рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мировые экономические системы

меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали.

Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но

не нашло поддержки этого в риксдаге. Рестриктивная политика обычно

непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий:

общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются

твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюнктуры.

Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в

будущем двух основных целей шведской модели полной занятости и равенства

видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать

изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические

черты шведской модели низкая безработица, политика солидарности в области

зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой

государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же

модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

II. Экономика Кореи.

На протяжении трех последних десятилетий человечество имело

возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами,

демонстрировавшими миру "экономические чудеса".

Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в

6070 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название

"Новые индустриальные страны"(New industrializing countries). Эта группа

постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора

десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту

"историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили

8, 6% в период с 19621988г

и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во

вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП

на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих

торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и

оказывают влияние самые различные факторы объективные и

субъективные, экономические и политические, внутренние и

внешние, такие как:

- ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним

миром стратегия развития;

благоприятный международный экономический климат

60хпервой половины 70х годов, облегчивший доступ к внешним

источникам ресурсов;

сильное и эффективное руководство в лице авторитарных

правительств, отложивших демократические и политические пре

образования в пользу экономического развития;

- относительно малые затраты на содержание военнопромышленного комплекса

(23% против 60-70% северокорейских

затрат);

ривлечение иностранных капиталовложений как финансовых, так и

технологических: промышленное оборудование и

"now how";

этническая и культурная однородность, а также конфуцианская

традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному

успеху и преданности своей нации.

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы

развития экономики Республики Корея.

Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо

считать его наиболее весомым фактором, служившим

движущей силой роста корейской экономики.

О роли государства т. к. этот фактор является одним из

определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи.

Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не

был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям

явилось естественным следствием экспортной модели развития

экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора

в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны

к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко

освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, но тем не

менее на мой взгляд он представляет интерес

для изучения, а может быть и частичного применения (естествен

но в адаптированном к местным условиям виде) в России.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ЮЖНОЙ

КОРЕИ.

Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной

Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных

правительств, отложивших демократические и политические преобразования в

пользу экономического развития. Правительство принимало новые законы и

тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось множество

мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения

экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного

частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа.

Правительство сделало максимум возможного для создания социальной

инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К

правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный

с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя

гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на

крупномасштабные проекты. Очевидно, что в современных условиях

высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит

денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной

сбалансированности уделялось первоочередное внимание.

Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение,

инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под

контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная

монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление

государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В

разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на

специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года.

Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства

воздействовало на формирование основных пропорций общественного

производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение

экспорта. Государство использовало субсидирование национальных

экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным

оценкам только в 70е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП.

Государственные кредиты такого рода составляли:

15% от ВНП 19621966гг.

39% от ВНП19321936гг.

46% от ВНП19771981гг.

При этом нужно отметить, что кредиты концентрировались в потенциально

наиболее эффективных сферах экономики. Также осуществлялся контроль за

эффективностью применения кредитов. Высокая активность государственного

регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании

отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы

наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных

земельных наделов на более мелкие мера, невозможная без прямого активного

вмешательства государства. В этой связи следует сослаться на программу

"целевого развития". Начиная с 70-х годов специальными законами

выделялись 7 отраслей первоочередного внимания:

машиностроение

электроника

текстильная промышленность

черная металлургия

цветная металлургия

нефтехимия

кораблестроение

Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами,

они пользовались преимущественными налогами и др. льготами. Одновременно

государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях,

принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка.

Государство нередко шло на прямую компенсацию убытков" избранных

экспортеров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые

государством, привели к образованию высокомонополизированной

производственной, особенно экспортной структуры. В первой половине 80х

годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей

промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2.

Не менее жестко государство в Южной Корее контролирует иностранный

капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения

с19671986гг. составляют менее 2%от совокупных валовых инвестиций. Южная

Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те,

которые вписываются в общую стратегию ее развития (см. табл. 2. 1.).

Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в

таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника.

Таким образом мы имеем " трехсторонний альянс": государство местный

капитал иностранный капитал. Но при несомненном соблюдении интересов

всех трех сторон, государство является единственным полностью

самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех

остальных. Также заслугой государства является централизованное

планирование с использованием средне и долгосрочных планов и целевых

программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и

сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной

деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В

сущности экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное

сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.

Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое

использование такого механизма и позволило Южной Корее в относительно

сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место

в мировой цивилизации.

III Зарубежный опыт регулирования рыночной экономики на примере

Франции.

Экономика Франции, как и других промышленно развитых

капиталистических стран, основана на принципе свободного

предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях

рыночного хозяйственного механизма, однако, степень свободы

ценообразования задается объективными экономическими законами, а также

государственным регулированием.

Несмотря на действие принципа свободного установления цен,

государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и

услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию,

транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в

условиях конкуренции.

Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно

небольшой удельный вес в ВНП и включает в себя отрасли-монополисты (газовую

промышленность, электроэнергетику и транспорт) и отрасли, работающие в

режиме рыночной конкуренции (национальный и коммерческие банки,

страховые компании и т.д.). В первом случае государство устанавливает

все экономические параметры деятельности отраслей монополистов, в том

числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. Во

втором случае государство оказывает минимальное воздействие на

экономические параметры деятельности этих отраслей, побуждая их к

конкуренции с частным сектором. Эта специфика экономики Франции

предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на

товары и услуги: примерно 20%цен регулируется государством, а остальные 80%

находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.

Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно

развитых капиталистических стран, где существовал довольно жесткий режим

государственного регулирования цен, который частично сохранился до

настоящего времени.

Во Франции на протяжении почти 30 лет (19471986) государственное

регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма"

(государственного регулирования экономики). Начало французской системы

регулирования цен было положено законами от 39 июня 1945 года, которые

провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года.

Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое

снижение покупательной способности французского франка обусловили

необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами. В январе-

феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров.

В конце 1947 года, с учетом некоторого повышения темпов

восстановления экономики, была заимствована политика "контролируемого

роста цен", в соответствии, с которой предприниматели получили право

повышать цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли

отменить эти изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были

переведены в режим полной или частичной свободы их установления. В

течение восьми последующих лет правительством Франции были приняты 6

законов о блокировке цен, которые привели к постоянному ужесточению

ценового контроля. В 1960-1962 годах была проведена почти полная

либерализация цен на промышленные товары. Однако уже с середины 1963

года правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на

уровне 31 августа1963 года в связи с новой экономической политикой

("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые

продукты питания и услуги.

В период с 1965 по 1972 государственное регулирование цен

осуществлялось через "контракты стабильности" (1965г.), "программные

контракты" (1966г.) и "контракты против повышения цен"(1971г.).

В соответствии с "контрактами стабильности" государство заключило с

предприятиями соглашения, по которым эти предприятия имели право повышать

цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие. Основная цель

заключалась в поддержании стабильности общего уровня цен.

В соответствии с " программными контрактами" государство

способствовало такой эволюции цен, которая отвечала бы условиям

международной конкуренции. Этот механизм распространялся на все товары и

услуги, которые в соответствии с "контрактами стабильности" ранее

подвергались контролю. В соответствии с "программными контрактами"

предприятия предоставляли государству информацию о своих инвестиционных

программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на

внешние рынки, а также информацию, связанную с формированием цен, технико-

экономическую характеристику товаров, показатели производительности

труда, методы финансового управления и т.д.

"Контракты против повышения цен" имели целью обеспечить высокую

конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы роста

инфляционного развития экономики. При принятии предприятиями этих

контрактов правительство принимало на себя обязанность не принимать меры,

ведущие к росту издержек производства.

В 70х годах правительство Франции стало применять систему мер по

блокировке и регулированию цен. Со второй половины1975 года были временно

заблокированы цены на все товары и услуги государственного и частного

секторов, а с апреля по декабрь 1976г. цены в госсекторе могли повышаться

на определенное количество процентов. При этом между государством и

предприятиями были заключены контракты, по которым последние обязывались

ограничивать рост цен на свою продукцию.

В первой половине 70х годов правительство проводило жесткую

политику ограничения доходов во всех секторах экономики. В соответствии с

этой политикой в государственном секторе не возобновлялись контракты,

предусматривающие увеличение зарплаты, а в частном секторе зарплата

служащих не должна превышать зарплату государственных служащих.

С середины 70х годов экономическое положение Франции резко

ухудшилось в связи с 4кратным повышением мировых цен на нефть, в

результате чего темпы роста значительно сократились, а темпы роста цен

возросли. Резкое повышение внутренних цен привело к росту забастовочного

движения. В свою очередь, предприниматели для сохранения прибыли и

обеспечения возможности самофинансирования неоднократно повышали цены,

раскручивая этим спираль "заработная плата цены". В этот период стало

ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием

принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает

рынок негибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на

определенном этапе ограничивает свободный перелив капитала, мобильность

рынка труда, товаров и услуг.

Предприятия, которые в связи с блокировкой цен не могли их повысить

на контролируемых рынках, терпели убытки и не имели достаточно средств на

возобновление производства и увеличение инвестиций. Как считают

французские экономисты, основным недостатком блокировки цен является

затруднение инвестирования и рост бюрократизации. Следует также обратить

внимание на низкую эффективность контроля за ценами в борьбе против

инфляции, так как ее темпы в середине 70х (910% в год) были значительно

выше, чем в странах, где регулирование проводилось не административными, а

косвенными экономическими методами.

Контроль за ценами в тот период привел к переливу капиталов в США,

Швейцарию и другие страны, где существовала возможность получения большей

прибыли на единицу вложенного капитала. Контроль за ценами привел также

к таким негативным последствиям, как рост импорта, так как стало

выгоднее покупать некоторые товары за границей, чем производить их во

Франции. Другой чертой стало ослабление позиций французских предприятий в

конкурентной борьбе с филиалами ТНК, которые часто продавали

свои товары дешевле для завоевания рынка.

В 1973г. правительство Франции либеролизовало цены на промышленную

продукции. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно

осторожно. На первом этапе были отобраны отрасли, где имелась сильная

международная конкуренция (часовая и шарикоподшипниковая промышленности);

отрасли, где в силу специфики не наблюдались резкие скачки цен (пищевая

промышленность); отрасли, которые из-за социального обеспечения имели

стабильный рынок (фармацевтическая промышленность).

Безусловно, жесткий контроль за ценами в течение почти 30лет

способствовал стабилизации экономики. Однако любое административное

вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению

законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время

противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства.

В этих условиях государство вынуждено на определенном этапе

"дирижисткого" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью

достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех

или иных товарных рынках.

В течение первой половины 80х гг., особенно после поражения

социалистов, процесс либерализации цен продолжался и, к1986г. было

освобождено около 90% цен.

Постановление Совета Министров Франции от 1 декабря1986г.,

отменившее постановление от 30 июня 1945 г., ввело практически полную

свободу цен на товары и услуги. Оно отменило право правительства в любой

момент вмешиваться в процесс ценообразования. Это означало свободное

формирование цен в процессе конкуренции.

Исключение из свободного ценообразования составляют отрасли, где

регламентация необходима (здравоохранение, общественный транспорт).

Вмешательство администрации в процесс формирование цен допускается при

кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а

также при внезапных и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных

мер для исправления положения. Срок, в течение которого общественные

власти в лице Государственного совета Франции правомочны вмешиваться,

ограничен шестью месяцами. При этом временная регламентация цен вводится

лишь после консультации с Советом по конкуренции и Национальным советом

по потреблению.

В стране законодательно определены общие принципы свободного

ценообразования и основные условия, при которых они могут реально

осуществляться. Первым и важнейшим условием является наличие свободы

выбора товара или услуги и продавца. Должно быть обеспечена и

достоверная информация о продаваемых товарах.

Либерализация цен не означает полного невмешательства государства в

процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства на

микроуровне к системе глобального регулирования для экономики Франции

означает лишь изменение формы вмешательства (переход от жесткого

"дирижизма" к методам косвенного воздействия на рынок и цены). Поэтому не

случайно, что одновременно было принято постановление о ценовой

конкуренции в промышленности, в соответствии с которым запрещалось

создание любых союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных

торговцев. Запрещались также заключения любых соглашений о "минимальных

ценах", либо о "рекомендуемых ценах" на товары.

Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры

государственных регулирующих органов. До 1986 г. в составе Министерства

планирования и финансов органы ценообразования были представлены

самостоятельным департаментом, а после 1986 г. он был преобразован в

Совет по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по

государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. На Совет

возложена обязанность оценивать правильность экономических поступков

предприятий, определять их соответствие нормам законодательства, следить за

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.