рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные методы и содержание профориентационной работы

обществе и поиском путей его достижения с помощью избираемой для этого

профессии. Таким образом, если профессиональная ориентация определяется как

деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то социально-

профессиональную ориентацию можно также кратко определить как подготовку

молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.»[10]

К методологическим вопросам профориентации относятся и вопросы

определения и развития системы профориентации.

Прежде чем сформулировать общее определение системы профориентации,

рассмотрим ряд исходных положений:

«1. Профориентация представляет собой системную деятельность,

включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии

эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и

структурообразующие элементы.

2. Система профориентации школьников является подсистемой общей

системы трудовой и профессиональной подготовки.

3. Система профессиональной ориентации - это часть общей системы

9.

социальной ориентации личности в сложившейся структуре

производительных сил и производственных отношений.

4. Профориентация относится к социальным системам, которые

функционируют в обществе, она затрагивает различные проблемы, и в том 9.

числе связанные с развитием человеческого фактора общественного

производства; уже по одной только этой причине профориентацию можно считать

общественной проблемой. Она может быть названа так и по другой причине. Для

решения проблем профориентации недостаточно усилий одного министерства

(Министерства просвещения) или одной науки (например, педагогики). Для того

чтобы система профориентации стала эффективной необходима скоординированная

деятельность ряда (если не большинства) министерств и ведомств, а также

ученых различных специальностей.

5. На эффективность профориентации влияет множество различных

объективных и субъективных факторов. Это система трудно поддается

организации и управлению.»[11]

При неизменной общей цели конкретные цели и задачи работы каждой

школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени

остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или

городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной

степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя

деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду

и профагитацию.

2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление

интересов и способностей личности к той или иной профессии.

3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание

индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-

профконсультантов.

4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей

вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять

связанные с нею трудовые обязанности.

5. Социально-профессиональная адаптация.

6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у

учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и

достоинства.

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов

профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на

предприятия и т.д.

10.

3.1 Определение критериев эффективности профориентации

К числу наиболее важных методологических вопросов относятся и вопросы

определения критериев эффективности профориентации. Сейчас эффективность

профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько

учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и

работают по ним.

Этот критерий важный, но недостаточный. Ведь, например,

запланированного процента учащихся можно добиться разными средствами, и в

том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной,

психологической и экономической точек зрения. И если это показатель

становиться главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной

диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся эта работа

приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой

профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их

родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при

активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов и

способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии,

отвечающего как их личным склонностям, так и потребностям города, района,

села, в котором они живут, общества в целом.

«Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора

профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии

рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические

рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей.

Соответственно чем больше число учащихся избирают рекомендованные им

профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов,

школы.

Если учащиеся заранее наметили и согласовали свои планы жизненного и

профессионального самоопределения, то процент школьников, добившихся

реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности

профориентации при условии, что намеченные ранее планы отвечают

потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого

уровня квалификации.

Известно, что правильный выбор профессии положительно влияет как

на производительность, так и на качество труда. Следовательно, трудовые

достижения выпускников школ или других учебных заведений, связанных с

профориентацией, служат еще одним важным критерием успешности выбора

профессии.»[12]

Таким образом, главным критерием эффективности профориентационной

работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на

работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим

актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.

11.

4. Основы организации и планирования

профориентационной работы

4.1 Основные организационные принципы профориентационной работы

Для простоты и удобства все принципы можно представить в виде таблицы

(1). «Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая

середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип

находится. Главная проблема понимания и реализации этого принципа – не

доводить принцип до крайности, не извращать его.»[13]

Таблица (1) «Основные организационные принципы

профориентационной работы»

|Крайности |«Золотая середина» |Крайности |

|1. Узкая |1.Многообразие форм и методов |1.Хаос, |

|специализация |работы |бессистемность, |

| | |следование |

| | |методическим модам |

|2.Морализаторство |2.Нравственность как стержень |2.Безнравственность |

| |всей работы, как основа | |

| |организации разнообразия | |

| |методов | |

|3.Идеализация |3.Преемственность в работе, |3.Отрицание |

|предшествующего |сохранение лучших традиций |предшествующего опыта|

|опыта | | |

|4.Внутренняя |4.Самоактивизация,способность |4. «Самосгорание» на |

|пассивность, |искать внутренние резервы в |работе, стремление |

|ожидание, что кто-то|работе |браться за все |

|решит ваши проблемы | |мыслимые и немыслимые|

| | |проблемы |

|5.Самоизоляция |5.Профессиональное содружество |5.Потеря |

| | |профессионального |

| | |самоощущения |

|6.Пессимизм, |6.Вера в успех, в свои |6.Излишня |

|отчаяние |возможности |самоуверенность |

|7.Акцентирование |7.Взаимосвязь принципов, их |7.Утеря специфики |

|внимания на |взаимодополняемость |принципов |

|единичных принципах,| | |

|без их взаимосвязи | | |

|друг с другом | | |

12.

4.2. Различные организационные модели профориентационной помощи

Можно выделить следующие основные организационные варианты

профориентационной помощи:

«1. Профконсультант работает в конкретной школе и обслуживает только

учащихся данной школы.

2. Профконсультант имеет в конкретной школе основную базу (кабинет),

но обслуживает несколько близлежащих школ.

3. Профконсультант работает в специальном психологическом центре

(Центре профориентации молодежи, Центре занятости населения или просто — в

Психологическом центре). Часто в таких центрах оказывается более

специализированная (а иногда и более глубокая) помощь. Но Профконсультант

нередко лишен возможности наблюдать за развитием ребенка длительное время.

Поэтому в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога

(профконсультанта) с психологами различных психологических и медико-

реабилитационных центров

4. Психолог работает в органах управления образования, где он

выступает как куратор (инспектор) по профориентации. Такой куратор

координирует профориентационную работу в школах (работу педагогов, учителей

труда...).

5. Дистанционная профориентационная помощь, например, по переписке

(подросток по почте получает бланк с опросниками, отсылает свои ответы,

после чего ему высылаются обобщенные результаты и рекомендации). В

настоящее время широкие перспективы открываются в связи с внедрением

компьютерной техники (в частности, сети «Интернет»),

6. Работа «выездными бригадами» (на 2—3 недели бригада специалистов

выезжает в отдаленные и малонаселенные районы и проводит «массированную»

помощь в выборе профессии).

7. Помощь через средства массовой информации СМИ (специальные циклы

передач, рубрики в периодических изданиях...).»[14]

Естественно, нельзя выделить самый «лучший» вариант: вес варианты

«хорошие», так как все зависит от конкретных условии. Лучше стремиться к

совмещению и взаимодополнению разных вариантов (чтобы и у самих клиентов

был выбор, куда обратиться). Именно в этом случае можно будет говорить о

системности профориентационной работы.

13.

4.3. Основы составления программ

профориентационной помощи

Каждый психолог-профконсультант в той или иной мере должен уметь

планировать свою работу. Можно выделить примерно следующие основные советы:

«1. Понять цель данной работы: определить цель-максимум и цель-минимум

в работе с данным классом, с данной группой или в данной школе

(психологическом центре)...

2. Выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений

работы (с учетом специфики данной группы).

3. Расписать все занятия по дням и часам.

4. Разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принципу: от

общеориентирующих проблем — к более конкретным).

5. Составить перечень практических методик, иллюстрирующих

теоретические вопросы (желательно, чтобы по времени они занимали даже

большую часть, чем «теория» — это важно для работы со школьниками).

6. Разбросать практические занятия по дням, соотнеся их с

теоретическими проблемами (важен принцип «чередования»: немного теории —

практика, немного теории — практика...).

7. Подобрать разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровые

упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п.

(использовать принцип «разнообразия»: кому-то больше нравится работать с

тестами, кому-то — больше играть...).

8. Рассчитать все по времени...

9. На всякий случай, подобрать несколько теоретических вопросов и

практических методик «про запас» (на случай, когда вдруг какие-то темы и

методики в данном классе «не пойдут» или когда какие-то методики и проце-

дуры пройдут слишком быстро и останется свободное время, которое «нечем

заполнить»).

10. Составить небольшие конспекты для всего курса.

Кроме того, постараться подобрать некоторые методики так, чтобы

учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями. Также мы

рекомендуем чаще использовать со школьниками активизирующие формы работы:

(игры, дискуссии, обсуждение ситуаций...), но при этом не превращать

занятия в «сплошную игру», так как даже детям это надоедает или же они

14.

могут начать воспринимать Вашу работу как сплошное «развлечение». По нашему

опыту, игровые методы вполне могут занимать в работе со старшеклассниками

около 25—30 % общего времени занятий. Не следует увлекаться «сложным» и

обширным материалом — лучше пусть вопросов будет меньше, но они будут

«понятными» и «значимыми» для подростков и именно эти вопросы обсуждать

более подробно.»[15]

Наконец, сложные ценностно-смысловые вопросы обсуждать следует

ненавязчиво, обязательно включая их в более обширный и этически

«нейтральный» материал, чтобы не вызывать недоумение некоторых учащихся и

администраторов. Например, на вопрос, «а чем это Вы там занимаетесь на

уроках?», психолог, который «осмеливается» касаться ценностно-нравственных

вопросов самоопределения (быть может, самых важных для полноценного

развития подростков), может просто сказать с простоватым выражением лица:

«Занимаемся чем положено, исследуем память, внимание, интеллект,

рассказываем о профессиях и играем в занимательные игры... Ну а о

нравственности и совести мы лишь немного поговорили, как бы нечаянно. А так

у нас программа «правильная», такая как «положено».

15.

5. Профессиональное воспитание учащихся

В процессе профессионального становления будущего квалифицированного

рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

«1. Период поступления в профессиональное учебное заведение

(профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор

старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение

соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и

навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие

профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период

прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в

школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта

работы, окончательное утверждение в избранной профессии.

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и

составляет сущность процесса профессионального воспитания.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:

. индивидуальные

. групповые

. массовые.

Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы:

. методы формирования сознания личности;

. методы организации деятельности и формирования опыта общественного

поведения;

. методы стимулирования поведения и деятельности.»[16]

16.

5.1. Профессиональное просвещение

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся

является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о

различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в

кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к

психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения,

оплате труда”.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и

общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая

дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя:

. профинформацию

. профпропаганду

. профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе.

Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе.

Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации,

родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их

значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно

создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и

атмосферы недоброжелательности к другим.

«В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит

довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями

экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать

новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую

называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем

случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в

частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в

соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого

подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную

на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты,

она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя

на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно

избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может

привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный

принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, -

связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой

области можно выразить так:

Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового

представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях,

предприятиях, профессиях;»

В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо

учитывать направленность в развитии отраслей

17.

народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые

традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных

заведений;

Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной

потребности в конкретных профессиях;

Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными

интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих

особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному

просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а

основными формами ее проведения – встречи с представителями различных

профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах

и профессиях и т.д.»[17]

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы,

которые проводят классные руководители, учителя-предметники или

представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать

возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих

самих учащихся.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно

проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется

профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии,

основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее

перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание

и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и

автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной

профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими

специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и

здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень

ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим

особенностям человека, отличительные качества

хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ

жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда,

система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь

профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе;

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.