рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль и место свободных экономических зон в Российской Федерации

восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России.

Среди производных специфических черт можно выделить следующие:

- ускоренность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства,

носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская

диспропорциональность в наиболее важных аспектах: "потребление -

накопление", "военная - гражданская сферы производства", "промежуточный -

конечный продукт" и др.;

- низкие технический и технологический уровни гражданского

производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной

системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и

моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и

экологической безопасностью);

- доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы,

выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных

разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма

опасном экологическом состоянии среды;

- политическая нестабильность, особенно характерная для последнего

времени, отсутствие практических основ для достижения социального и

национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия

вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной

сферах жизни.

Учитывая все эти психологические, социальные и экономические

особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно -

это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом

плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.

Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не

действуют потому, что существует монополия государства почти во всех

отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например,

неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие

организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не

оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но

проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской

экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к

рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества

и фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в

борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на

производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее

эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что

будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать

гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать

определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные

кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и

укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной

источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную

внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных

предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы

ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж -

как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к

рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на

проведение экономических реформ, и их ход замедлился.

Одним из направлений реформирования экономики России может стать

внедрение в практику теории «полюсов роста», которая уже апробирована в

Индии и принесла ощутимые результаты. Своеобразными полюсами роста в России

могут стать свободные экономические зоны.

2. Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской

Федерации

2.1 Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон

В соответствие с документами международной конвенции по упрощению и

гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 год) под свободной

зоной (или «зоной – франко») понимается часть территории страны, на которой

товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной

таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому

не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными

словами, свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории страны с

особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное

законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в

СЭЗ, охватывая следующий круг вопросов: таможенное регулирование;

налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую

деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающееся

прав собственности на землю); предоставление концессий; управление

свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты

трудового и социального законодательства.

В современном мире понятие СЭЗ отражает различные формы либерализации

экономики, приоритетные направления которой исторически изменялись. Когда

основы международных экономических отношений была торговля, это

способствовало развитию зон беспошлинной торговли (порто – франко), вольных

городов и торговых союзов (Ганза), где создавались условия для высокой

оборачиваемости капитала. Например, зона порто – франко Триест (Италия) –

долгожительница в Европе, насчитывающая свыше 270 лет. В настоящее время в

мире свободный порт находится в Вольном и Ганзейском городе Гамбурге.

С середины XX века в международных экономических отношениях на первое

место вышло совместное предпринимательство, что обусловило создание СЭЗ,

осуществляющих производственную деятельность, в том числе экспортно-

промышленных зон. Смешанный капитал усиливает взаимосвязь национальных

экономик и служит гарантом мирового сосуществования государств. Экспортно-

промышленные зоны создаются, как правило, в развивающихся странах, где

основными факторами размещения является низкая арендная плата за землю,

дешевая рабочая сила и отсутствие экологических ограничений. В связи с

ужесточением экологического законодательства в развитых капиталистических

странах, расходы на охрану окружающей среды, например, в черной и цветной

металлургии США составляют примерно 15% общего объема капиталовложений,

тогда как в развивающихся странах – в несколько раз меньше.

В связи с возрастанием роли финансового капитала в международных

экономически отношениях получили развитие банковские зоны и оффшорные

центры, где на первом месте уже не производство, а коммерческая,

финансовая, управленческая, страховая деятельность.

В эпоху научно-технического прогресса появилось следующее поколение

СЭЗ, соединивших науку и производство высоких технологий – научно-

технические зоны или технополисы (технопарки, технологические деревни,

инновационные центры). Первый технополис был создан вблизи Сан-Франциско в

кремниевой долине (Силикон-Велли). В Японии реализуется проект технополиса

третьего тысячелетия, где предпринята попытка соединить стратегию

интеллектуализации хозяйства с национальными культурно-историческими

традициями.

Усиливается роль культурно-исторических традиций в общественном

развитии и экономическом росте, что проявляется в тенденциях создания новых

центров технологического развития, таких как Кордова, Севилья, Гуанджоу,

Стамбул.

Таким образом, СЭЗ- своеобразные локальные модели мирохозяйственного

процесса, где в первую очередь проявляются тенденции будущего развития

экономики. Восхождение к будущему исторически шло от свободного торгового

капитала к промышленному, финансовому и, наконец, к высоким технологиям с

опорой на духовный мир, традиционную модель.

Либерализация международных экономических отношений сопровождается

усилением процесса регионализации, когда наряду с относительно

ограниченными по размерам СЭЗ формируются новые экономические пространства:

территориально (например, Европейское сообщество) и «земноводные»

включающие моря и приморские государства (Балтия, Черноморский район

экономического сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанское экономическое

сообщество), что способствует не только решению мирохозяйственных, но и

экологических проблем.

Свободные экономические зоны – рубежные полюса либерализации

международных экономических отношений, локальные модели мирохозяйственной

интеграции. Понятие СЭЗ трансформировалось в соответствие с изменением

приоритетных форм либерализации экономики, исторически от древнегреческих

полисов к средневековым вольным торговым городам и порто – франко, к зонам

совместного (производственного) предпринимательства, финансово-банковской и

высоких технологий – технополисам, в название которых отражена историческая

преемственность. В современных крупных СЭЗ, как правило, присутствуют все

эти формы либерализации экономики.

В зависимости от конкретной общественно-политической обстановки

выработалась стратегия создания свободных зон:

- От древнегреческих полисов и средневековых европейских вольных

городов к культуре рыночных отношений и правового открытого

общества;

- Восточная модель вольных городов в целях консолидации нации

(средневековая Япония и современный Китай);

- Рубежные свободные зоны экономического сотрудничества между

странами различных этнокультурных регионов мира с неоднородным

социальным временем (Сингапур, Гонконг и др.)

- Международные экономические пространства (зоны свободной

торговли и др.). (22).

Характерными чертами свободных экономических зон являются следующие:

1. применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

- внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин,

упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

- фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных

видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу

(прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее

компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную

плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы

постоянного или временного освобождения от налогообложения;

- финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых

как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных

государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления

низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за

пользование земельными участками и т.п.

- административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий,

режима въезда – выезда иностранных граждан.

2. наличие локальной, относительно обособленной системы управления

зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком

экономическом спектре;

3. всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной

власти.

В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с

тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует.

Их возможная классификация приведена в приложении 1.

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны,

предъявляются соответствующие требования к ее размещению. К наиболее общим

из них относятся:

- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению

к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных

коммуникаций;

- развитый производственный потенциал, наличие производственной и

социальной инфраструктуры;

- существенный по запасам и ценностям природно-ресурсный потенциал

(в первую очередь – запасы углеводородного сырья, цветных

металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют,

как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в

России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагают

морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью

(железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными,

научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных

природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в

районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально

развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но

позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы

(укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и

др.).

2.2 Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования

Свободной экономической зоной России является территория, на которой

устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных

инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных

предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности

иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и условия

льготно-экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского,

визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются

законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих

местных органов власти. СЭЗ создаются для ускорения социально-

экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения

природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей,

расширения производства высококачественной и импортозаменяющей продукции на

основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества

с зарубежными странами.

Создание свободных экономических зон способствует решению следующих

задач:

- • привлечению в экономику Российской Федерации иностранного

капитала, технологий, форм и методов организации труда;

- • формированию рыночной инфраструктуры для расширения

международных экономических связей (в том числе валютно-

кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих

использовать зоны как посредника между мировой экономикой и

мировым рынком и отечественным хозяйством;

- • развитию экспортной базы и росту валютных поступлений;

- • ускорению внедрения научно-технического прогресса за счет как

зарубежных, так и отечественных научных разработок и "ноу-хау" и

передачи их для широкого использования на внешний рынок и в

Российскую Федерацию;

- • апробации на зональном уровне новых форм хозяйствования;

- • практическому обучению отечественных специалистов приемам и

методам международного бизнеса.

Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются

соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка

по размещению свободных экономических зон относятся:

- • благоприятное транспортно-географическое положение по

отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как

правило, территории, отличающиеся приграничным положением и

располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно

портовые города);

- • развитый производственный потенциал наличие производственной и

социальной инфраструктуры;

- • наличие территории, располагающей уникальным по запасам и

ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь

запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных

ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют,

как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в

том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими

торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной,

автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и

культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных

ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового

хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью,

производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать

долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-

энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России

показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на

следующие основные типы:

- • комплексные зоны производственного характера;

- • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны

экспортного производства и транзитные);

- • функциональные, или отраслевые (технологические парки,

технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными

признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной

территории, и в границах областей и других территориальных образований. В

них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным

развитием необходимой инфраструктуры.

К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам

их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в

Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и

за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок,

перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли

"Шерризон" (около аэропорта "Шереметьево"), свободные таможенные зоны

"Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт

Терминал" (на территории московского Западного речного порта).

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют

как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в

частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных

отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества,

внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких

технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и

частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно-

импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут

размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими

торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия

желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания

зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная

база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных

и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для

туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ

устанавливаются особые экологические и юридические льготы. К ним относятся:

- • упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными

инвестициями;

- • льготный налоговый режим — налогообложение по льготным ставкам

— до 50% установленных на территории России для иностранных

инвесторов;

- • понижение ставок платы за пользование землей и другими

природными ресурсами;

- • предоставление права на долгосрочную аренду до 70 лет.

Предусмотрен также особый таможенный режим с установлением пониженных

таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен порядок пересечения

границы при въезде и выезде иностранных граждан, в том числе введен

безвизовый. На СЭЗ распространяется право безлицензионного экспорта и

импорта, предоставленное законом для предприятий, полностью принадлежащих

иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей

иностранных инвестиций свыше 30%. Валютная выручка этих предприятий от

экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

Любая создаваемая зона должна иметь разработанную комплексную

программу развития, т.е. план развития всех хозяйственных объектов,

становления новых производственных отношений на основе разнообразия форм

собственности (государственной, кооперативной, акционерной, совместной,

индивидуальной), равномерно участвующих в экономических связях. Основной

целью программы должно быть динамичное экономическое и социальное развитие

зоны на базе комплексного использования государственного, коммерческого и

иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и

правовой структур.

Практика показала, что для жизнедеятельности любой зоны необходимо

наличие:

- • крупного акционерного общества (с участием государства),

ответственного за реализацию программы и формирующего орган

управления — совет зоны;

- • залогово-страхового инвестиционного фонда (страхового

общества), привлекающего инвестиции для решения задач зоны;

- • центрального банка зоны, формирующего бюджет зоны,

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.