рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рынок труда и особенности его развития в Российской Федерации

Каким образом измеряется неравенство в распределении доходов?

Дифференциация заработной платы означает неравенство в распределении личных

доходов. Однако важнейшим фактором их распределения является неравномерное

распределение собственности на средства производства, ценные бумаги и

недвижимое имущество, реализуемое доходами в форме ренты, процента,

прибыли, дивидендов, арендных платежей и др. Чтобы определить глубину

различий в размерах доходов, используется кривая Лоренца ~ ученого, который

впервые применил для этого графический способ. С этой целью на

горизонтальной оси располагаются группы населения — от самых

малообеспеченных до самых богатых. Обычно население делят на пять частей

(квинте-лей), включая в каждую 20% населения. На вертикальной оси

фиксируется процент дохода. Если все группы населения имеют по 20% дохода,

это означает абсолютное равенство в их распределении, которое графически

отмечено прямой линией ОЕ, а абсолютное неравенство — линией OGE. Кривая

Лоренца отражает фактическое распределение дохода и находится между линиями

абсолютного равенства и абсолютно неравенства. Чем больше площадь фигуры

между прямой и кривой Лоренца, тем более неравномерно распределение

доходов, тем большей вогнутостью (точки А, В, С, D) характеризуется кривая

Лоренца, тем ближе она к точке G. Соответственно можно определить размеры

доходов всех групп населении, отмеченных точками А, В, С, D, Е (рис. 11).

По принципу кривой Лоренца и наша статистика учитывает дифференциацию

доходов, распределяя население на пять 20-процентных групп и показывая,

какой удельный вес от общей суммы денежных доходов населения приходится на

каждую группу — от беднейшей до наиболее состоятельной группы. Это

определяется коэффициентом концентрации доходов — коэффициентом Джини,

который показывает степень неравномерности распределения населения по

уровню дохода. В случае уравнительного распределения доходов каждая группа

получает доход пропорционально своей численности, при значительной

неравномерности преобладающая часть общего объема доходов сосредоточивается

у небольшой по удельному весу (численности) группы. Так, коэффициент

концентрации доходов (коэффициент Джини), равный 0, соответствует

равномерному распределению дохода между всеми группами. Напротив, если

коэффициент Джини равен 1, это означает, что весь совокупный доход

приходится на одну группу. Статистические данные указывают на то, что в

последние годы 20% беднейшего населения России получало 6—8% от общей суммы

денежных доходов в стране, а 20% наиболее состоятельной части населения

концентрируют в своих руках 45—50% от общей суммы денежных доходов

населения России. Кроме коэффициента концентрации доходов (коэффициент

Джини) неравенство распределения денежных доходов измеряется так называемым

децильным коэффициентом, который указывает, во сколько раз доходы 10%

наиболее обеспеченного населения превосходят доходы 10% наименее

обеспеченного населения. В последние годы в среднем по России доходы 10%

богатых были в 13 раз выше доходов 10% беднейших. В Москве, как показывают

некоторые данные, эта разница между богатейшими и беднейшими прослойками

населения города еще больше (от 40 до 70 раз).

Однако важно разобраться за счёт чего же происходит уменьшение

неравенства различных слоёв населения по получаемым доходам. Происходит ли

это вследствие саморегулирования рынка или за счёт каких-то иных

регулирующих факторов? Общественность в странах рыночной экономики

неоднозначно реагирует на такое вмешательство государства в экономический

механизм саморегулирования рынка труда. Сторонники саморегулирования рынка

нетерпимо относятся к вмешательству государства. По их мнению, рыночный

механизм перерабатывает объем информации, недоступный для любой

информационной системы, обеспечивая естественный порядок в экономике

общества, рынок не мыслим без ограничения государственной власти.

Подлинная революция в вопросе о рыночном саморегулировании связана с

именем английского экономиста Дж.М. Кейнса. Его анализ предполагал, что

рыночные силы в современных условиях уже не являются эффективным

автоматическим механизмом регулирования рынка труда. Поэтому Кейнс отводил

государству центральную роль в стабилизации рыночной экономики, обеспечении

занятости и устранении безработицы.

5. Государственное регулирование рынка труда.

Любой механизм, созданный людьми, стареет, нуждается сначала в

текущем ремонте, затем – в капитальном, наконец – в замене другим

механизмом. Эта аксиома, которая вполне применима к механизму рыночного

саморегулирования в целом, к саморегулированию рынка труда в частности. По

мере развития рыночной экономики её механизм саморегулирования стал давать

сбой. По мнению Кейнса, настало время, когда рыночные механизмы в

значительной мере исчерпали возможности поддерживать свою жизнеспособность,

которая отныне должна подпитываться извне. Поэтому Кейнс указывал на

жизненную необходимость создания централизованного государственного

контроля в вопросах, которые в основном решало частное предпринимательство,

а теперь, по его мнению, государство должно будет осуществлять своё

руководящее влияние. Основной акцент Кейнс делал на учреждение

централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости,

что потребует значительного расширения традиционных функций правительства.

И хотя предполагаемые меры, отмечал Кейнс, покажутся «ужасающим потрясением

основ» частного предпринимательства, - это «единственное практически

возможное средство избежать полного разрушения» существующей рыночной

экономики и условие успешной деятельности частного предпринимательства.

Наиболее значительными пороками общества рыночного саморегулирования Кейнс

считал его неспособность обеспечить полную занятость на рынке труда и

произвольное, несправедливое распределение богатства и доходов. Чтобы не

допустить дальнейшего нарастания социальной напряжённости, он предложил

систему государственного вмешательства в рыночное регулирование. С этой

целью государство разрабатывает программы занятости, социальной защиты

безработных и помощи той части населения, которая находится за чертой

бедности. Чтобы уменьшить безработицу, государство должно проводить

финансово-бюджетную политику, которая предоставляла бы предпринимателям

выгодные условия вложения капиталов создание дополнительных рабочих мест.

Чтобы покрывать возросшие расходы по «лечению болезней» рыночного

саморегулирования, государство должно применять систему налогообложения на

логообложения на доходы, прежде всего на доходы (прибыль, процент,

ренту) предпринимателей.

Эффективность экономического вмешательства государства, помимо

регулирования занятости и доходов заключается в его попытках исправить

«ошибки» рынка. Например, строительство государством дорого, линий связи и

других объектов, неподъёмных для частного предпринимательства, но

необходимых ему.

Стабилизационная функция государства состоит в его контроле и

сглаживании колебаний делового цикла, когда при использовании

государственной финансовой и налоговой власти оно влияет на уровень

производства. Занятости, инфляции, сдерживает безработицу и поддерживает

экономический рост.

Справедливость государство поддерживает, перераспределяя

национальный доход в пользу бедных, оказывая помощь безработным,

престарелым, нетрудоспособным, многодетным и другим, создавая по существу

широко разветвлённую и надежную социальную защиту безработных и

слабозащищённых слоёв населения.

Было бы, однако, ошибочным ограничивать государственное регулирование

рыночной экономики и рынка труда только экономическими методами по рецептам

Кейнсианства. Значительно раньше, ещё на заре рыночной экономики

государство начало применять правовое регулирование рынка труда

законодательными актами. Рыночное законодательное регулирование стало

развиваться в ходе реформирования советской экономики, однако находится в

стадии становления, не преодолевая пока в должной мере негативные

проявления рыночного саморегулирования. Только в конце 2001г. был принят

Трудовой кодекс Российской Федерации, претворение в жизнь которого – дело

времени.

Рынок труда самый сложный и взрывоопасный в системе рыночной

капиталистической экономики. Взрывоопасность эта определяется свойствами

рынка труда рождать самые трудные и нетерпимые для нормального

существования общества социальные проблемы, которые сам по себе рынок труда

не в состоянии решать. В условиях рыночной экономики это тяжёлое бремя

вынуждено на себя брать государство.

Законом определено, что государство осуществляет регулирование

занятости и рынка труда экономическими, законодательными и организационными

методами. Экономические методы предполагают государственные методы

финансирования кредитной, бюджетной, инвестиционной и налоговой политики,

которые способствовали бы сохранению, развитию, созданию рабочих мест.

Законодательное регулирование направлено на соблюдение трудового

законодательства, законных прав и интересов граждан, государственных

гарантий и на улучшение законодательства о труде и занятости населения.

Организационное регулирование предусматривает создание соответствующего

федерального органа, государственной службы занятости населения и других

государственных органов содействия занятости в стране. Деятельность

государственной службы занятости должна основываться на государственной

политике занятости, которая изложена в ст. 5 Закона о занятости.

Было бы неправильно считать, что в современной рыночной экономике

развитых стран на рынке труда действуют: механизм саморегулирования,

государственные формы вмешательства и поддержки рынка труда, профсоюзное

движение (через коллективные договоры, тарифные соглашения, социальное

партнёрство и др.) Рынок труда подвергается регулирующему воздействию

многих других общественных и природных сил. На рынок труда постоянно

действуют три общественные силы: 1. Забастовочное движение, демонстрации,

митинги, пикеты и другие организованные профсоюзами или непосредственно

трудящимися действия, направленные на повышение заработной платы, улучшение

условий труда и быта, сокращение рабочего дня т.п. 2. Влияние средств

массовой информации, средств связи и транспорта. 3. Влияние нравов,

обычаев, привычек и традиций на рынок труда. К числу постоянно влияющих на

рынок труда природных факторов относятся региональные, климатические,

географические условия. Наглядное представление о факторах, регулирующих

рынок труда, дает схема .

6. Современная стадия формирования рынка труда в Российской

Федерации.

Существует ли рынок труда в Российской экономике? Однозначно на этот

вопрос ответить пока нельзя. Можно сказать, что идёт процесс формирования

рынка труда, если иметь в виду полнокровный рынок труда в масштабах всей

экономики. Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования

российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие

социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в

промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу,

рост общей и регистрируемой безработицы.

При сокращении внутреннего валового продукта в 1990-1998 годах на

42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 миллиона

человек, или на 15,3 процента. Наибольшее сокращение произошло в

промышленности, где численность работников сократилась на 8,6 миллиона

человек, а доля работающих в общей численности занятых в экономике

снизилась с 30,3 до 22,2 процента. При этом структурные процессы в

промышленности в 90-е годы привели к значительному снижению численности

занятых в наиболее приоритетных наукоемких отраслях. Предложение рабочей

силы на рынке труда в 1990-2000 годах оставалось относительно высоким и

определялось экономическими, демографическими, миграционными,

образовательными, социально-психологическими и другими факторами.

Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в

начале 90-х годов (зарегистрированный в 1993 году минимум составил 83,7

миллиона человек), увеличилась к началу 2001 года до 87,3 миллиона человек.

Выход на пенсию относительно малочисленного поколения "детей войны" и

вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения,

родившегося в 80-е годы, предопределили увеличение численности населения

трудоспособного возраста. Эта тенденция сохранится и в 2004-2005 годах,

которые станут последними годами увеличения численности населения

трудоспособного возраста. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст

начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-

х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного

населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически

активной части населения.

Определенное влияние на рынок труда в России оказывает миграция

населения. Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль

населения России. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению

компенсирующей роли миграции (в 1998-2001 годах миграционный прирост

составил около 0,1 процента). Более существенно присутствие на рынке труда

нелегальных мигрантов (около 1,5 миллиона человек). Сфера приложения труда

нелегальных мигрантов - в основном строительство, торговля и сельское

хозяйство. Составляющие значительный объем экономически активного населения

нелегальные мигранты оказывают на рынок труда неоднозначное действие: с

одной стороны, заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у

российских граждан, а также создание дополнительных рабочих мест в малом

бизнесе, с другой стороны, уход в теневую сферу и криминализация

деятельности. Эти обстоятельства требуют комплексного решения проблемы

использования иностранной рабочей силы с учетом интересов национального

рынка труда.

Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство

интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав

рабочей силы. В 90-е годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем,

проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в

увеличении его предложения. Доля в экономически активном населении лиц,

имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 1992-го

по 2001 год возросла с 17,6 до 25,2 процента. С 1999 года в экономике

начался подъем, вызванный адаптацией организаций к новым условиям,

возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции и

благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом этих процессов

стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу.

За 10 лет реформ большинство организаций практически свернули

внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие

производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые

остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной

подготовки и квалификации рабочих кадров.

Между тем российская экономика подошла вплотную к неизбежному этапу

развития, когда для экономического роста на основе технологической

модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня.

Однако рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать

на изменение спроса, что не позволило решить проблему дефицита

квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и

предложения на локальных рынках труда.

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается

неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых

стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального

наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически

активному населению, а также несоответствие спада производства размеру

занятости (излишней рабочей силы).

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей

инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень

производительности труда, которая выступает в качестве определяющего

фактора экономического развития. Уровень производительности труда в

настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что

приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям

экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой

конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем

рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который

не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии.

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается

неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением

субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное

рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в

вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 миллионов человек,

сократившись в 1998-2001 годах почти в 4 раза.

Несмотря на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, количество

организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. По

статистическим данным, организации малого бизнеса в России дают 11

процентов суммарного внутреннего валового продукта, что крайне недостаточно

для рыночной конкурентной среды.

Развитие малого предпринимательства является резервом, дающим

возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие

места. Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных

причин (рост численности трудоспособного населения, слабое развитие

агропромышленного комплекса, недостаточное количество создаваемых новых

рабочих мест, специфика условий сельского труда и ряд других факторов)

имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости

сельского населения.

Развитие самозанятости и различных форм малого предпринимательства,

стимулирующих создание новых рабочих мест как в аграрном секторе, так и в

смежных отраслях экономики, способствует также снижению социальной

напряженности. Растет сельская общая и регистрируемая безработица. В 2000-

2002 годах общая численность безработных возросла с 1,86 до 1,94 миллиона

человек, или на 4,3 процента, а численность безработных, зарегистрированных

в органах службы занятости, - с 325,3 до 455,9 тысячи человек, или на 40,1

процента.

Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей

степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-

х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест, с другой стороны,

возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно

способствовали уходу людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин

предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин

(до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными

участниками неформальной экономики домохозяйства. Вместе с тем после

периода резкого сокращения численности занятого сельского населения

наметилась тенденция его роста. Так, если в 1992-1999 годах численность

занятых уменьшилась на 3,1 миллиона человек, то в 1999-2001 годах произошло

увеличение на 1,5 миллиона человек. В последние годы снижается

интенсивность миграционного движения сельского населения. Отток жителей из

села снизился в 2001 году более чем в 2 раза по сравнению с 1991 годом,

однако сохраняется значительный отток молодежи в возрасте до 30 лет (более

46 процентов выбывшего сельского населения). Растет заболеваемость и

смертность сельского населения, что может вызвать серьезные негативные

демографические последствия и проблемы в восполнении трудовых ресурсов в

агропромышленном комплексе.

Существенную долю российского рынка труда составляет неформальный

сектор экономики. Во второй половине 90-х годов численность граждан в

России, для которых неформальная занятость являлась единственной,

составляла 7 миллионов человек, а общие масштабы неформальной занятости

оцениваются в размере 10-12 миллионов человек. Наиболее важная социально-

экономическая функция неформального сектора экономики состоит в том, что он

в 1990-е годы компенсировал последствия сокращения занятости в формальном

секторе, а в настоящее время дает части россиян возможность иметь

дополнительный заработок, смягчая тем самым социальное напряжение в

обществе. В то же время неформальный сектор экономики оказывает

отрицательное воздействие на собираемость налогов и другие экономические

показатели.

Сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня

безработицы в субъектах Российской Федерации вследствие дифференциации

экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В

2002 году 9 субъектов Российской Федерации отнесены к территориям с

напряженной ситуацией на рынке труда. Требует кардинального улучшения

состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других

республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой

безработицы превышает средний показатель по России в 1,5-3 раза. Остается

острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.