рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая система и пути ее реформирования

историческими традициями настойчиво проводимая - в рамках экономической

интеграции - политика унификации налоговой системы стран Союза. К

настоящему времени ее наиболее очевидным результатом является сближение в

методах взимания косвенных налогов (прямые налоги затронуты в меньшей

мере). Унификация способствовала устранению двойного налогообложения внутри

ЕС и введению схожих принципов налогообложения прибыли компаний, но тем не

менее предоставляла большую самостоятельность отдельным странам. Приоритет

косвенных налогов в политике унификации налоговой системы стран ЕС вполне

понятен - это был наиболее осуществимый вариант реализации подобной

политики из-за значительных расхождений в системах прямого налогообложения

отдельных стран.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло

существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип

налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы

велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и

немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность

налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы налогообложения таковы.

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом

возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности

разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть

установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен

быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда,

некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея

необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным

ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества,

постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе,

отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом

законодательстве.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов

носило однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером

осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с

оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС,

когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз

вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья,

возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до

конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога

с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна

оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система

штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы

неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем

своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными

и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих

налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к

изменяющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение

создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной

экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции

налогообложения.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую

очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование

общественных расходов, и прежде всего расходов государства. В течение

последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая

функции.

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения

между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства

между ними (социальная функция);

По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы

государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам

населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства.

Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-

за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою

квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним

предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело,

фермерам, но эти налоговые льготы носят уже не только социальный, но и

регулирующий характер. Социальную и одновременно регулирующую

направленность имеют такие виды налоговых льгот, как скидки с личных

доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство. Оживление

жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные

материалы и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует

росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические

товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.д.

Двойственную роль - социальную и регулирующую - играет освобождение от

налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление

средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии

отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в

пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее

бессрочном распоряжении. Они широко используются для долгосрочных

капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Основными объектами государственного регулирования экономики при

помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная,

отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены,

НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

- в установлении и изменении системы налогообложения;

- в определении налоговых ставок, их дифференциации;

- в предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части

прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с

задачами государственного регулирования экономики.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения,

избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся

до замены его на НДС, при допущении его расчета по принципу “органического

единства” не взимался с оборота между предприятиями “органически единой

фирмы”, корпорации и ставил таким образом крупные фирмы в привилегированное

положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось

инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу

вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой

технологически.

Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей,

усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений,

спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов

- обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры. Изменяя налоговые ставки

на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы

для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов -

воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику,

государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо

встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.

Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, повышение которых ведет к

удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению

внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой

обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен,

активизацию внешней торговли.

По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования

экономики налоги все шире использовались для регулирования структуры

народного хозяйства. Налоговые ставки все более дифференцировались по

отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на

отраслевую и подотраслевую структуры, на изменение роли отдельных земель,

штатов, областей в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу

нефти и газа традиционно высокие, но в малоосвоенных, экономически менее

развитых районах они часто ниже. Налоговая система становится все более

гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства

государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые

ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям

государственного регулирования. Стали широко практиковаться скидки с

налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования

и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей

среды. Объекты регулирования налогообложения все более конкретизируются.

Например, дифференцировано налогообложение двух частей прибыли компании:

нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной

деятельности) и распределенной (на дивиденды, выплачиваемые владельцам

акций).

В современных условиях регулирующая функция налогов не столько в том,

чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и

селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями

государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать

жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот,

предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными

акциями.

Большинство целей государственного регулирования экономики на Западе

достигается путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно

от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном

темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная

конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и

региональная структуры, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой

обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий

является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется

от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только

благодаря государственной налоговой политике, и в частности

санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному

списанию основного капитала.

Налоговое планирование - это использование физическими и юридическими

лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих

законов. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами

льгот и возможностей, предоставляемых государственными регулирующими

органами.

Право субъектов хозяйственной деятельности защищать свои материальные

интересы проистекает из основных принципов рыночной экономики и практики

развитых стран. В 1935г. судья Дж.Сандерленд заявил от имени Верховного

суда США, что право налогоплательщиков уменьшать выплату налогов, используя

все разрешенные законами средства, никем не может быть оспорено. По

законодательству Российской Федерации субъекты предпринимательства наделены

полномочиями защищать свои имущественные права, в т.ч. право собственности,

любыми не запрещенными законом способами. Таким образом, налоговое

планирование не может служить основанием для штрафных санкций или

административных наказаний со стороны государственных органов.

Следует различать налоговое планирование и уклонение от уплаты

налогов. Последнее происходит в результате незаконного использования

компанией или лицом налоговых льгот, предоставления налоговым органам

неправильной отчетности, злостной неуплаты налогов, незарегистрированной

хозяйственной деятельности, т.е. во всех случаях, когда хозяйственный

субъект запрещенным законом образом уменьшает свои налоговые обязательства,

нарушает сроки уплаты налогов или вообще не выплачивает их.

Выделяют следующие направления налогового планирования.

Первое направление - это выбор оптимальной организационно-правовой

формы юридического лица с точки зрения налогообложения. Во всем мире

компании, несущие неограниченную ответственность по своим обязательствам,

платят меньше налогов, чем фирмы с ограниченной ответственностью. По

российскому законодательству компания, зарегистрированная в форме общества

с ограниченной ответственностью, акционерного общества или товарищества на

вере, несет ограниченную ответственность и попадает под мощный налоговый

пресс. Регистрация фирмы в виде полного товарищества избавляет от двойного

налогообложения прибыли и дает ряд льгот по местным налогам, налогу на

имущество и НДС.

В ряде стран налоговые льготы предоставляются на дивиденды,

получаемые фирмой от ее участия в капитале других компаний; это стимулирует

формальное разукрупнение фирм и образование финансовых групп.

В нашей стране есть возможности получать налоговые льготы, пользуясь

статусом малых и средних предприятий, недавно созданных компаний,

предприятий по производству, переработке и реализации сельскохозяйственных

продуктов. В ряде случаев целесообразно оформить предпринимательскую

деятельность не на юридическое лицо, а на гражданина, т.к. ставка налога на

доходы физического лица меньше, чем на прибыль компании.

Второе направление - это выбор места для размещения или регистрации

фирмы с точки зрения уровня налогообложения. Во многих странах в отдельных

провинциях, штатах, областях существуют значительные постоянные налоговые

льготы. Такие льготы являются широко распространенным средством

государственного регулирования экономики в целях сглаживания региональных

хозяйственных диспропорций. Все большее развитие во всем мире получают

различного рода свободные экономические зоны - территории, где

обусловленная статусом зоны деятельность иностранных и отечественных фирм

пользуется значительными налоговыми льготами. Такие зоны создаются и в

России.

Логическим развитием свободных экономических зон в мировой экономике

являются оффшорные центры. Это территории или целые государства,

заинтересованные в регистрации у них иностранных компаний и ради этого

гарантирующие особенно низкие налоговые ставки и отсутствие жесткого

валютного контроля за иностранными капиталами. Иностранные компании в

оффшорных центрах или налоговых гаванях называют оффшорными компаниями.

Оффшорная компания может быть создана только иностранным резидентом и

не имеет права осуществлять какую-либо производственную деятельность на

территории той страны, где она зарегистрирована. Льготный режим

предоставляется только для операций с иностранными резидентами и в

иностранной валюте.

Экономический смысл создания такой компании независимо от сферы ее

деятельности в том, чтобы включить ее в цепь операций между материнской

фирмой (фирмами) и иностранными партнерами и установить в расчетах цены,

тарифы на услуги, проценты на кредиты так, чтобы максимум необходимых

затрат и минимум прибыли приходился на компании, находящиеся в странах с

высоким уровнем налогообложения, а основная прибыль оставалась у оффшорных

компаний.

Преимущества создания компаний в оффшорных зонах доступны и

используются, в первую очередь, финансовыми группами, активно участвующими

в торговле, транспорте, движении капитала в мировом масштабе.

Третье направление - тщательное исследование и использование

действующих налоговых льгот, связанных не с юридической формой или местом

регистрации компании, а с ее производственной, коммерческой и финансовой

деятельностью. Финансисты компаний должны блестяще знать и постоянно

следить за изменениями государственной системы налоговых стимулов.

Существует сложная система правил ускоренного амортизационного

списания основного капитала; нормы разрешенного списания часто изменяются,

также изменяются правила реализации скрытых резервов, премии за

использование новых технологий и др. Если фирма использует новейшие

технологии, готовит кадры, подпадает под разрешенные льготы по

амортизационным списаниям, то надо полностью и максимально воспользоваться

предоставленными возможностями.

Особые возможности экономии на налогах имеются у фирм, занимающихся

внешнеэкономической деятельностью. Государства предоставляют своим

экспортерам различные налоговые льготы, например возвращают НДС,

стимулируют участие в международных торгах, выставках, ярмарках.

В России также существуют возможности использования льгот по

уменьшению базы налогообложения и налоговых ставок. Сюда относятся льготы

по ускоренной амортизации основного капитала, за внедрение новой техники и

за включение в штат работников представителей некоторых категорий

населения.

Четвертое направление - это оптимальное использование прибыли и

свободного капитала, выбор инвестиционной политики, которая может

обеспечить дополнительные налоговые льготы и даже возврат части уплаченных

ранее налогов.

В государственной экономической политике широко распространены

инвестиционные премии, дотации, льготы на финансирование НИОКР, повышение

квалификации, социальных, экологических мероприятий. В основном эти льготы

предоставляются в рамках государственных отраслевых, региональных,

чрезвычайных и среднесрочных общенациональных программ. Если инвестиционная

политика компании соответствует целям и условиям государственных программ,

то фирма может рассчитывать на снижение налогов (вплоть до освобождения) с

инвестируемых средств, отсрочку уплаты налогов, льготные государственные

кредиты, субсидии, поручительства. В конце 80-х гг. при вложении капиталов

в соответствии с государственной среднесрочной программой в Нидерландах

фирма в виде различных льгот могла получить от государства от 25 до 30%

инвестируемых средств. В Бразилии такие льготы составляют более 1/3

капиталовложений.

По российским законам при реинвестировании прибыли на техническое

перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования доходы

предприятий освобождаются от налогов. Иногда им выгоднее вкладывать

свободные средства в другие предприятия с целью извлечения прибыли, причем

в виде как долевого участия, так и предоставления краткосрочного кредита.

Государство всегда приветствует вложения в свои ценные бумаги, доход от

которых освобождается от налогов. Государственное стимулирование целевого

использования прибыли открывает широкий простор для деятельности налоговых

советников и специалистов по вопросам инвестирования.

Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок,

предоставление льгот относится исключительно к компетенции национальных

государственных законодательных и исполнительных органов.

Однако правительства различных государств все активнее сотрудничают

между собой в области налоговой политики. Необходимость такого

сотрудничества коренится в интенсификации двусторонних и многосторонних

хозяйственных связей, развитии экономической интеграции и вытекающем отсюда

стремлении к обеспечению равных условий конкуренции на мировых рынках.

Национальная конкурентоспособность экспортируемых товаров и услуг,

возможности той или иной страны вывозить капитал за рубеж зависят не только

от эффективности национального хозяйства, но и от степени обремененности

его налогами.

Всемирная торговая организация (ВТО) ограничивает налоговые льготы

для стимулирования экспорта. В частности страны-члены ВТО не могут

освобождать экспортное производство от прямых налогов, и поэтому они должны

находить другие альтернативы для субсидирования экспорта. Некоторые страны

видят их в распространении налоговых льгот на всех производителей вне

зависимости от того, экспортный у них товар или нет. Например, в

Великобритании субсидируют всех производителей через предоставление

специальных скидок при оценке запасов материальных оборотных средств, для

того чтобы уменьшить потери от инфляции и на этой основе повысить

конкурентоспособность своего экспорта.

Другим примером воздействия налогов на международные экономические

отношения может служить НДС. Обычно НДС не распространяется на экспорт, но

им облагаются все реализуемые в стране товары и услуги вне зависимости от

страны происхождения. В результате НДС стимулирует экспорт и препятствует

импорту, а т.к. НДС - это косвенный, а не прямой налог, то он не подпадает

под ограничения ВТО на прямые экспортные субсидии. В России экспорт в

дальнее зарубежье также не облагается НДС.

Классическим примером защиты внутреннего рынка от чрезмерной

иностранной конкуренции является увеличение импортных таможенных пошлин.

Так, в России средний размер этих пошлин был повышен в 1992 - 1995 гг. с 5

до 15% от таможенной стоимости ввозимого товара. Кроме того, эти товары

облагаются НДС и акцизными сборами (если это подакцизные товары).

Все развитые страны обычно облагают налогом доходы, заработанные на

их территории. Многие страны (США, Канада, Япония, Великобритания, а также

Россия) облагают доходы своих физических и юридических лиц, заработанные

ими за рубежом. В результате они могут подвергаться налогообложению как в

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.