рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Регулирование рынка труда в индустриальных странах

многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого

резерва рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию

на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в

экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и

инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи,

способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует

также учитывать, что возможности государства в области создания новых

рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает

роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность

предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать

определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту

социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях

высвобождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление

экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.

Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых,

может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения

этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций,

активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного

предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере

усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет

увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический

рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением

занятости, требуется:

- появление рыночно ориентированного, защищенного государством и

социально ответственного собственника производственных и финансовых

ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;

- привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

- обеспечение условий для материальной заинтересованности работников,

развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения,

а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-

технической базы.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования

развитого хозяйственного рыночного механизма в сочетании с государственным

регулированием. Прежде всего, необходимо совершенствование территориальной

структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития

производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более

полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного

трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры

регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность

рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность

усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности

возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения

производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив

капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность

финансово-промышленных групп и других экономических объединений.

Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако

до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не

производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной

системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса

населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей

получения соответствующих профессий.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные

тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому

способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко

возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых

работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка,

формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно

оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества.

Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных

категорий работников с рентабельностью производства.

Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного

обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства,

и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

2.2 Мероприятия, предпринимаемые на рынке труда.

К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на

национальном, региональном и местном уровне привлекаются объединения

предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей

учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти

создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь

местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем,

осуществляют над ними контроль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям

рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов

использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников,

проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии

и реорганизации производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень

занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той

или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30

- 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

Активные меры, по опыту Швеции, отличии от пассивных, состоящих в

выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:

- поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально

благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря

которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до

70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не

приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

- обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем

представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком

рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения

жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

- предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных

местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели

повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с

отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

- организация общественных работ, в основном для молодежи, на

строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с

гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной

профессии;

- финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления

в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50%

издержек на вновь созданные рабочие места;

- специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих

мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием

инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

- стимулирование расширения предпринимательской деятельности и

сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения

налогообложения с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению

общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим

устойчивый спрос на рынке труда:

- не имеющие законченного школьного образования получают его, причем

организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики,

английскому языку (в основном для иммигрантов);

-детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся

предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей

работой, при необходимости сроком до месяца;

- применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого

личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно

удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и

последовательность их освоения;

- учебные курсы составляются силами ведущих специалистов университетов

и промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на

уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

- в максимально возможном числе профессиональных школ на

консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и

воспитателей для постановки методики обучения;

- поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных

уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое

позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством

подготовки каждого ученика;

- используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими,

что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает

всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при

общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем

ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой

активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда

Швеции и США, при том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США,

относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8

ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы,

в два раза значительнее- 70% против 35%.

Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве

внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из

главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения

обеих стран.

Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в

Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного

значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции,

распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и

студентов.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в

большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина

учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в

дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом

определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая

предшествует профессиональному обучению.

2.3 Правовое регулирование рынка труда.

Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие

негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного

работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это

потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные

новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными

законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении

изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса

о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о

труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения

Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать

реалии сегодняшней экономической ситуации.

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства,

отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают

особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой

личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной

защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую

деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно

предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон

трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с

работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых

отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность

навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники

могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может

обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет

государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты

прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое

право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других

стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне

полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в

принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения

тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать

специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель

трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью

вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных

предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать

регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на

уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников,

обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно

им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

Вместе с тем особенностью современной государственной политики России

является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство,

оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило

функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что

предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии

социально-экономических решений и определении условий труда и передачу

решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых

отношений можно отнести следующие:

признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка

механизма защиты более слабой стороны – работника;

учет интересов работников и работодателей, государственная защита их

интересов;

гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета

личности перед интересами производства;

учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера

отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых

отношений;

установление действенных мер ответственности за нарушение трудового

законодательства.

В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом

подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на

общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не

действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав

работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с

простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о

труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом

необходимо отметить, что гарантированные государством права работников

должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения для гражданина доступа к

подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

2.4 Политика эффективной занятости России.

Анализ экономического состояния России за последние несколько лет

показал, что государство оказалось не в состоянии влиять на динамику

рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства

ухудшаются.

Ускорение спада экономики не могло не сказаться на динамике

занятости и безработицы в 1996 году. Общее число занятых в экономике,

составляющее в 1993 году 70.9 млн. человек, уменьшилось к концу 1996

года на 5 млн. человек.

Сокращение занятости произошло в таких важнейших отраслях экономики,

как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство,

торговля и общественное питание, наука и научное обслуживание.

Устойчивый рост наблюдался лишь в органах управления всех видов - более

полумиллиона человек за этот же период.

Кроме того , 1996 год принес и сокращение занятости в кредитно-

финансовой и страховой сфере, где до этого наблюдался быстрый рост. В

промышленности в целом и сельском хозяйстве численность занятых

сократилась на 23%.Хотя численность сельского населения за этот период

впервые в новейшей истории увеличивалась и возросла по сравнению с 1991

годом, последним годом ее уменьшения. Таким образом, база для роста

эффективной занятости в сельской местности впервые возросла, а рынок

труда, наоборот, сузился.

Из 16 крупных отраслей промышленности рост численности занятых

наблюдался в 5,при этом самый значительный в 4 сырьевых отраслях:

добывающая промышленность (где рост наблюдался с 1995 года и особенно

значительный в 1996 году), электроэнергетике, нефтедобыче и газовой

промышленности. Одновременно в перечисленных отраслях объем производства

за последние три года в сопоставимых ценах сократился на 5-15%,и лишь в

газовой промышленности в 1996 году наметилась стабилизация. Рост

занятости, несмотря на продолжающееся падение производства, сохраняется в

отраслях - естественных монополистах.

Ответ на вопрос о причине спада эффективной занятости в одних отраслях

и росте других кроется в следующих цифрах:

если средний уровень оплаты труда в промышленности - 653 тысячи

рублей - принять за базу (100%),то в легкой промышленности оплата труда

составляла 48%,в машиностроении - 68%,в то время как в электроэнергетике -

155% ,в цветной металлургии - 177% и в топливной промышленности - 178%.

Электроэнергетика как яркий монополист российской экономики все три года

снижала объемы производства, наращивала занятость при падении

производительности труда и платила при этом самый высокий среди отраслей

налог с суммы превышения норматива расходов на оплату труда.

В этих же трех отраслях - цветной металлургии, топливной

промышленности и электроэнергетике - были и самые высокие затраты в расчете

на один отработанный человеко-час не только в промышленности, но и среди

всех отраслей экономики. Наиболее значительным снижение занятых было в

легкой (62% от уровня 1993 года) и деревообрабатывающей (64%)

промышленности. Еще одним "лидером" падения было машиностроение (68%) .В

результате происшедших структурных сдвигов в занятости за четыре года

удельный вес добывающей промышленности уменьшился в 1,4 раза и достиг в

1996 году, а всего первичного сектора - на треть и достиг, что не

соответствует даже приблизительно пропорциям экономически развитых стран.

Общая потенциальная численность безработных, включая ищущих работу

пенсионеров и студентов, превысила в 1996 году уровень в 9% от экономически

активного населения. Тенденции 1995 года давали надежду на сокращение

неполной занятости и скрытой безработицы и в 1996 году, тем более, что

прогнозировалась стабилизация экономики или, по крайней мере, минимальный

в 1-2% спад. Но оказались ближе к истине те пессимисты, которые предрекали

превращение скрытой безработицы в открытую. Медленный рост безработицы

вызван в немалой степени значительным ростом занятых неполное рабочее

время (на 66% по сравнению со средним уровнем второго полугодия 1995

года, когда ежемесячный объем спустился ниже уровня в 2 млн. человек, а в

декабре превысил эту отметку) и еще более значительным ростом численности

находящихся в так называемых административных отпусках. Общая численность

находившихся в таких отпусках (менее точный показатель) возросла в 1996

году в среднем в 2,6 раза. Продолжительность самих отпусков по инициативе

администрации (более точный показатель, измеряемый числом дней на одного

работника), явившая удивительную стабильность в течении всего 1996 года и

крайне низкий уровень по сравнению с 1994 годом, увеличилась более чем в 3

раза.

Уровень регистрируемой безработицы составил в конце 1996 года -

начале 1997 года всего лишь 3,4% , но главное, на мой взгляд, в изменении

общей динамики роста безработицы . 1996 год свидетельствует о явном

тяготении к стабилизации, которая отчетливо видна в последние 6 месяцев.

В большинстве регионов с критической ситуацией на рынке труда

масштабы высвобождения работников с крупных и средних предприятий превышает

средний российский уровень в 1,5-2 раза. В 1,5 раза - Владимирская и

Ивановская область, а в 2 раза - Дагестан, Марий Эл, Ингушетия,

Архангельская область.

В этих регионах обострилась конкуренция на рынках труда - в Калмыкии

на 1 рабочее место претендовали 470 человек, в Ингушетии - 415, в

Ивановской - 190, в то время как по Российской Федерации - около 10.

Неожиданным для некоторых исследователей проблем женского труда

явился и тот факт, что на половине этих кризисных территорий в 1996 году

безработными было признано мужчин больше (на 20 %), чем женщин. В

Ивановской области этот показатель составил даже почти 40%.

III. Роль профсоюзов в регулировании рынка труда.

3.1 Понятие профсоюзов. Их основные задачи и функции.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма

объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой

многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего

характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как

специфическая общественная организация со своими задачами и функциями,

определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции

- защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом

отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них

объединялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное

объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными

интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и

защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.