рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кредитно-денежная политика государства и банковская система

домиков банки могут выдать дополнительный кредит из расчета максимально

возможного размера при условии соблюдения установленных сроков освоения

кредита.

Дополнительный кредит на окончание строительства индивидуального жилого

дома может быть выдан только после предварительной проверки целевого

использования ранее полученного кредита на основании справки районной

госадминистрации или районного архитектора об измененной сметной стоимости

строительства с учетом ранее приобретенных материалов и выполненных работ

по старым ценам. По остальным видам кредитов предварительные проверки на

месте целевого использования не производятся, но обязательно должен быть

представлен промежуточный отчет об использовании ранее полученного кредита.

Дополнительная выдача кредита производится на условиях, действующих на

момент его получения. Если процентная ставка не изменялась, то кредитный

договор и срочное обязательство оформляются на всю сумму долга с учетом

остатка задолженности по ранее выданной ссуде. По тем кредитам, по которым

установлена новая процентная ставка, кредитный договор и срочное

обязательство оформляются на вновь выданную сумму без изменения условий и

документов по первоначальной выдаче.

При выдаче очередной суммы кредита в рамках условий кредитного договора

кредитный работник переоформляет предыдущее срочное обязательство по ссуде

на всю сумму выданного кредита, соответственно внося изменения в графики

платежей.

Суммы предоставленных гражданам ссуд на льготных условиях зачисляются на

беспроцентные расчетные счета, открываемые в операционном отделе банка.

Погашение задолженности по ссудам и процентов по ним производится

заемщиками в сроки, установленные срочными обязательствами. По ссудам,

выдаваемым населению, устанавливаются, как правило, месячные сроки

платежей. Первый срок платежа по кредитам устанавливается не позднее, чем

через 3 месяца после получения ссуды или первой ее части, если ссуда

выдается частями. Погашение ссуд, связанных со строительством и ремонтом

домов, может начинаться после истечения сроков освоения кредитов. Размер

ежемесячных платежей основного долга определяется путем деления суммы

кредита на срок пользования им по договору, исчисленный в месяцах. По

желанию заемщиком может быть предусмотрена возможность досрочного погашения

задолженности по ссуде. В этом случае платежи производятся с объединением

суммы ежемесячных платежей. При последнем платеже заемщику возвращаются

проценты, полученные с него за недоиспользованный кредит. Погашение

задолженности по ссудам и процентам по ним может производиться заемщиками

через учреждения банка наличными деньгами, переводами через предприятия

связи либо перечислением со счетов по вкладам, а также путем удержания из

заработной платы, стипендии, пенсии на основании поручения заемщика

бухгалтерии по месту работы (учебы) или органу, назначившему пенсию. Не

внесенные в срок платежи перечисляются на счета просроченных ссуд.

Просроченные платежи взыскиваются с индивидуальных заемщиков в бесспорном

порядке по исполнительным надписям нотариальных контор. Банк обязан в

месячный срок оформить в установленном порядке исполнительную надпись на

взыскание просроченной задолженности по ссуде и процентов с заемщика или с

его поручителя. При неуплате заемщиком очередных платежей, включая

проценты, свыше 6 месяцев, банк вправе обратиться с иском в суд о досрочном

взыскании всей задолженности по ссуде, числящейся за заемщиком.

За пользование ссудой заемщик уплачивает банку проценты, установленные на

договорной основе. Процентная ставка указывается в кредитном договоре.

Договорные процентные ставки применяются в ряде отдельных случаев, когда в

соответствии с банковским законодательством Центральным банком и Советом

Сбербанка вводятся особые условия кредитования по некоторым видам ссуд и

категориям заемщиков. Сбербанк осуществляет координацию уровня процентных

ставок между учреждениями банка, находящимися на территории страны, путем

установления минимальных и максимальных границ величины процента за

соответствующие виды кредита и в зависимости от сроков выдачи ссуд

заемщикам. Минимальная граница процентных ставок устанавливается в

зависимости от стоимости кредитных ресурсов, затрат по их привлечению и

расходов по совершенствованию кредитных операций и должна обеспечивать

определенный уровень рентабельности кредитных операций учреждений банка.

Максимальная граница устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка,

спроса и предложения на отдельные виды потребительского кредита, может быть

одинаковой для всех учреждений банка. Минимальные и максимальные процентные

ставки могут устанавливаться и областными управлениями банка в пределах,

предусмотренных Сбербанком. Конкретные размеры применяемых процентных

ставок по кредитам внутри установленных границ определяются, как правило,

непосредственно учреждениями банка при выдаче кредита в зависимости от

условий их коммерческой деятельности, спроса на конкретные виды ссуд и

учетом платежеспособности заемщика.

Размер ежемесячного платежа по ссуде определяется путем деления суммы

процентов за весь период пользования кредитом на время пользования им,

исчисленные в месяцах. За сумму процентов всего периода пользования

принимается их величина, исчисленная исходя из условных сроков платежей

через равный период времени. В условиях растущей конкуренции со стороны

других банков учитывается необходимость приоритетного предоставления

кредитов ссудозаемщикам, которые являются вкладчиками Сбербанка не менее 1

года или получает заработную плату через его учреждения независимо от

сроков.

В процессе кредитования населения банк осуществляет контроль за

правильным и целевым использованием заемщиком ссуд путем проверки

документов, предоставленных для оформления кредита, отчетов о расходовании

средств и других документов, предусмотренных в кредитном договоре, а также

путем проверок на местах. При нарушении сроков платежей по ссуде и

возникновении просроченной задолженности, неосвоении кредита в

установленный срок, нецелевом его использовании банк удерживает штраф в

размере не ниже О,5% от суммы просроченного платежа за каждый день

просрочки, что также предусматривается в договоре.

Банковская система Российской Федерации.

Причины централизации и регулирования банковской системы.

Мировой опыт прошлых десятилетий показывает эффективность действия

централизованной банковской системы. Наша банковская система долгое время

представляла собой монополию государственного банка (одноуровневая

банковская система) с жестким планированием сверху. В данный момент у нас

происходит установление новой централизованной банковской системы,

отвечающей стандартам экономики, связанной рыночными отношениями. Идет речь

о совсем другой структуре организации банковских институтов. Централизация

здесь объединяет банки в единую систему для проведения с помощью нее

кредитно-денежной политики государства, при этом каждый банк в отдельности

экономически независим в проведении банковских операций. Каждый банк

подчиняется определенным «правилам игры», установленным государством для

эффективной его работы на финансовом рынке. Децентрализация банковского

дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в

обращении может усложнить инфляционные проблемы. Увеличение инфляции, в

конечном счете, может привести к стокфляции, стагнации, экономическому

спаду производства. Недостаток денег может затормозить рост экономики,

препятствуя должному подъему производства и обмену товаров и услуг.

Зарубежные страны на горьком опыте убедились, что нерегулируемая банковская

система вряд ли способна обеспечить должное предложение денег и в

наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом.

Тенденция развития банковской системы.

Мировой опыт доказывает, что укрепление покупательной способности денег

невозможно без отлаженно работающей банковской системы. Она играет главную

роль в управлении денежным оборотом при переходе к рыночной экономике.

Начало формированию механизма управления денежным оборотом было положено в

1987 году решением о преобразовании монобанковской структуры в систему

Госбанка СССР и пяти государственных специализированных банков

(Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк).

Важное значение имело то обстоятельство, что Госбанк СССР перестал

соединять в себе функции центрального и коммерческого банка, хотя и не

получил реальных рычагов управления денежным оборотом на экономической

основе.

Отсутствие двухуровневого построения банковской системы привело к

ведомственному противостоянию специализированных банков и Госбанка СССР.

Монополия одного банка сменилась монополией ведомственных банков.

Сохранилось принудительное прикрепление клиентуры к банкам. Инструментами

кредитно-денежной политики остались административно утверждаемые кассовый и

кредитный планы. Не создавались предпосылки для формирования финансовой

инфраструктуры (денежного рынка, рынка капиталов, ценных бумаг, валютного

рынка, в общем, здорового западного рынка). Тем не менее, был сделан шаг в

сторону демократизации банковской системы. Действительно, созданная в

административном порядке система специализированных банков вскоре показала

свою неэффективность. Но в то время о другой трансформации монобанковской

структуры не могло быть и речи. Система коммерческих кредитно-финансовых

учреждений могла возникнуть лишь в результате обособления от Госбанка

государственных специализированных банков. Подобный путь уже прошли страны

Восточной Европы с плановой системой хозяйства (Польша, Чехословакия,

Венгрия).

Появление системы специализированных банков дало импульс к возникновению

уже в 1988 году коммерческих и кооперативных банков на паевой основе,

количество которых быстро увеличивалось. Их появление изменило ситуацию в

банковской системе. Клиенты получили право выбирать банк, таким образом,

было положено начало конкуренции между банками. Начался стремительный рост

коммерческих банков. Учитывая тот факт, что деятельность коммерческих

банков с принятием банковских законодательных актов получила правовой

статус можно говорить о существовании в настоящее время двухуровневой

банковской системы. Нижний уровень ее образуют коммерческие банки, а

вершину составляет Центральный Банк. С распадом Союза в 1991 году,

Центральный Банк России остался единственным из центральных банковских

учреждений бывшего СССР. Госбанк СССР был реорганизован и присоединен к

Банку России. Специализированные банки распались и стали акционерными.

Пример становления коммерческого банка можно показать на Промстройбанке.

Он был образован в 1922 году и действовал на протяжении почти 70 лет.

В ноября 1991 года состоялось собрание учредителей Акционерного

инвестиционно-коммерческого банка, ставшего правопреемником Промстройбанка

и сохранившего наименование «Промстройбанк». Сейчас Промстройбанк остается

одним из немногих банков страны, способных выдавать многомиллионные

кредиты.

Преобразование сберегательных касс в Сбербанк России.

Банковская реформа 1987 года преобразовала государственные трудовые

сберегательные кассы в Сбербанк СССР как специализированный банк по

обслуживанию населения и юридических лиц. Опыт передовых стран подсказывал,

что сберегательные учреждения всех уровней должны быть выведены из

подчинения Госбанку, чтобы развиваться в коммерческие банки. Следующим

шагом к независимости стало принятое в июле 1990 года постановление

Верховного Совета РСФСР, которым бывший Российский республиканский банк

Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. После выхода в свет

Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в декабре

1990 года, Сбербанк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий банк,

контрольным пакетом которого владеет Банк России. Став коммерческим,

Сбербанк значительно расширил сферу своей деятельности не только в области

совершения депозитных, кредитно-расчетных и прочих кассовых операций, но и

стал работать с акциями, выдавать поручительства, гарантии и иные

обязательства третьих лиц, совершать операции с иностранной валютой, вести

доверительные операции по поручению клиентов (трастовые операции). При

выдаче ссуд населению банк в своей кредитной политике придерживается

умеренных процентов. Сбербанк —единственный банк страны, где сохранность

вкладов граждан гарантируется государством.

Центральный Банк Российской Федерации.

. Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам

других стран. В качестве своей основной функции, Банк России формирует и

претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр

деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента

государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения

необходимого количества денег.

Банк России начал свое существование с принятием закона «О Банке России»

в декабре 1990 года. Он независим от распорядительных и исполнительных

органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован

только специальным законодательным актом. Банк России экономически

самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет собственных

доходов. Однако, Банк России в проведении кредитно-денежной политики не

руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшения

состояния экономики в целом. Банк России является «банком банков», он

предоставляет кредиты и принимает вклады только от депозитных учреждений.

Он имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые, тем самым,

образуют предложение бумажных денег. Такую функцию другие банки в РФ не

имеет.

Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав.

Председатель назначается сроком на 5 лет и освобождается от должности

Верховным Советом РСФСР. Управление Банком России осуществляется на

коллективной основе Советом Директоров Банка. Банк России имеет большое

количество своих отделений по всей стране.

Кредитно-денежное регулирование экономики России осуществляется Банком

России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по

кредитам, предоставляемым банкам, установлением экономических нормативов

для банков, проведением операций с ценными бумагами. Банк России, как агент

правительства, управляет правительственными депозитами. Почти все

правительственные доходы и расходы проходят по его счетам. Банк России

управляет государственным долгом, изменяя количество облигаций, находящихся

в обращении, проводя ту или иную кредитно-денежную политику.

Функции Банка России, в общем, сводятся к 4 пунктам.

1. Банк России хранит вклады депозитных учреждений, которые называются

резервами (по ним не уплачивается проценты). Регулирование процента

резервов имеет стратегическое значение в проведении кредитно-денежной

политики.

2.Банк России выступает в качестве фискального агента правительства.

3.Банк России осуществляет контроль за деятельностью банков, чтобы

выявить сомнительные операции и мошенничество.

4.Банк России регулирует предложение денег в интересах экономики в целом.

Банковская система Российской Федерации.

Российскую банковскую систему образуют Банк России, Банк Внешней торговли

РФ (Внешторгбанк), Сберегательный банк

РФ (Сбербанк), коммерческие банки различных видов, а также другие

кредитные учреждения, получившие лицензию на проведение банковских

операций. Стержнем нашей банковской системы является Банк России. Банк

Внешней торговли осуществляет внешнеэкономическую деятельность и совершает

операции в иностранной валюте. Внешторгбанк является акционерным,

контрольным пакетом акций этого банка владеет Банк России. Сбербанк также

является акционерным, и контрольным пакетом акций банка владеет Банк

России. По закону государство гарантирует полную сохранность денежных

средств и других ценностей населения, вверенных Сбербанку, и выдачу их по

первому требованию вкладчиков (вклад до востребования). Это главное отличие

Сбербанка от коммерческих банков. Сбербанк выполняет почти все те же

операции с денежными фондами, что и коммерческие банки. Сбербанк и

коммерческие банки хранят денежные вклады предприятий и населения,

предоставляют юридическим и частным лицам ссуды и, тем самым, увеличивают

предложение денег в экономике.

Коммерческие банки в Российской банковской системе играют исполнительную

роль. Посредством коммерческих банков Банк России претворяет в жизнь

финансовую политику. Каждый банк может осуществлять свою деятельность

только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Банк России может

на основании закона отобрать лицензию у банка —это действует как решение о

ликвидации банка. Банки имеют право открывать на территории РФ и за ее

пределами филиалы. Банки могут образовывать банковские союзы, межбанковские

объединения, ассоциации. Запрещается только использовать эти и другие

объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка

банковских операций и на ограничение конкуренции в банковском деле. Широкое

распространение получили в нашей стране объединения банков в банковские

холдинг-компании. Банковские холдинг-компании представляют собой фирмы,

которые владеют долей акционерного капитала одного или нескольких банков,

достаточной для того, чтобы осуществлять полный контроль над ними.

Следовательно, банковские холдинг-компании сосредотачивают в одних руках

процесс управления целой группой банков. Это выгодно для фирм, поскольку

они имеют возможность в кратчайшие сроки получить в случае необходимости

кредит от этих банков.

Большей своей частью коммерческие банки являются акционерными (имеется

незначительная доля кооперативных банков), и их акции обращаются на рынке

ценных бумаг наряду с ценными бумагами промышленных предприятий.

Российская банковская система является двухуровневой. Первый и ведущий

уровень —Банк России. Второй - исполнительный —все остальные банки РФ. Все

банки должны держать свои обязательные резервы в Банке России, так как

основная часть активов банка —это бессрочные вклады, подлежащие изъятию по

первому требованию вкладчиков, то определенный процент активов должен

храниться в резервах, в высоколиквидной форме. Деятельность банков ежегодно

подлежит проверке аудиторскими организациями.

«Минусы» банковской системы России.

В настоящее время основной проблемой является преобладание

государственной собственности на банки. До 80 % уставных фондов

коммерческих банков составляют вклады государственных предприятий, которые

являются скрытой государственной собственностью. Основным учредителем

Сбербанка РФ и Внешторгбанка России является Банк России, который находится

в исключительной государственной собственности. В банковском деле запрещена

муниципальная собственность. Очень низка доля кооперативной собственности и

вкладов мелких акционеров. Чрезмерно высоки вложения в уставные фонды

банков со стороны крупных юридических лиц. Наблюдаются лишь единичные

случаи иностранной и совместной собственности.

Банк России находится в федеральной собственности. Мировая практика

показывает, что в собственности на Центральный Банк могут принимать, кроме

государства, и другие стороны. Банк России имеет излишнюю сеть низовых

учреждений. В западных странах количество отделений Центрального Банка

составляет ничтожно малый процент по сравнению с количеством кредитных

учреждений.

Многие коммерческие банки в России, по существу, таковыми не являются.

Они недокапитализированы, часть их не выполняет минимального набора

операций, необходимого в международной практике, чтобы считаться банком.

Кроме того, большая их часть находится в плачевном финансовом состоянии и

плохо регулируется. Не проведено разделение банков и небанковских кредитных

учреждений. Для современной российской экономики должна быть выбрана

агрессивная модель поведения банка.

Агрессивный банк —обычно универсальный, имеет тесные связи с

предприятиями и выполняет нетрадиционные банковские операции, ускоряя

становление новых рынков.

В западных странах плотность банковской сети гораздо выше, чем в России,

где во многом сохранилась «монобанковская»структура. Отсутствует

альтернатива у клиентов: один банк или его филиал —один административный

район. Особенно низка плотность банковской сети в развивающихся восточных и

северных районах России.

Банковское дело в России.

Когда плановая экономика переходит к экономике, связанной рыночными

отношениями, меняются все структуры, мало-мальски относящиеся к финансовым

институтам. Банковская инфраструктура также изменяется и приспосабливается

к экономике рыночного типа. Однако, далеко не все сферы деятельности закон

рынка подчиняет себе. В нашей банковской системе остается много старых

принципов работы, подлежащих изменению при рыночных способах ведения

хозяйства. Наши банки не выполняют множество банковских операций,

считающихся естественными в экономике, связанной рыночными отношениями.

В России по-прежнему находится на довольно низком уровне использование

чеков в банковских операциях. Дальнейшее развитие банковской инфраструктуры

в нашей стране приведет к возникновению банковской системы западного

образца со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Банковские институты и инструменты кредитно-денежной политики разных

западных стран удивительно похожи друг на друга. Это можно объяснить общим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.