рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Федеральное государственное и федеральное регулирование рынка ценных бумаг

90%.

В 1873 г. собрался первый Съезд представителей акционерных

коммерческих банков, учредивший еще одну организацию — Съезды

представителей русских акционерных банков (Съезды представителей

акционерных банков коммерческого кредита). Постоянно действовавшими

органами обеих организаций были комитеты, избиравшиеся на съездах. На

заседаниях комитетов, так же, как и на съездах, обсуждались вопросы

экономической политики правительства и банковского дела в России,

вырабатывались единые условия и формы деятельности банков.

Особой активностью в отстаивании торгово-промышленных интересов в

России выделялись биржевые комитеты, которые играли роль, не известную

иностранным биржевым обществам, - роль представительных учреждений. Начало

этому было положено в 1870 г., когда утверждался устав Московской биржи,

узаконивший существование «биржевого общества», возглавляемого избираемым

им биржевым комитетом. За последним закреплялись не только руководство

собственно биржевым собранием, но и защита интересов биржевого общества

перед правительственными, государственными и общественными организациями.

Биржевой комитет, таким образом, взял на себя функции выразителя интересов

коммерсантов и промышленников московского региона.

Уже в первые годы развития акционерного законодательства

правительством были предприняты меры по защите владельцев ценных бумаг от

недобросовестных и мошеннических действий руководителей акционерных

компаний. В 1845 г. были приняты достаточно жесткие нормы об

ответственности руководителей и членов акционерных обществ за нарушения

действовавшего законодательства. К примеру за подделку акции торгового

общества, товарищества или компании виновные приговаривались «к лишению

всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, и к

отдаче в исправительные арестантские отделения» на срок от 5 до 6 лет.

В июне 1902 г. были приняты «Правила об ответственности лиц, вводящих

в обращение на Санкт-Петербургской бирже ценные бумаги», где

предусматривалось наказание «за убытки, обусловленные неверностью

представленных при выпуске бумаги данных, необходимых для надлежащей оценки

бумаги и финансового положения» предприятия, производившего эмиссию.

Ответственность определялась в размере разницы между ценою, уплаченной

приобретателем бумаги, и курсом, по которому бумага была продана.

С того момента, когда Россия выпустила первый внутренний

государственный займ в 1810 году, началась история формирования фондового

рынка. Это проявилось прежде всего в возникновении бирж, на которых

обращались ценные бумаги.

В дореволюционной России первая товарная и вексельная биржа была

официально открыта в 1703 г. по инициативе Петра 1. Большинство бирж было

организовано во 2-й половине XIX века. В 1914 г. их было 115. Главной была

Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На ней

котировались 312 различных видов акций на 2 млрд. руб., а также облигации

государственных и гарантированных государством займов. Главную роль на

бирже играли крупнейшие петербургские банки. В начале 1-й мировой войны

официальные биржи были закрыты.

К 1820 году облигации госзаймов стали обращаться вместе с товарами на

официальных товарных биржах (Петербург, Москва, Одесса, Варшава, Киев,

Рига, Харьков и др.), но все же большая часть этих ценных бумаг до конца 60-

х годов XIXвека обращалась в основном на иностранных биржах. Что касается

акций и облигаций корпораций торговля ими на биржах (с 1827 г.) была весьма

незначительна. Фондовые операции в России не имели больших масштабов и

строгой организации.

Фондовый рынок получил быстрое развитие после отмены крепостного

права, благодаря преобразованию экономической системы и развитию

производительных сил. До начала войны центр тяжести ценных бумаг

постепенно переходил с иностранных бирж на российский рынок. Одновременно

ГЦБ постепенно уступали место акциям и облигациям корпораций. На всех

биржах две трети и более объемов купли-продажи составляли облигации

госзаймов (включая железнодорожные). Русские биржи по существу выступали

как рынок госкредита. Это отражало неразвитость капитализма и

государственную экономическую монополию. Однако управление деятельностью

бирж происходило с участием представительных органов.

В качестве представительных постоянных выборных органов при биржах

стали создаваться Биржевые комитеты. Первый Биржевой комитет возник при

Петербургской бирже в 1816 г. Московский Биржевой комитет водник в 1832 г.

В 1831 г. было утверждено Положение о Биржевых комитетах и биржевых

маклерах.

Крупные купцы, фабриканты, банкиры получили право выбирать Биржевые

комитеты на несколько лет. Их компетенция ограничивалась в основном

обсуждением экономических вопросов. В 1905 г. Биржевым комитетам было

разрешено посылать представителей от торговли и промышленности в

Государственный Совет.

В течение 1900-1914 гг., то есть в период наивысшего подъема биржевого

дела в стране, наблюдалось значительное усиление государственного

регулирования фондового рынка. Во время этого периода были приняты ряд мер

по регулированию деятельности на фондовом рынке, в частности сначала на

фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи.

В 1901 г. правительство приняло "Правила для фондового отдела при

Санкт-Петербургской бирже".

Был создан Совет фондового отдела Санкт-Петербургской биржи как орган

управления, который избирался на три года из числа действительных членов

фондового отдела и осуществлял надзор за деятельностью фондового отдела,

охрану юридической силы биржевых сделок, контроль за правильностью

составления биржевого бюллетеня, принимал решения о допуске ценных бумаг к

обращению на бирже, рассматривал другие вопросы.

6 сентября 1902 г. Министерством Финансов были утверждены "Правила о

допущении бумаг к котировке на фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи".

Российские законы предусматривали ответственность лиц, которые выпускали в

обращение ценные бумаги на бирже.

Данные о курсах ценных бумаг на Санкт-Петербургской бирже

публиковались в биржевом бюллетене, который назывался "Официальная

вексельная и Фондовая котировка на Санкт-Петербургской бирже" и выходил на

русском и французском языках.

19 ноября 1907 г. министр финансов утвердил "Правила для сделок

по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на Санкт-

Петербургской бирже".

Ценные бумаги России в условиях СССР

После октябрьских событий декретом СНК РСФСР от 23 декабря 1917г.

все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были

аннулированы и облигации внутренних и внешних государственных займов. Это,

с одной стороны, освободило страну от платежей по государственному долгу, а

с другой стороны, привело к отказу от исторического опыта использования

ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых

отношений между Россией и западными державами. В условиях национализации

прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации

утратили юридическую силу. В результате корпоративные ценные бумаги также

были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое

существование на территории советской России.

После окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению

народного хозяйства, проводя "новую экономическую политику".

В целях максимального привлечения свободных средств для

восстановления экономики правительство попыталось перейти к активному

использованию ценных бумаг на новых политических и экономических условиях.

В течение 1928-1927 гг. были выпущены самые разнообразные займы с

различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами

размещения и т.д.

Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922-1923 гг., носили

натуральную форму - исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это было

связано с отсутствием нормальной денежной системы, обесценением валюты и

острой нехваткой жизненных средств. Эти займы были выпущены

беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного

обращения после проведения денежной реформы (1922-1924 гг.) займы стали

выпускаться в денежном исчислении.

По срокам займы были краткосрочные (не более одного года),

среднесрочные (2-5 лет) и долгосрочные (6, 8, 10 лет). Основная тенденция

заключалась в постепенном увеличении доли среднесрочных и долгосрочных

займов.

По способу размещения займы делились на добровольные, добровольно-

принудительные и принудительные. Размещение некоторых займов в рассрочку

через сберкассы, то есть в принудительном порядке было вызвано

неблагоприятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к

советским займам.

По выплате дохода облигации займов можно подразделить на процентные,

беспроцентные, выигрышные и процентно-выигрышные.

Для обеспечения высокой ликвидности ценных бумаг этого периода

государство проводило определенную политику: облигации займов

характеризовались низким курсом и высокой доходностью (6,6, 8 и даже 12%),

выпускались облигации с выигрышами в тиражах, держатели облигаций займов

имели ряд дополнительных льгот (возможность получения ссуд банков под залог

облигаций, использование облигации при уплате налогов). Это обеспечивало

высокую ликвидность государственных ценных бумаг.

Что касается внешних займов, то иностранные державы соглашались

предоставить финансовую помощь только при условии признания дореволюционных

долгов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но результатов не

было достигнуто.

Выпуск ГЦБ имел существенное значение для преодоления бюджетного

дефицита. К концу восстановительного периода государственный бюджет

сводился с положительным сальдо. Значение ГЦБ не ограничивалось покрытием

бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной

реформы в 1922-1924 гг. Например, в 1923 году был выпущен гарантированный

правительством краткосрочный заем Наркомата путей сообщения в форме

транспортных сертификатов на сумму 24 млн. рублей золотом сроком на 9

месяцев - один год. Номинал облигаций определялся в 5 рублей золотом.

Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для

оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном

обращении, т.к. в то же время параллельно были введены две валюты -

совзнаки и твердые червонцы большого достоинства. Мелкий хозяйственный же

оборот остро нуждался в твердой денежной единице - купюре меньше

червонца. Как раз такой потребности соответствовал 5-руб. сертификат,

застрахованный от обесценения. Таким образом, он носил характер

казначейских денежных знаков особого рода.

Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов

рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и

акционирование. В первые годы советской власти вексельное обращение во

время «военного коммунизма» прекратилось. С возвращением страны к мирной

жизни, с переходом к НЭПу вексель возродился. Вексельное обращение

регулировалось Положением о векселях, которое было утверждено в 1922 году.

При их разработке за основу был взят Российский вексельный устав 1902 года.

1 января 1926 г. Народным Комиссариатом Финансов была принята

Инструкция учреждениям Госбанка по операциям учета векселей и специальным

текущим счетам, обеспеченных векселем. Принимались меры повышения

вексельной дисциплины.

Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х годах и

представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и

банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных

организаций.

Возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг объективно

привело к формированию в новых экономических условиях бирж.

В июле 1921 года открылась первая советская биржа. В 1922 году

постановлением СНК были установлены правила фондовых биржевых операций.

Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой

(наличностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государственными

ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.

В течение 1922-1924 гг. фондовые отделы, главным образом, заключали

сделки с валютой - червонцами в связи с денежной реформой. К котировке на

официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства,

выпущенные Наркомфином в 1923 году, и облигации первого шестипроцентного

выигрышного эайма. Операции с ними были неудачны в связи с завышенной

ценой. На внебиржевом рынке курс облигаций был гораздо ниже.

После завершения денежной реформы прекратились операции с банкнотами

и центр тяжести финансовой политики правительства перешел на оздоровление

системы госкредита.

К концу 1924 года вместо официальной неизменной цены государственные

ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кредитная

кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы

соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов

сокращался. В 1925-26 финансовом году было выпущено только два новых займа:

второй крестьянский выигрышный заем и второй 8%-ный внутренний заем 1926

года (на общую сумму 200 млн. рублей).

Фондовые отделы при товарных биржах активно действовали в течение

1924-1927 гг. На 1924/26 год насчитывалось 10 фондовых отделов при

крупнейших товарных биржах.

Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации,

Правительство изменило курс первого этапа на развитие фондового рынка.

Главной формой размещения ГЦВ стала "подписка в рассрочку" (после 1930года

она стала единственной). Она заключалась в добровольно-принудительном

характере размещения и оплаты облигаций. Подписка в рассрочку проводилась

следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о Порядке размещения

займа, бланки для его учета и оформления и авансовую сумму облигаций

предприятиям, учреждениям и сельских советам. Последние выдавали

подписчикам подписной лист", который содержал фамилию подписчика и сушу, на

которую приобретались облигации. Затем эти подписные листы передавались в

бухгалтерии для удержания взносов из заработной платы рабочих и

служащих. Крестьяне первый взнос выплачивали в десятидневный срок после

подписки, рабочие и служащие - в течение срока рассрочки - 10 месяцев.

Все взносы перечислялись через Госбанк в государственный бюджет.

Начиная с 1927 года, государственные предприятия были обязаны помещать

все свои запасные и резервные средства в ГЦБ. Кооперативные и акционерные

(паевые) общества в приобретаемые ГЦБ должны были вкладывать ООУ.

резервных средств. Таким образом, состав кредиторов государства расширился

до всех юридических лиц. В это время были организованы Комиссии содействия

госкредиту и сберегательному делу (Комсоды) на всех предприятиях и

организациях под общим руководством Центральном комиссии при Президиуме

ЦИК СССР. Их задача состояла в том, чтобы контролировать работу по

размещению займов, проводить массовые соревнования по подписке между

цехами, предприятиями и т.д., в целом способствовать распространению

госзаймов.

Начала изменяться структура облигаций госзаймов по срокам. Более 94%

госзаймов приходилась на долю долгосрочных облигаций.

По мере "укрепления" планового управления экономикой в 1930 году были

закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились

снова по твердому официальному курсу без учета реального состояния

рынка. Согласно постановлению от 22 февраля 1930года обращение облигаций -

покупка, продажа и залог были запрещены без разрешения Комсодов и в

исключительных случаях. В результате ликвидность облигаций была серьезно

ограничена. Подобным способом обеспечивалась долгосрочность облигаций

займов у их держателей. В 1630 году Правительство, с учетом

огосударствления экономики, приняло решение о ликвидации резервных

капиталов трестов и запрещении государственным учреждениям, акционерным

обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов.

В течение 1930-1941гг. правительство проводило реформу в сфере

госкредита, которая выражалась в унификации облигаций госзаймов путем их

конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием "внутренний

займ пятилетки"). Для обмена облигаций ранее выпущенных займов.

Конверсия привела все займы к единому стандарту - двадцатилетнему сроку.

Погашение займов было отложено на 10-19 лет. Их доходность снизилась с 8-

10% до 3-4% годовых.

Отказ от принципов новой экономической политики сказался на судьбе

ценных бумаг предприятий - векселей и акций. С 1929-30 гг. акционерные

общества стали заменяться формами государственных предприятий. Только

после окончания 2-й мировой войны в некоторых странах народной демократии

Советским Союзом и правительствами этих стран совместно, на паритетных

началах, были организованы акционерные общества с целью развития важных

промышленных отраслей. С достижением этой цели совместные акционерные

общества были ликвидированы, а доля собственности СССР была передана на

льготных условиях заинтересованным правительствам.

Недолго просуществовало и вексельное обращение. Постановлением ЦИК и

СНК СССР от 7 августа 1937 г. на территории СССР было введено в действие,

основанное на Женевских вексельных конвенциях 1930 г., «Положение о

простом и переводном векселе». Однако вексель использовался только в

расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического

сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте

СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1980 г. в связи с

переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного

хозяйства.

Великая отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов.

Государственные займы служили одним из существенных источников средств для

финансирования военных расходов. В течение 1942-1946 гг. было выпущено

четыре "военных займа" на общую сумму 72 млрд. рублей сроком на 20 лет,

исходя из 4% годовых.

После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план -

план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1960 гг.

Была необходима конверсия всех займов.

В 1948 году был выпущен новый конверсионный заем - государственный

двухпроцентный заем для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 года

(кроме выигрышного займа 1936 года, часть которого обменивалась на

наличность, часть - на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного

займа 1047 года). Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами

на предприятиях, учреждениях и колхозах в пределах определенного периода.

После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились

платежи по займам.

С 1946 по 1957гг. было выпущено пять займов восстановления и развития

народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства

(выпуска 1961-1967 гг.) сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде

выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 26 лет;

внутренний выигрышный заем 1947 года и четырехпроцентный внутренний

выигрышный заем 1947 года.

Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию госзаймов

стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957

году ЦК КПСС И Совет Министров СССР приняли постановление "О

государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся

Советского Союза", согласно которому, в основном, прекратился дальнейший

выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на

20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.

Таким образом, после окончания периода НЭПа рынок ценных бумаг России

перестал существовать, хотя государство и выпускало под этими названиями

принудительно размещаемые займы. С этого практически нулевого состояния

начинается современная история возрождения рынка ценных бумаг, начало

которой относится к периоду "перестройки".

Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации

В начале 90-х гг. Россия встала на путь возрождения рынка ценных

бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран

с развитой рыночной экономикой.

Становление современного рынка ценных бумаг также можно разделить на

этапы.

1. 1988 - 1990 гг. - законодательство СССР и РСФСР, разрешающее выпуск

ценных бумаг и создание акционерных обществ. Было принято в свете

утвержденного политического курса на перестройку экономики и развитие

рыночной экономики в рамках социалистической системы хозяйствования. С

целью повышения заинтересованности трудящихся в результатах производства, а

также на привлечения дополнительного финансирования в основном в

государственный сектор экономики, повышения частной инициативы и начала

развития рыночных отношений были приняты ряд документов.

Самым первым глобальным актом этого периода можно считать

постановление Совета Министров СССР “ О выпуске предприятиями и

организациями ценных бумаг” от 15 октября 1988 года. В 1990 году Совет

Министров СССР принимает постановление “ Об утверждении Положения об

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.