рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Показатели уровня жизни населения

|изделия |12,|48,|398|20,3|17,6 |18,7 |28,5 |

| |2 |6 |,0 | | | | |

|масло | | | | | | | |

|растительное | | | | | | | |

|и | | | | | | | |

|другие жиры |6,3|14,|237|7,6 |6,3 |7,6 |10,6 |

| | |9 |,0 | | | | |

* По этой группе населения данные за 2000 г.

Калорийность суточного рациона питания в десятой (высшей по доходам) 10%-

ной группе в среднем за 2000-2001 гг. в 2,9 раза выше, чем в первой (низшей

по доходам) группе, в том числе по продуктам животного происхож-дения - в

4,1 раза. В десятой группе в расчете на душу населения потребляется больше

молока, овощей и рыбопродуктов в 3,6-4,0 раза, мяса и мясопродуктов

- в 5,4, фруктов - в 7,1 раза.

Ухудшение продовольственного обеспечения населения усугубляется ослаблением

продовольственной независимости страны, большим увеличени-ем импорта. Его

масштабы колеблются около 30% внутреннего потребления продовольствия,

превышая в отдельные годы этот уровень. Между тем по критериям мировой

практики критической чертой продовольственной безо-пасности являются

размеры импорта продовольствия не выше 20% внутренне-го потребления.

Имеются в виду страны с нормальными условиями для сельс-кого хозяйства. К

ним относится и Россия. Располагая такими условиями, наша страна перешла

критический порог продовольственной безопасности.

Как видим, нынешнее состояние продовольственной сферы выдвигает комплекс

сложных задач неотложного характера. В их системе на первый план

выдвигается преодоление продовольственной бедности значительной части

населения. Каков критерий выделения малоимущего слоя населения, живу-щего

на грани бедности?

Наиболее доступным для использования является сопоставление доходов и

ресурсов домохозяйств с установленным для данного этапа прожиточным

минимумом. При всей своей относительности прожиточный минимум являет-ся

основой при оценке продовольственного обеспечения и служит практи-ческим

ориентиром в политике по улучшению питания малоимущих слоев населения.

Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума

- важный показатель общего состояния продовольственного обеспечения

в

стране. Определяющее место в структуре прожиточного минимума занимает

продовольственный минимум, так называемая продовольственная корзина. В

разных странах применяются свои критерии оценки бедности, используются

разные показатели, которые берутся за точку отсчета.

Прежде чем анализировать жизненный уровень, доходы населения в срав-нении с

прожиточным минимумом, кратко остановимся на составе самого прожиточного

минимума, методике его расчета. До 2000 г. действовал прожи-точный минимум,

утвержденный Указом Президента РФ в 1992 г. Исходной базой для его

разработки был действовавший в советские годы минимальный потребительский

бюджет. Он охватывал 300 жизненных позиций, включая наряду с продуктами

питания широкий набор других средств. С 1975 г. мини-мальные заработная

плата и пенсия устанавливались на уровне минимального потребительского

бюджета. В 90-х потребительский бюджет по сравнению с советским притерпел

необратимые изменения нормативное потребление рыбопродуктов в расчете на

человека за год было снижено с 21,6 до 12 кг, или в 1,8 раза, сахара и

кондитерских изделий - с 26,4 до 20,4 (в 1,3), овощей - со 115,2 до 93,6 кг

(в 1,2), мяса и мясопродуктов - с 63,6 до 27,6 кг (в 2,3 раза). Особенно

низкие нормы потребления были заложены в 1992 г. по мясу и мясопродуктам -

всего по 76 г в сутки.

2.2 Характеристика развития уровня здравоохранени

Анализ статистических материалов показывает, что в последние годы

(1998 – 2002 г.) в России значительное число учреждений здравоохранения

просто закрылось (см. таблицу 9).

Таблица 9.

|Лечебно профилактические учреждения (на конец года) |

| |2000 |2001 |2002 |

|1 |2 |3 |4 |

| Число больничных учреждений тыс. | 12,1 | 10,9 | 10,7 |

|Число больничных коек тыс. | 1716,5| 1672,4| 1671,6|

| Из общего числа больничных коек койки для | 250,1| 236,4| 228,6|

|больных детей тыс. | | | |

|Число коек для беременных и рожениц тыс. | 95,2| 91,6| 90,7|

|Число коек для гинекологических больных тыс. | 101,4| 97,7| 98,1|

|1 |2 |3 |4 |

|Число врачебных амбулаторно-поликлинических | | | 21,3|

|учреждений тыс. |21,1 |21,1 | |

|Число женских консультаций, детских | | | 16,0|

|поликлиник и амбулаторий тыс. |15,6 |15,8 | |

|Число фельдшерских пунктов тыс. | | | |

| |44,8 |44,7 |44,6 |

За три года число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число

врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число

женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%,

а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%.

Не смотря на вышеуказанные данные объемы строительства медицинских

учреждений увеличиваются. Например, если в 2001 г. было введено в действие

больничных учреждений (коек) 1672 тыс., то в 2002 г.– 1653 тыс. В то же

время, как ни странно положение с числом больничных коек за период 2000-

2002 гг. по сравнению с концом 90-х даже несколько поправилось (2000-116,

2001-115, 2002-117) но это легко объясняеться отрицательной динамикой

прироста населения.

Почти такая же ситуация сложилась и с амбулаторно-поликлиническими

учреждениями. По сравнению с 2000 г. в 2001 г. было введено в действие на

21268 посещений в смену, то в 2002 г. – на 3506, или на 16,5% больше. А

если сравнить 2001 г. с 2000 г., то замечается значительное понижение ввода

амбулаторно-поликлинических учреждений, то есть в 2001 г. было 27997

посещений в смену, что на 11,5% больше чем в 2002 г.

Однако даже некоторые положительные тенденции в увеличении больничных

площадей (или скорее тенденция к падению их сокращения) не улучшила пока

катастрофической оплаты труда медицинских работников – по данным

Мин.Здрава. РФ в 2002 г. сотрудники врачи государственных учереждений

здравоохранения получали среднюю зарплату в 2129 руб. при том что многие из

них испытывают проблемы с получением и этих мизерных сумм. По словам

профессора УГТУ д-р э.н. А.Ильшева – именно сложившаяся в области охраны

здоровья ситуация в стране, а не проблемы с занятостью, коррупцией или с

ЖКХ уже к 2005 г. способны вызвать в некоторых облостях России необратимые

социальные катаклизмы.

3. Оценка предоставления услуг учреждениями образования

Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети

Таблица 10

Государственные дневные

общеобразовательные учреждения ( на начало года)

| |2000 |2001 |2002 |

|1 |2 |3 |4 |

|Число общеобразовательных учреждений, | | | |

|тыс. |68.804 |68.594 |65.662 |

|В том числе: | | | |

|начальных |15,7 |15,4 |14,7 |

|основных | 14,2 | 14,0 | 12,7 |

|средних (полных) | 36,4 | 36,5 | 36,7 |

|образовательных учреждений для детей с| | | |

|ограниченными возможностями здоровья |2,0 |2,0 |2,0 |

Данные таблицы показывают, что с 2000 г. по 2003 г. в России число

дневных общеобразовательных школ сократилось на 1.5 тыс. Наиболее

интенсивно идет процесс закрытия начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ,

что не скажешь о средних школах – темп прироста равен 1,1%, а в

общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями

здоровья ситуации стабильна в течении трех лет.

Многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта,

часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно

начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми

зданиях. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий

общеобразовательных школ в последние годы снижаются.

Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней

большого числа мелких и малокомплектных школ. В таких учебных заведениях,

как показывает практика, трудно обеспечить специализацию учителей. Им

приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже

оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием,

наглядными пособиями.

В последние годы положение стало трудным и с детскими

дошкольными учреждениями. Данные о развитии их сети представлены в таблице

11.

Таблица 11

Динамика числа школьных учреждений

| |2000 |2001 |2002 |

|1 |2 |3 |4 |

|Число дошкольных учреждений тыс. | | 53,9| 51,3|

| |56,6 | | |

|В том числе в городах и поселках городского типа| | 29,6| 28,6|

| |31,0 | | |

|В сельской местности | | 24,3| 22,7|

| |25,6 | | |

С 1998 г. по 2000 г. количество дошкольных учреждений сократилось на

5,3 тыс. единиц (9,4%), в городах и поселках городского типа – на 2,4

(7,7%), в сельской местности – на 2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается

невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. В 2002 г. численность

в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс. – в городах и поселках

городского типа, 855 тыс. – в сельской местности. Причин, вызывающих такое

положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др.

Ситуация с высшими учебными заведениями несколько лучше в период с

2000\1 по 2002\3 г.г. их число не только не уменьшилось но даже

увеличилось. Однако произошло это в основном из-за прироста

негосударственных высших учебных заведений. Министр Образования РФ

В.Филипов выступая в 2002 г. перед студентами Московсково Государственном

Университета Инженерной Экологии отметил что по его данным более 40%

негосударственных вузов не имеют аккредитации Мин.Образования РФ , а не

менее 7% предастваляют квалификацию в облатстях не входящих в Классификатор

направлений и специальностей высшего профессионального образования РФ. По

данным Таблицы 12 видно что в период с 1993\4 по 2002\3 число студентом

очников негосударственных вузов возросло более чем в 6.5 раз.

Таблица 12

| |199|1995|1997/ |1998/|1999/ |2000/ |2001/ |2002/ |

| |3/ |/ |98 | |2000 |01 |02 |03 |

| |94 |96 | |99 | | | | |

|Число высших |626|762 |880 |914 |939 |965 |1008 |1039 |

|учебных | | | | | | | | |

|заве-дений - | | | | | | | | |

|всего | | | | | | | | |

|в том числе: | | | | | | | | |

|государственные |548|569 |578 |580 |590 |607 |621 |655 |

|негосударственны|78 |193 |302 |334 |349 |358 |387 |384 |

|е | | | | | | | | |

|Численность |261|2791|3248 |3598 |4073 |4742 |5427 |5948 |

|студентов |3 | | | | | | | |

|- всего, тыс. | | | | | | | | |

|человек | | | | | | | | |

|в том числе в | | | | | | | | |

|учеб-ных | | | | | | | | |

|заведениях: | | | | | | | | |

|государственных |254|2655|3046 |3347 |3728 |4271 |4797 |5229 |

| |3 | | | | | | | |

|из них обучалось| | | | | | | | |

|на отделениях: | | | | | | | | |

|очных |162|1700|1902 |2040 |2213 |2442 |2657 |2862 |

| |5 | | | | | | | |

|очно-заочных |170|160 |178 |200 |228 |259 |285 |299 |

|заочных |748|795 |964 |1102 |1278 |1519 |1784 |1973 |

|экстернат |- |0,1 |2 |5 |9 |51 |71 |95 |

|негосударственны|70 |136 |202 |251 |345 |471 |630 |719 |

|х | | | | | | | | |

|из них обучалось| | | | | | | | |

|на отделениях: | | | | | | | | |

|очных |37 |53 |81 |108 |140 |183 |224 |242 |

|очно-заочных |5 |14 |19 |24 |31 |44 |50 |47 |

|Заочных |22 |61 |100 |116 |173 |243 |355 |427 |

|Экстернат |6 |8 |2 |3 |1 |1 |1 |3 |

Глава правительства РФ М.Касьянов выступая в ноябре этого года в АНХ

при Правительстве РФ отметил что с ростом негосударственных университетов

дающих сомнительную подготовку будующих кадров в России происходит

девальвация всего академического образования. Однако в сложившейся ситуации

с оплатой труда в сфере высшего профессионального образования в РФ не

позволяет надеяться на измененее тенденции.

1. Обеспеченность жильем

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни

населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная

проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение

жилищных условий на начало 2001г. насчитывалось 11% от общего числа семей.

Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное

строительство. За 2002г. в области построено за счет всех источников

финансирования 30,3 млн. кв. метров. По сравнению с 2001 г. ввод жилья

уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров).

В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования

жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых

ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства

остаются средства населения, собственные средства предприятий и

организаций, процветают лишь коммерческие подряды на застройку площадей в

цетральной части наиболее крупных городов где цена за кв.метр колеблется от

600 до 10000 долларов США.

Финансовое положение большинства предприятий и организаций сложное;

денежные средства на строительство жилья ограничены, поэтому население все

в большей степени само ищет пути решения улучшения своих жилищных условий.

Ввод индивидуальных жилищных домов осуществляется во всех городах и районах

страны. Но сдерживающим фактором развития индивидуального жилищного

строительства продолжает оставаться недостаток денежных средств у

населения. Очень остро стоит вопрос с обеспечением жилья для офицеров-

запасников Российской армии и социально не защищеных слоев населения

стоящих на очереди на муниципальное жилье (прежде вего пенсионеров). По

данным аналитиков одной из крупнейших строительных компаний москвы -

компании “Донстрой” даже в таком относительно благопалучном регионе как

Москва более 9.5 тыс людей проживает в домах с износом фондов основного

капитала более 70% (по расчётным схемам одной из крупнейших строительных

компании Великобритании “Lotus” данное значение для дома подлежащего

немедленной реконструкции ввиду опасности для жизни человека 48%).

Заключение

В конце 1999 г. произошли серьезные изменения в уровне жизни

населения, которые продолжились в 2000-2003 г.г. Благоприятные тенденции

вероятно положительно сказажуться и на показателях доходов и уровня жизни

населения в минующем 2003 году.Уже отмечаеться реальный рост денежных

доходов населения, включая забороную плату и пенсии. Адаптация к новым

условиям позволила предпринимателям ряда отраслей несколько улучшить

ситуацию с оплатой труда.Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику

макроэкономических показателей, сохраняется значительная дифференциация

населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики,

высокий уровень бедности. По некоторым прогонозам (на эту тему неоднократно

высказывались крупнейшие экономисты и политики: академики РАН Абалкин,

Алферов, академик РАСХН Емельянов, д-р.э.н. Ясин, лидер политической

партии “Яблоко” Г.Явлинский и д.р.) если к 2005-2007 г.г. не произойдет

качественных скачков прежде всего в области увеличения зарплат

государственным служащим и принятие ряда целевых федеральных программ

развития (прежде всего социальной сферы) Россия может столкнуться на исходе

десятилетия с масшатабнейшими социально-экономическими катострофами ряд из

которых может иметь необратимые последствия. Ряд грубейших просчетов

властьимущих в начале-середине 90-х привела на сегодняшний день к

бедственному положени большенства населения РФ. Обнародованный рядом

политиков и экономистов после развала СССР курс на “оголтелую либеризацию и

приватизацию” (цитата по лекции профессора Московского Государственного

Социального Университета Москвина) привел к страну к тяжелейшим социально-

экономическим последствиям. Один из светил западной экономической науки

профессор Массачусетского технолоического института Дорнбуш не так давно на

одной из конференций в Гарвардском университете отметил, что не припомнит в

мировой истории рыночных отношений столь не последовательной и

противоречивой денежно-финансовой политики как в новой России. Сухие данные

справочника Госкомстата РФ из некоторых разделов создают впечатление о

военных действиях (что в принципе соответствует действительности) ведущихся

на территории страны.

В 2004 г. по прогнозам продолжится повышение жизненного уровня

населения. Номинальные денежные доходы населения вырастут на 26-28% и

могут достигнуть по некоторым оценкам 4600-4700 млрд. рублей. Реально

располагаемые денежные доходы увеличатся на 7-9%. Но по большенству оценок

уровень докризисного 1997 г. по многим показательям достигнут не будет. О

двукратном увеличении ВВП и вообще остаеться только мечтать. Существуют ли

пути выхода из кризиса? - безусловно. Представляеться что в значительной

мере решению многих социально-экономических проблем способствовали бы:

1. Более жесткая политика налогооблажения добывающих

отраслей и естественных монополистов

2. Отсрочка вступления РФ в ВТО минимум на 2-3 года

3. Активная внешнеполитическая деятельность по

реструктуризации внешнего долга.

4. Жесткие меры по центролизованному контролю и

борьбе с коррупцией протекционизмом и

финансированием оффшоров Российским сырьем

5. Принятие ряда социальных программ по для решения

конкретных вопросов и поддержке ряда областей с

использованием опыта стран Восточной Европы

(амортизационные фонды в региональных отделения

коммерческих банков с высоким рейтингом

кредитоспособности налогающие обязательства на

предприятия прежде всего в сфере торговли об

отчислении не менее 2% от всех всех выплаченных

зарплат).

6. Открытие в РФ централизованного рейтинга

кредитоспособности банковских и финансово-

промышленных структур (в данный момент ведуться

переговоры об открытии подобной структуры при ЦБ и

СБ РФ)

7. Жесткий контроль за выпуском ОФЗ и ГКО

8. Разработка ведушими экономистами стратегической

государственной программы развития социальной

сферы, промышленности и сельского хозяйтсва на 5-7

лет с четким ее законодательным обеспечением.

9. Четкий государственный аудит всех денежно-валютных

операций в Чечне.

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого

прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные

условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей,

обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Список литературы

1. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности и

методика счета.// Человек и труд. – М., 2001, №8, стр 55.

2. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана,

2001.

3. Щербаков В.Н., Агеев В.М. Основы экономической теории.- М.: Винити,

2002

4. Борисов E.Ф. Экономическая Теория:.- М.: Юрайт , 2002

5. Ясин Е.Г. Российская Экономика- М.: “ГУ-ВШЭ”, 2002

6. Емельянов A. Продовольственная бедность населения РФ // Экономист 2003

№10 (Ежемесячный научно-практический журнал)М.

7. Ильин С.С, Экономика:Cправочник студента – М.: издетельство МГУ ,2002

8. Жуков В.И. Теория и Методика Социальной Работы – М.: МГСУ-Союз,2000г

9. Справочник Госкомтата РФ Россия в цифрах М., 2002г.

10. Конспект лекции профессора Москвина по экономической географии МГСУ

2002г.

11. Электронная библиотека Финансовой Академии при Правительстве РФ.

_

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.