рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы развития предпринимательства в Казахстане

и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня

развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя

организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по

почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров

производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не

является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом —

посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до

разумных пределов ведет:

1) к увеличению производительности труда непосредственных производителей

товаров на основе углубления специализации;

2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и

функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с

интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется

главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или

приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже

выявил; любую продукцию, производимую непосредственным

товаропроизводителем, он приобретать не будет).

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи

с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды

предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое,

посредническое, страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам

предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов

орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы,

информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям,

покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в

этом виде предпринимательства - основная, определяющая.

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным

производством товаров, может носить:

1) традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство),

2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность,

инновационное предпринимательство).

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров

может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок

традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской

деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс.

Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается

на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров

осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов,

связанных с организацией производства, техническими элементами производства

или изменениями качественных характеристик производимого товара.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли

коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других

лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль

образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.

Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-

коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом

основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением

правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной

спекуляции.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого

предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают

деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или

предоставляемые ему в кредит.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель

гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату

компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия.

Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-

кредитного предпринимательства, заключающаяся в то, что предприниматель

получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных

обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств

невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход1.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан определены

организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. В

Казахстане существует 3 основные форма предпринимательства. Их преимущества

и недостатки указаны в таблице 1:

Преимущества и недостатки основных форм предпринимательства (табл. 1).

|Формы |Преимущества |Недостатки |

|Индивидуальное |Легко учредить, |Полная имущественная |

|предпринимательство |значительная свобода |ответственность, |

| |действий, полностью |ограниченность |

| |распоряжается своей |финансовых средств, |

| |прибылью. |ограниченные |

| | |возможности |

| | |кредитования, узкая |

| | |специализация. |

|Хозяйственное |Простота организации |Имущественная |

|товарищество |деятельности, более |ответственность каждого|

| |широкие финансовые |из участников за |

| |возможности, более |результаты |

| |высокий уровень |деятельности, |

| |специализации, |возможности |

| |привлечение |несовпадения интересов |

| |дополнительных |партнеров в управлении,|

| |инвестиций для |риск распада фирмы при |

| |расширения производства|выходе одного из |

| |и совершенствования его|владельцев |

| |технологической базы | |

|Акционерное общество |Широкие возможности |Сложность их |

| |привлечения капитала, |организации, |

| |ограниченная |государственная |

| |ответственность, |регистрация и изменение|

| |преимущества |структуры, двойное |

| |объединения капиталов |налогообложение, |

| | |большие затраты времени|

| | |и средств на решение |

| | |вопросов управления на |

| | |собраниях1 |

Глава II. Государственная поддержка предпринимательства в Республике

Казахстан.

2.1 Методы государственного регулирования и их роль в повышении

эффективности предпринимательской деятельности.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством

административных и экономических методов. Для командной экономики

характерно преобладание административных методов регулирования. Система

государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на

использовании экономических методов.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают

свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые

задания по объему и ассортименту производимой продукции или

централизованно установленные цены на товары и услуги – типичные методы

административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие

альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и

косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы

предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или,

скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами

экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление

инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают

капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного

выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и

инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента

делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами

регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать

любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное

решение соответствующих государственных органов, например решение об

изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже

Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые

экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же

время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие

субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное

косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов.

Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый

уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и

предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные

методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических,

косвенных регуляторов. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий

позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике

экономические методы от административных. Разграничение между ними

принципиально важно с точки зрения природы экономических отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны

природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов.

Если предприятию, например, директивно определены объем производимой

продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение

рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем

выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера

распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка.

Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее,

косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например,

увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских

товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен

и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения.

Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок

посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными

изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением

прежней системы административных методов и созданием новой системы

экономических регуляторов.

Разрушение системы административно – командных методов управления,

блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и

саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует

собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не

означает, однако, полного отказа от использования административных методов

в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства,

не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения,

государство на первых этапах реформ может, например, сохранять

административный контроль над производством и реализацией небольшой группы

товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации.

По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической

ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство

полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не

отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся

рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное

значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной

политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и

ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых

естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений,

препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование

активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей

среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов

производства, прямые запреты на использование опасных технологий,

производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и

т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к

административным методам регулирования. Нередко используются методы

регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и

т. д.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание

целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все

страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные

реформы кредитной и налоговой системы.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая

банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством

экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой

сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя

формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для

коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный

банк получает возможность проводить активную кредитно – денежную политику.

Однако было бы ошибкой полагать, что государственное регулирование

заключено в рамки лишь командной или переходной экономики, наоборот, в

пределах рыночной экономики регулирующая роль государства становится все

более необходима. В условиях рынка перед государством встает трудная

задача: с одной стороны, оно с помощью экономических рычагов должно

поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны,

- не разрушить эту систему излишним воздействием. Примеры развитых

индустриальных стран, таких как США и Франция, свидетельствуют о том, что

достижение такой золотой середины возможно.

В Казахстане, так же как в ряде других пост социалистических стран, мы

сталкиваемся с недооценкой роли государства в экономике. Недопонимание

экономической роли государства мешает разработать приемлемую концепцию

государственной экономической политики. Не секрет, что реформы у нас

проводятся «сверху», и в этом никакой трагедии нет, более того, это

единственно приемлемая форма. Иначе будет разброд, анархия, что, в конечном

счете, ничего, кроме новых разрушений, не принесет. И особенно ответственна

роль государства в переживаемый нами исторический период, получивший

название переходного. Без активной государственной экономической политики

невозможно реформировать экономику.

Экономика Казахстана переживает небывалый в истории кризис, где

переплелись все экономические «болезни». Кризис имеет объективные причины,

и поэтому ни одна пост социалистическая страна не избежала его. Где-то он

оказался менее, где-то более глубоким, чем у нас. Некоторые ученые убеждены

в том, что в этом небывалом кризисе немаловажную роль сыграл и

форсированный отказ пост советских правительств от своих «естественных»

функций. «Разгосударствление», объявленное одним из основных направлений

реформирования экономики, само по себе правильное, но некритически

воспринятое, привело в первые, решающие годы реформ к полной потере

управляемости экономики, в том числе и государственного сектора, который

был у нас практически единственным «легальным» сектором во всей стране.

В современной высокоорганизованной рыночной экономике практически нет

сфер, которые бы как-то не регулировались государством. Невозможно в

«разовом порядке» сформулировать весь спектр современной экономической

политики применительно к рыночной системе, которой у нас еще нет. Для нашей

страны вопрос может ставиться о постепенном овладении современными формами

и методами государственного регулирования рыночной экономики, выдвигая на

первый план те «вечные» функции государства, которые и составляют каркас

экономической политики государства. При таком подходе государственная

экономическая политика может приобрести достаточную целеустремленность,

надежные ориентиры.

При разработке национальной экономической политики следует учесть и то,

что у нас сильна психология отторжения всего государственного, казенного.

Не случайно в пост советском пространстве очень популярны идеи «либерал-

монетаристов», экономические взгляды которых к тому же наиболее полно

сочетаются с идеями политической демократии

Но отказ от тоталитарной системы нельзя воспринимать как отказ

государства от своих экономических функций. В условиях современного

Казахстана, где наряду с экономической реформой происходит и становление

нового независимого государства, без «здоровой государственности» не на что

рассчитывать.

В нашей стране роль предпринимательства постоянно и неуклонно

возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в

сегодняшней экономике, как:

-значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство

многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников

сырья;

-создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на

крупных предприятиях;

-ускорить научно-технический прогресс;

-составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности предпринимательство сталкивается с очень большим

количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность

роли, которую играет предпринимательство в казахстанской экономике в данный

период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

В советскую эпоху различные формы хозяйствующих субъектов были

неактуальны, поскольку государство владело и управляло всеми предприятиями.

Согласно советскому законодательству существовала только одна форма

предприятия - государственное предприятие, которое осуществляло почти все

виды хозяйственной деятельности. Так как средства производства являлись

государственной собственностью, другие формы хозяйствующих субъектов просто

не существовали.

В канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан принято

распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических

лиц на свободу предпринимательской деятельности».

Необходимость принятия этого распоряжения витала в воздухе давно, т.к.

дальнейшее развитие инициативы граждан по самообеспечению и созданию для

себя и других граждан дополнительных рабочих мест глушится доморощенным

чиновничеством, усердствующем не столь для отчизны, сколько для себя.

Незаконные проверки и придирки со стороны проверяющих с использованием

служебного положения - это факт, который питает коррупцию.

Важнейшей составляющей политики экономических реформ Казахстана

является развитие предпринимательства. Особое значение приобретает

поддержка предпринимательства, которое представляет собой одну из важнейших

сфер экономики ,где предприятия характеризуются малой численностью занятых,

невысокой капиталоемкостью, несложным управлением.

С развитием предпринимательства связываются надежды на наполнение

потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем

экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.

Государство осуществляет поддержку предпринимательства по следующим

направлениям:

*создание льготных условий использования субъектами предпринимательства

государственных финансовых, статистических, материально-технических и

информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и

технологий;

*установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов

предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их

продукции;

*устранение правового режима благоприятствования для субъектов

предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения,

уплаты таможенных пошлин;

*создание системы привлечения и использования инвестиций, включая

иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;

*принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с

определением финансовых источников;

*предоставление преференций субъектов предпринимательства при размещении

государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;

*поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства,

включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных

связей с зарубежными партнерами;

*организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для

субъектов предпринимательства.

Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию

предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и

поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем

определенные льготы для них.

2.2 Становление и развитие предпринимательства в Казахстане.

Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.