рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История Экономики

октябрьская) ж.д., соединила Москву и Петербург. Спустя год вдоль этой

дороги была проложена телеграфная линия. Строятся каналы: Мариинский через

р. Шерстну и Онежское озеро.

В составе России в то время находилось два самоуправляющихся субъекта –

царство Польское и Финляндия (Великое княжество Финляндское вошло в состав

России в 1801г. и отошла только в 17г., имело свое правительство и было

отделено пошлинами от внутреннего рынка России.). Польша тяготела к Австро-

Венгрии. В 1848г. была выстроена ж.д. Варшава-Вена, Российское

правительство испугалось усиления экономической зависимости Польши от

другого государства и таможенные пошлины были упразднены.

1852г.- произошла ликвидация внутренних застав. Во внешней торговле России

остается по прежнему господство иностранцев , т.е. русские купцы не ездили

за границу. Балтийская торговля остается по прежнему в руках англичан

(снабжает дворянский обиход). Увеличивается значение торговли через

черноморские порты. В составе экспорта на первое место выдвигается хлеб

(1800 – 15%, 1860г. –35%).

После введения тарифа 1822г. российский торговый баланс стал активным.

В 1851г. граф Вронченко, сменивший Канкрина на посту Минфина несколько

смягчил этот тариф на товары пользующиеся особым спросом.

9.3.Крестьянская реформа 1861г.

Положение дворян было в тот момент исключительно натуральный

характер, прибыльны, к началу реформы 1861г. они направляли на рынок

около 70% валового объема с/х продукции. Дворянское хозяйство не несло

практически никаких расходов и издержек, крестьянин должен был приходить на

работу со своим инвентарем и скотом. Начинаются волнения, так как среди

крестьян ходили слухи о готовящейся воли. (1797г. правление Павла Закон о

3дневной барщине , запрет на работу в религиозные праздники.) Крестьяне

получили право приобретать имущество в 1848г. но личная зависимость от

господ по –прежнему оставалась.

В 1855г. – смерть Николая 1, позорный Парижский мир после Крымской

войны 1853-1855гг. В 1858г. была создана специальная комиссия по

крестьянскому вопросу. 19 февраля 1861г. – «Манифест 19 февраля» и «

Положения 19 февраля»: определили условия освобождения крестьян.

1. Крестьяне получали личную свободу, и право на владение личным

имуществом;

2. Земля (приусадебные участки, полевой надел и общественные угодья)

объявлялся общественной собственностью и подлежал выкупу;

3. Размер выплат зависел от размера надела, а размер надела оставался не

тем что был до реформы. Для регуляции размера надела Россия была

разделана на 3 основные полосы: нечерноземную (еще на 8 местностей),

черноземную(9), степную(12). В пределах одной местности устанавливался

единый душевой надел на душу мужчины. Основная особенность в том что для

каждой местности был установлен не единый размер а наивысший и наименьший

душевой надел, при этом наименьший составлял 1/3 наивысшего. Иногда после

договора с помещиком крестьянин получал больше территории чем он

обрабатывал до реформе но чаще было наоборот, и от крестьянского надела

отрезали излишек (так называемый отрезок). Так как земля должна была

выкупаться то существовал еще один способ, помещик мог предложить ј

наивысшего надела крестьянину с условием о бесплатной передаче

(дарственный надел), но на большее в дальнейшем крестьянин претендовать

не мог. На этот вариант согласилось только 10%.

4. Выкуп: единого срока выкупа установлено не было. Таким образом,

возникает переходный период когда выкуп еще не выплачен, крестьяне

официально еще жили на земле помещика , и поэтому взамен должны были

выполнять барщину либо оброк- временные обязанности (денежный оброк

значительно вырос (8-10р. с мужского пола если получал наибольший надел,

в С-Пб. – 12р., средний 9р.), барщина уменьшилась). Если крестьянин брал

меньшую часть земли, оброк распределялся не равномерно по десятинам: 1ая

десятина – Ѕ всей суммы оброка, 2ая десятина –1/4 , на остальные

десятины приходились поровну оставшиеся 25%. Обосновывалось это тем что

первая десятина содержала в себе приусадебный участок и усадьбу

крестьянина, т.е. самые лучшие земли (хорошо удобрялись). Сумма выкупа

вычислялась по величине оброка , идея: сохранить помещику после

крестьянина бывший доход – через капитализацию. Т.е. крестьянин должен

был выплатить, в общем, сумму , будучи заложенной, в банк которая

приносила бы тот же доход кот и был в %. Т.е. цена за землю привязывалась

не к рыночным ценам за землю а к помещику. Никакой крестьянин не был в

состоянии выплатить эту сумму сразу, поэтому государство после уплаты

единовременно крестьянину 20% от всей суммы выкупа вносила оставшиеся

80%. Становясь государственным должником, крестьянин должен был ежегодно

выплачивать государству 6% от суммы в течение 49лет. Эта сумма в общей

сложности превышала первоначальную величину выкупа и конечно цену

выкупаемой земли.

Процесс перехода крестьян на новую экономическую основу растянулся, 25%

крестьян тянули, потому что ходили слухи если не платить то землю дадут

даром. Через 20 лет был издан указ об обязательном переходе без выплаты и

оставлять помещику 20% суммы очень не хотелось. В этом же году были

отменены и временные обязанности. Казенные крестьяне и удельно-

ведомственные оказались в лучшем положении – за ними укрепили наделы в

дореформенной величине.

Отличия от Запада:

1. Не была создана крестьянская собственность на землю. Земля отводилась в

собственность не крестьянину а всей общине в целом. 165 статья-

возможность приобретения земли отдельным крестьянином в собственность за

полную цену . До завершения выплат (49лет) земля находилась в

общественной собственности так как при этом под воздействием круговой

поруки выплаты осуществлялись постоянно. Земля периодически переходила

(переделывалась) из рук в руки.

2. Крестьяне не были уравнены в правах хотя и получили права личности

(вместе с тем, сохранялось сословное общественное устройство). Крестьяне

не обладали правом передвижения в течение 9 лет. Это предотвращало

массовое переселение крестьян в город, что могло ухудшить положение на

рынке труда.

3. До вся власть административная и судебная по поддержанию правопорядка

принадлежала помещику. Государство было не в состоянии создать «низовую

организацию», поэтому вводится общинное самоуправление крестьян, позже

были введены земские учреждения, кот осуществляли местное самоуправление.

Тема 10 Экономика России на пути модернизации и реформ (1880-1914 гг.)

1. 1860-70 гг. начальный период создания рыночной инфраструктуры в России.

2. Реформы Н. К. Бунге и экономическая политика И. А. Вышнеградского.

3. Реформаторская деятельность С. Ю. Витте

4. Иностранный капитал в политике России в конце 19 – начале 20вв.

5. Развитие банковского дела. Связи банков с промышленностью.

6. Синдикатское движение 1900х гг.

7. Аграрная реформа Столыпина.

8. Итоги хозяйственного развития России и к началу первой Мировой войны.

10.1. 1860-70 гг. начальный период создания рыночной инфраструктуры в

России.

В России после 1861г. начинается период модернизации. В 1857г. был

принят новый таможенный тариф, открывший внутренний рынок для иностранных

товаров.

Промышленная политика 60-70х гг. способствовала развитию

отечественного производства в полной мере. Строительство ж.д. стало основой

формирования большого числа кредитных учреждений, что в свою очередь стало

той рыночной инфраструктурой кот необходима для развития промышленности.

Большое значение в ж.д. строительстве имела деятельность М. Х. Рейтера, в

течение 16 лет занимавшего пост Минфина. Основное направление его

деятельности это строительство ж.д. на основе принципа акционирования (т.е.

путем привлечения частного капитала). При этом государство не только

давало большие ссуды но и давало гарантии доходности ценных бумаг

(гарантировало прибыль не ниже определенного %). При этом 1/3 средств

формировалась за счет акций, 2/3 средств привлекались на основе

облигационных займов компаний. Это объяснялось тем, что по акциям

необходимо платить дивиденды определенная доля прибыли , а % по этим

займам был, как правило, ниже чем дивиденды. Но даже по облигациям

существовала гарантия 5%ой доходности.

До конца 70х гг. ж.д. строились на иностранных рельсах (ввоз кот был

беспошлинным). Начиная с 1876г. в целях поддержки отечественной

промышленности ж.д.-ые компании были обязаны приобретать отечественный

подвижной состав и не менее 50% рельсов отечественного изготовления.

Основной целью ж.д. строительства того времени было соединение основных

хлебных районов с портами. Наибольшей протяженностью на тот момент

обладала дорога Рига Царицын (связь с балтийским морем). Всего к началу 80х

гг. было построено 19 тыс.км. ж.д.

1860г. – учреждение Государственного банка (другие гос. учреждения,

существовавшие до этого момента были, закрыты Государственный Заемный и

Коммерческий банки.). В это же время было разрешено создание частных

банков.

С-Пб. Частный Коммерческий банк (Бранд, Елисеев); Московский

Купеческий Банк (1866г.) Затем начали появляться местные банки в Киеве и

Харькове, Азовско-Донской банк (Таганрог), Вознесенско-Камский банк и др.

К 1875г. уже действовало 39 банков. Начавшаяся учредительная горячка и

спекуляция ценными бумагами требовала принятия мер со стороны правительства

50% капитала находилось в гос.ценных бумагах.

1872г. – вышли « Общие правила», согласно которым уставной капитал

банка не мог быть более, чем в 10 раз ниже чем взятые обязательства. Норма

резервных требований не менее 1/3. Согласно правилам одно частное лицо не

могло обладать более чем 10% голосов.

В 0ктябре 1875г. – банковский кризис . Он начался с того, что

Московский коммерческий банк не смог осуществить выплат по обязательствам.

Только вмешательство Государственного банка спасло в тот момент

большинство банков от банкротства.

С 1855г. был снова прекращен размен банковских билетов на серебро. В

1862г. был сделан 5% заем у Ротшильдов в Париже и Лондоне в размере 15млн.

золотом и серебром И был возобновлен размен в мае 1862г.. Однако металла

не хватало и уже в августе 1863г. размен был снова прекращен. Стала

очевидна необходимость создания достаточного металлического фонда. На

протяжении всей своей деятельности Рейтер придерживался фритредерского

курса, при этом наплыв импортных товаров (после понижения таможенных

пошлин) привел к падению отечественного производства , хлебный и сырьевой

экспорт вскоре не смогли поддерживать активный торговый баланс, что

привело к тому что в 1867г. внешнеторговый баланс Российской империи

впервые стал пассивным.

В 1876г. в России начинается поворот к политике протекционизма.

Пошлины стали взиматься золотом (так как стала очевидна грядущая война с

Турцией ,а, следовательно, и огромные расходы).

10.2. Реформы Н. К. Бунге и экономическая политика И.А.Вышнеградского

Целью финансовой политики Бунге было установление равновесие бюджета,

но достигнуть этого уму так и не удалось.

1881г. – Бунге становится министром финансов. Проводит «податную

реформу»: необходимость реформы была обусловлена тяжелым положением, в

котором оказалось крестьянство (отсутствие необходимого прироста пахотных

земель, всевозможные платежи, отсутствие возможности для технической

эволюции с/х хозяйства). Крестьяне были просто вынуждены арендовать землю у

дворян. В 1881г. – были понижены выкупные платежи, 1885г. – полная отмена

подушной подати – государство при этом потеряла доход в 55 млн.руб в год,

что было сбалансировано подъемом пошлин на ввозимый товар и на косвенные

налоги. Наиболее целесообразным Бунге считал подоходный налог, но

реализовать эту идею ему не удалось.

1882г. - учреждение крестьянского поземельного банка, кот. представлял

крестьянам ссуду на приобретение дворянской земли. Эту ссуду было

необходимо частично погашать 2 раза в год в случае троекратной просрочки

земли у крестьянина просто изымались.

Можно сказать что в результате реформы дворяне денег практически не

получили: во-первых, государство вычло из суммы выкупа долги, а во-вторых,

остальная часть выкупа была выдана в виде государственных ценных бумаг, а

не деньгами (а банки принимали эти ценные бумаги по цене ниже номинала). В

связи с ухудшением положения дворянства было предложено создание

Дворянского банка, кот выдавал бы деньги на производственные цели дворянам

(проект Бунге). 1885г. –Дворянский банк открылся, он выдавал

привилегированный кредит дворянству (6,5% а затем и 4% в год) независимо от

рода занятий.

Железнодорожное строительство: Бунге делает ставку на строительство

ж.д. за счет преимущественно казны. Частных компаний способных эффективно

работать оказалось всего 5. Остальные ж.д. стали выкупаться в казну. Такой

подход Бунге обосновал необходимостью поддержания отечественной

промышленности. 1884г. – Екатерининская ж.д. (сейчас Донетская), соединяла

Кривой Рог и Донбасс. Это позволило создать здесь новую металлургическую

базу (19000г. – 25 заводов).

1887г. – министров финансов стал Вышнеградский . Вся его финансовая

политика была подчинена одной задаче: обеспечение кредитных билетов золотом

и серебром. Основными источниками стали – внешние займы (обусловленный

низким процентом) и активный платежный баланс. Главными экспортными

товарами стали – хлеб и сахар. Было выгодно то , что 1887-1889гг. в Европе

были очень неурожайными, но на удивление урожайными в России. Кроме того,

был установлен ряд сборов с крестьян (кот собирались осенью). 1891-1892 гг.

– неурожаи и голод в России, кот практически свел на нет все усилия

Вышнеградского, так как пришлось закупать хлеб за границей. 1888г. –

госбюджет впервые стал бездефицитным, чего не было уже достаточно давно.

Вышнеградский укрепил бюджет, как с помощью косвенных налогов, так и с

помощью пошлин. 1891г. – таможенный тариф, кот носил строго

протекционистский характер.

10.3. Реформаторская деятельность С. Ю. Витте

1892-1903гг. министром финансов был С. .Ю. Витте. Его экономическая

политики способствовала тому экономическому подъему кот состоялся в России

в 90е гг. Одной из основных своих задач он считал создание не только

бездефицитного бюджета, но и приведение его к стабильности. В 1891г. – указ

Александра 3 о строительстве ж.д. за счет казны , что существенно осложнило

задачу Минфина.

6 июня 1894г. – введение винной монополии. До этого момента

действовала акцизная система (с 1863г.) , т.е. просто взимался налог, еще

до этого действовала система откупов. Теперь весь спирт подлежал сдаче на

государственные склады где он подвергался очистке и разливу. Только после

этого он выходил на рынок . Итоги: повышение качества винных изделий и его

гарантирование, контроль за ценами (они устанавливались государством),

поступления в казну. Благодаря этому государство получило большую часть

прибыли , остававшейся до этого в частных руках – «пьяный бюджет».

5 мая 1895г. – введение в России золотого монометаллизма . Был

зафиксирован текущий курс кредитных билетов к золоту 15%10.

24 мая 1895г. – указание Государственному банку начать размен. Вместо

того чтобы напечатать новые кредитные билеты и обменять их на старые по

курсу 10%15, Витте осуществил девальвацию рубля – новые золотые монеты

стоимостью 10 руб. золотом стали иметь номинал в 15 рублей. В результате

возросли цены но зато обесценились как внешние, так и внутренние долги

государства. В 1897г. в обращение были введены монеты с номиналом 15 и 7,5

руб. в дальнейшем монеты вновь приобретали старый номинал 10 и 5 руб., но

содержание в них золота было уже новым.

Железнодорожное строительство и территориальный рост России: 1854г. –

основание Хабаровска, 1861г. – Владивостока. Экспансия России на Дальний

Восток была связана с именем губернатора Муравьева, который пользовался

слабостью Китая. 1818г. –Александр 1 отклонил предложение о покровительстве

Гавайским островам. 1867г. Александр 2 отказался от Аляски, т.к. империя и

так слишком расползлась. Второе направление территориального роста Средняя

Азия. В 60е гг. были взяты города Ташкент, Бухара, Хивы (1873г.)_. В 80е

гг. территория Российской империи достигла своего максимально размера.

1880г. -–начало строительства Закаспийской ж.д. в Красноводске, но

направлению к Алихабаду. 1898г. – дорога достигла Ташкента (ранее в 1883г.

Самарканда). Результатом стало то, что в России была налажена система

коммуникаций так называемого Туркменского края. 1891-1907гг. идет

строительство Сибирской ж.д. (имевшей стратегическое значение). 1896г.

было получено согласие китайского правительства на строительство КВЖД

(кратчайший путь к Владивостоку). К 1903г. ж.д. сеть России увеличилась

на 86% и приблизилась к 60 тыс. км. Большинство дорог строилось за казенный

счет. К 1914г. 2/3 ж.д. находилось в руках казны.

Строительство ж.д. привело к резкому (более чем в 2 раза) увеличению

добычи угля и производства металлов. При помощи системы госзаказов

правительство способствовало развитию промышленности .

10.4. Иностранный капитал в экономике России.

В 1900г. около 70 % горной промышленности находилось в руках

иностранцев. Развитие нефтепромыслов Баку позволило России некоторое время

лидировать по объемам добычи нефти в мире. Однако самый простой способ

добычи фонтанный метод не позволил долго удерживать лидерство. В число

ведущих отраслей промышленности России входили хлопчатобумажная, сахарная,

винокуренная, мукомольная. В 1891г. – таможенный тариф, способствовавший

развитию отечественного производства. На сокращении импорта особенно

натаивал Витте. В результате разразилась таможенная война между Германией и

Россией (Германия до этого была основным торговым партнером России). 1892г.

– высокие пошлины в Германии на русские товары, стали угрожать вытеснению

их с немецкого рынка. Только в 1894г. был заключен торговый договор сроком

на 10 лет, и таким образом отношения были нормализованы. В 1911-1913гг.

германский импорт в Россию – 46%, российский экспорт в Германию – 45%.

Стоит отметить, что качество экспортируемого российского сырья было

достаточно низким. Россия не имела собственного торгового флота. Все это

привело к тому, что иностранные партнеры стали искать новых поставщиков

сырья. Вместе с тем германия не предъявляла высоких требований к качеству

российского сырья, а ее продукция была сомой дешевой. С момента заключения

торгового договора с Германией Россия стала устанавливать торговые пошлины

на импортные товары в зависимости от страны поставщика.

Предприятия южнорусской металлургии принадлежали бельгийцам, французам

и англичанам. К концу 19в. из 17 чугунно- литейных предприятий южного

бассейна 13 принадлежало иностранцам. Англичане контролировали добычу

золота, нефти («SHELL” и “Oil” – 57%); немцы – добычу угля, химическую и

электротехническую промышленности (“Simens” и др.) Нужно признать, что

производство на иностранных предприятиях отличалось большей

организованностью.

В С-Пб., Москве и Одессе были пущены первые трамваи.

1887г. происходит ухудшение отношений между Берлином ( центром рынка

внешних заимствований) и СПб из-за националистской политики Александра 3.

В связи с этим в отношении внешних займов происходит переориентация на

Францию, кот надеялась таким образом приобрести себе союзника в борьбе с

Германией. В 1888г. был сделан 1ый заем в размере 500.000.000. франков

под 4% годовых. 1906г. – был сделан крупнейший заем в 2,5 млрд. франков,

кот позволил расплатиться по расходам связанным с русско-японской войной.

Уже в 1889г. немцы, испугавшись, предложили России сделать займы в Берлине,

а с 1906г. аналогичную возможность предложила и Англия. Помимо

правительства займы делались и отдельным городами (например, Москва и СП

б.)

Итогом многократных заимствований стало накопление значительного

внешнего долга (а экономическая зависимость автоматически предполагает и

политическую зависимость).

10.5. Развитие банковского дела. Связи банков с промышленностью.

Главная операция, которой занимались банки в тот период был учет

векселей. Расширение банков происходило как внутри страны, так и вне ее

границ (открывались филиалы за рубежом). Крупнейшими банками начала 19в.

были петербургские отчасти это можно объяснить близостью к министерству

финансов. Российские банки платили более высокий процент по вкладам, что

привлекало иностранцев. С другой стороны ставка по кредитам в крупных

банках была ниже. В конце 19в. начинается активная борьба между банками за

вкладчиков провинции: повышаются ставки по вкладам, но при этом повышаются

и ставки по кредитам. В 1910г банки договорились об установлении одинаковых

процентных ставок. В 1910г. образование Русско-Азиатского банка в

результате слияния Русско-китайского и Сибирского банков. Директором этого

банка был Путилов, известный, во-первых, тем, что ему принадлежал

Путиловский завод, а во-вторых, к 1917г. но умудрился одновременно занимать

около 40 директорских постов.

Международный банк (1869г.) также относился к числу крупнейших банков.

Третий по значению – Азовско-Донской банк 1871г. Кроме того, был еще

Русский торгово-промышленный банк (1890г.) – осуществлял мелкие кредитные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.