рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Факторы, влияющие на экономическую политику государства

Масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как

экономического порядка (уровень экономического развития, уровень

экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль

государства в обществе, социальный менталитет). Вмешательство государства в

рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в

таких масштабах, которые способствуют повышению экономической

эффективности./4/

Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки

зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот

вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы (

считают, что рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный

экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется

вмешательство государства) или сторонники неоклассических теорий (Они

утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен — лучшие механизмы

установления экономического равновесия.) Но в любом случае надо иметь в

виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не

ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который,

давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного

эффекта в другой./5/

Экономическая политика как экономическое явление.

Закономерность развития экономической системы заключается в том, что

структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время

приводит к тому, что во взаимодействие вступает все большее число

экономических аспектов, явлений, обстоятельств./2/

В результате перехода рынка на новый более качественный уровень, сам

рыночный механизм становиться не в состоянии поддерживать

макроэкономическое равновесие в условиях дальнейшего роста рыночной

экономики. Следовательно, государственные меры должны были выйти за рамки

нейтрального поведения в роли “ночного сторожа”. Экономика стала нуждаться

в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее

название “экономическая политика”./2/

Экономическая политика государства - совокупность мер, направленных на то,

чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или

непосредственно предопределить их протекание. Экономическая политика

является решающим средством поддержки политического курса страны. /1/

Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения

хозяйственной ситуации - с одной стороны, и перемены экономического

мышления — с другой. Оба момента взаимосвязаны, но в то же время они

обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества

экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку другими становятся

представления о ценностях. В связи с этим даже традиционные задачи нередко

принято решать с новых позиций./1/

Экономический либерализм и этатизм.

Экономический либерализм. Господство частной собственности, стремление к

максимизации прибыли и конкуренция порождают значительные сложности в

совмещении рынка с государственным регулированием. Господствовавшая в

развитых странах на протяжении большей части XIX в. доктрина либерализма, в

которой теория и практика рыночного саморегулирования нашли наиболее полное

воплощение, отводила государству крайне ограниченное место в экономике.

Принцип раннего либерализма—“laissez faire”, что можно перевести примерно

так: “Пусть делают все, что хотят”. Он получил наиболее полное воплощение в

Великобритании в середине XIX в., откуда и пошло определение неограниченных

и нерегулируемых рыночных отношений как “манчестерского либерализма”./1/

Идейный фокус либеральной доктрины—свобода. Свобода означает, во-первых,

равные экономические возможности для всех, то есть право для каждого

начинать экономическую деятельность в соответствии со своими возможностями

и интересами и беспрепятственно осуществлять ее в рамках закона, и, во-

вторых, служит условием существования конкуренции и эффективного

распределения ресурсов. Экономическая свобода, однако, отнюдь не

предполагает отсутствие правовых, социальных и иных разумных ограничений на

хозяйственную деятельность.

Либеральная доктрина прошла длительный путь развития и трансформации,

сохранив, однако, заложенные в ее основу принципы свободы, равных стартовых

возможностей, безусловного уважения прав индивида, законности и

ограниченной роли государства. Но трактовка этих принципов и требования к

полноте их реализации менялись. Возникший на рубеже XIX и XX вв.

“социальный либерализм” допускал активное участие государства в социальной

сфере, что неминуемо привело к признанию определенных позитивных

возможностей государства в экономике./1/

Этатизм (от франц. слова etat—государство) – форма государственнических

идеологий, главный идейный соперник либерализма в экономической практике

начиная с первой трети XX в. Идейный фокус - подчинение экономической

деятельности государства. На рубеже XIX—XX вв. это было характерно для

стран, отставших в своем развитии (в т. ч. для России, Германии, Японии).

Но позже этатизм превратился в глобальную экономическую тенденцию.

В этот период необходимость развития крупномасштабного, массового и

стандартизированного производства, требующего концентрации ресурсов, наряду

с принципиальным увеличением значимости социальной сферы создали

предпосылки и потребности усиления государственного регулирования

экономической деятельности. Одновременно впервые в истории возникли

возможности для управления экономикой из единого центра. ( т.е.

коммуникации, связь и транспорт, позволившие объединить народное хозяйство

в единое целое.)

Идея государственного регулирования экономики основана на представлении о

возможности и желательности в той или иной степени централизованного

управления производством и распределением материальных благ. Таким образом,

предполагается ускорить развитие экономики, обеспечить быстрые и

крупномасштабные сдвиги в производственной, военной и научно-технической

сферах и уменьшить социальное неравенство. Государственное регулирование (в

крайних его формах—огосударствление экономики) опирается на принципы,

противоположные рыночным. Государственная собственность в той или иной

степени занимает место частной, эквивалентность обмена заменяется

целенаправленным экономическим или административным регулированием цен и

финансов, конкуренция нарушается поддержкой нерентабельных производств или

государственным монополизмом. Даже в рыночной экономической среде

государственное регулирование всегда осуществляется через те или иные формы

нарушения, ограничения или “исправления” действия рыночного механизма.

Этатизм, в отличие от либерализма, объединяет значительно более разнородные

по социально-экономическому и политическому содержанию теории и направления

практической деятельности. Но в их основании всегда лежит активное

использование рычагов государственного воздействия на народное

хозяйство./1/

В демократических странах этатизм способствовал крупным структурным

сдвигам, ускорению роста и социальной стабилизации, но, в конце концов,

обернулся бюрократизацией и нарастанием социального иждивенчества.

В 70-х годах возникает потребность в возрождении динамичных и конкурентных

форм экономической деятельности. Возникает неолиберальная экономическая

политика. Государство сохранило активное и в основном позитивное влияние на

социальную, научно-техническую и другие сферы. В отличие от “классического”

капитализма, современное государство способно эффективно воздействовать на

макроэкономические процессы через денежно-кредитные и другие финансовые

рычаги с минимальным вмешательством на микроуровне./1/

Государственное регулирование в современной экономике.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-

экономической системе экономика в той или иной степени регулируется

государством в лице государственных органов.

В странах с рыночной экономикой, в отличие от стран с централизованной

экономикой, степень вмешательства государства и его органов в экономическую

деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит

преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику

посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных

платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот,

кредитования, осуществления государственных социальных и экономических

программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в

условиях рыночной экономики обусловлена присущей ей разновидностью форм

собственности на средства производства — частной, акционерной,

коллективной, включая право собственности на землю. Право собственности

обеспечивает относительную независимость собственников государства и его

органов управления.

Отметим, что государственное регулирование экономики может быть направлено

как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов

экономической деятельности, таких как производство и торговля наркотиками,

оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских

хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной

деятельности).

Государственное регулирование ставит своей главной целью соблюдать интересы

государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не

забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем,

чтобы в условиях экономической своды общественные интересы не были ущемлены

устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей,

монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование

направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей

среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы. Существуют,

применяются разнообразные формы государственного регулирования экономики,

из которых мы рассмотрим только самые важные и главные.

Непосредственное государственное регулирование ряда отраслей, объектов в

форме управления применяется по отношению к предприятиям организациям,

имеющим важное значение для экономики и общества, представляющим

общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной

поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические (в

особенности атомная энергетика и объекты единой энергетической системы),

заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные

ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования,

здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие

окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие

общегосударственные функции. Подобные объекты, предприятия, организации

чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности./5/

Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных

объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок,

введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении

воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Понятно, что, изменяя в

ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или

замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть

главный источник доходов государственного бюджета, создающий финансовую

базу социальной политики./5/

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на

денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный

банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать

предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через

учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые

центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и

другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки

и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы,

бороться с высоким уровнем инфляции./5/

Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы

обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по

различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам,

социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные

ассигнования, а другим — меньшие. Кроме того, государство обладает

возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в

бюджет, регулируя, таким образом, денежное обращение и денежные накопления.

Государственное регулирование затрагивает и установление предельно

допустимого дефицита государственного бюджета. Бюджетное регулирование

распространяется и на перераспределение средств между федеральным и

региональными бюджетами. Сюда же относится управление государственным

долгом./5/

Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что

государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их

повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть

компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной

экономики государство вправе само назначать цены. Иногда ценовое

регулирование проявляется в форме установления предельных уровней

рентабельности для предприятий-монополистов./5/

Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение

социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо

защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание

уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая

государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие

возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, другим нуждающимся в

содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей.

Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий.

Это одна из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики

государством. Государство не имеет возможности, да и не призвано создать

социально желаемые условия жизни для всех людей. но способно лишь

посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного

перераспределения национального дохода стремиться не допускать острого

социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем

слоям населения, которые лишены возможности обеспечить себя

самостоятельно./5/

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно

осуществляется посредством государственного законодательства о труде и

занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда,

соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату

пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы

оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных./5/

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды

предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за

загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных

природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы

устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление

окружающей среды./5/

Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или

даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области

естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство

предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание

условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный

государственный реестр предприятий-монополистов./5/

Государственное внешнеэкономическое регулирование — это обширный спектр мер

и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и

импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками,

пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из

страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания

экономических интересов страны, покушения эффективности внешнеэкономических

связей, обеспечения экономической безопасности. Составной частью

внешнеэкономического регулирования является таможенное регулирование в виде

прямых и косвенных методов воздействия на экспортирование и импортирование

товаров. Таможенные пошлины и сборы, как отмечено выше являются частью

налогового регулирования./5/

Несостоятельность государственного сектора.

Государство в современной рыночной экономике — это и предприниматель, и

крупный инвестор, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно

участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и

услуг./5/

Но практика показывает, государство не всегда справляется с теми задачами,

решения которых ждет от него общество. Эти неудачи в экономической теории

обозначаются словом “failures”, которое в контексте рассуждений государстве

обычно переводится как “провалы”, “фиаско”, “несостоятельность” или

“дефекты”./5/

“Провалы” государства - это возможность принятия государственными органами

таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки

зрения интересов общества. Необходимо подчеркнуть, что здесь речь идет не

об ошибках или коррумпированности государственных чиновников, а о

проявлении самой природы государственных органов./5/

К “провалам” государства относятся следующие:

1. Недостаток объективной информации для принятия оптимальных или

желательных для общества решении. Взаимоотношения государственных органов и

негосударственных экономических организаций строятся таким образом, что

последние всегда стремятся манипулировать информацией, поступающей в

государственные органы. Например, приступая к крупным экономическим

проектам, например, к финансированию строительства большого предприятия

совместно с частным капиталом, государственные органы хуже знают состояние

и перспективы рынка, чем частные предприниматели, которые работают на этом

рынке./4/

2. Бюрократизм в принятии экономических решений. Современное государство

является очень сложным социальным организмом, и принятие решений всегда

требует длительных и трудных согласований между различными ведомствами.

Сложная процедура сбора информации и согласования зачастую оборачивается

неспособностью государства принять своевременное и желательное для общества

решение./4/

3. Недостаток контроля общества над бюрократией. Это самый существенный

“провал” государства. В силу профессионализации управленческих функций и

многих других причин высшие государственные структуры, особенно не

избираемые исполнительные органы, приобрели известную автономность от

общества даже в самых демократических странах. Это позволяет бюрократии в

процессе экономического управления преследовать собственные цели, чаще

всего—цели упрочения своего высокого положения в обществе, получения

дополнительного государственного финансирования и расширения (увеличения)

бюрократических структур. Государственные органы часто ведут своеобразный

“торг” между собой в связи с принятием важных экономических решений.

Например, какая-либо структура исполнительной власти добивается согласия

других органов на поддержку ее экономических инициатив в парламенте в обмен

на содействие в решении других вопросов. В современной теории это

называется “бюрократический рынок”. Поэтому решения, которые принимают

государственные органы, часто служат интересам огромного государственного

аппарата или его частей, а не общества в целом./4/

4. Несовершенство политического процесса. В современном демократическом

обществе принятие экономических решений очень тесно увязано с политическими

интересами властных структур и организаций. Примером могут служить

экономические последствия избирательного цикла: перед выборами

государственные органы склонны смягчать экономическую политику, например

увеличивая социальные льготы, и избегают непопулярных мер. Трудные

экономические решения обычно переносятся на начало следующего

избирательного цикла. Еще одним примером влияния политического процесса на

экономику является лоббирование региональных интересов в ущерб интересам

всего общества./4/

5. Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в

государственной управленческой или производственной структуре. В отличие от

частного предпринимателя, руководитель государственной структуры испытывает

значительно меньшее давление со стороны конкурентов и не сталкивается с

угрозой разорения. Поэтому он меньше заинтересован в том, чтобы

максимизировать разницу между затратами возглавляемой им структуры (оплатой

работников и служащих, расходами на сырье, материалы и энергоносители и т.

д.) и результатами ее деятельности, например рыночной стоимостью

произведенной продукции. Напротив, предпосылкой “выживания” государственных

структур часто является именно наличие огромных штатов и большого

бюджетного финансирования: чем крупнее структура, тем труднее государству

ее реорганизовать или ликвидировать. Поэтому расширение, а не экономическая

эффективность или удовлетворение потребностей общества является главным

мотивом деятельности государственных структур./4/

Факторы, влияющие на экономическую политику государства на примере 2003

года.

Экономическое развитие страны в 2003 г. представляет интерес не только само

по себе, но и с точки зрения итогов деятельности правительства, впервые в

новейшей российской истории просуществовавшего полный электоральный цикл.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.