания имеет небольшое влияние на дочерние общества. Причем

по мере роста их эффективности оно уменьшается. Уже известны случаи, когда

холдинги распадались после того, как дочерние общества вставали на ноги.

Неэффективный менеджмент. Его неэффективность является следствием

вялости внешнего контроля (со стороны рынка и собственников). С одной

стороны, менеджеры, контролирующие холдинги, стремятся на взаимовыгодной

основе реализовать преимущества его приспособленности к рыночным условиям,

с другой - пытаются сохранить в миниатюре прежнюю систему, включая опеку

слабых предприятий и содержание социальной инфраструктуры, готовы к

сомнительным операциям, вплоть до искусственного ухудшения финансового

положения предприятий лишь бы облегчить скупку их акций, пренебрегают их

интересами, перекладывая на них текущие трудности.

Кроме того, непосильные налоги, отсутствие видимых перспектив развития

провоцируют "проедание" средств. Претензии к качеству управления в дочерних

АО и стремление адаптироваться к действующей налоговой системе приводят к

усилению централизации финансовых потоков, сужению финансовой

самостоятельности "дочек".

Дефицит стратегических собственников в холдингах. Эффективное

функционирование холдинга предполагает рациональность внутренних связей,

отлаженность прав собственности по отношению к самому холдингу. Продажа

акций крупными пакетами (15-20%), казалось бы, способствует появлению

частных стратегических собственников. Однако, как показал опыт, сама по

себе концентрация акций в крупные пакеты, контрольный пакет в одних руках

не гарантируют принципиального улучшения положения на предприятии.

Недостаточно и навыков наведения порядка в финансовом хозяйстве. От

стратегического собственника требуется способность реально улучшить сбыт

продукции, удешевить поставки сырья и материалов, обеспечить

технологическую поддержку, принимать эффективные технические решения,

привлекать крупные кредиты. С этим не справились, к примеру, учрежденные

государством холдинги "Росуголь" и "Российская металлургия", поэтому они

были ликвидированы.

"Замусоренный" состав ФПГ. Российские ФПГ создавались во многом

случайным образом: скупалось то, что было доступно. В хаосе приватизации

лидерам предпринимательства некогда было задумываться о том, для чего они

приобретают тот или иной промышленный актив. Не было времени и на создание

серьезных управленческих технологий.

Сегодня, когда активы уже собраны, встали вопросы: что надо сделать,

чтобы они приносили прибыль - каждый в отдельности и все вместе как

составляющие одной корпорации; стоит ли иметь внутри группы слишком разные

направления? Ведь смысл холдинговой компании, т.е. соединения различных

бизнесов, заключается в том, чтобы между ними возникла синергия (усиление

взаимного действия).

Тем не менее трудно ожидать, что сегодняшние крупные собственники,

почувствовав избыточную диверсифицированность своих групп, начнут спешно

избавляться от лишнего: непонятно, что продать и что оставить. Для ответа

на второй вопрос теория предлагает определить зону своей компетенции,

понять, в какой области знаний и квалификации корпорация опережает других.

Когда лидеры российских ФПГ ответят на этот вопрос, вполне возможно,

что последует этап второго передела собственности. Аналитики высказывают

осторожную надежду, что его результатом станет формирование менее

диверсифицированных, чем сегодня, зато более конкурентоспособных групп.1

Чрезмерная ориентация на государственную поддержку, обещанную законом.

В законе перечислены такие меры государственной поддержки ФПГ: зачет

задолженности участника, акции которого реализуются на инвестиционных

конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями этих конкурсов

инвестиций для покупателя - центральной компании этой ФПГ; предоставление

участникам права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и

накопления амортизационных отчислений, которые должны направляться на

деятельность ФПГ; передача в доверительное управление центральной компании

временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ и

государственные гарантии для привлечения инвестиций; предоставление

инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов

ФПГ.

Органы власти субъектов Федерации могут предоставлять ФПГ

дополнительные льготы и гарантии. Банкам, участвующим в ФПГ и

осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, Центральный банк вправе

снизить нормы обязательного резервирования и предоставить другие льготы для

повышения их инвестиционной активности.

На все заявленные меры господдержки в казне денег нет. В качестве

"спасательного круга" предлагается тщательно отбирать ФПГ, которым следует

помогать. Кто и как это станет делать? Если чиновники - по своему

усмотрению, без четких критериев, это будет питать коррупцию.

Чтобы не допустить этого, необходимо поднять уровень экспертизы

организационных проектов групп, анализировать реальную интеграцию в рамках

ФПГ банковского и промышленного капиталов (в виде банковских вложений в

соответствующие проекты развития производства) и взаимное участие в

капитале, обращать внимание на то, чтобы центральная компания играла

весомую, не "бумажную" роль, а деятельность ФПГ отвечала бы приоритетам

промышленной политики.

Механизмы взаимного управления и контроля предприятий, участвующих в

ФПГ, не стали достаточно действенными. Малообоснованны и надежды на

облегченное получение инвестиционных средств от входящих в ФПГ финансовых

институтов (прежде всего коммерческого банка, который многими экспертами

рассматривается как структурообразующий элемент ФПГ), поскольку банки вряд

ли будут инвестировать в невыгодные проекты, подчиняясь "внутригрупповой

дисциплине". Наиболее распространенная причина создания ФПГ заключается в

упорядочении лоббистской деятельности, с одной стороны, и обещаниях

государственных льгот - с другой. Совершенно очевидно при этом, что,

несмотря на попытки учета антимонопольного законодательства, многие

создаваемые ФПГ усиливают монопольный характер российской экономики, прежде

всего монополистическое поведение предприятий на формирующихся рынках.

Технологический фактор и фактор экономии на трансакционных издержках при

интеграции предприятий действуют преимущественно в случае вертикальной

интеграции. Но как раз такие случаи при создании ФПГ почти не встречаются

(если не считать ФПГ формально не зарегистрированные под этой маркой

компании типа “ЛУКойл”). Горизонтальная (отраслевая) интеграция

свидетельствует прежде всего о монопольном поведении (или монополистических

устремлениях) ее участников. Большинство же ФПГ пытаются и, видимо, будут

пытаться создавать исключительно диверсифицированные образования,

объединяющие ряд мощных, но мало связанных между собой предприятий.

Просматриваются и попытки предотвратить контроль со стороны внешних

акционеров за деятельностью компаний путем более жесткой иерархической

организации в рамках уже имеющихся ассоциаций и концернов под видом ФПГ.

Предприятия-участники имеют собственные "отраслевые" банки и не намерены

тесно взаимодействовать с "чужими" финансовыми структурами, чтобы не

попасть под их контроль. Приватизация здесь также носит замкнутый характер.

Эти меры не только препятствуют развитию конкурентных отношений, переливам

капитала с целью его более рационального размещения, но и консервируют

старую структуру производства отрасли, мешают структурной перестройке

экономики в целом.

В настоящее время есть такие трудности в функционировании ФПГ:

. не решена проблема консолидации собственности в центральной компании

(внесение в уставный капитал центральной компании, как правило,

незначительной доли активов участников ФПГ ведет к формированию

“лоббирующих ассоциаций”, а не к концентрации финансового и промышленного

капиталов);

. минимальный интерес банков к реализации инвестиционных проектов в ФПГ;

. противоречие между завышенной (при создании) оценкой возможностей ФПГ и

реальными трудностями их функционирования.

Так же следует отметить, что необходимость объединения финансовых и

иных активов ставит перед ФПГ ряд вопросов в области финансовой отчетности.

Высокая степень объединения активов участников вплоть до их слияния в

конечном итоге приведет к тому, что консолидированный баланс группы будет

полностью включать в себя балансы всех ее участников.

Между тем структура баланса коммерческого банка сильно отличается от

структуры балансов иных участников финансового рынка, также имеющих право

участия в ФПГ, например пенсионных фондов, не говоря уже о балансах

торговых и промышленных предприятий. Следовательно, любой участник ФПГ

должен вести отдельный от ФПГ баланс в отношении части собственных

ресурсов, используемых вне деятельности ФПГ.

Определение принципов ведения консолидированного баланса может иметь

решающее значение для всей финансовой организации деятельности ФПГ,

поскольку без консолидации баланса невозможно признание участников ФПГ

консолидированной группой налогоплательщиков, открывающее значительные

возможности по свободному маневрированию собственными ресурсами и снижению

себестоимости конечного продукта.

В настоящее время основными факторами, увеличивающими себестоимость

производства, можно считать, во-первых, неплатежи покупателей и заказчиков,

во-вторых, - высокий уровень налоговых отчислений. Рассмотрим каждый фактор

отдельно.

Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного

баланса должны оказать значительное содействие в решении проблемы

неплатежей как внутри ФПГ, так и по отношению к внешним контрагентам.

Сводный баланс позволяет вести централизованный учет однородных групп

расходов и усилить финансовый контроль за использованием финансовых

ресурсов, что вместе с взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать

их неэффективного расходования.

Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в

том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере в

рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: «одна из

допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их «двойное»

налогообложение».[3]

Не следует, однако, рассматривать ФПГ как способ минимизации налогов.

Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь

исправляет в некоторой степени закрепившуюся в процессе приватизации

практику дробления взаимозависимых финансово-хозяйственных структур на

независимые хозяйствующие субъекты. Независимость хозяйствующих субъектов

для целей налогообложения определяется формально по признаку обособления

собственности, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри

фактически неделимых производственных цепей. Вне этих производственных

цепей производственные стадии продукта зачастую могут не иметь

самостоятельного значения и ценности, но с точки зрения налогообложения они

соответствуют формально независимым юридическим лицам. Это многократно

увеличивает конечную цену реализации продукта, большая часть из которой

взыскивается в бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в

виде государственных дотаций и прочих льгот.

Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее

время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит

за счет ее многократного умножения в производственных цепях, а не в

результате увеличения собственно производства. Тем самым мы имеем дело с

ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Госдумой

Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с

исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение

тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное

формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью

которой могло бы стать налоговое законодательство об ФПГ, учитывающее

взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями.

Перспективы банков

По какому пути пойдут российские ФПГ в ближайшие годы? Аналитики

называют два возможных варианта, считая наиболее вероятным промежуточный из

них: либо это будут действительно эффективные объединения различных типов

хозяйственных единиц, которые,

. созданы добровольно или на основе слияний и поглощений;

. основаны на действительно эффективном управлении своей

собственностью (пакетами акций);

. ориентированы на сокращение издержек и увеличение дохода на основе

собственной деятельности в условиях цивилизованного рынка,

либо будут сформированы несколько десятков гигантских конгломератов и

отраслевых монополий, ориентированных на особые отношения с государством и

функционирующих за счет этого, что будет означать реанимацию в новых

условиях централизованного управления экономикой.

ФПГ обеспечивают своим членам облегченный доступ к финансовым ресурсам

и операциям с ценными бумагами, контроль над использованием этих ресурсов,

лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение

средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.

Однако применительно к сегодняшней России к формированию ФПГ следует

относиться осторожно. Неразвитость рыночных отношений и конкуренции в

результате создания таких групп может усугубиться. Но в то же время

формирование ФПГ в России целесообразно. Они служат обеспечению надежных,

отвечающих требованиям качества поставок и сбыта, то есть решению проблемы,

очень болезненной и важной для отечественной экономики. Мировая практика

свидетельствует, что ФПГ имеют большие возможности в решении не только этой

проблемы, но и в оздоровлении экономики в целом.

В целом, по имеющимся оценкам, в перспективе возможно появление в

России 10-20 особо мощных универсальных финансово-промышленных групп, 100-

150 крупных групп, сопоставимых по размерам с зарубежными аналогичными

группами и обеспечивающих более 50% промышленного производства. Проблема,

тем не менее, заключается не в наращивании количественных показателей.

Требуется корректировка государственной политики в области финансово-

промышленной интеграции и прежде всего - отказ от неэффективных

ограничений, переход от разрешительного к заявительному принципу

регистрации ФПГ, отказ от декларирования нереальных льгот, усиление

контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в процессе

формирования ФПГ и т.д.

В нашей стране создана необходимая правовая база по деятельности ФПГ и

уже имеется небольшой опыт в области их формирования и развития. Надо

надеяться на то, что существующие недоработки будут устранены в ближайшее

время, и ФПГ будут содействовать стабилизации экономической ситуации в

стране.

Заключение

Экономический кризис в стране, начавшийся в начале 90-х гг. С момента

перехода к рыночным отношениям, является следствием ошибок реформаторов. В

основу тех реформ закладывались идеи запада, направленные на уничтожение

отечественной экономики.

Одна из причин резкого снижения объемов промышленного производства –

это нехватка оборотных средств.

Нет оборотных средств – нет производства – нет реализации – нет

выручки – нет оборотных средств. Замкнутый круг.

Положение обостряется отсутствием у предприятий инвестиций –

собственных и бюджетных. Кредитная политика в течение последних лет была

направлена на сферу обращения, на обеспечение сверх прибыли для финансовых

спекуляций. Кредитование реальной сферы экономики практически отсутствует.

Опыт зарубежных стран, находившихся в длительном экономическом

кризисе, показывает, что один из путей возрождения промышленного

производства и экономики в целом состоит в развитии приоритетных,

экономически эффективных отраслей. В этом необходимо заинтересовать

финансовый капитал. Средством реализации этой заинтересованности выступает

интеграция финансового и промышленного капитала.

Сегодня роль ФПГ является особенно заметной в условиях спада

экономического развития, когда необходима мобилизация ресурсов, их

концентрация и эффективное перераспределение в ключевые сферы науки,

техники и производства.

ФПГ способны решить существующие проблемы и способствовать подъему и

последующему развитию отечественного производства и помогут

. сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях

развития экономики,

. обеспечить финансовыми ресурсами промышленность, НИОКР,

. ускорить НТП,

. повысить экспортный потенциал и конкурентоспособность продукции

отечественных предприятий,

. сформировать рациональные хозяйственные связи в сегодняшних

условиях,

Подводя итоги, следует подчеркнуть следующее: создание ФПГ в нашей

стране - это закономерное явление, вызванное необходимостью концентрации и

интеграции финансового и промышленного капитала. Оно должно стать одним из

стратегических элементов государственной политики, а в перспективе ФПГ

видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения.

Список литературы

1. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - М.:

Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000

2. Механизм создания российских региональных ФПГ. Под редакцией Зайцева

Б.Ф.-М.: «Экзамен», 2000

Альманах "Золотая книга России. Год 2001-й", 2001, АСМО-пресс

Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах” от 30.11.95

г. № 190 - ФЗ, ст. 2

РЭЖ, №11, 1999.

РЭЖ, 11-12, 2001

Финансовый бизнес, №11, 1999.

Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1999 г

«Финансы и кредит», 2001, №3

-----------------------

1 Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах” от 30.11.95

г. № 190 - ФЗ, ст. 2

2 «Финансы и кредит», 2001, №3, с. 22

1 «Финансы и кредит», 2001, №3, с. 22

2 там же.

1 Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - М.: Информационно-

внедренческий центр.с.398

2 там же

1 Альманах "Золотая книга России. Год 2001-й", 2001, АСМО-пресс, с.5

1 «Финансы и кредит», 2001, №3, с. 22

2 Механизм создания российских региональных ФПГ. Под редакцией Зайцева Б.Ф.-

М.: «Экзамен», 2000, с.145

1 «Финансы и кредит», 2001, №3, с. 22

[1] РЭЖ, №11, 1999.

[2] Финансовый бизнес, №11, 1999.

1 РЭЖ, 11-12, 2001. С.6

1 «Финансы и кредит», 2001, №3, с. 22

1Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1999 г.

[3]. Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1999 г.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.