|
Показатели уровня жизни населения|изделия |12,|48,|398|20,3|17,6 |18,7 |28,5 | | |2 |6 |,0 | | | | | |масло | | | | | | | | |растительное | | | | | | | | |и | | | | | | | | |другие жиры |6,3|14,|237|7,6 |6,3 |7,6 |10,6 | | | |9 |,0 | | | | | * По этой группе населения данные за 2000 г. Калорийность суточного рациона питания в десятой (высшей по доходам) 10%- ной группе в среднем за 2000-2001 гг. в 2,9 раза выше, чем в первой (низшей по доходам) группе, в том числе по продуктам животного происхож-дения - в 4,1 раза. В десятой группе в расчете на душу населения потребляется больше молока, овощей и рыбопродуктов в 3,6-4,0 раза, мяса и мясопродуктов - в 5,4, фруктов - в 7,1 раза. Ухудшение продовольственного обеспечения населения усугубляется ослаблением продовольственной независимости страны, большим увеличени-ем импорта. Его масштабы колеблются около 30% внутреннего потребления продовольствия, превышая в отдельные годы этот уровень. Между тем по критериям мировой практики критической чертой продовольственной безо-пасности являются размеры импорта продовольствия не выше 20% внутренне-го потребления. Имеются в виду страны с нормальными условиями для сельс-кого хозяйства. К ним относится и Россия. Располагая такими условиями, наша страна перешла критический порог продовольственной безопасности. Как видим, нынешнее состояние продовольственной сферы выдвигает комплекс сложных задач неотложного характера. В их системе на первый план выдвигается преодоление продовольственной бедности значительной части населения. Каков критерий выделения малоимущего слоя населения, живу-щего на грани бедности? Наиболее доступным для использования является сопоставление доходов и ресурсов домохозяйств с установленным для данного этапа прожиточным минимумом. При всей своей относительности прожиточный минимум являет-ся основой при оценке продовольственного обеспечения и служит практи-ческим ориентиром в политике по улучшению питания малоимущих слоев населения. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума - важный показатель общего состояния продовольственного обеспечения в стране. Определяющее место в структуре прожиточного минимума занимает продовольственный минимум, так называемая продовольственная корзина. В разных странах применяются свои критерии оценки бедности, используются разные показатели, которые берутся за точку отсчета. Прежде чем анализировать жизненный уровень, доходы населения в срав-нении с прожиточным минимумом, кратко остановимся на составе самого прожиточного минимума, методике его расчета. До 2000 г. действовал прожи-точный минимум, утвержденный Указом Президента РФ в 1992 г. Исходной базой для его разработки был действовавший в советские годы минимальный потребительский бюджет. Он охватывал 300 жизненных позиций, включая наряду с продуктами питания широкий набор других средств. С 1975 г. мини-мальные заработная плата и пенсия устанавливались на уровне минимального потребительского бюджета. В 90-х потребительский бюджет по сравнению с советским притерпел необратимые изменения нормативное потребление рыбопродуктов в расчете на человека за год было снижено с 21,6 до 12 кг, или в 1,8 раза, сахара и кондитерских изделий - с 26,4 до 20,4 (в 1,3), овощей - со 115,2 до 93,6 кг (в 1,2), мяса и мясопродуктов - с 63,6 до 27,6 кг (в 2,3 раза). Особенно низкие нормы потребления были заложены в 1992 г. по мясу и мясопродуктам - всего по 76 г в сутки. 2.2 Характеристика развития уровня здравоохранени Анализ статистических материалов показывает, что в последние годы (1998 – 2002 г.) в России значительное число учреждений здравоохранения просто закрылось (см. таблицу 9). Таблица 9. |Лечебно профилактические учреждения (на конец года) | | |2000 |2001 |2002 | |1 |2 |3 |4 | | Число больничных учреждений тыс. | 12,1 | 10,9 | 10,7 | |Число больничных коек тыс. | 1716,5| 1672,4| 1671,6| | Из общего числа больничных коек койки для | 250,1| 236,4| 228,6| |больных детей тыс. | | | | |Число коек для беременных и рожениц тыс. | 95,2| 91,6| 90,7| |Число коек для гинекологических больных тыс. | 101,4| 97,7| 98,1| |1 |2 |3 |4 | |Число врачебных амбулаторно-поликлинических | | | 21,3| |учреждений тыс. |21,1 |21,1 | | |Число женских консультаций, детских | | | 16,0| |поликлиник и амбулаторий тыс. |15,6 |15,8 | | |Число фельдшерских пунктов тыс. | | | | | |44,8 |44,7 |44,6 | За три года число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%. Не смотря на вышеуказанные данные объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются. Например, если в 2001 г. было введено в действие больничных учреждений (коек) 1672 тыс., то в 2002 г.– 1653 тыс. В то же время, как ни странно положение с числом больничных коек за период 2000- 2002 гг. по сравнению с концом 90-х даже несколько поправилось (2000-116, 2001-115, 2002-117) но это легко объясняеться отрицательной динамикой прироста населения. Почти такая же ситуация сложилась и с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. По сравнению с 2000 г. в 2001 г. было введено в действие на 21268 посещений в смену, то в 2002 г. – на 3506, или на 16,5% больше. А если сравнить 2001 г. с 2000 г., то замечается значительное понижение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений, то есть в 2001 г. было 27997 посещений в смену, что на 11,5% больше чем в 2002 г. Однако даже некоторые положительные тенденции в увеличении больничных площадей (или скорее тенденция к падению их сокращения) не улучшила пока катастрофической оплаты труда медицинских работников – по данным Мин.Здрава. РФ в 2002 г. сотрудники врачи государственных учереждений здравоохранения получали среднюю зарплату в 2129 руб. при том что многие из них испытывают проблемы с получением и этих мизерных сумм. По словам профессора УГТУ д-р э.н. А.Ильшева – именно сложившаяся в области охраны здоровья ситуация в стране, а не проблемы с занятостью, коррупцией или с ЖКХ уже к 2005 г. способны вызвать в некоторых облостях России необратимые социальные катаклизмы. 3. Оценка предоставления услуг учреждениями образования Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети Таблица 10 Государственные дневные общеобразовательные учреждения ( на начало года) | |2000 |2001 |2002 | |1 |2 |3 |4 | |Число общеобразовательных учреждений, | | | | |тыс. |68.804 |68.594 |65.662 | |В том числе: | | | | |начальных |15,7 |15,4 |14,7 | |основных | 14,2 | 14,0 | 12,7 | |средних (полных) | 36,4 | 36,5 | 36,7 | |образовательных учреждений для детей с| | | | |ограниченными возможностями здоровья |2,0 |2,0 |2,0 | Данные таблицы показывают, что с 2000 г. по 2003 г. в России число дневных общеобразовательных школ сократилось на 1.5 тыс. Наиболее интенсивно идет процесс закрытия начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ, что не скажешь о средних школах – темп прироста равен 1,1%, а в общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья ситуации стабильна в течении трех лет. Многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми зданиях. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в последние годы снижаются. Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ. В таких учебных заведениях, как показывает практика, трудно обеспечить специализацию учителей. Им приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями. В последние годы положение стало трудным и с детскими дошкольными учреждениями. Данные о развитии их сети представлены в таблице 11. Таблица 11 Динамика числа школьных учреждений | |2000 |2001 |2002 | |1 |2 |3 |4 | |Число дошкольных учреждений тыс. | | 53,9| 51,3| | |56,6 | | | |В том числе в городах и поселках городского типа| | 29,6| 28,6| | |31,0 | | | |В сельской местности | | 24,3| 22,7| | |25,6 | | | С 1998 г. по 2000 г. количество дошкольных учреждений сократилось на 5,3 тыс. единиц (9,4%), в городах и поселках городского типа – на 2,4 (7,7%), в сельской местности – на 2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. В 2002 г. численность в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс. – в городах и поселках городского типа, 855 тыс. – в сельской местности. Причин, вызывающих такое положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др. Ситуация с высшими учебными заведениями несколько лучше в период с 2000\1 по 2002\3 г.г. их число не только не уменьшилось но даже увеличилось. Однако произошло это в основном из-за прироста негосударственных высших учебных заведений. Министр Образования РФ В.Филипов выступая в 2002 г. перед студентами Московсково Государственном Университета Инженерной Экологии отметил что по его данным более 40% негосударственных вузов не имеют аккредитации Мин.Образования РФ , а не менее 7% предастваляют квалификацию в облатстях не входящих в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования РФ. По данным Таблицы 12 видно что в период с 1993\4 по 2002\3 число студентом очников негосударственных вузов возросло более чем в 6.5 раз. Таблица 12 | |199|1995|1997/ |1998/|1999/ |2000/ |2001/ |2002/ | | |3/ |/ |98 | |2000 |01 |02 |03 | | |94 |96 | |99 | | | | | |Число высших |626|762 |880 |914 |939 |965 |1008 |1039 | |учебных | | | | | | | | | |заве-дений - | | | | | | | | | |всего | | | | | | | | | |в том числе: | | | | | | | | | |государственные |548|569 |578 |580 |590 |607 |621 |655 | |негосударственны|78 |193 |302 |334 |349 |358 |387 |384 | |е | | | | | | | | | |Численность |261|2791|3248 |3598 |4073 |4742 |5427 |5948 | |студентов |3 | | | | | | | | |- всего, тыс. | | | | | | | | | |человек | | | | | | | | | |в том числе в | | | | | | | | | |учеб-ных | | | | | | | | | |заведениях: | | | | | | | | | |государственных |254|2655|3046 |3347 |3728 |4271 |4797 |5229 | | |3 | | | | | | | | |из них обучалось| | | | | | | | | |на отделениях: | | | | | | | | | |очных |162|1700|1902 |2040 |2213 |2442 |2657 |2862 | | |5 | | | | | | | | |очно-заочных |170|160 |178 |200 |228 |259 |285 |299 | |заочных |748|795 |964 |1102 |1278 |1519 |1784 |1973 | |экстернат |- |0,1 |2 |5 |9 |51 |71 |95 | |негосударственны|70 |136 |202 |251 |345 |471 |630 |719 | |х | | | | | | | | | |из них обучалось| | | | | | | | | |на отделениях: | | | | | | | | | |очных |37 |53 |81 |108 |140 |183 |224 |242 | |очно-заочных |5 |14 |19 |24 |31 |44 |50 |47 | |Заочных |22 |61 |100 |116 |173 |243 |355 |427 | |Экстернат |6 |8 |2 |3 |1 |1 |1 |3 | Глава правительства РФ М.Касьянов выступая в ноябре этого года в АНХ при Правительстве РФ отметил что с ростом негосударственных университетов дающих сомнительную подготовку будующих кадров в России происходит девальвация всего академического образования. Однако в сложившейся ситуации с оплатой труда в сфере высшего профессионального образования в РФ не позволяет надеяться на измененее тенденции. 1. Обеспеченность жильем Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2001г. насчитывалось 11% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. За 2002г. в области построено за счет всех источников финансирования 30,3 млн. кв. метров. По сравнению с 2001 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров). В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций, процветают лишь коммерческие подряды на застройку площадей в цетральной части наиболее крупных городов где цена за кв.метр колеблется от 600 до 10000 долларов США. Финансовое положение большинства предприятий и организаций сложное; денежные средства на строительство жилья ограничены, поэтому население все в большей степени само ищет пути решения улучшения своих жилищных условий. Ввод индивидуальных жилищных домов осуществляется во всех городах и районах страны. Но сдерживающим фактором развития индивидуального жилищного строительства продолжает оставаться недостаток денежных средств у населения. Очень остро стоит вопрос с обеспечением жилья для офицеров- запасников Российской армии и социально не защищеных слоев населения стоящих на очереди на муниципальное жилье (прежде вего пенсионеров). По данным аналитиков одной из крупнейших строительных компаний москвы - компании “Донстрой” даже в таком относительно благопалучном регионе как Москва более 9.5 тыс людей проживает в домах с износом фондов основного капитала более 70% (по расчётным схемам одной из крупнейших строительных компании Великобритании “Lotus” данное значение для дома подлежащего немедленной реконструкции ввиду опасности для жизни человека 48%). Заключение В конце 1999 г. произошли серьезные изменения в уровне жизни населения, которые продолжились в 2000-2003 г.г. Благоприятные тенденции вероятно положительно сказажуться и на показателях доходов и уровня жизни населения в минующем 2003 году.Уже отмечаеться реальный рост денежных доходов населения, включая забороную плату и пенсии. Адаптация к новым условиям позволила предпринимателям ряда отраслей несколько улучшить ситуацию с оплатой труда.Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняется значительная дифференциация населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности. По некоторым прогонозам (на эту тему неоднократно высказывались крупнейшие экономисты и политики: академики РАН Абалкин, Алферов, академик РАСХН Емельянов, д-р.э.н. Ясин, лидер политической партии “Яблоко” Г.Явлинский и д.р.) если к 2005-2007 г.г. не произойдет качественных скачков прежде всего в области увеличения зарплат государственным служащим и принятие ряда целевых федеральных программ развития (прежде всего социальной сферы) Россия может столкнуться на исходе десятилетия с масшатабнейшими социально-экономическими катострофами ряд из которых может иметь необратимые последствия. Ряд грубейших просчетов властьимущих в начале-середине 90-х привела на сегодняшний день к бедственному положени большенства населения РФ. Обнародованный рядом политиков и экономистов после развала СССР курс на “оголтелую либеризацию и приватизацию” (цитата по лекции профессора Московского Государственного Социального Университета Москвина) привел к страну к тяжелейшим социально- экономическим последствиям. Один из светил западной экономической науки профессор Массачусетского технолоического института Дорнбуш не так давно на одной из конференций в Гарвардском университете отметил, что не припомнит в мировой истории рыночных отношений столь не последовательной и противоречивой денежно-финансовой политики как в новой России. Сухие данные справочника Госкомстата РФ из некоторых разделов создают впечатление о военных действиях (что в принципе соответствует действительности) ведущихся на территории страны. В 2004 г. по прогнозам продолжится повышение жизненного уровня населения. Номинальные денежные доходы населения вырастут на 26-28% и могут достигнуть по некоторым оценкам 4600-4700 млрд. рублей. Реально располагаемые денежные доходы увеличатся на 7-9%. Но по большенству оценок уровень докризисного 1997 г. по многим показательям достигнут не будет. О двукратном увеличении ВВП и вообще остаеться только мечтать. Существуют ли пути выхода из кризиса? - безусловно. Представляеться что в значительной мере решению многих социально-экономических проблем способствовали бы: 1. Более жесткая политика налогооблажения добывающих отраслей и естественных монополистов 2. Отсрочка вступления РФ в ВТО минимум на 2-3 года 3. Активная внешнеполитическая деятельность по реструктуризации внешнего долга. 4. Жесткие меры по центролизованному контролю и борьбе с коррупцией протекционизмом и финансированием оффшоров Российским сырьем 5. Принятие ряда социальных программ по для решения конкретных вопросов и поддержке ряда областей с использованием опыта стран Восточной Европы (амортизационные фонды в региональных отделения коммерческих банков с высоким рейтингом кредитоспособности налогающие обязательства на предприятия прежде всего в сфере торговли об отчислении не менее 2% от всех всех выплаченных зарплат). 6. Открытие в РФ централизованного рейтинга кредитоспособности банковских и финансово- промышленных структур (в данный момент ведуться переговоры об открытии подобной структуры при ЦБ и СБ РФ) 7. Жесткий контроль за выпуском ОФЗ и ГКО 8. Разработка ведушими экономистами стратегической государственной программы развития социальной сферы, промышленности и сельского хозяйтсва на 5-7 лет с четким ее законодательным обеспечением. 9. Четкий государственный аудит всех денежно-валютных операций в Чечне. Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Список литературы 1. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета.// Человек и труд. – М., 2001, №8, стр 55. 2. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2001. 3. Щербаков В.Н., Агеев В.М. Основы экономической теории.- М.: Винити, 2002 4. Борисов E.Ф. Экономическая Теория:.- М.: Юрайт , 2002 5. Ясин Е.Г. Российская Экономика- М.: “ГУ-ВШЭ”, 2002 6. Емельянов A. Продовольственная бедность населения РФ // Экономист 2003 №10 (Ежемесячный научно-практический журнал)М. 7. Ильин С.С, Экономика:Cправочник студента – М.: издетельство МГУ ,2002 8. Жуков В.И. Теория и Методика Социальной Работы – М.: МГСУ-Союз,2000г 9. Справочник Госкомтата РФ Россия в цифрах М., 2002г. 10. Конспект лекции профессора Москвина по экономической географии МГСУ 2002г. 11. Электронная библиотека Финансовой Академии при Правительстве РФ. _ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |