рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Федеральный бюджет

Федеральный бюджет

Введение

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь

общества, является государственный бюджет, который воспринимается как

важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим

каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в

денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и

политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета:

бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств,

предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и

местного самоуправления.

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета,

его роли в системе финансовых планов и путям сокращения дефицита. Исходя из

вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его

определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

показать его роль в системе финансовых планов страны;

проанализировать структуру федерального бюджета за 1997-1999 гг., то есть

рассмотреть его доходы и расходы, проследить изменения в них и выявить

причины изменений;

дать определение дефицита федерального бюджета и рассмотреть пути его

сокращения, используемые в России.

Исходя из данных задач, можно наметить следующий план работы.

Первая глава будет посвящена теории, то есть в ней я рассмотрю понятие

бюджета, его сущность, основные функции, его роль в финансовых планах

страны, а также теоретически дефицит федерального бюджета и классические

пути его сокращения.

Во второй главе и третье главе я остановлюсь на практике, то есть

анализе доходов и расходов федерального бюджета в 1997-1999 гг. и путях

сокращения его дефицита, используемых в России.

Бюджет как экономическая категория

1 Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета

В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой

системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть

единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита,

государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются

постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план

государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается

законодательным органом власти – Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он

выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс

образования и использования централизованного фонда денежных средств

государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в

форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства

предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они

направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных

мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов

государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов

Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных

материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое

значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий

претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает

возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках

экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и

финансовую политику на территории страны.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет

свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и

сферу социальных отношений изменяются.

Основными функциями бюджета являются:

перераспределение национального дохода и ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение социальной политики;

контроль за образованием и использованием централизованного фонда

денежных средств.

Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода

и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП [17,стр.147].

Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального

перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее

рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры

на всей территории России, включая республики, края, области.

В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного

бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной

перестройки экономики, ускорение социального развитие и социальную

защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают

агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и

транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры

общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному

использованию государственных средств.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и

стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности

производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям

хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности,

энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с

реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования

экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения

соответствующего налогового механизма.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В

социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев

населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а

также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения

непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи

основным финансовым планом образования и использования государственного

фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и

организациями.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных

процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход,

создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы

материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение

оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей

хозяйства.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В

условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в

процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. [17,

стр.150]. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для

осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность

эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две

функции. Образование бюджетного фонда. Эту функцию выполняют бюджетные

доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы

от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных

денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных

экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных

доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так,

например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону

увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение

соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция – использование бюджетного фонда – принадлежит

конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный

хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других

участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы

охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более

частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменение соотношения

между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо

свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Таким образом, структура бюджетных доходов и расходов, в которой

проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в

бюджетном плане.

2 Роль Федерального бюджета в

финансовых планах страны

По своей внешней форме Федеральный бюджет является основным финансовым

планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей

части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как

правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет

его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее

положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном

воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина

(иногда и больше) национального дохода, около ѕ всех денежных средств. Это

позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные

потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать

выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так

как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства,

регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с

государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их

вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из

бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений

непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства,

поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их

расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков,

других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов,

планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно

свободные средства бюджета.

В процессе составления основного финансового плана государства

Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд

денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы

предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других

поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета,

которые и направляются на финансирование экономических и социальных

программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть

охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств

государства.

Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки

Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В

процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и

расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между

участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической

природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым

общественным назначением.

Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует

совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании,

расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных

средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной

финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части

национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно

отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное

содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет –

основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по

поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда

денежных средств. [16, стр.279]

3 Дефицит Федерального бюджета

Бюджет может иметь три вида итога: баланс, профицит и дефицит.

Баланс бюджета – равенство его доходов расходам; профицит бюджета –

превышение доходов бюджета над его расходами; дефицит бюджета - превышение

расходов бюджета над его доходами. В силу актуальности дефицита

Федерального бюджета я остановлюсь подробнее на нем.

В случае принятия Федерального бюджета на очередной финансовый год с

дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования

федерального бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может

превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание

государственного долга РФ.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета утверждаются

органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о

федеральном бюджете на очередной финансовый год по основным видам

привлеченных средств. Источниками финансирования дефицита федерального

бюджета являются:

1) внутренние источники следующих видов:

а) кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от

имени РФ;

в) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной

системы РФ;

2) внешние источники следующих видов:

а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от

имени РФ;

б) кредитивы правительств иностранных государств, банков и фирм,

международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Бюджетным кодексом также предусмотрено сокращение расходов

федерального бюджета. Если в процессе исполнения федерального бюджета

происходит снижение поступлений доходов федерального бюджета или

поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что

приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию

расходов не более чем на 5 процентов, министр финансов вправе

самостоятельно принять решение о введении режим сокращения расходов

федерального бюджета и ввести указанный режим. Если неполное финансирование

расходов происходит в интервале от 5 до 10 процентов, то Правительство РФ

вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального

бюджета. Сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для

всех видов федерального бюджета и получателей средств бюджета. Если

неполное финансирование происходит более чем на 10 процентов, то

Правительство РФ представляет в Государственную Думу проектов федерального

закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном

бюджете. [1, стр.110]

В мировой практике существует замена, правда, не совсем адекватная,

понятию сокращение расходов. Это – секвестр. Понятие секвестр происходит от

латинского secvestrum – ограничение. Бюджетный секвестр – вынужденная

реакция на недофинансирование расходных статей бюджета. Секвестр вводится в

том случае, если недофинансирование принимает угрожающие размеры и

затрагивает основные сферы финансово-экономической и политической

деятельности государства.

Важный вопрос – как сокращать. В мировой практике за основу принята

модель так называемого «автоматического» сокращения расходов, подпадающих

под секвестр. Обычно такое сокращение производится по единой пропорции (в

процентах) для всех бюджетных статей, либо по отдельным их группам.

Существует также практика одноуровневого и многоуровневого сокращения

бюджетных ассигнований. При этом разные уровни могут предусматривать разный

процент сокращений, однако и здесь жестко соблюдается правило единых

пропорций по одному уровню.

Дискуссионным является вопрос о временных рамках секвестра. Существует

точка зрения, что секвестр более эффективен в случае его использования с

момента введения до конца финансового года, с последующим отчетом о его

исполнении в рамках общего отчета об исполнении бюджета. Другая позиция –

секвестр должен вводиться на определенный срок в рамках текущего

финансового года: полугодие, квартал, желательно с месячной разбивкой, и

ежемесячной отчетностью о его реализации. Выбор той или иной позиции

зависит от сложившейся практики бюджетного процесса и особенностей

экономической ситуации.

Однако секвестирование имеет ряд недостатков. Во-первых, секвестр

нарушает сложившийся баланс и провоцирует новый виток борьбы за бюджетные

ресурсы. Значительный выигрыш в ней получают те силы, которые контролируют

основные финансовые потоки. В проигрыше окажутся все традиционно слабые

стороны: дотационные регионы, такие сферы, как образование, медицина,

научные исследования, не обладающие достаточным лоббистским аппаратом.

Такое положение может вызвать только очередной виток социальной

напряженности.

Во-вторых, практика показывает, что в условиях ограниченного

финансирования происходит усиление территорий - региональных лидеров и

концентрация вокруг них более экономически слабых регионов. В условиях

спада экономической активности центра такие мини-федерации способны

демонстрировать значительную экономическую, а частично и политическую силу.

Поэтому секвестр способен спровоцировать дальнейшие сепаратистские

тенденции и привести к разрушению единого экономического пространства.

Можно сделать вывод о том, что секвестр как инструмент финансовой

антидефицитной бюджетной политики имеет право на существование только в том

случае, если в его основе будут лежать следующие принципы:

1. Секвестр – комплексная процедура.

2. Секвестр – радикальный способ борьбы с бюджетным дефицитом, поэтому

он должен использоваться в том случае, когда задействованы и

полностью исчерпаны резервы всех остальных антидефицитных мер.

3. Отказ от автоматического пропорционального сокращения бюджетных

расходов. Сокращение должно проводиться не постатейно и не по

группам статей, а по целям расходования бюджетных средств или по

группам расходов.

4. Создание общепризнанных и законодательно утвержденных условий ввода

процедуры секвестирования и ее временных границ. Практика

показывает, что такой оптимальной границей является квартал с

месячной разбивкой.

5. Желательно четко определить границы «защищенных статей». Мировая

практика признает оптимальным соотношение подобных статей в бюджете

в размере 1/12 – 1/14 от общего объема бюджетных назначений.

Создание целостной концепции бюджетного секвестирования позволит исключить

эффект внезапности при неожиданном падении доходных поступлений в бюджет.

[11, стр.15].

Анализ Федерального бюджета за 1997-1999 гг.

1 Структура доходов Федерального бюджета

Доходы Федерального бюджета – денежные средства, поступающие в

безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ

в распоряжение органов государственной власти РФ. [1, стр.5]

Рассмотрим состав, структуру и динамику доходов Федерального бюджета

в 1997-1999 гг. (см. Приложение, табл. 1).

Фактическое поступление доходов в бюджет в 1997 г. составило 343,4

млрд. руб. (в ценах 1999 г.). Прежде всего обращает на себя внимание

высокий удельный вес первой группы доходов бюджета – налоговых доходов:

76,5%. В их составе определяющее место занимает налог на добавленную

стоимость – 37,5% от всех доходов, далее следуют акцизы – 16,1% и на

третьем месте – налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций –

10,4%. (см. Приложение, рис. 1). Стоит упомянуть, что в 1996 г. на втором

месте были налоги на прибыль. Причиной такого изменения является тяжелое

финансовое положение большинства предприятий и организаций реального

сектора. Доля убыточных предприятий в промышленности, строительстве и на

транспорте на 1 декабря 1997 г. – 47,6%. Следует отметить снижение

поступления акцизов на нефть, газ, бензин, что явилось последствием

неперечисления их республиками Татарстан и Башкортостан. Наблюдался высокий

уровень собираемости таможенных налогов и платежей - 11,6 млрд. руб. Этому

способствовала отмена льгот и отсрочек, предоставляемых ГТК РФ по уплате

налогов и пошлин.

Во второй группе – неналоговые доходы, которые в общем объеме доходов

бюджета составляли 23,5% Основная масса – от продажи государственного

имущества, но следует упомянуть, что данный источник доходов –

невозобновляемый, и его использование в одном году сокращает поступление

данных доходов в другом. Далее следуют целевые бюджетные фонды – 36 млрд.

руб. В 1997 г. в Федеральный бюджет консолидированы следующих целевых

бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Фонда развития

таможенной системы РФ, Межведомственного фонда развития системы и налоговой

службы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью, Федерального

экологического фонда РФ.

В целом, можно отметить, что в 1997 г. на поступление доходов в

бюджет оказывали влияние такие факторы, как распространившаяся система

неденежных расчетов и практика расчетов между юридическими лицами наличными

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.