рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансово-промышленные группы как новое явление в финансовых отношениях

централизации банковского капитала. Только за первые 8 месяцев 1993 г. 73

коммерческих банка (3,5% от их общего числа) были преобразованы в отделения

или дочерние банки[7].

Экспансия крупных банков внутри самого банковского сектора,

формирование сетей столичных банков в регионах - одна из особенностей

нынешнего этапа развития ФПГ. Банки идут на это, чтобы получить доступ к

местным денежным ресурсам, укрепить взаимоотношение с мелкими банками.

Поглощение более мелкого банка расценивается руководством банка как более

эффективные вложения, чем открытие филиала “на пустом месте”.

Следует также учесть, что банки имеют более квалифицированный

персонал, чем остальные экономические субъекты. Это позволяет им

формировать собственные инвестиционные стратегии, нацеленные на

приобретение существенной доли в секторах, которые имеют возможности для

роста уже в среднесрочной перспективе.

Таким образом, одним из важнейших элементов формирующихся

отечественных финансово-промышленных групп являются банки.

Вторая сфера быстрого накопления капитала - торговля. Высокая

прибыльность торгового бизнеса в России связана с огромными различиями в

структурах внутренних и мировых цен, сделавшими внешнюю торговлю сразу

после отказа от государственной монополии на эту сферу весьма эффективной.

Во многих случаях торговые структуры появлялись раньше, чем

финансовые, и выступали материнскими компаниями по отношению к последним.

Однако с учетом прибыльности банковского бизнеса практически все заметные

торговые компании не только открыли собственные банки, но и рассматривают

собственную банковскую деятельность в качестве приоритетного направления

развития.

В свою очередь, банки непосредственно внедряются на рынок торговых

услуг, создавая дочерние компании. Банки также активно участвуют в

приобретении акций крупнейших предприятий розничной торговли.

Таким образом, банки и торговые компании являются в сегодняшних

условиях основными структурообразующими элементами ФПГ. Именно здесь

основной источник доходов группы (которые могут частично перераспределяться

в пользу других входящих в группу предприятий, в том числе на освоение

новых рынков).

Кроме того, в современной структуре ФПГ, как правило, присутствуют еще

два “типовых” элемента - страховая компания и чековый инвестиционный фонд.

В условиях инфляции и при отсутствии в обществе традиций потребления

страховых услуг развитие страхования сталкивается со спросовыми

ограничениями. Однако в рамках более крупных структур страховые компании

оказываются крайне полезными, в том числе для безналогового увеличения

наличных выплат работающим в ФПГ (через страховые платежи) и организации

легального вывоза капитала (через перестрахование за рубежом).

Инвестиционные фонды изначально использовались для аккумуляции

приватизационных чеков (по данным Госкомимущества, на начало 1994 года

фонды собрали около 30% всех выпущенных чеков в России), а впоследствии -

для спекулятивной игры ваучерами. Особенность российского законодательства

потребовала от банков создания дочерних структур для внедрения на этот

новый ранок. Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в

практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части

приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации.

Здесь надо учесть, что российское законодательство ограничивает прямые

банковские инвестиции в небанковские предприятия. Способ обхода закона -

учреждение дочерних компаний, в первую очередь инвестиционных компаний и

фондов.

В меньшей степени в структуре современных ФПГ распространены такие

преобразования, как, например, фирмы по работе с недвижимостью.

Сравнительно новая тенденция, которая будет усиливаться, - формирование

частных пенсионных фондов.

Что касается промышленных предприятий, то фактически финансово-

промышленная группа выбирает приоритетные направления инвестирования на

основе сочетания следующих критериев[8]:

1) уникальность предприятий, их монопольное положение на российском

рынке;

2) продукция предприятия является основной для входящих в ФПГ торговых

компаний;

3) вложения в сектора, дополняющие отраслевую структуру группы;

4) наличие личных связей в секторе, готовность руководителей

предприятий к сотрудничеству с крупным банком;

5) крупная просроченная задолженность предприятий банку: в этом случае

руководство ФПГ надеется совместными усилиями нормализовать обстановку, так

как не видит другого способа вернуть выданные кредиты.

На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что

участниками финансово-промышленной группы могут быть различные промышленные

предприятия, финансово-кредитные учреждения и прочие юридические лица.

Однако в настоящее время основными элементами ФПГ являются банки, поэтому

необходимо подробнее отразить роль финансово-кредитных институтов в

формировании и развитии финансово-промышленных групп.

2.3. Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп.

В настоящее время основным структурообразующим элементом ФПГ является,

как это уже отмечалось выше, финансово-кредитный институт.

Существует даже мнение[9], что по-настоящему эффективными и прочными

могут стать лишь те ФПГ, которые инициированы именно банками, а не группами

промышленных предприятий. Попытки таких предприятий учреждать собственные

банки малопродуктивны. В связи с этим необходимо преодолеть как можно

скорее отчужденность и недоверие между банками и предприятиями.

К числу основных предпосылок и условий активного участия банка в

процессе формирования и развития ФПГ относятся[10]:

1. Непосредственное и активное участие специалистов банка в разработке

концепции и подготовке проектов нормативных актов, направленных на

формирование ФПГ.

2. Активное взаимодействие представителей банка и головной организации

в формируемой компании с руководителями предприятий, включаемыми в ее

состав, уже на этапе подготовки создания ФПГ.

3. Организация в рамках комплекса полного цикла расширенного

воспроизводства и наличие оптимальной производственной структуры с учетом

заинтересованности банков в инвестировании предприятий, имеющих

определенные производственно-технические и организационно-экономические

взаимосвязи.

4. Закрепление за банком функций финансово-расчетного центра ФПГ.

5. Формирование на базе банка центрального депозитария, обслуживающего

выпуск и размещение акций компании и входящих в ее состав акционерных

обществ.

6. Непосредственное участие специалистов банка в разработке проектов

инвестиционных программ.

7. Участие банковских специалистов в проектировании и внедрении

системы управления ФПГ, наличие представителей банка в составе органов

управления компанией (в качестве членов совета директоров, наблюдательного

совета).

Таким образом, банки являются необходимым элементом финансово-

промышленной группы и активно участвуют в их создании и развитии, имея на

то объективные предпосылки.

2.4. Классификация финансово-промышленных

групп.

Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим

образом, исходя из того, чего именно хотят учредители ФПГ[11]:

1. Первый вид ФПГ может формироваться по инициативе финансовых

институтов, заинтересованных в надежном и достаточно прибыльном вложении

средств. Целенаправленно консолидируя акции торговых, промышленных,

транспортных предприятий (непосредственно или через создание холдинговых

структур), финансовые компании становятся ядром группы.

ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них

предприятий, которые могут быть совершенно не связанными друг с другом ни

по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот

вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных

учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка. В

сегодняшних условиях образования ФПГ такого рода сомнительно, т.к. банки

избегают долгосрочных вложений в промышленные предприятия, особенно

крупные.

2. Второй вид ФПГ может возникнуть при необходимости обеспечить

производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и

научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в

технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и

освоению новых технологий. В недалеком прошлом для этих целей создавались

крупные производственно-хозяйственные комплексы, которые могли быть

организационно оформлены в производственные или научно-производственные

объединения, а также путем установления устойчивых кооперационных связей,

оформленных договорными отношениями на основе фондовых нарядов и

разнарядок. Но сегодня государственного финансирования и фондового

материально-технического обеспечения нет. К тому же в результате

акционирования и приватизации предприятий единственной формой хозяйственных

контактов стала система участий, то есть взаимопроникновения акционерной

собственности различных предприятий.

Организаторами этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но

они нуждаются в инвестициях, которыми располагают банки, страховые и

инвестиционные компании.

Так как финансово-кредитные институты особо не желают финансировать

промышленность, промышленные предприятия вынуждены создавать свои банки.

Сейчас, желая создать ФПГ, многие также собираются учреждать новые банки в

составе этих групп. Эти банки, как правило, маломощны. К тому же сейчас

Центральный банк РФ установил для коммерческих банков нижний предел

уставного капитала, который трудно преодолим.

Эти типы ФПГ ориентированы на интересы частных предприятий и

собственно рыночные условия их работы.

3. Этот вид ФПГ призван содействовать формированию государственного

сектора в экономике. Зародыши таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых

компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное

финансово-кредитное учреждение.

Эти ФПГ ориентированы на предприятия либо государственные, либо

акционированные, но с высоким удельным весом федеральной собственности.

К этому виду можно отнести ФПГ, которые намерены создать региональные

администрации в своих краях и областях, желая использовать новую

структурную форму для достижения своих целей.

4. Этот вид предусмотрено создавать на основе межправительственных

соглашений. Предполагается, что эти ФПГ обладают двумя особенностями: во-

первых, создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого

межправительственными соглашениями в различных формах, во-вторых, перечень

российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа

предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее

25%.

Однако многие не считают создание ФПГ на базе государственных

предприятий перспективным. Наиболее предпочтителен, полагает заведующий

отделом организации управления собственностью и предпринимательства

Правительства РФ Прохоров В.А.[12], вариант организации ФПГ предприятиями

России и стран СНГ. Это поможет восстановить технологические связи,

погасить взаимную задолженность, установить тесные контакты, прерванные в

последние годы.

Можно привести следующие типовые варианты формирования финансово-

промышленных групп:

1. “Инкомбанк”. Крупный, быстро растущий банк, имел систему дочерних

финансовых, инвестиционных, страховых и других компаний, проводящих

согласованную политику на финансовых рынках. С учетом избранных отраслевых

приоритетов банк приобретал значительные пакеты акций различных

предприятий, причем необязательно своих клиентов. Высокая прибыльность

основного банковского бизнеса позволяла финансировать экспансию в

промышленность путем покупки ваучеров и прямых приобретений акций.

2. “Альфабанк”. Сравнительно небольшой банк, контролирующий один из

самых больших в стране чековых инвестиционных фондов. Банковские средства

были инвестированы в основном в интенсивную стартовую рекламную компанию по

аккумуляции чеков населения и начальную деятельность фонда. Текущая

деятельность фонда финансировалась за счет операций на чековом рынке и за

счет операций с акциями приватизированных предприятий. Одновременно

происходило постепенное инвестирование собственных чеков в приватизируемые

объекты.

3. “Биопроцесс” / НИПЕК. Это в гораздо большей степени промышленная

группа, чем предыдущие. “Биопроцесс” - один из первых крупных кооперативов

в стране в области биотехнологий и нефтепереработки. Учрежденная группой

инвестиционная компания НИПЕК стала одним из первых в России акционерных

обществ, активно привлекавших деньги населения. В настоящее время НИПЕК

практически реализует инвестиционную стратегию “Биопроцесса”. За 1993 год

группой были приобретены на чековых аукционах акции около 100 промышленных

предприятий в химической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также в

секторах гражданского машиностроения. Среди наиболее известных - покупка

примерно 20% акций объединения Уралмаш. Входящий в группу Промышленно-

инвестиционный банк среди прочих функций финансировал приобретение

приватизационных чеков за счет специально полученных межбанковских

кредитов. Обслуживание кредитов осуществлялось за счет текущей прибыли

членов группы.

(((. Финансово-промышленные группы в России: проблемы и перспективы

развития.

3.1. Первые шаги по созданию финансово-промышленных групп в России.

Финансово-промышленные группы - явление сравнительно новое в

российской экономике. Их возникновение свидетельствует о формировании

крупного слоя финансово-экономических отношений. Что удалось на сегодня

сделать по созданию ФПГ? Какова нормативно-правовая база их деятельности?

До декабря 1995 года финансово-промышленные группы формировались на

основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г., в котором были

предусмотрены меры государственной поддержки групп и определенные

ограничения. Во исполнение Указа были приняты соответствующие постановления

Правительства 23 мая 1994 г. №508 и 19 июня 1994 г. №707, которые

затрудняли создание ФПГ массой формальных препятствий. Например,

запрещалось включение в группу крупных предприятий с большой численностью

занятых и т.п.

30 ноября 1995 года был принят Федеральный закон РФ “О финансово-

промышленных группах”, основывающийся на уже действующих нормативных актах.

Однако этот закон исключает и заменяет их некоторые положения. Принятие

закона, призванного регулировать деятельность ФПГ, может только

приветствоваться. Учитывая значение ФПГ за рубежом, есть основания

полагать, что в России ФПГ переместятся с горизонта в эпицентр экономики,

чему в немалой степени будет содействовать принятый закон. Однако

некоторые, в частности, кандидат экономических наук В.В.Болотин[13],

считают, что не все острые вопросы нашли отражение в вышедшем в свет

законе, что по ряду направлений не удалось продвинуться вперед и учесть

многие высказываемые в ходе обсуждения замечания. Но тем не менее,

законодательство продвинулось далеко вперед в этой области, и принятие

закона, безусловно, будет способствовать дальнейшему формированию и

развитию финансово-промышленных групп в России.

Какие выводы были сделаны по итогам первых лет деятельности ФПГ?

Выводы следующие:

1) Без государственного вмешательства в организацию ФПГ не обойтись.

Но надо до минимума сократить влияние чиновников в этот процесс.

2) Многие ФПГ созданы на базе упраздненных управлений министерств и

ведомств. Это вызывает опасение, т.к. это могут быть дутые, бутафорные ФПГ,

неэффективные для экономики.

3) ФПГ, осуществляющие инвестиционные проекты, могут удачно вписаться

в ситуацию, возникшую после инвестиционных торгов. Сочетание этих процессов

- проведения инвестиционных торгов и создания ФПГ - может принести большую

пользу экономике.

В настоящее время все существующие финансово-промышленные группы

отличаются друг от друга, но объединяют их общие направления в совершении

практики формирования ФПГ:

1. Снятие искусственных ограничений на создание эффективных

объединений финансового и промышленного капитала.

2. Разработка механизма оперативной государственной поддержки ФПГ в

приоритетных направлениях.

3. Отказ о льгот и стимулов ФПГ в других промышленных сферах.

4. Подготовка кадров управленцев качественно нового уровня.

5. Выработка единого методологического подхода к государственному

регулированию процессов формирования ФПГ.

Таким образом, в нашей стране создана необходимая правовая база по

деятельности финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в

области формирования и развития ФПГ. Надеемся, что существующие недоработки

будут устранены в ближайшее время, и финансово-промышленные группы будут

содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.

3.2. Финансово-промышленные группы и

государственная поддержка.

Многие авторы подчеркивают, что создание ФПГ отвечает прежде всего

интересам государства. Последнее получает возможность обеспечить более

высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и

управляемости экономики. Но авторы также отмечают, что интересы участников

ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства.

В такой ситуации очевидно, что в процессе создания ФПГ государство

должно оказывать поддержку их становления и развития. При этом речь идет не

только о предоставлении дотаций и субсидий.

Основной вопрос взаимодействия государства и ФПГ - определение и

задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования,

обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер,

могущих позитивно повлиять на организацию ФПГ, видится следующим

образом[14]:

1. Погашение задолженности федерального и региональных бюджетов перед

участниками ФПГ в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты.

2. Отмена для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль.

3. Зачет убытков, понесенных участниками ФПГ, при определении

налогооблагаемой прибыли головного предприятия.

4. Разрешение продажи участниками группы своей продукции другим ее

членам по ценам ниже себестоимости.

5. Единовременное списание затрат по закупке материальных ресурсов на

себестоимость продукции с зачетом НДС, уплаченного поставщикам ресурсов,

при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

6. Осуществление экспортно-импортных операций предприятиями-

участниками ФПГ без внесения залоговых сумм на счета таможен (при наличии

гарантии банка-члена ФПГ).

7. Наделение участников ФПГ правом экспорта стратегически важных

сырьевых товаров по продукции, производимой в рамках ФПГ.

8. Предоставление отсрочки до завершения сделки по уплате таможенных

платежей при проведении экспортных и импортных операций.

9. Образование инвестиционных и стратегических фондов ФПГ с

направлением в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды.

10. Создание фондов ФПГ (медстраха, соцстраха, занятости, НИОКР) с

направлением в них обязательных отчислений.

11. Допущение отсрочки до конца текущего финансового года по уплате

налога на прибыль в части, направляемой на инвестиции в отечественную

экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.

Если хотя бы некоторые меры будут воплощены в жизнь, это окажет

стимулирующие воздействие на формирование ФПГ в России. Вообще, многие

авторы статей придерживаются мнения, что создание эффективных финансово-

промышленных групп возможно только при обстоятельствах, когда государство

активно содействует процессу формирования и развития ФПГ.

3.3. Создание финансово-промышленных групп

в отраслях оборонной промышленности.

В результате резкого перехода на новые условия хозяйствования

предприятия оборонного комплекса лишились жесткого государственного

регулирования в сфере производства и обращения. Либерализация цен и, как

следствие, все возрастающая инфляция подорвали инвестиционную активность

предприятий. Также положение усугубляется обвальной конверсией и

стихийностью приватизации на начальном этапе.

Средством для преодоления существующих проблем отраслей оборонной

промышленности (ООП) является создание ФПГ. В настоящее время в ООП ведутся

работы по созданию около 20 ФПГ, которые будут межотраслевыми объединениями

финансовых, производственных, торговых структур, нацеленных на выпуск

конкурентоспособной военной и гражданской продукции.

Предполагается, что создание ФПГ на базе предприятий ООП[15]:

1) повысит экономическую и финансовую устойчивость предприятий -

членов ФПГ;

2) расширит самостоятельность предприятий ООП, они будут рассчитывать

на свои силы и меньше опираться на поддержку государства;

3) будет способствовать модернизации производства ООП за счет

привлечения банковского капитала;

4) снизит вероятность банкротства предприятий и способствует их выходу

на прибыльную работу;

5) будет способствовать перераспределению управленческих функций.

Часть функций Госкомоборонпрома РФ и Главных управлений способны взять на

себя ФПГ;

6) будет способствовать структурной перестройке экономики ООП,

развитию производственно-финансовых отношений;

7) предотвратит падение производства в ООП, приостановит разрушение

крупных технологических комплексов.

При формировании ФПГ на базе предприятий ООП должны учитываться их

особенности, включая необходимость сохранения научного, промышленного и

кадрового потенциала, сохранения и развития мобилизационных мощностей и

т.д.

В настоящее время уже созданы и функционируют ФПГ “Уральские заводы”,

“Сокол”, “Скоростной флот”, холдинговые компании - “Ленинец”, “Арсенал”,

“Авиаприбор-холдинг” и корпорации - “Туполев”, Ильюшин” и др.

Активизировалась работа по проектированию ряда международных ФПГ.

Благодаря созданию ФПГ в ООП достигается ряд преимуществ, таких как:

1) сохранение технологических и производственных связей между

предприятиями после приватизации и их научно-технического потенциала;

2) возможность привлечения внебюджетных источников финансирования для

осуществления конверсии и диверсификации производства;

3) обеспечение привлечения необходимых финансовых и материальных

ресурсов для налаживания выпуска сложной конкурентоспособной продукции;

4) решение проблемы взаимных неплатежей в рамках создания

интегрированных групп;

5) обеспечение гарантий сохранения и поддержания мобилизационных

мощностей.

Наибольшие трудности при формировании и функционировании ФПГ в ООП

обычно связаны с привлечением заемных средств. Имеется два пути привлечения

внебюджетных средств участниками ФПГ - через банки и через фондовый рынок.

Однако четвертая часть российских банков убыточна, а фондовый рынок

находится на стадии своего формирования. Для привлечения иностранных

инвесторов не созданы льготные условия. В то же время за счет создания ФПГ

в ООП может быть обеспечен подъем как в области промышленности, так и в

области накопления капитала.

В настоящее время нужно решить возникающие проблемы и устранить

влияние сдерживающих факторов, в частности, снять жесткие ограничения на

образование ФПГ. Тогда можно ожидать повышения взаимной заинтересованности

промышленного и финансового секторов в создании ФПГ, расширения

приватизации банковской сферы, создания элементов правовой инфраструктуры.

В результате может быть осуществлена серьезная структурная перестройка

промышленности.

3.4. Настоящее и будущее развития финансово-

промышленных групп в России.

На 1 января 1996 г. официально созданы 28 ФПГ, причем часть их

образована по инициативе государства, однако число образований, являющихся

по сути ФПГ, далеко не исчерпывается зарегистрированными. Среди таких, в

частности, группы, созданные вокруг крупных банков.

По данным Госкомпрома РФ, на зарегистрированные ФПГ приходится около

190 инвестиционных проектов с годовой потребностью в финансировании около 4

млрд. долларов.

В стадии разработки и согласования находится около 10 проектов, около

100 инициативных групп заявили о желании организовать ФПГ. В состав

действующих 28 ФПГ вошли 450 предприятий и организаций, среди них - 67

финансово-кредитных учреждений, включая коммерческие банки, страховые

компании, инвестиционные институты. Общая численность занятых в ФПГ

составляет 2,5 млн. человек. [16] Краткие данные о ряде ФПГ приведены в

приложении 1.

Взятый в 1993 г. курс на формирование в российской экономике

интегрированных структур доказывает свою эффективность на фоне всеобщего

спада производства. Анализ результатов деятельности ряда ФПГ позволяет

сделать вывод о положительном влиянии интеграции промышленного и

банковского капиталов на результаты их деятельности. В рамках ФПГ

повышается надежность инвестиционных проектов - более высокий уровень

финансовой, технологической и организационной устойчивости приводит к

снижению инвестиционных рисков. Предприятия ФПГ увеличили объемы

промышленного производства в 1994 г. на 4% по сравнению с 1993г., при этом

на 20% возрос объем реализованной продукции, на 30% - объем экспорта, а

просроченная задолженность сократилась на 15%. в 1995 г. по сравнению с

1994 г. объем промышленного производства по различным ФПГ возрос на 5 -

10%.[17]

По прогнозам Госкомпрома, уже в 1997 году в России будет

зарегистрировано 150 финансово-промышленных групп, причем по крайней мере

20 из них будут величинами заметными даже на фоне мировых гигантов[18].

Однако, как считает А. Куц, пока не стоит мыслить слишком глобально. Более

симпатичны проекты поскромнее. Например, Монтажспецбанк объединил вокруг

себя 20 различных промышленных и торговых предприятий, уже занят

выполнением задуманного, хотя пока эта группа не зарегистрирована.

Таким образом, возникшие в России финансово-промышленные группы

активно занимаются широкомасштабной деятельностью, приносящей определенные

успехи. Анализируя тенденции развития отечественных финансово-промышленных

групп, можно сделать вывод, что в дальнейшем ожидается увеличение числа

эффективно работающих ФПГ, которые будут способствовать развитию экономики.

Заключение.

Результаты ряда проведенных исследований, обобщивших мировой и первый

отечественный опыт развития финансово-промышленных групп, показывают:

широкомасштабное становление подобных крупных организационно-хозяйственных

структур - одно из ключевых направлений выведения российской экономики из

кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.

В настоящее время возникли объективные условия для формирования и

деятельности финансово-промышленных групп в нашей стране. В создавшихся

условиях формирование ФПГ - один из путей выживания промышленных

предприятий. Большие надежды возлагаются на деятельность финансово-

промышленных групп в отраслях военно-промышленного комплекса.

На сегодняшний день в нашей стране создана необходимая правовая база

по созданию финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в

области их деятельности. Надеемся, что финансово-промышленные группы при

помощи государства будут содействовать стабилизации экономической ситуации

в стране.

Однако нельзя превращать формирование групп в очередную

волюнтаристскую кампанию, навязывать эту форму предприятиям. Образование

ФПГ и выбор их конкретного варианта - дело самих предприятий.

И последнее. Было бы неправильно сказать, что крупные корпорации и ФПГ

не заключают в себе негативных сторон и тенденций. Дело, однако, в том, что

идеальных общественных форм, которые не содержали бы отрицательных

потенций, вообще не существует. Важно поэтому прежде всего трезво

определить, что конкретно формирование финансово-промышленных групп может

дать российской экономике в ее нынешнем состоянии.

Будем надеяться на то, что формирование новых организационных структур

в нашей стране, в частности, финансово-промышленных групп, позволит

преодолеть структурный кризис и стать на путь стабилизации отечественной

экономики.

Приложение 1.

Продолжение.

Список использованной литературы.

1. Асламов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные

группы в России // Деньги и кредит, №6, 1996.

2. Батизи Э. Уполномоченные банки и финансово-промышленная интеграция

// Российский экономический журнал, №10, 1994.

3. Батчиков С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и

государство // Российский экономический журнал, №2, 1995.

4. Баумгартен Л. Особенности создания ФПГ в отраслях оборонной

промышленности // Финансовый бизнес, №7, 1995.

5. Болотин В.В. Финансово-промышленные группы: возможности, реальность

и нормотворчество // Финансы, №7,1995.

6. Болотин В.В. Закон о ФПГ принят: вопросы остаются // Финансы, №7,

1996.

7. Горбатова Л.В. Банки и промышленность: некоторые аспекты

взаимодействия // ЭКО, №11, 1994.

8. Горбунов А. Формирование финансово-промышленных групп и освоение

новых экономических механизмов // Финансовый бизнес, №9, 1994.

9. Грачева И. Финансово-промышленные группы // Финансовый бизнес, №7,

1995.

10. Гренбэк Г., Соломенникова Е. ФПГ: российская интерпретация // ЭКО,

№8, 1994.

11. Дунаев Э.П. Создание финансово-промышленных групп в России //

Вестник Московского университета, серия Экономика, №4, 1994.

12. Калин А. Промышленная политика, организационные преобразования //

Экономист, №10, 1994.

13. Кузьмин А.К. Роль банка в процессе формирования и развития

финансово- промышленных групп // Финансы, №1, 1995.

14. Куликов В., Латышева Г., Николаев А. Образование финансово-

промышленных групп (необходимость, цели и механизмы) // Российский

экономический журнал, №1, 1994.

15. Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели

реформирования // Российский экономический журнал, №1, 1993.

16. Куликов В., Латышева Г., Николаев А. Российская приватизация:

слова и дела // Российский экономический журнал, №7, 1993.

17. Куц А. ФПГ: эволюция или принудительная коллективизация //

Финансист, №26, 1995.

18. Любинин А. Реорганизация акционерных обществ и становление

финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал, №11, 1994.

19. Макаревич Л.Н. Проблемы создания ФПГ в России // Банковское дело,

№12, 1995.

20. Марголит Г. Создание финансово-промышленных групп в России //

Проблемы теории и практики управления, №4, 1994.

21. Меньшикова О., Попова Т. Государственная поддержка ФПГ //

Экономика и жизнь, №33, 1995.

22. Пайдиев Л. Создание ФПГ в России - трудный процесс // Экономист,

№2, 1996.

23. Петишкина С. Роль банков в формировании ФПГ // Финансовый бизнес,

№11, 1995.

24. Пономарев А.К. Проблемы и перспективы создания финансово-

промышленных групп // Экономист, №12, 1994.

25. Промышленность и банки: окрепнут ли узы? // Экономика и жизнь,

№37, 1995.

26. Средство смягчения ситуации (интервью с В.А.Прохоровым,

Е.К.Новиковой) // ЭКО, №8, 1994.

27. Три вопроса о ФПГ (на вопросы отвечают Ю.Д.Апостолов, В.Г.Баев,

А.Х.Бец, В.Н.Брайко, А.К.Бульхин, Б.В.Прилепский) // ЭКО, №8, 1994.

28. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ “О финансово-

промышленных группах” // Финансовая газета, №1, 1996.

29. Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной

структуры в России // ЭКО, №10, 1994.

30. Чибриков Г. О финансово-промышленных группах // Российский

экономический журнал, №2, 1994.

[pic]

-----------------------

[1] Федеральный закон РФ от 30 ноября № 190-ФЗ “О финансово-промышленных

группах” // Финансовая газета, №1, 1996.

[2] Пономарев А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных

групп // Экономист, №12, 1994.

[3] Три вопроса о ФПГ (на вопросы отвечают Ю.Д.Апостолов, В.Г.Баев,

А.Х.Бец, В.Н.Брайко, А.К.Бульхин, Б.В.Прилепский) // ЭКО, №8, 1994.

[4] Пономарев А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных

групп // Экономист, №12, 1994.

[5] Пайдиев Л. Создание финансово-промышленных групп в России - трудный

процесс // Экономист, №2, 1996.

[6] Чибриков Г. О финансово-промышленных группах // Российский

экономический журнал, №2, 1994.

[7] Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной

структуры в России // ЭКО, №10, 1994.

[8] Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной

структуры в России // ЭКО, №10, 1994.

[9] Любинин А. Реорганизация акционерных обществ и становление финансово-

промышленных групп // РЭЖ, №11, 1994.

[10] Петишкина С. Роль банков в формировании ФПГ // Финансовый бизнес, №11,

1995.

[11] Гренбэк Г., Соломенникова Е. ФПГ: российская интерпретация // ЭКО, №8,

1994.

[12] Средство смягчения ситуации (интервью с В.А.Прохоровым,

Е.К.Новиковой) // ЭКО, №8, 1994.

[13] Болотин В.В. Закон о ФПГ принят: вопросы остаются // Финансы, №7,

1996, с. 8.

[14] Батчиков С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и

государство // Российский экономический журнал, №2, 1995.

[15] Баумгартен Л. Особенности создания ФПГ в отраслях оборонной

промышленности // Финансовый бизнес, №7, 1995.

[16] Асламазов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные

группы в России // Деньги и кредит, №6, 1996, с. 66.

[17] Асламазов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные

группы в России // Деньги и кредит, №6, 1996, с. 68.

18 Куц А. ФПГ: эволюция или принудительная коллективизация // Финансист,

№26, 1995.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.