рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инвестиции фирмы в человеческий капитал

Инвестиции фирмы в человеческий капитал

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра политической экономии

ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

КАПИТАЛ

(Курсовая работа)

Выполнил

студент 1 курса

группы 915

Сопыряев Д.С.

Научный руководитель

канд. экон. наук

Веретенникова Н.В

Томск 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 4

КАПИТАЛ 4

1.1.Понятие человеческого капитала и его виды 4

1.2 Инвестиции в человеческий капитал 7

1.3. Основные методики оценки человеческого капитала 11

ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 16

КАПИТАЛ 16

2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала 16

2.2. Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников

18

2.3. Кадровая политика. 20

2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

ЛИТЕРАТУРА 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29

ВВЕДЕНИЕ

Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое

значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм.

Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным

способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний

начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как

самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления

человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и

образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования

производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме

человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в

разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических

исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований

данной проблемы.

Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века.

Такие известные экономисты – теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и

К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие

основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и

целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного

основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох,

Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон

Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как

основного капитала.

Целью данной курсовой работы является показать особенности

человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а

также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности

вложений в человеческий капитал.

В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность

человеческого капитала, его виды и особенности, рассматривается понятие

инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала

Во второй главе рассматриваются подходы фирм к формированию

человеческого капитала, особенности профессиональной подготовки сотрудников

на уровне фирм, проблемы кадров и показатели эффективности инвестиций в

человеческий капитал.

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

КАПИТАЛ

1.1.Понятие человеческого капитала и его виды

Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда

это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки.

Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего

экономики образования и труда.

В экономической литературе понятие человеческого капитала

рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм

капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта

форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что

представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков,

либо того и другого вместе“[1]. В широком смысле человеческий капитал

формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в

виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на

охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В „Экономической энциклопедии“ человеческий капитал определяется как

„особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие

воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение

функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала

обычно включают знания общеобразовательного и специального характера,

навыки, накопленный опыт“[2].

Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала

используют функциональный подход. Принцип функциональности определения

характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры,

но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого

использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность

навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это

накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас

навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком

в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту

производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное

использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности

закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-

четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем

вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить,

накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его

вновь эффективно применить.

Особенности человеческого капитала:

- в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью

общества и главным фактором экономического роста;

- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего

общества значительных затрат;

- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным

запасом, т.е. может быть накапливаемым;

- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять

свою стоимость и амортизироваться;

- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени

ликвидности;

- человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой

личности;

- независимо от источников формирования, которые могут быть

государственными, семейными, частными и др., использование человеческого

капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к

классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала

можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий

капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал

образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию

общества различают потребительский и производительный человеческий капитал.

Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно,

и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть

творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности

выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг,

которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или

повышению эффективности существующих способ их удовлетворения

Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых

содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и

образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое

применение именно в производстве (создание средств производства,

технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала

является различие между формами, в которых он воплощается.[3]

1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.

2. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических,

материальных формах.

3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала,

связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные

нужды общества. Он включает в себя все правительственные и

неправительственные институты, которые содействуют эффективному

использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые

учреждения).(См.: Рисунок 1).

Рисунок 1 – Виды человеческого капитала по формам его воплощения

По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить

специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный

человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате

специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они

были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий

человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть

востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Таким образом, при существовании большого количества определений и

видов „человеческого капитала“, это понятие, как многие термины,

представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое

по общему для них признаку“[4][pic]. Человеческий капитал - это важнейшая

составная часть современного производительного капитала, которая

представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых

способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом.

Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются

инвестиции в человеческий капитал

1.2 Инвестиции в человеческий капитал

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера,

предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к

инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья,

на получение общего и специального образования; затраты, связанные с

поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией,

рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о

ценах и заработках.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

- расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и

неформальное, подготовку по месту работы;

- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику

заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение

жилищных условий;

- расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с

относительно низкой производительностью.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на

вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые

для физического формирования и развития человека (издержки рождения и

воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и

специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и

перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными

являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное

образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека,

тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции

же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных

специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее

влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий

капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В

любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное

обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов –

исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д.,

которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное

изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение

на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют

на формальные и неформальные[5]. Формальные инвестиции – это получение

среднего, специального и высшего образования, а также получение другого

образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы,

обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это

самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей

литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное

занятие спортом и пр.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в

здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию

трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования

человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный

капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в

результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека

происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной

здоровья, способны замедлить данный процесс.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих

их от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит

от срока жизни его носителя ( от продолжительности трудоспособного

периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они

начинают давать отдачу.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному

износу, но и способен накапливаться и умножаться.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается

до определенного предела, ограниченного верхней границей активной

трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем

резко снижается.

4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в

человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной

деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал,

поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими,

национальными, культурными особенностями и традициями.

6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала

инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с

точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего

общества.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать

государство (правительство), негосударственные общественные фонды и

организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды),

международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика.

Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в

этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное

образование в объеме средней школы, обязательные медицинские

профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами

являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными

способами, которые используются с целью изменения размеров частных

инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может

повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а

также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала

(регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в

важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования

и здравоохранения. Например, в России на воспроизводство человеческого

капитала в 2001 г. было направлено 180,2 млрд. рублей, что составляет 15,1%

всего федерального бюджета страны.

В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных

компаний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных

производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых

может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала,

а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения

средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор,

пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их

трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери

рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства

вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и

переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и

профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и

оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам

затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими

секторами подготовки кадров.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны,

поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и

увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего

ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной

стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой

стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не

явных (прежде всего времени родителей).

Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей

человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и

постоянного совершенствования человеческого капитала индивида. Инвестиции в

развитие человеческого капитала детей не только являются основой их

собственного развития, но служат базой для формирования совокупного

человеческого капитала будущих поколений. В результате воспитания и

образования в семьях формируются различные типы человеческого капитала,

создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется

личность.

1.3. Основные методики оценки человеческого капитала

Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет

качественные и количественные характеристики. В рамках современной теории

человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий

капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала.

При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как

для одного индивидуума, так и для всей страны.

В экономической литературе используется большое разнообразие

подходов и методов оценки человеческого капитала. При определении величины

человеческого капитала применяются как стоимостные (денежные) так и

натуральные оценки.

Одним из наиболее простых способов является способ, использующий

натуральные (временные) оценки, измерения человеческого капитала (а именно

образования) в человеко-годах обучения. Чем больше времени затрачено на

образование человека, чем выше уровень образования, тем большим объемом

человеческого капитала он обладает. При этом учитывается неодинаковая

продолжительность учебного года в течение анализируемого периода,

неравнозначность года обучения на разных уровнях образования (например,

среднее образование в школе и высшее образование в университете).

Распространенным методом измерения человеческого капитала является

принцип капитализации будущих доходов, основанный положении о так

называемом „предпочтении благ во времени“. Суть метода: люди склонны выше

оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящем времени, чем

такую же сумму или набор благ в будущем.

Каждого человека можно рассматривать как комбинацию одной единицы

простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого

капитала. Следовательно, и заработную плату, которую получает любой

работник, также можно рассматривать как сочетание рыночной цены его „плоти“

и рентного дохода от вложенного в эту „плоть“ человеческого капитала.

Оценка человеческого капитала в рамках данного подхода имеет вид:

[pic]

[pic]

где [pic] – оценка человеческого капитала работника в возрасте а; В –

общая заработная плата; С – часть заработной платы, приходящейся на труд; n

– возраст в котором заканчивается активная трудовая деятельность человека;

i – процентная ставка.

Человеческий капитал в качестве компонента имущества приносит доход,

который можно представить как дисконтируемую заработную плату, получаемую

работником в течение всего трудоспособного периода жизни. Доход, который

получает индивидуум от использования человеческого капитала, как

средневзвешенная величина годовых заработков, ожидаемых за весь

трудоспособный период жизни, есть „перманентный“ (постоянный, непрерывный)

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.