![]() |
|
|
История Российского предпринимательстваИстория Российского предпринимательстваВведение. За последние 10 лет в нашей стране произошло много перемен, они не могли не затронуть нашу экономику, а в месте с ней и различные формы собственности. Но, когда происходят крупные социальные подвижки типа тех, что мы переживаем сегодня, важно в оценках происходящего не впадать в крайности как глухого неприятия настоящего, так и его безоглядной апологетики. Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предпринимательства. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу этот социальный феномен, какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями будет сопровождаться его самореализация, важно пристальнее всмотреться в капиталистическое прошлое страны, проанализировать реалии опыта, накопленного отечественным предпринимательством за века его досоветской истории. Опыт этот, конечно же, не способен дать ответа на все волнующие нас- современников- вопросы. Но знакомство с ним позволяет глубже уяснить такие важные и сегодня проблемы как, например, национальная ментальность и ее проявления в отношениях с практикой предпринимательства, общее и специфическое в истории российской коммерции в сравнении ее с западноевропейской и американской. Необычайно широким был и диапазон предпринимательских судеб мэтров российского делового мира. Одни поднялись на вершины успеха, благосостояния и признания, имея за спиной необременительный, легковесный багаж рыцарей удачи и кумиров счастливого стечения обстоятельств. Другие добились того же, благодаря уму, таланту, редкому упорству и трудолюбию. Путеводной нитью одних служила честь, других же, напротив- бесчестие. Резко различались эти люди и по своему культурному уровню, ценностным ориентациям. Акционерные компании. Успехи экономического развития во 2-й половине XIX — начале XX вв. во многом связаны с развитием акционерной формы предпринимательства. Акцио- нерные компании — важнейший институт рыночного хозяйства, позволяющий аккумулировать необходимые для ведения современного хозяйства капитал. Само понятие «акционерная компания», как впрочем и сам правовой принцип, на котором она основана (ограничение ответственности акционера стоимостью при- надлежащих ему акций) известны в России с XVIII в., в течение которого в стране действовало несколько акционерных предприятий. Впервые эта норма получила юридическое закрепление в одном из указов Александра I в 1805 году. В специальной литературе отмечается, что провозглашение этого принципа в России произошло на полстолетия ранее, чем в Западной Европе. Но действи- тельное начало правовому оформлению этой формы предпринимательской актив- ности положил манифест 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усиле- нию торговых предприятий». Им устанавливалось несколько родов «купеческих товариществ», которые действовали на основе специальных договоров между их участниками — «товарищами». «Товарищество полное» представляло собой объ- единение предпринимателей, отвечавших по делам всем своим имуществом. Участник такого предприятия не мог одновременно участвовать в другом. В «товариществе на вере» помимо «товарищей» могло участвовать ограниченное число вкладчиков, отвечавших по его делам лишь суммой своих взносов и имевших право участвовать и в других аналогичных предприятиях, но при этом не имевших права голоса в управлении ими. Кроме того разрешалась и собствен- но акционерная форма ~ «товарищество по участкам или компания». В отличие от первых двух, этот род деятельности «не прямо принадлежит к занятиям купечества» и допускались к нему участники «из всех состояний» (т.е. сословий). Фактически манифест 1 января 1807 г. таким образом зафиксировал существо- вание двух видов капиталистических объединений — торговых домов и акционер- ных компаний. Относительно последних общему законодательству были известны термины «товарищество по участкам» и «компания на акциях». Сепаратное (т.е. частноправовое) законодательство использовало также следующие формы: «акци- онерная компания», «акционерное общество», «товарищество на паях». Все они были в общем тождественны. В практике акционерного учредительства стали постепенно различаться «акционерные общества» и «паевые товарищества». От- личие вторых от первых заключалось главным образом в сравнительно узком и устойчивом составе пайщиков. Паевые товарищества, как правило, возникали в результате преобразований семейных фирм (торговых домов). Их паи (акции) выпускались именными и в высокой купюре, перепродажа их ограничивалась. До 1836 г., когда был принят акционерный закон, действовавший вплоть до 1918 г., в России было учреждено 58 компаний, из них 41 открыла действия. Среди учредителей и акционеров было много высокопоставленных чиновников и представителей аристократии, что стало следствием взаимонаправленных тенден- ций. С одной стороны, несомненна заинтересованность названных категорий лиц в получении дополнительных — и весьма значительных — доходов. Надо ска- зать, что акционерное учредительство в отличие от купеческих промыслов, в глазах дворянства изначально имело куда более привлекательный ореол. Несом- ненна и заинтересованность руководства компаний в привлечении к ее деятель- ности влиятельных сановников с целью получения государственных привилегий. Надо сказать, что эта тенденция оказалась свойственна развитию акционерного предпринимательства на протяжении всей его истории. Такого рода привилегии могли заключаться в предоставлении права на монопольную деятельность в опре- деленной сфере в течение определенного срока, освобождение от налогов и сбор- ов, прямые государственные субсидии и прочее. Эта форма предпринимательства быстро завоевала популярность у публики, причем настолько, что привело к росту стоимости их акций, развитию торговли ими и в конечном итоге — небывалому ажиотажу. Развитие этих процессов имело результатом стремление правительства peгла- монтировать их, поставить в определенные рамки. Так появился подписанный Николаем 1 6 декабря 1836 г. закон “О товариществах по участкам или компани- ям на акциях». Закон зафиксировал концессионный (т.е. разрешительный) прин- цип учреждения акционерных компаний, господствовавший, впрочем, в тот пери- од в законодательстве и других стран. Закон устанавливал исключительно имен- ной тип акций. Устав компании, равно как и его изменения утверждались импера- тором. В области акционерного законодательства вплоть до 1917 г. продолжали существовать многочисленные ограничения для деятельности акционерных пред- приятий, многие из которых были декларированы еще Законом 1836 года. Это и разрешительный характер учредительства, и обязательный именной тип акций (что обходилось лишь практикой сепаратного законодательства), ограничение прав и размеров землевладения в целом ряде регионов, национальные и вероиспо- ведные ограничения по составу акционеров и правлений и т.д. В 1905 г. даже было введено положение об обязательном выяснении через Министерство внутрен- них дел “благонадежности и имущественного положения учредителей”. Для характеристики положения акционерных компаний приведем небольшую выдержку из записки Совета съездов представителей промышленности и торгов- ли, направленной в июне 1912 г. одновременно в Совет министров и Министерст- во торговли и промышленности. В ней констатировалось, что в России “по общему правилу всякое акционерное общество вследствие того обстоятельства, что акция его может оказаться в руках лица, ограниченного в своей правоспособнос- ти, рассматривается в отношении принадлежащих ему гражданских прав, одно- временно как еврей, иностранец и лицо польского происхождения, и к нему применяются в совокупности все ограничения, существующие для этих категорий населения». В 1914 г. была предпринята даже попытка кодифицировать многочислен ограничительные правила для акционерных компаний. Джон Юз и Новороссийское Акционерное Общество. [pic] Джон Юз — учредитель Новороссийского общества каменноугольного, же- лезного и рельсового производств, основатель и директор-распорядитель заво- да — родился в 1814 г. в г.Мертир-Тидвил, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса, металлургического края Англии. До нас дошли очень скупые сведения о его жизни и предпринимательской деятельности на Родине. В России Джон Юз появился впервые уже в зрелом возрасте, когда ему было 55 лет, он сформировался как личность, а за плечами был богатый жизненный опыт. Известно, что Джон Юз родился в семье инженера, стоявшего во главе одного из мегалиту ргических заводов г. Мертира. Он получил домашнее образование и в юношеские годы работал под началом своего отца, который в то время был инженером на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с метал-лургическим делом, Джон Юз впоследствии переходит на завод Эбби Вейл. Спустя некоторое время он основывает собственное механическое производство в Нью-Порте. Джон Юз быстро ставит дело на твердую ногу. Именно в этот период раскрывается его талант изобретателя и организатора производства. Дж.Юз впе- рвые в Англии устраивает подъемную машину прямого действия. В конце 50- х годов он поступает на работу в качестве инженера на Мильвольский железопро- катный завод, а в 1860 г. становится его директором. «Юзовские» лафеты для дальнобойных тяжелых орудий, известное детище английского изобретателя, по- являются именно в эти годы. Он также посвящает много времени приготовлению рецептуры брони для обшивки судов и фортовых укреплений. В те же 60-е годы XIX в. русское правительство, озабоченное проблемой бронирования военных кораблей, искало подходящий для этих целей материал и заводы-изготовители в Западной Европе. В связи с этим Адмиралтейство провело ряд испытаний бронированной стали французского и английского производства. Продукция Мильвольского завода, на котором работал Дж.Юз, успешно их выдержала и, по мнению царских военных чиновников, оказалась наиболее проч- ной и надежной. В этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Английский историк Дж.Вествуд ставит под сомнение надежность подобных испытаний. В данном случае он ссылается на памфлет контр-адмирала Холстеда, в котором описывает- ся, как в 1864 г. на английском флоте проверялась прочность брони. Приведем это описание и мы. Бронированная обшивка подвешивалась на борта старых деревянных военных кораблей, включая даже фрегаты образца 1810 г., и обстре- ливалась с расстояния в 200 ярдов из 9-ти дюймовых гладкоствольных орудий. Несмотря на то, что 9-дюймовые снаряды были сделаны из стали, а не чугуна, устаревшая конструкция орудий снижала надежность проводимых испытаний: часто снаряд просто застревал в броне на полпути. Как бы то ни было, Адмиралтейство, ссылаясь на результаты собственных обследований, признало мильвольскую сталь лучшей и наиболее прочной. И в результате русское правительство разместило на этом заводе военный заказ с целью укрепления броней форта «Константин» в г. Кронштадте. Так, впервые судьба английского изобретателя и организатора производства Джона Юза пере- секлась с интересами России. Именно в эти годы он близко сошелся с русскими военными инженерами генералом Тотлебеном и полковником Герном. Последний и предложил Джону Юзу принять на себя исполнение договора, который заклю- чило правительство с князем Сергеем Кочубеем в 1868 году. Согласно договору кн. Кочубей обязался построить на юге России завод для выделки железных рельсов. Но не сумев собрать капитал, он без особого сожаления переуступил концессию английскому инженеру. Дж.Юз в свою очередь нашел это предложе- ние весьма заманчивым и перспективным. И, как обычно, он с присущей ему неисчерпаемой энергией и глубоким знанием дела берется за осуществление идеи. Настольной книгой английского инженера становится исследование французского геолога Ле Пле 1837 г., посвященное изучению полезных ископаемых южной малороссийской степи. В нем, в частности, утверждалось, что природа одарила этот край первоклассным углем, но не наделила его богатыми залежами железной руды. В течение десятилетий приговор известного специалиста никто не решался оспорить. Правильность выводов французского геолога, казалось бы, подтверж- дала и неудача с постройкой казенного металлургического завода, работавшего на местном сырье, в Лисичанске. Дж.Юз уезжает в Новороссию, чтобы самостоятельно разобраться в этом непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность, осматривает залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей ок- рестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был высо- чайшее утвержден 18 апреля 1869 года* Договор подписали министр путей сооб- щения генерал-лейтенант П.П.Мельников, министр финансов, статс- секретарь М.Х.Рейтерн и доверенный Дж.Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору вели- кобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество со складочным капиталом в 300.000 ф.ст. (или 3 млн. руб.)** для разработки каменного угля и основания рельсового производства на юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение трех месяцев со дня утверждения договора Дж.Юз обязан был перечислить в один из заграничных банков на счет Общества 500.000 ф. ст., из которых 20.000 должны были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна была достигать 2.000 т*** в день, в течение девяти месяцев пустить в полный ход доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна была быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить постройку рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить механичес- кие мастерские для нужд завода. Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли и ее недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж.д., гарантировало в течение десяти лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии на количество не более 3000.000 пуд. в год. Причем эта премия должна была выплачиваться Обществу за каждые 100.000 пуд. действительно выделанных и принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу разрешалось _______________________________________________________________________ ____ * События, имевшие место в России, датируются по юлианскому календарю, а в Англии — по грегорианскому и соответственно помечаются как «ст.ст.» и «н.ст.» ** Курс рубля по отношению к фунту стерлингов: 96 руб.= 10 ф.ст. *** Одна английская тонна равнялась 62 пудам. образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до 85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж.д. в направлении к устраи- ваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу ссуду в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать 63.000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как подчер- кивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной четверти. Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем выпуска негарантированных акций. И, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону дея- тельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано согласно английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г., а его отношения с учрежде- ниями и организациями на территории России регулировались законами Россий- ской Империи. Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж.Юз воз- вращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования солид- ной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень жесткие временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят 29 мая 1869 г. (н.ст.). При его образовании в число основных подписчиков- акци- онеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви, гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл., эксвайр, член парламен- та (50 акций); Чарльз Ф.Гуч, эсквайр (100 акций); В.С.Уэйзман, баронет (40 ак- ций); Джозеф Уитворт, эсквайр, гражданский инженер (100 акций). Капитал Общества был поделен на 6.000 акций достоинством 50 ф.ст. каждая. В первом выпуске было 3.400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегирован- ные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общест- ва от 5 декабря 1871 г. (н.ст.) определялись особые привилегии и преимущест- венные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 % годовых. Согласно уставу правление насчитывало 6 человек, из которых четверо избира- лись акционерами разряда А и двое — акционерами разряда В (два последних являлись директорами-распорядителями завода). Первоначально в правление по разряду А вошли: сэр Уильям Салстонстол Уэйзман, Томас Брасси мл., Оттомар Герн, генерал-майор (русский подданный). По разряду В в правление были избраны Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Почетным директором Общества стал кн. Кочубей, чьи обязанности ограничивались правом присутствия и совещания в заседаниях правления с внесением его мнения в протокол. Кн. Кочубей не нес ответственности в качестве директора. По условиям, подписанным 28 мая 1869 г. (н.ст.) директорам-распорядителям назначалось 1.000 акций разряда В, которые считались уплаченными по нарицательной цене. В дальнейшем их наследники, входившие в состав правления Общества, стали крупными держателями акций: в руках семьи Юзов было сосредоточено в 1914 г. 136.450 акций, а у Гучей — 40.000 акций. На выплату жалованья Дж.Юзу и Дж.Гучу выделялась сумма в 1.000 ф. ст. в год. На них возлагались ответственные обязанности наблюдения за заводом и управление делами Общества. Дж.Юз внес на счет Общества сумму в 50.000 ф. ст. в банкирский дом «Martin & Co.» В Лондоне, владельцы которого впоследствии также стали крупнейшими держателями акций Новороссийского Общества. В 1914 г. в руках Джеймса Мартина было сосредоточено 83.400 акций. Согласно дополнительным условиям, подписанным вскоре после договора, из указанной выше суммы 20.000 ф. ст. были переданы в Государственный банк Российской Империи на имя министра финансов. Правительство, придавая огромное значение развитию каменноуголь- ных разработок и строительству чугунноплавильного и рельсового завода на юге России, а также учитывая важность строительства соединительных путей, в cвою очередь оказывало дополнительную помощь Обществу в виде ссуды в 500.000 кре- дитных рублей после того, как Новороссийское общество употребит на указанные цели не менее половины своего основного капитала, т.е. свыше одного миллиона рублей. Сделав все необходимое на организационном этапе, Дж. Юз с головой уходит в практическую работу. Два чрезвычайно тяжелых, насыщенных до предела года ушло на строительство первой домны. 24 апреля 1871 г. (ст.ст.) была задута печь. Увы, на долю английского инженера выпала горькая неудача с первой плавкой, через три дня работа печи была остановлена после того, как выяснилось, что невозможно дальше поддерживать нужную температуру. В конечном итоге требо- валась серьезная перестройка домны. Но у Дж. Юза не опустились руки, и он опять энергично берется за дело. Английский инженер с упорством и по многу работает над усовершенствованием технологического процесса: он добивается оп- тимального режима работы печи, значительно улучшает состав шихты, регулирует дутье. Но главный его успех заключался в том, что впервые в России в железном производстве использовал минеральное топливо — кокс. Вторично домна была задута 24 января 1872 г. и с этого времени завод безостановочно во все возрастаю- щих размерах плавил чугун. Попутно заметим, что на Сулинском заводе Пастухо- ва, основанного одновременно с Юзовским, правильная выплавка была достигну- та только в 1887 году. Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Джона Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, успешно и в сжатые сроки организовавшего производственный процесс многопрофильного металлургического комбината. Он приобрел извест- ность в нашей стране и вошел в ее историю тем, что первым установил выплавку в обширных размерах чугуна из местных руд, на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь. Одновременно со строительством домны возводился железоделательный и рельсопрокатный завод с подсобными цехами: механическими мастерскими, куз- нями, водокачкой, водонапорной сетью. Рельсовый завод был пущен в 1873 г., с этого же года начата разработка камня, извести, глины и производства огнеупор- ного кирпича. В 1874 г. Юзовский завод начинает выделку сортового железа, в 1876 г. — задувается вторая домна, в 1879 г. — начинает производить марганце- вый чугун. В том же году была получена первая плавка мартеновской стали, а с 1880 г. Дж.Юз переходит на производство стальных рельсов, которые не уступа- ли по качеству рельсам английских заводов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |