![]() |
|
|
Экономический анализЭкономический анализЛекция №1. Предмет и метод экон. анализа. Вопросы: 1. Место экономического анализа в системе экономических наук и управления производством. 2. Определение предмета ЭА и его содержания. 3. Метод ЭА, его особенности. 1.Место экономического анализа в системе экономических наук и управления производством. По классификации академика Астровитянинова все экономические науки разделены на 3 уровня: . экономическая теория (базовый уровень) - теоретическ основы для изуч экономической деят-ти. . отраслевые экон-ие науки (изучают общие законы и законом-сти функционирования сфер экономики). . специальные науки, кот-е дают количественную хар-ку этих законов и закономерностей (сюда относится и экономический анализ). ЭА - способ позн-ия хоз-ой деят-сти. Место ЭА в системе познания: ЭА базируется на основных принципах познания действительности: все хоз-ые процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимообусловленности, движении, развитии. Поэтому ЭА - причинный и факторный анализ. ЭА исторически вырос из Б/У. Родоначальницей явилась и статистика в плане методов. ЭА - ф-я управления. Качество упр-ого решения и степень его реализации зависят от качества проведения ЭА. ЭА - страховка по уменьшению риска принятия неэффект-ого упр-ого решения. Общая схема принятия упр-ого решения включает в себя несколько стадий. ЭА упреждает и завершает принятие упр-ого решения. Оценка сложившейся ситуации ( выявление, формирование, обоснование проблемы, определение целей ( подготовка вар-ов решений ( информационное насыщение вар-ов решений ( оценка предл-ых решений и отбор лучшего ( принятие ( реализация ( контроль исполнения, оценка эффективности. ЭА используется на стадиях оценки эффективности вар-ов, форрмирования целей, контроля исполнения. Таким образом ЭФ сопровождает принятие упр-ого решения 2.Определение предмета ЭА и его содержания. Предмет - то, что отличает данную науку в изучении данного объекта. Предмет ЭА - оценка результатов деят-сти п/п и организаций с целью повышения эффективности этой деят-сти. Оценка делается на базе планов, отчетности, учета и другой информации, которая в ходе ЭА подвергается обработке с помощью специальных приемов. ЭА изучает хоз-ые процессы иявляется в рамках одного п/п, дает оценку рез- тов хоз-ия этой фирмы (эффективно или неэффективно осуществлялось хоз-ие), оценка дается на основе информации. Объект изучения ЭА - экономи-ая деят-сть п/п. Критерии , позволяющие охарактеризовать содержание ЭА. 1. Источники и пользователи ЭА. (Внешний и внутренний анализ. Внешний базируется на публикуемой отчетности, которая можетбыть предъявлена любому пользователю. До 97 года обязательна была публикация отчетности только определенной группы п/п; на еебазе любой пользователь мог делать выводы. Начиная с 97 года (закон « Об АО») по приказу МФ о публикации отчетности АО. Внутренний анализ использует любую информацию, которой располагает п/п, включая инф-ию, содержащуюся в первичных документах и учетных регистрах. Осн. комм. тайной являются: сведения о затратах на производство и реализацию; часть технико-экономи-ой документ-ии, связанной с производством и реализацией продукции. Результаты внешнего анализа представляют интерес для: . акционеров (надежность их вложений, доходность, дивидендная политика); . банков, кредитных учреждений (устойчивость фин-ого положения и ликвидность,. Доходность, сохранность и оценка тов-но-материальных ценностей, которые могут стать педметом залога); . налоговых органов (сведения об имущественном положении, информация о рез- тах деят-сти в части налогов); . группа пользователей на руб (инвесторы и профессиональные участники РЦБ); . ВБФ и органы статистики; . работники п/п) 2. По аспектам исследования (Финансово-эконо-ий, технико-экономи-ий, функционально-стоимостной. Финансово-экономический анализ дает оценку фин рез-ов п/п и причин, приведших к таким рез-там. Технико-экономический анализ позволяет показать, какое влияние на обобщ. результативные показатели оказала использ-мая техника, применяемая технология и орган-ия произ-ва, труда и управления. Функционально-стоимостной анализ позволяет еще больше детализировать возм ЭА, так как он углубляет ЭА до уровня продукта - товара, который производится. Он уже позволяет оценить конструкторские возможности производимого продукта, убрать все лишнее, сэкономить материал на стадии конструирования) 3. По кругу изучаемых вопросов. (Полный и тематический анализ); 4. По хар-ру принимаемых решений (Предварительный, оперативный, итоговый и перспективный. Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния объекта при разработке какаих-либо мероприятий, при разработке бизнес- плана. Оперативный имеет целью оценить выполнение п/п-ем краткосрочных заданий. Итоговый имеет целью оценить рез-ты деят-сти и выявить причины отклонений. Перспективный имеет целью внести корректировки в полученные результаты и на их базе сост-ть прогноз на перспективу. 3.Метод ЭА, его особенности. Метод - способ познания явления. В научной основе всех методов лежит теория познания. Все элементы теории познания применимы в ЭА: o переход количества в качество; o дедукция; o индукция; o взаимообусловленность явлений, их развитие. Все эти методы теории познания и диалектики применимы в ЭА. Метод ЭА - способ системного, комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на ход и динамику хоз-ого развития, осуществляемый путем обработки спец-ыми приемами показателей плана, учета и отчетности и другой инф-ии. Особенности: 1. системность аналитического исслед-ия. Системность экономич-ого исслед- ия имеет 2 стороны: Во-первых, каждый хоз-ый объект рассматривается как часть системы более высокого уровня, и, во-вторых, каждый хоз-ый объект сам по себе система с элементами и определеными связями внутри сист-мы. Результат деят- сти этого объекта - комбинация элементов экономической системы и совокупность связей м/у ними. 2. комплексность: заключается в понимании рез-ов (итогов деят-сти объекта) как следствие взаимодействия всех сторон его работы и факторов ее определяющих.Комплексность анализа подразделяется на 2 стадии: изолированное рассм-ие влияния отд-ых фак-ов на итог функционирования и сведение воедино рез-ов пофакторного анализа. 3. аналитическое исследование включает в себя определенные этапы при проведении (свой технологический цикл): Изучение (предварительная оценка достигнутого объектом уровня развития, завершается описанием экономич модели) ( Измерение (заключается в количественной оценке направления и степени влияня отдельных причин на рез- ты функционирования объекта) ( Обобщение (включает в себя заключительную оценку состояния объекта, подсчет возможностей повышения его эффективности с помощью усиления влияния положительных факторов и сведения на нет или сокращения влияния отдельных факторов) ( Использование системы показателей (базой для нее является система пок-лей плана, учета, отчетности. Эти пок- ли - основа для анал-их пок-лей, которые не дублируют показатели плана, учета, отчетности. Система аналитических пок-лей образ-ся путем оценивания, сочетания и преобразования пок-лей других систем: . отклонение от плана . индексы Классификация аналит-их пок-лей: . по эконом-ому содерж-ию на количественные и качественные. Количественные выражают величину ресурсов, размер хоз-ого явления, колич-ые изменения, происходящие в колич-ых пок-ях. Качественные пок-ли характеризуют использование ресурсов (эффективность хоз-ия). . по степени обобщения хоз-ой деят-сти анализируемого объекта на обобщающие (дающие оценку деятельности п/п вцелом) и частные, характеризующие отдельные стороны деятельности. . по отношению к субъекту управ-ия - на объективно не зависящие от его усилий и те, которые подлежат и могут изменяться подвоздействием данного субъекта. . по роли в аналитическом исследовании - на результативные, хар-ие итог деят-сти и факторные. Фактором в ЭА наз-ют активно действующие силы, вызывающие положит-ые или отриц-ые изменения в состоянии объекта и в пок-лях его отражающих. Понятие «фактор» применяется в ЭА в 2-х значениях: . условие совершения хоз-ой операции; . причина изменеия состояния объекта. Классификация ф-ов в ЭА: 1. экстенсивные и интенсивные 2. постоянно и временно действующие 3. основные и второстепенные (Барнгольц). Принято использовать понятие ранга (порядка) фактора. ( Специальные методы, позволяющие обраб-ть всю инф-ию плана и учета. Все спец-ые приемы можно разделить на: логические (классич-ие); экономико- матем-кие (эк-ко-статист-ие); эвристические (ассоциативные, интеллектуальные) Приемы ЭА. Все логич-ие методы, которые используются в ЭА, можно разделить на 3 группы в зависимости от стадии аналитического исследования: Стадия изучения объекта.На стадии предварительной оценки сост-ия объекта и состояния его экономической модели используются следующие приемы: сравнения, группировки, детализации системы аналитических показателей. Сравнение: основ-ая цель - попытка рассмотр-ия нового явления через другие уже знакомые для нас объекты и явления. Базами сравнения в эконом-их сист-х являются: планы, нормы, лимиты, а также пок-ли предшеств-их периодов, других объектов, имеющих сходство с нашим объектом, идеальная модель. Для проведения сравнений нужно обеспечить одно условие - условие сопоставимости:тождество методики исчисления сравн. показателей; ценовой; структурной; временной; учет климат-их, террит-ых, национ-ых и прочих особенностей. Показатели приводятся в сопоставимый вид. Принцип приведения в сопост-ый вид: A. Приводить к сопост-сти следует те пок-ли, кроме тех по которым делается сравнение. B. В качестве базы приним-ся лучшие пок-ли по значению. Приемы ЭА отл. И специфичны. Прием группировки по назначению является обратным статистике, так как служит для раскрытия средних величин. Очень важно знать не среднюю, а раскрытую среднюю велич-ну (так как в среднем 15 компаний имеют прибыль А, но при раскрытии может выясниться, что несколько компаний вообще имееют убыток). Группировки в анализе нужны также для показательности изложения рез-ов анализа. В статистике исп-ся неск-ко видов группировок. Аналит-ая группировка - это группировки, увязанные м/у собой групп. данных по двум пок-лям. Метод детализации позволяет расширить с-му пок-лей и заключ-ся в разложении обобщающих пок-лей, хар-щих ту или иную сторону хоз-ой деят-сти на ряд частных показателей. Основная цель такого разложения - всесторонне оценить исследуемое явление, вскрыть основные причины, обуславливающие достигнутый рез-т. Основные направления детализации: . временное направление (детализация по времени); . по месту совершения хоз-ой операции; . по составным частям (по факторам), где выясняются причины и условия хоз- ых операций. В статистике (эк-ке) сущуствуют 2 вида связей: функциональная (детерм-я) - связь м/у пок-ем и факторами имеет однозначный хар-р, то есть любое изм-е фак-ра приводит к строго определенному изм-ю результ-ого пок- ля, связь жесткая, не меняется во времени и пространстве ( выпуск продукции=кол-во израсходованных мат-ов / материалоемкость): эта зависимость ограничена полем известных нам зависимостей, и вероятностная (стохастическая) - каждому значению фактора соответствует неск-ко значений результативного пок-ля, так как влияние каждого фактора на результативный показатель определяется с учетом одновременного совокупного влияния всех остальных факторов. Любая связь проявл-ся только в совокупности однотипных случаев. Это означает, что проявление закон. случайно. Особ-ти связи: большая совокупность; качественная однородность совокупности; изучается с помощью статист-их приемов, позволяет установить наличие связи и измерить ее силу. Способы удлинения факторных систем (детализация по факторам). . разложение числителя и знаменателя на слагаемые: y=x1/x2=x11+x12+x13+(/x2=x11/x2+x12/x2+( . с помощью умножения нашей модели на одно и то же число: y=x1/x2=(x1/x2 )((bc/bc)=(x1/b)((b/c)((c/x2) . способ цепной детализации: y=x1/x2=(x1/a)((a/b)((b/c)((c/x2) Функциональная зависимость. Типы: 1) аддитивная y=[pic] 2) мультипликативная y=[pic] 3) комбинированная Знание этих форм связей позволяет работать нам с экономич-ой моделью и перейти ко 2-му этапу ЭА - измерения влияния фактора на рез-ый пок-ль. При аддитивной форме связи основной прием, с помощью которого можно решить задачу измерения влияния, называется балансовый. Для реализации: Онг+В = Р+Окг ресурсы использ. ресурсы Онг - остаток на начало года; В - выпуск; Р - реализация; Окг- остаток на конец года. Р= В+Онг-Окг=В-(Окг-Онг) Балансовый прием определяет прямым счетом влияние каждого фактора на результативный пок-ль. Мультипликативная зависимость, при которой колич влияние ф-ов на результативный пок-ль может быть определено 2-мя основными методами: методом цепных подстановок и интегральным методом. При этом основное условие (как и для баланс-ого метода) - постоянство других ф-ов (прием элеменирования). Методы измерения мультиплик-ой зависимости: в их основе лежит прием дифференцирования. Под приемом дифференцирования в общих чертах понимается общее приращение результ-ого пок-ля подразделяющегося на слагаемые, каждое из которых определяется как произведение соответсв частной производной на изменение приращения фактора, по которому вычислена данная производная. y=x(z (y=(y(x+(y(z+(x((z (y=x0((z+z0((x+(x((z Перейдем к 2-х членной сумме: 1) (y=(x0+(x)((z+z0((x (y=x1((z+z0((x 2) (y=(z0+(z)((x+x0((z (y=z1((x+x0((z 3) (y=(z0+0,5((z)((x+(x0+0,5((x)(z Прием цепных подстановок базируется на жесткой очередности подстановок и используется для количественного измерения влияния факторов на результативный пок-ль при мультипликативной форме связи. Порядок подстановок: сначола заменяются количественные пок-ли, потом структурные и затем качественные (к ним присоединяют неразложенный остаток, тем самым их учитывая). Пример: на п/п 5 рабочих имеют производительность труда 2р/ч. Фактически кол-во раб-их увел-лось до 6 человек, а произв-сть до 3р/ч. Общее изменение выпуска: 6(3-2(5=8. Прирост за счет числ-сти: (6-5)(2=2, за счет произв-сти (3-2)(5=5; Общее влияние 8-2-5=1. Правила приема цепных подстановок. 1) Составление аналитической формулы, разделение всех факторов на количественные(а), структурные (в), качественные (с). y=a(b(c. Если несколько факторов одинаковых,топервым ставится ф-р, который: не зависит от других или лежит в основе других. Поочередная замена значений каждого ф-ра (при неизменности других ф-ров) с базисного уровня нафактический и получ-ие результ-ного промежуточного пок- ля. При этом промежуточный результативный пок-ль представляет собой: результативный пок-ль при различных состояниях базового и фактического значений факторов. Общее изменение результ-ного пок-ля есть сумма промежуточных значений результативного пок-ля. Как правило, это оформл-ся в таблице. |№ | факторы |ре|изменени| |по| |з-|е | |дс| |ый|рез-ного| |та| |по|пок-ля | |но| |к-| | |вк| |ль| | |и | | | | | |а |в |с | | | |1 |а0|в0|с0|y0|( | | | | |с0| | | |2 |а1|в0|с0|yI|(yI-y0)(| | | | | | |(y(a | |3 |а1|в1|с0|yI|(yII-yI)| | | | | |I |((y(b | |4 |а1|в1|с1|y1|(y1-yII)| | | | | | |((y(c | (y=(y(a+(y(b+(y(c Плюсы: наглядность, ясность не только самого влияния факторов, но и направления влияния. Получение промежуточных рез-ов показ-ей важно дляпрогнозов. Минусы: условность, жесткий порядок подстановок и громоздкость. Две разновидности приема цепных подстановок: прием абсолютных разниц: (a1-a0)(b0(c0=(y(a (b1-b0)(a1(c0=(y(b (c1-c0)(a1(b1=(y(c 2. прием относительных разниц (примен-ся, когдаабсол-ые значения ф-ров недоступны, а доступны данные об их относительном изменении). c) (y(a=y0(Ia-y0=y0((Ia-1) d) (y(b=y0(Ia(Ib-y0(Ia=y0(Ia((Ib-1) e) (y(c=y0(Ia(Ib(Ic-y0(Ia(Ib=y0(Ia(Ib((Ic-1) Интегральный метод. Если необходимо избежать жесткого порядка подстановок, то исп-ся интегральный метод, который также позволяет измерить кол-ое влияние факторов на рез-ый пок-ль, но не требует жесткого хар-ра подстановок, то есть изменение рез-ого пок-ля измер-ся на очень малых отрезках времени ( изменения фак-ов) и производится суммирование приращения рез-та, определяемого как частные произведения, умноженные на приращения факторов на бесконечно малых промежутках.(в учебнике Баланова и Шеремета есть таблица подинтегральных определений). y=a(b - 2-х факторная модель (y(a=0,5((a((b1+b0) (y(b=0,5((b((a1+a0) y=a(b(c -3-х факторная модель (y(a=0,5((a((b1с0+с1b0)+(1/3)((a((b((c (y(b=0,5((b((a1c0+c1a0)+(1/3)((a((b((c (y(c=0,5((c((b1a0+a1b0)+(1/3)((a((b((c Логарифмический метод. Согласно этого метода общее изменение рез-ого пок-ля разделяется м/у факторами пропорционально логарифмам их коэфф-ов изм-ия. z=x(y lg z=lg x + lg y lg (z1/z0)= lg (x1/x0) + lg (y1/y0) - умножаем на (я и делим на lg (z1/z0) (z = k( lg (x1/x0)+ k(lg (y1/y0), где k=(z/ lg (z1/z0) Пример. Товарная продукция выросла на 441,2, что составило 4,4% прироста. При этом рост численности персонала составил 1,003, а производительности труда 1,041. lg 1,044=lg 1,003 + lg 1,041 0,0187=0,0013+0,0174 (П=441,2 руб; (П(ч=441,2((0,0013/0,0187)=30,7; (П(пт=441,2((0,0174/0,0187)=410,5 k=0,0013/0,0187 Разница м/у интегральн-м и лог-им методами в том , что лог-ий метод применим только при мультипликативной связи, интегр-ый применим при мультипликативной связи и при ее разн-сти - инт. связи. Комбинированная форма связи. Комбинированная форма связи подразумевает, что взаимосвязь м/у факторами одновременно и аддитивная и мультипликативная. y=a+b+c(d y=a(b(c+d y=(a+b)/(c+d) Надо четко отдел-ть ф-ры, связанные аддитивно от ф-ров, связ-х мультипликативно. Рассчитав влияние ф-ов по группам, надопосчитать влияние каждого из них на рез-т. На последнем этапе в действие вступает прием долевого участия. z=(a+b)/(c+d) (z=(z(x+(z(y , где (z(x - это (z(xa и (z(xb ,а (z(y - это (z(yc и (z(yd (z(a=((z(x((a)/(x (z(b=((z(x((b)/(x (z(c=((z(x((c)/(x (z(d=((z(x((d)/(x Этап обобщения анал-ого исс-я призван объединить все полученные рез-ты. Данный этап включает в себя: выделение наиболее существенных ф-ров по степени влияния на рез-т; объединение возд-ия на рез-т полож-но и отриц-но влияющих факторов; формулировка оценки рез-ов хоз-ого явления. Приемы: методы сумм, суммы мест, геометрической средней, расстояний. Метод сумм закл-ся в том, что алгебраически суммируются абс-ые или относ-ые значения пок-лей, хар-ие данный процесс.У этого метода больше огран-ий, чем возможн-ей. Ограничения: - суммируются однонаправленные пок-ли (метод геометрической средней базируется на приеме нормирования (за 1- идеал, наш объект - 0,5,1,2,3 - в сравнении) и преодолевает недостаток однонаправленности). - значимость пок-лей разная (метод суммы мест базир-ся на приеме предварит-ог ранж-ия пок-лей по степени значимости. Каждому пок-лю присваивается ранг в общей с-ме показателей). Последний метод (расстояний) строится на дисперсионном анализе - счете отклонений от объекта- эталона. Если в процессе анал-го иссл-ия мы обнаружили, что связь м/у пок-лями вероятностная-стохастическая, необходимо работать с помощью экономико- математических методов. К ним относятся: методы мате-ой статистики (регрессивный, трендовый, корелляционный); метоы матем-ого программирования (лин-ое программирование ; методы исследования операций (методы, позвол-ие разраб-ть действия, операции, теория игр, управление запасами, ТМО, сетевое моделирование); методы экономической кибирнетики ( имитационное моделирование, теория распознавания образов, деловые игры); эвристические методы («Справочник по функционально- стоимостному анализу»/ Майданчик). 1.Понятие спроса ,факторы его опред-щие. Целями любого п/п явл-ся: получение прибыли, удовлетворение потребностей общества. Основным фак-ом, влияющим на развитие п/п является спрос на его продукцию. Спрос - тот объем продукции, который потребитель хочет и в состоянии приобрести при определенных условиях по опред-ой цене в течение опр-ого периода времени и на конкретном рынке.На ряду со спросом нас интересует функция спроса. Функция спроса - это зависимость от объема продукции, от фак-ов, оказыв-щих влияние на спрос. Все фак-ра, которые оказывают влияние на спрос надо разделить на 2 группы: цена (как осн-ой ф-ор) и неценовые ф- ры (детерминанты). Факторы: цена, по которой фирма продает продукцию, цена конкурента. Зависимость м/у спросом и ценой предст законом спроса. Она закл-ся в обратной зависимости м/у ценой продукции и спросом на нее при неизменности всех прочих ф-ов. С ростом цены уменьшается спрос.К нецен-м ф-рам относ-ся: доходы той группы нас-ия, кот-я является потенц-ым покуп-ем нашего товара. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |