|
ФинансыБюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему. Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие “Консолидированный бюджет” РФ. Наиболее сложная проблема в БУ- бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов. Закрепленные доходы — доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов. Регулирующие доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету. Например, в 1996 г. 90% подоходного налога с физических лиц передавалось в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 25% НДС — в бюджеты субъектов РФ; около 63% налога на прибыль предприятий — в бюджеты субъектов РФ (22+13=25%). Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците. Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности. Запросы органов представительной власти предоставляются до 15 августа. Текущие и инвестиционные субвенции из республиканского бюджета включаются в бюджеты соответствующих республик, краев, областей, округов и т.д. Доля субвенций из внебюджетного фонда по конкретному проекту не может превышать 80% капвложений, направляемых на реализацию этого проекта. Субвенции г.Москве — предназначены для возмещению дополнительных расходов и потерь городского бюджета, связанных с выполнением городом функций столицы. Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства. Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению полежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию. Кредитные ресурсы — средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности. В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов. В 1994 г. этот фонд формировался в размере 22% НДС, в 1995г. — 27% НДС, в 1996 г. — 15% от общего размера налоговых доходов за исключением подоходного налога с физических лиц и ввозных таможенных пошлин. На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95% от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется < 100 % плановых расходов регионального бюджета. Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В 1996г. трансферты предоставлялись 60 регионам из 89. В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов — это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций. Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г. отмечается, что БК включает: 5. классификацию доходов бюджетов РФ; 6. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; 7. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; 8. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 9. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; 10. классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и субъектов РФ; 11. классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ; 12. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 3.9.3. Бюджетный процесс (БП). Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.). Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод. Этапы бюджетного процесса. БП должен начинаться за 1.5 года (реально за 0.5 года). 1. Приблизительно 15 августа выходит распоряжение правительства о разработке бюджета. 2. В течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет. Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты. 3. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект бюджета. 4. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы: 13. предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период; 14. прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; 15. прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год; 16. прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год; 17. основные направления бюджетной и налоговой политики; 18. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ; 19. федеральные целевые программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ; 20. федеральная инвестиционная программа; 21. оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год; 22. поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на предшествующий год . Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу. Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия. В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы. Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона — 7 дней. Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года. 3.9.4. Исполнение бюджета Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах. Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов — основному оперативному плану распределения доходов–расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств. Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ (ФК) — структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти — ежемесячно. Главное управление Федерального казначейства МФ РФ: 23. организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов; 24. доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований; 25. ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ; 26. организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ; 27. осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами; 28. регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами; 29. организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ. На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса исполнения бюджета : 30. доведение объема бюджетных ассигнований; 31. доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя финансовые обязательства; 32. объем фактически заключенных соглашений; 33. сумма счетов, предъявленных к оплате; 34. сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов. Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально — отчет. Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает. Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата. 3.9.5. Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ |Виды расходов |1996 |1997 | | | |1998 | | |% |% |% | |Государственное управление |1,6 | | | |Международная деятельность |6,4 | | | |Национальная оборона |18,4 | | | |Правоохранительная деятельность и обеспечение|8,1 | | | |безопасности государства | | | | |Фундаментальные исследования и содействие НТП|2,8 | | | |Промышленность, энергетика, строительство |11,4 | | | |Сельское хозяйство |3,3 | | | |Охрана окружающей среды |0,5 | | | |Образование |3,6 | | | |Культура и искусство, средства массовой |1,2 | | | |информации | | | | |Здравоохранение и физическая культура |1,7 | | | |Социальная политика |3,0 | | | |Обслуживание государственного долга |13,4 | | | |Финансовая помощь субъектам РФ | 12.6 | | | |В том числе | | | | |Федеральный фонд финансовой поддержки |9,0 | | | |регионов | | | | |Прочие расходы |5,8 | | | |Расходы целевых бюджетных фондов |6,2 | | | |(Федерального дорожного фонда, Федерального | | | | |экологического фонда) | | | | |Общая сумма расходов, млрд.руб |435750 | | | | |100% | | | Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются: 35. целевой характер использования бюджетных средств; 36. предоставление бюджетных средств в соответствии со сметным порядком осуществления расходов; 37. безвозвратность бюджетных ассигнований. Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам ).Ссуды выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на обеспечение села техникой и т.д. 3.9.6. Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ |Виды доходов |1996 |1997 | | |% |% |% | |Налоговые доходы — всего |81 | | | |в том числе: | | | | |НДС |37 | | | |Акцизы |13 | | | |–Ввозимые таможенные пошлины |4 | | | |–Вывозимые таможенные пошлины |6 | | | |–лицензионный сбор за право производства |1 | | | |алкогольной продукции | | | | |–налог на прибыль предприятий и организаций |16 | | | |–подоходный налог с физических лиц |1 | | | |–платежи за пользование природными ресурсами |2 | | | |–отчисления на воспроизводство |1 | | | |материально-технической базы | | | | |Налоговые доходы |19 | | | |в том числе | | | | |Доходы целевых бюджетных фондов |9 | | | |Доходы от федерального имущества, от |10 | | | |приватизации, от внешнеэкономической | | | | |деятельности | | | | |Итого расходов, млрд.руб. |347200 | | | | |100% | | | 3.9.7. Бюджетный дефицит Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным дефицитом. В 1991г. он составил 20% ВНП. В 1996г. — 3,85% ВВП. В 1997г. - % ВВП. В 1998г. - %. Причины его: 1. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. 2. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия). 3. Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово- кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить: Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды ее развития. Величина БД не должна превышать2-3% валового национального продукта. Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной” экономики. 3.10. Государственный кредит 3.10.1 Государственный кредит Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную. Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга. Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость. Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство. Классификация государственных займов: 1. По субъектам заемных отношений различают: 38. займы, размещаемые центральными органами управления; 39. займы, размещаемы территориальными органами управления. 2. По месту размещения: 40. внутренние; 41. внешние. 3. По возможности обращения на рынке: 42. рыночные; 43. нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных инвесторов, например, страховых компаний, банков). 3. По сроку: 44. краткосрочные (до года) (векселя); 45. среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации); 46. долгосрочные (> 5 лет, но не более 30). 3. По обеспеченности долговых обязательств: 47. закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации); 48. беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления. 3. По способу выплаты дохода различают : 49. выигрышные облигации; 50. процентные; 51. с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)). 3. В зависимости от метода определения дохода: 52. долговые обязательства с твердым доходом: 53. с плавающим доходом. 3. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают: 54. обязательства с правом долгосрочного погашения; 55. без права долгосрочного погашения. 3. В зависимости от варианта погашения задолженности различают: 56. погашение единовременным платежом; 57. частями : в том числе равными долями; возрастающими; снижающимися долями. 3.10.2 Российская Федерация как заемщик В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ" под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. По договору Государственного займа заемщиком выступают РФ и субъекты РФ. В связи с этим различают: 58. государственный долг—это долговые обязательства Правительства РФ; 59. общегосударственный долг—это долговые обязательства Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. РФ не несет ответственности по каким- бы то ни было долговым обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ. Структура государственного внутреннего долга |Инструмент заимствования |Годы | | |1995, % |1996, %|1997, %| |1. Задолженность Правительства РФ |98 | | | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |