рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теневая экономика в России: причины, масштабы и пути ограничения

функций, прав, возможностей и ответственности государственных чиновников

разного ранга. Они же как люди, обладавшие самыми значительными по

сравнению с другими социальными группами деловым опытом и инициативностью,

сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся

экономической свободой. Они фактически приватизировали свои рабочие места и

стали выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько

это отвечало их частным экономическим интересам. В результате, когда

предприниматель обращается к государству за защитой своих интересов, он ее

от органа власти не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном

порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или

правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как другим

работникам своей фирмы. В своей деятельности люди фактически стремятся

игнорировать государство и действуют так, как будто его не существует.

Уплата же налогов рассматривается населением как двойное налогообложение,

поскольку все покупают государственные услуги в частном порядке, в

конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю или

другому частному лицу. В обществе формируется соответствующая социально-

психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - норма,

следование которой не осуждается.

Важная особенность рыночных преобразований в России состоит в том, что

чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с

ними связанные) как один из ресурсов для частного предпринимательства.

Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит “теневой” характер

так же, как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по

бизнесу.

Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике.

Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении

значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых

ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть

военно-промышленного комплекса). Осталась государственной существенная

часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно,

госсектору требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою

очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор

“теневой” экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему

“дружественных“ им фирм разворовывают или “прокручивают“ государственные

деньги. Далее эти деньги “отмываются“, вкладываются в экономику или

переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, в чрезмерном и практически

бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К

ней относится создание государственных, полугосударственных или

негосударственных “уполномоченных“ компаний, через которые частные фирмы

обязаны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание

муниципального банка, через который все организации региона обязаны

осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.).

Функционирование компаний подобного типа - источник “теневой” активности,

так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность

или желая обойтись без “уполномоченных“, вынуждены им платить.

Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов

хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от

органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности

для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика -

выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например,

аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов

города. Ясно, что для “обхода“ этого положения конкуренты вынуждены

платить. Наконец, прямое силовое подавление конкуренции органами власти в

пользу “дружественных“ им компаний. Часто это делается в самых прибыльных

отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда

деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции,

проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения

землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В таком случае органы власти

производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые

выгодные секторы рынка “дружественным“ фирмам, которые, в свою очередь,

отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников часть полученной

сверхприбыли.

Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к

искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда

(прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других.

Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на

государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить

выгоды (у других). В российских условиях, когда нет общепризнанных

цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и

государства, это неизбежно ведет к росту “теневой” активности (к подкупу

чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут

лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство

государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп

интересов порождает благоприятные условия для роста “теневой” экономики.

Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской

системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью

государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда

секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность.

Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за

добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда

частного капитала служат источником существования черного рынка торговли

золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни

килограммов в год.

Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств,

ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО “Газпром“, РАО “ЕЭС России“

и т.п. - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние

в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако

сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных

ведомств. Это - “квазичастные“ фирмы, представляющие собой гибрид частной

компании и государственного ведомства. Такие компании регулируют целые

секторы современной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных

сферах - в добыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во

внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой

мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского

государства. Они почти автономны и включают набор организации, позволяющих

им реализовывать все функции, которые традиционно выполняют государство и

общество, - от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных

предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от

общественного и государственного контроля, что дает широкие возможности для

развития “теневой” деятельности. К числу самых распространенных ее видов

относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной

выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими

компаниями.

В то же время между “квазичастными“ монополиями и правящими

группировками существует определенный социальный договор. Последние в

периоды относительной политической стабильности закрывают глаза на теневую

активность монополий, позволяя им сравнительно (с другими секторами

кризисной российской экономики) неплохо существовать, фактически снижая

налоговое бремя и разрешая осуществлять сомнительные операции на финансовых

рынках. В периоды же обострения политической ситуации (например, во время

президентских или парламентских выборов, угрожающего роста неплатежей,

всплеска забастовочной активности и т.д.) правящие группы берут с них плату

за сохранение социально-политической стабильности и консервацию

сложившегося режима власти, создающего, в свою очередь, благоприятные

условия для существования монополистов. Подобный симбиоз нынешних правящих

группировок и крупнейших “квазичастных“ монополий предполагает значительный

объем “теневой” экономической активности, так как без нее невозможно

создание скрытого от общества “фонда стабильности“, расходуемого в

чрезвычайных политических ситуациях.

Новая форма монополизма - монополизм “снизу“ как надстройка над частной

рыночной активностью. Это - система “крыш“, которые делят между собой тот

или иной рынок. “Крыша“ - неформальная группировка, осуществляющая контроль

над определенным сегментом рынка. Она выстраивает перед желающими

проникнуть на данный сегмент множество барьеров, включая силовые, то есть

связанные с применением насилия. Экономический смысл деятельности “крыши“ -

поддержание достаточно высокого уровня цен и прибыли на рынке за счет

ограничения числа допущенных на него субъектов (производителей, торговцев,

посредников и др.). Таким образом, часть прибыли “крыша“ забирает у других

участников рынка, фактически взимая с них неформальный налог. Подобное

монопольное регулирование рынка не новость и имеет много аналогов в других

странах. Но в отличие от большинства стран в России ему не противостоит

антимонопольная деятельность государства, которое в условиях

цивилизованного рынка правовыми методами “расчленяет“ частные монополии на

локальных и федеральных рынках. Ясно, что как сама деятельность “крыш“, так

и активность связанных с ними фирм имеет значительную теневую составляющую.

Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и

репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей

уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при

которой, по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не

имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией, - одно из

следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации

государство стремится сохранить “командные высоты“ в экономике и

контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране

сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу

значительной доли деловой активности в “тень“. В принципе уже одной этой

черты достаточно для взрывного роста “теневой” деятельности.

Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в

России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш,

уровня жизни и сбережений. Хотя цены были “отпущены“, введена свободная

торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы

экономического отбора не были созданы. В промышленности, сельском хозяйстве

и других секторах многие годы действуют неэффективно работающие предприятия

с сотнями тысяч рабочих мест и зарплатой на уровне и ниже прожиточного

минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернативных

вариантов экономической активности для работников, занятых на таких рабочих

местах, нет. Людям приходится искать средства к существованию и новые виды

занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и

увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения

по службе и др. Они вынуждены зарабатывать за счет неформальной

деятельности. Государственные и бывшие государственные (приватизированные)

предприятия обросли множеством коммерческих структур, возникло огромное

число независимых фирм, через которые люди пытаются заработать на свободном

рынке без формальных ограничений. Кроме того, значительная часть трудовой

деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации.

Шестая особенность - неправовой характер экономических

преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и

властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными

законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы

прежде всего правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и

других правоохранительных органов связывала бы руки представителям

высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической

собственности. Кроме того, сами правоохранительные органы глубоко вовлечены

в хозяйственную активность и являются одними из важнейших ее субъектов в

нынешней России. Иначе говоря, они, во-первых, заняты не свойственной им

деятельностью, во-вторых, коррумпированы. Естественно, при этом они не

могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики и выступать

арбитрами при разрешении возникающих конфликтов. Тогда последние

улаживаются неформальными структурами.

2.2. Условия формирования “теневой” экономики

Условия для “теневой” экономики формируются общим состоянием экономики.

Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности,

возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках

привели к созданию условий для развития “теневой”, в том числе криминальной

экономики.

Большое внимание проблемам “теневой” экономики уделяется и в зарубежных

странах. При этом применяется множество различных методов количественной

оценки масштабов “теневой” экономики (выборочные обследования, результаты

проверок налоговых и других органов на основе расхождений в официальной

статистике между данными по производству и по потреблению, на основе

разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости,

рассчитанным другими способами, монетарные методы, реконструирующие размеры

“теневой” экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде

других сфер).

В результате применения различных методов были получены и публиковались

следующие оценки масштабов “теневой” экономики (в % к ВВП) по странам,

различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии - от 4

до 9 %, по Бельгии - от 2 до 20 %, по Франции - от 6 до 9 %, по ФРГ - от 3

до 15 %, по Великобритании - от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.

2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере

В финансовой и банковской сфере развитию “теневой” экономики

способствует ряд факторов экономического и нормативно - правового

характера. К числу основных из них можно отнести следующие.

1. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в

условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств

клиента.

2. До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и

административной ответственности за нарушения предприятиями,

организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью

и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая

ответственность:

3. за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими

юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации

предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем

порядке;

- за несоблюдение согласованных с кредитной организацией

условий расходования на месте поступающих в кассу

предприятия наличных денег, а также их использования без

согласования с обслуживающим банком;

- за препятствование предприятиями проведению проверок

кредитными организациями соблюдения установленных условий

работы с денежной наличностью;

- за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских

документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.

4. Предприятия и организации имеют возможность открывать множество

счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные,

аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и

другие), что создает дополнительную возможность нарушения

очередности платежей.

5. Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в

частности долговых обязательств.

6. Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для

функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и

объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских

кредитов.

7. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и

проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.

8. Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах,

причастных к совершению экономических преступлений или

правонарушений.

9. В значительной степени не регламентировано обращение капиталов

внутри финансово-промышленных групп.

Сохраняется тенденция распространения мошеннических операций в кредитно-

финансовой сфере, в том числе связанных с незаконным предоставлением

банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты,

оформлением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный

вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств

в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а

также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные

преступления.

Более 2/3 всех выявленных за последнее время органами ВЭК России

нарушений валютного законодательства являются следствием

неудовлетворительного или недобросовестного осуществления коммерческими

банками функций агентов валютного контроля. Причем почти треть всех

выявленных нарушений действующего законодательства приходится на неполноту

и искажения банковского учета и отчетности по валютным операциям, а одна

пятая обусловлена осуществлением коммерческими банками разного рода

капитальных валютных операций без соответствующих разрешений (лицензий)

Банка России.

Следует отметить, что Банк России, последовательно реализуя свои

законодательно установленные функции, такие как банковский надзор, валютное

регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию

“теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.

Банк России принимает непосредственное участие в работе над рядом

законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в

Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и

кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу,

направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в

банковскую систему страны. В частности были подготовлены “Методические

рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения

доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные

организации“. В указанном документе особое внимание уделено основным

принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных

отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень

подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций,

в том числе операций с денежными средствами в наличной форме.

В целях защиты интересов инвесторов, банков и их клиентов и в

соответствии с банковским законодательством и федеральным законом “О рынке

ценных бумаг“ Банк России приказом от 28.08.97 N 02-372 утвердил Положение

“Об организации внутреннего контроля в банках“. Его действие

распространяется на коммерческие банки и небанковские кредитные организации

- профессиональные участники финансовых рынков.

Вместе с тем возникает необходимость в принятии ряда других

законодательных актов, препятствующих развитию “теневой” экономики в

финансовой и банковской сфере.

2.4. Рынок ценных бумаг

На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде

мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных

бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования

служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными

бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в

крупных и особо крупных размерах.

Одним из каналов “теневой” экономики является практически

бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам

на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг

российский предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники

(“однодневки“) с использованием механизма так называемых депозитарных

расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных,

отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.

Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом

оценить объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за

деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется

возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых

правонарушений и судебная практика по делам такого рода.

Одной из областей российского финансового рынка, в которой проблема

перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера

вексельного обращения. Существующая система правового регулирования

вексельного обращения и сложившаяся в стране практика выпуска и обращения

бланковых векселей позволяет, используя векселя, не платить налоги. Расчеты

дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей

государство недополучает сумму, равную 50 % номинала каждого векселя без

учета НДС, что только в 1996 году составило около 150-170 трлн рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.