рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Частное предпринимательство в XIX веке

мукомольное товарищество». Для нее было сооружено 5-этажное деревянное

здание, мельница располагала железнодорожными подъездными путями. В

оборудование мельницы входили 15 вальцовых станков, паровые машины

мощностью в 350 л.с. Основной капитал составлял 315 тыс. руб., с 1910 г. -

545 тыс. руб. (запасной -102 тыс. руб.). Суточный размол зерна достигал 3-4

тыс. пуд., годовой - полутора миллионов пудов. Основателями торгового дома

и мельницы были крупные предприниматели в первом поколении, выходцы из

крестьян-торговцев - Лобастов из Барнаульского уезда и Корольков из

Буйского. Распорядителем же стал переселившийся в Новониколаевск

барнаульский купец 2-й гильдии А. Зорин, дела которого, судя по всему, шли

под

Новониколаевск стал притягательным центром для предприимчивых людей ил

разных уездов Сибири и Европейской России. Одним из первых в 90-е годы

перенес сюда центр своей деятельности известный по всей Сибири купец 1-ой

гильдии, владелец мукомольной мельницы, торговец хлебом и мануфактурой граф

Жернаков из небольшого городка Колыван. За ним последовали барнаульские

купцы Маштаковы, Суриковы. В целом в составе Новониколаевской буржуазии

оказалось немало выходцев с Алтая, как из числа гильдейских купцов, так и

крестьян.

В 1905 г. в Новониколаевске возникла самая большая мукомольная фабрика

Сибири - «Алтайская фабрично-промышленная компания». Основателями этого

товарищества стали царицынские купцы Туркины и иркутский купец И. Кулаев.

Основной капитал составлял 450 тыс. руб., в 1907 г. увеличившийся до 800

тыс. руб. Мощность трех работавших на фабрике паровых двигателей превышала

900 л.с., размер суточного размола зерна достигал 7-8 тыс. пудов. 240

рабочих трудились там в три смены, по 8 часов каждая. Продукцию

товарищество сбывало в основном в Восточной Сибири, в Иркутске имело

макаронную фабрику.

В 1914 г. «Алтайская фабрично-промышленная компания» была преобразована из

товарищества в акционерное общество с основным капиталом в 1 млн. руб.

Контрольный пакет акций находился в руках Н. Туркина, одновременно

являвшегося и директором-распорядителем, и А. Кагана - в прошлом двинского

купца 1-й гильдии. Часть акций общества приобрел Русско-Азиатский банк, его

представители входили и в правление акционерного об-

щества. В годы Первой мировой войны «Алтайская фабрично-промышленная

компания» получила крупные заказы от интендантства, основной капитал

общества возрос до 2 млн. руб., а производство муки достигло 3 млн пуд. в

год.

Головную производительность свыше миллиона пудов имели и некоторые другие

мельницы Новониколаевска: Луканина, Родзннекого, 4 Южно-Алтайское

мукомольное товарищество». В 1912 г. 8 крупчатных мельниц города произвели

продукции на 7,4 млн руб. (при средних ценах на крупчатку, составлявших в

Новониколаевске и Томске с 1900 по 1909 г. от 1 руб. 30 коп. до 1 руб. 40

коп. за пуд, а с 1910 по 1914 г. -от 1 руб. 50 коп. до 1 руб. 60 коп.). Ряд

мельниц размещался в пригородах. Крупнейшая из них, в с. Бердском,

принадлежавшая Гороховым, перемалывала в 1,2 -1,5 млн пуд. зерна. Причем

сама мельница возникла еще в середине XIX в. н была старше Ноюниколаевска.

Исследователи особо выделяют такой факт в истории мукомольной

промышленности города, как создание в 1914 г. синдиката, в который вошли

три наиболее крупные мукомольные компании: «Алтайская фабрично-

промышленная», Ново-Николаевское крупчато-мукомольное товарищество» и

4Южно-Алтайское мукомольное товарищество». Все три компании пользовались

покровительством со стороны местных отделений банков, открывших им кредиты.

По масштабам производства, техническому уровню, формам организации капитала

мукомольная промышленность Новониколаевска в Сибири была наиболее

передовой. Думается, Новоннколаевск того времени можно отнести к

значительным центрам не только сибирского, но и общероссийского мукомолья.

Как и во второй половине минувшего века, в начале XX столетия высокое

качество продукции сибирских мельниц находило широкое признание. Многие из

них были участниками региональных, всероссийских и международных выставок.

Сибиряки же придавали особое значение качеству хлеба, да и кухня

традиционно была здесь мучной, при малом потреблении картофеля. Еще одна

особенность сибирского потребительского рынка и рациона питания жителей,

особенно крестьян-старожилов, - преобладание белого хлеба и весьма

незначительное потребление черного. Известно распространенное в тот период

высказывание сибиряков-старожилов: «Мы, • сибирские, белый хлеб едим, да в

сапогах ходим, а вы, расейские, черный хлеб едите, да в лаптях ходите»...

Из истории Российских выставок

Год 1831-и. Шесть залов Большого Кремлевского Дворца были предоставлены для

выставки промышленных товаров с высочайшего соизволения императора Николая

I Первую Московскую выставку отечественной промышленности торгово-

промышленные круги подготовили за две недели. Там было все: от станков, на

которых производили гобелены и делали ковры, до изящных рисунков и

скульптур художественно-промышленных и рисовальных школ и училищ. Николай I

был настолько поражен, что дал обед в честь экспонентов. Каждый третий

участник выставки получил награду «За состояние производства и за влияние

на жизнь страны», а лучшие мастера — денежные вознаграждения.

Предприниматели и ремесленники почувствовали, что они нужны государству.

Год 1836-й. Император утвердил государственный план проведения губернских

выставок. К каждой такой выставке Министерство финансов России издавало

подробные историко-статистические обзоры отечественной промышленности с

целью отметить «успехи в той или другой области русского творчества и

труда, облегчить ознакомление с представленными на выставку предметами,

дать руководящую нить среди огромного количества и разнообразия

экспонатов». По результатам выставок публиковались «списки экспонатов,

удостоенных похвальных наград». Продукция наилучшего качества отмечалась

наивысшей наградой — правом изображения Государственного герба на товарном

знаке производителя, а образцы работ поступали в Музей Департамента

мануфактур. Это было самой большой гордостью для производителя.

Свидетельство создало о большом государном признании Награды присуждались

«за весьма чистую отделку, новейший фасон доступные цены», «застояние

производства и влияние на жизнь страны», «за национальную самобытность к а

также е условиях огромного государства «не столько по достоинству товара,

сколько с возникновению и существованию в отдаленном праве Помимо права

изображения государственного герба России выставки награждаются дипломами

I, II, III. разряда, Золотой. Серебреной, Бронзовой медалями и почетными

грамотами Никто не оставался незамеченным. Гордость за свое дело не

позволяла предпринимателям на следующую выставку привозить те же товары.

Надо было удивить чем-то новым.

Год 1851-й. Россия впервые принимает участие в Международной промышленной

выставке в Лондоне, девизом которой были слова: «Пусть все народы работают

совместно над великим делом — совершенствованием человечества». После

Лондона были всемирные выставки в Париже, Чикаго. Филадельфии. И отовсюду

Россия привозила Гран-при Участие российских деловых людей во всемирных

выставках и международных ярмарках принесло нашему отечеству заслуженную

славу и всеобщее признание.

Год 1882-й. В Москве на Ходынском поле открылась одна из крупнейших

отечественных художественно-промышленных выставок, о которой критик В. В.

Стасов сказал: «Нынешняя всероссийская выставка — одна из самых блестящих,

какие мне случалось видеть. Я даже думаю, что из всех русских выставок,

какие только у нас до сих пор бывали, эта самая капитальная и самая

великолепная выставка». Вся Россия — даже отдаленные провинции —

представила образцы своих местных изделий

Предприниматели ревниво относились к оформлению своих экспонатов и целых

павильонов. Среди частных сооружений выделялись богатством отделки

павильоны купца Ланина и известного промышленника, фабриканта

отечественного фарфора — Кузнецова.

Внимание публики привлекала витрина железоделательного завода П. А.

Губонина и К° К середине XIX веча русские металлы, особенно русское железо,

заслужили себе первенство своими отличными качествами, но выделка этого

материала долго еще оставляла желать лучшего и значительно уступала выделке

английского и шведского железа, так что много и много лет существовало в

высшей степени ненормальное и невыгодное для России положение, в котором

наше железо в грубом виде шло по дешевым ценам на иностранные заводы и

возвращалось к нам обратно уже дорогим и снабженным английскими и другими

клеймами. Убыточность такого хозяйства трудно определить — так она

громадна, она выражалась даже не в миллионных, а в миллиардных цифрах. Но с

конца 50-х годов прошлого века картина нашей горнозаводской промышленности

стала меняться Россия приступила к постройке своей колоссальной сети

железных дорог, акционерная компания обязана была обращаться к своим

заводам и, открыв громадный спрос, усилив этим производительность,

подвинула вперед и технику производства. Русские рельсы, русское листовое и

штучное железо к последней четверти прошлого столетия не только стало

наравне с иностранным, но даже значительно перещеголяло это иностранное и

быстро вытеснило его со своих рынков. Выделанное оусское железо перешло

пределы своего отечества, оно появилось не только на российских, но и на

всех выставках, заслужило там пальму первенства, оно потребовалось там уже

не как сырой грубый материал, как прежде, а уже обработанным, выкованным,

готовым предметом железо-строительного дела.

Отдел изобразительного искусства, насчитывающий около 950 произведений,

стал значительным событием в художественной жизни России. Здесь

экспонировались произведения таких замечательных русских художников, как К.

П. Брюллов, В. М Васнецов, В. В. Верещагин, И. Е. Репин и др.

Выставка стала поистине национальным праздником, местом синтетического

взаимодействия искусств, и не только архитектуры, скульптуры, живописи,

садово-паркового ландшафта, но и музыки, театра, балета Серию концертов дал

симфонический оркестр под управлением А. Рубинштейна.

За 4 месяца работы выставки ее посетили более 1 миллиона человек

Интересна судьба уникального выставочного комплекса. Дважды, в 1885 и в

1891 году, в выставочных павильонах размещались: ремесленная и затем

французская; торгово-промышленная выставки. В 1894 году центральное

выставочное здание было разобрано и перевезено в Нижний Новгород для

следующей Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года.

Год 1896-й. 26 мая в Нижнем Новгороде одновременно с Нижегородской ярмаркой

состоялось торжественное открытие Всероссийской промышленной и

художественной выставки — шестнадцатой пс счету и крупнейшей в

дореволюционной России. Идея устройства этой выставки принадлежала видному

государственному деятелю министру финансов России С. Ю. Витте.

Финансирование осуществлялось из государственного бюджета. Расходы вдвое

превысили смету и составили 8817234 рубля 67 копеек Зна-чительная часть

денег ушла на сооружение выставочных павильонов в русском стиле разных эпох

и местностей Доходы от выставки не превысили 300000 рублей. Но благодаря

выставке в Нижнем Новгороде были проложены новые мостовые, расширено

водоснабжение, сооружены новый мост, новый, театс и новое здание Окружного

суда. пущен первый в России трамвай, путь которого пролегал от

железнодорожного вокзала к территории выставки. Вокруг выставки для

удобства посетителей была проложена электрическая дорога. Любознательные

граждане получили возможность познакомиться с самой молодой отраслью

промышленности — электротехникой, с достижениями добывающих отраслей,

сельского хозяйства, лесоводства, горного дела, с заводскими и фабричными

производствами, художественно-промышленными и кустарными изделиями.

Пивовары и виноделы не только демонстрировали свою продукцию, но и давали

попробовать. Некоторые павильоны были настолько художественно поданы, что

не наградить их за такую подачу было просто невозможно. Не были забыты и

такие сферы жизни общества, как благотворительность, народное образование и

искусство. В художественном отделе экспонировались работы русских

художников и скульпторов.

Проведение внутри российских ярмарок в Нижнем Новгороде, Архангельске,

Тюмени, Ирбите и других городах стимулировало развитие внутреннего рынка и

влияло на определение мировых цен на товары. Отечественные выставки на

протяжении всей своей истории являлись барометром состояния российской

промышленности, важным фактором ее экономического развития, проводились при

моральном, финансовом. организационного содействия государственных и

финансово-промышленных структур.

Год 1916-й. В этом году должна была состояться Всероссийская художественно-

промышленная выставка в Москве. Но в силу экономических и политических

условий провести ее не удалось.

Развитие тяжелой промышленности и заводчики

Пути развития России были предметом долгих дискуссий между "западниками" и

"почвенниками", выступавшими против индустриализации страны, за сохранение

традиционного крестьянского уклада жизни. Наиболее резонный ответ прозвучал

из уст Саввы Тимофеевича Морозова на Нижегородской ярмарке 1896 года: "У

нас много заботятся о хлебе, но мало о железе, а государство надо строить

на железных балках".

Эта мысль была высказана в конце XIX века, однако еще в середине века

российские предприниматели дали практический ответ, сосредоточив усилия на

развитии металлургии и машиностроения. Хотя горно-металлургическая

промышленность России была создана еще в XVIII веке усилиями таких

предпринимателей, как Демидовы, Строгановы, Яковлевы, Баташевы и другие, но

к началу XIX века позиции были во многом утеряны. Страна, которая прежде

экспортировала в год до 3 млн. пудов железа в Англию, испытывала

значительный недостаток черных и цветных металлов. Особенно потребности в

них возросли с началом железнодорожного строительства в России.

Среди тех предпринимателей, кто практически откликнулся на запросы

экономики, имена Н.И.Путилова, П.М.Обухова, Л.Нобеля, Бромеля, Дж.Юза и

других, о которых, однако, до сих пор известно было немного.

Большой интерес представляет яркая судьба Николая Ивановича Путилова (1820-

1880), инженера-предпринимателя. Выходец из мелкопоместного дворянства, он

получил образование в Морском корпусе, служил чиновником

кораблестроительного департамента. В период Крымской войны отличился тем,

что в короткий срок обеспечил организацию строительства канонерской

флотилии, защитившей Кронштадт.

Уволенный в отставку Путилов занялся строительством железоделательных

заводов в Финляндии. В 1864 году совместно с Обуховым начал строить

металлургический завод на Неве (позже Обуховский).

В 1868 году им был куплен железоделательный завод в Петербурге, названный

позже Путиловским (в советское время - Кировским), который стал его главным

детищем. Завод, основанный еще в 1801 году, был казенным, нерентабельным и

практически бездействовал. Получив заказ казны на производство 2 млн. 800

тыс. Пудов рельсов, Путилов энергично взялся за восстановление

производства, проявил чудеса изобретательности. Так, главным его

изобретением, давшим огромный эффект, стала технология производства рельсов

со стальной головкой, продукция получилась качественная и обходилась

заметно дешевле заграничной.

Производство быстро росло и расширялось, одним из первых в России Путилов

взялся за производство сложных машин, паровозов, вагонов и других, для чего

требовались квалифицированные мастеровые. Он открыл при заводе школу для

детей и вечерние классы для взрослых, где преподавали геометрию, черчение,

технологию, сумел наладить с рабочими особые, неформальные отношения,

заботился о них, завоевав большой авторитет. По мышлению и кругозору

Н.И.Путилов значительно опережал свое время.

Прокатное и машиностроительное производство развивались весьма успешно,

принося Путилову большие прибыли и славу победителя. Так бы успешно

налаженное дело катилось и дальше, тем более что заказов не убавлялось.

Однако как истинного предпринимателя его это уже удовлетворить не могло, и

он параллельно занялся осуществлением грандиозного проекта - сооружением

Морского порта в Петербурге, так необходимого городу.

Задумав построить порт с морским каналом и железной дорогой, очертя голову

он бросился в дело, не дождавшись даже правительственной гарантии, без

которой поднять такое большое дело было, по сути, невозможно. Правительство

не захотело взять на себя расходы, пришлось изыскивать средства на

заводском производстве, задерживать зарплату рабочим, что создало

напряжение, но не решило проблемы. Крупные финансисты предпочли смотреть со

стороны, как разоряется удачливый во всех начинаниях Путилов.

Побывав на вершинах славы, он закончил жизненный путь, когда его дела были

в расстройстве. Однако он создал огромное производство; завод, став

акционерным обществом, продолжал быстро развиваться. Морской порт был

позже достроен, а имя Путилова было заслуженно увековечено в названии

одного из крупнейших в стране заводов.

В истории российского предпринимательства XIX века особого внимания

заслуживает железнодорожное строительство. Значение строительства выходило

за рамки технических и экономических новаций, это был определенный прорыв в

цивилизованный мир, о котором мечтали прогрессивные люди России. В эпоху

"великих реформ" железнодорожное строительство играет ведущую роль в

экономическом развитии страны. При поддержке правительства капитал

устремляется прежде всего в эту область. В 1857 году сеть железных дорог

составляла 671 версту, в 1867 году - 3 408, в 1876 году - 16 700 верст. На

эти цели шло три четверти всех капитальных вложений в народное хозяйство.

Железнодорожное строительство требовало больших капиталов и на первых порах

их можно было привлечь только из-за границы, а это требовало от

правительства политики поощрения частной инициативы. Почти все

строительство проводилось в порядке выдачи концессии предпринимателям,

которым государственная казна гарантировала верный доход и еще давала

субсидии.

Среди строителей железных дорог - имена таких крупных предпринимателей, как

С.С.Поляков, Ф.В.Чижов, И.А.Лямин, С.И.Мамонтов, М.А.Горбов, И.С.Морозов и

др.

В дореволюционной истории железнодорожного строительства можно выделить два

этапа. Первый подъем относится к концу шестидесятых - началу семидесятых

годов, потом железнодорожная горячка пошла на убыль. С начала 90-х годов

наметилось оживление, перешедшее в новую волну. Именно на этот период

приходится строительство знаменитого Транссибирского пути. Эта самая

крупная в мире железная дорога строилась в чрезвычайно сложных условиях и в

рекордно короткие сроки - 15 лет (1891-1905) были введены все ее участки.

Средний темп укладки пути составлял 642 версты в год, что значительно

превышало темпы строительства Канадской железной дороги (сопоставимой по

масштабам и условиям) с высшей в мире скоростью ведения работ - 438 верст в

год. Следует заметить, что установленный рекорд до сих пор не превзойден в

России (темпы строительства Байкало - Амурской магистрали были значительно

ниже). Транссибирский путь имел огромное значение для экономического

развития восточных районов страны.

Дорога строилась государством, но для российских предпринимателей это были

горячие годы. Основные заказы распределялись между заводами европейской

России и за границей, хотя и для сибирских промышленников нашлось немало

работы. Среди них наиболее известны имена М.Д.Бутина, К.В.Арцыбашева,

М.Л.Томара, И.Е.Глотова.

Следует сказать о политике царского правительства в области промышленности.

Оно не только не ограничивало монополизм (антимонопольное законодательство

в революции так и не появилось, первый закон был принят лишь в 1992 году -

ровно 100 лет спустя после принятия его в США), но своей протекционистской

политикой только способствовало этому. Протекционизм, в частности,

проявляется в том, что русские промышленники получали казенные заказы по

ценам заметно выше средних рыночных. Так, при размещении заказов на рельсы

для Транссибирской магистрали казна договорилась с русскими заводчиками на

поставку по два рубля за пуд, в то время как английские фирмы соглашались

поставлять рельсы по 75 копеек за пуд.

Протекционизм оказывал определенное положительное воздействие на экономику,

помогая молодой российской промышленности "стать на ноги", выдерживать

конкуренцию фирм из развитых стран. Однако стратегически политика

протекционизма была ущербной для страны, поскольку задерживала технический

прогресс, усиливала технологическую зависимость от Запада, и это - при

наличии сильной инженерной школы в стране.

Нельзя не сказать и о роли казенной промышленной промышленности царской

России, созданной еще Петром I. Казенное хозяйство не было отличительной

чертой только России, оно осуществлялось и в других европейских странах,

правда в других масштабах. Главная причина сохранения казенных заводов

заключалась в необходимости обеспечения армии и флота вооружением и

обмундированием.

В России казенные заводы принадлежали в основном двум министерствам -

морскому и военному. В ведомстве морского министра, в частности, находились

такие известные заводы Петербурга, как Адмиралтейский, Балтийский,

Ижорский, Обуховский, а у военного министра - Сестрорецкий, Тульский,

Ижевский оружейный, Пермский орудийный и др. Их отличительная особенность

заключалась в том, что они никогда не прогорали. Министр торговли и

промышленности С.И.Тимашев заявив в думе: "Казенные заводы имеют одно

преимущество перед частными - они не могут обанкротится".

Это важное "преимущество" на деле стало одним из главных тормозов развития

и роста эффективности казенного хозяйства, причиной вопиющей

бесхозяйственности, казнокрадства. Не проходя испытания рыночной

конкуренцией, казенные заводы не имели сильных стимулов для

совершенствования производства, внедрения достижений технического

прогресса.

На содержание казенного хозяйства правительство и чиновников толкали и

чисто политические, антибуржуазные по духу соображения. Правящие круги были

напуганы тем, что процессы монополизации в частной промышленности захватили

и заводы, отчасти работавшие на оборону. Они боялись, что капиталисты в

одночасье откажутся выполнять заказы, связанные с перевооружением армии и

флота. Таким образом с помощью казенных заводов хотели регулировать "волчьи

аппетиты" монополий.

Следует отметить, что на казенных заводах при строительстве военных судов и

выполнении других заказов денег по сути не считали и стоимость заказов

определялась по фактическим затратам, которые, естественно, завышались

администрацией, поскольку от этого зависел и размер получаемых премий (они

обычно составляли 10% от полученной прибыли). Этот принцип "затратной

экономики" был целиком воспроизведен и в советской военной промышленности.

После революции ничего менять по сути не пришлось, казенные заводы даже не

национализировались, просто в заводоуправления пришли представители

пролетариата, которые, используя знания прежней технической интеллигенции,

продолжали дело методами, носившими не буржуазно-хозрасчетный, а казенно-

административный характер.

В рассматриваемом периоде истории российского предпринимательства нельзя

обойти вопрос о народном, мелком предпринимательстве, которое имело давние

корни и значительные масштабы. По сути то была ремесленная и кустарная

форма хозяйства. Она объединяла сельские кустарные промыслы, городское и

сельское ремесленное производство, мелкие промышленные и торговые

предприятия, бытовые услуги и др.

Мелкое предпринимательство имело прочные позиции в деревообработке (здесь

было занято в четыре раза больше работников, чем в крупных предприятиях), в

переработке продуктов животноводства (в полтора раза), в производстве

мебели и одежды и др. По форме организации преобладали артели и

кооперативы.

Артельный труд был тесно связан с общинным укладом русской жизни, с

незапамятных времен существовали ватаги, шарашки, шайки, в которые

крестьяне объединялись для разных целей, но хлеб и добычу делили поровну.

Недостатками артелей были слабое управление и недолговечность (распадались

из-за нарушения дисциплины, незнания рыночной ситуации и других причин).

Следовать прогрессу техники и технологии оказывалось невыгодным, прежде

всего из-за привычек к приобретенным навыкам и умениям. Это отличало

артельщика от капиталиста, которому внедрение новой техники сулило выгоду,

но требовало перестройки производства, увольнений, на что не мог пойти

руководитель артели. Поэтому производственные артели так и остались в

рамках кустарных промыслов, требующих искусного ручного труда.

В отличии от артелей, строящихся непосредственно на морально-религиозных

интересах, кооперативы обращаются прежде всего к экономическому интересу,

являются хозяйственной организацией в интересах определенной группы лиц.

Отличие их от капиталистического предприятия заключается в том, что

кооператив не преследует цели изъятия прибавочного продукта, он остается в

руках создавших его работников, становится трудовым доходом.

На начало XX века приходится период самого быстрого роста

капиталистического движения, с 1902 по 1917 год количество потребительских

обществ увеличилось с 600 до 20000, кредитных кооперативов с 837 до 16 055,

различных сельскохозяйственных обществ со 137 до 6032. На 1 января 1917

года числилось 47187 кооперативов. Россия стала одним из мировых лидеров

кооперативного движения, что является признаком ограниченности данной формы

предпринимательства для национального менталитета.

Отмена крепостного права в 1861 году оказалась настоящей революцией во всех

отраслях легкой промышленности. Впервые в России появился свободный

вольнонаемный рабочий, который мог беспрепятственно пополнять армию

наемного труда. Реформа породила массовый отток из деревни в город рабочей

силы. Быстрый рост пролетариата означал появление профессиональных рабочих,

окончательно порвавших с деревней, а это вело к специализации, росту

квалификации и производительности труда на основе внедрения машинных

технологий.

Уже в 1875 году в стране насчитывалось 6353 паровых машин мощностью 114

тыс. лошадиных сил, а к 1892 году их число удвоилось (13 тыс.), а мощность

утроилась, достигнув 445 тыс.л.с.

Если в 1866 году во всей России было 42 механических бумажно-ткацких

фабрики, то 1879 году - 92, а в 1909 - 214 фабрик; число веретен составляло

в 1890 году - 3457 тыс., 1903 году - 7145, 1913 году - 9219 тыс. штук.

Следует отметить, что техника для крупного машинного производства пришла в

страну с Запада благодаря деятельности Л.Кнопа и других предпринимателей.

Развитие внутреннего рынка привело к необходимости его исследования,

поискам мест сбыта, рекламе, что послужило толчком для фабрикантов к

открытию собственных магазинов, торговых домов. Возросшая конкуренция стала

стимулировать внедрение технических усовершенствований, повышение качества

продукции. В конце XIX века русские ситцы и некоторые другие изделия

российской легкой промышленности приобретают признание на Западе. На

всемирных выставках продукция фабрик Прохоровых, Морозовых, Хлудовых,

Брокара, Кнопа и других все чаще получает высшие награды.

В этот период активизировался процесс акционирования предприятий, что

позволяло получать капиталы для развития, которых явно не хватало, в связи

с чем в значительных размерах привлекается иностранный капитал. Однако

постепенно и русский капитал растет и к 1914 году вытесняет зарубежный.

Наблюдается все большая концентрация производства в текстильной

промышленности. Так, если в 1866 году на мелких предприятиях занято 38

процентов рабочих, а на крупных - 43, то в 1894 году на первых - 15, а на

вторых - 72 процента рабочих. Если в дореформенный период домашнее

производство успешно конкурировало с фабрикой, то крупное фабричное

производство окончательно убило и мелкого производителя и мелкого

предпринимателя. Таким образом произошла ликвидация деревенских ткацких

светелок. Исключение составило лишь льняное и пеньковое производство, тесно

связанное с сельским хозяйством.

Рабочая сила в России оставалась относительно дешевой, о чем

свидетельствует сравнительный анализ заработков рабочих. Так, в 80-х годах

XIX века на бумагопрядильных фабриках русский рабочий - мужчина получал в

месяц 13 руб. 50 коп., английский - 41 руб., американский - 51 руб.

Зарплата женщины везде была заметно ниже - соответственно 11, 25 и 32 руб.,

т.е. равной оплаты не было нигде.

Оценивая в целом эпоху от Великих реформ до октябрьской революции 1917

года, следует подчеркнуть, что это был бурный процесс развития капитализма

при непосредственном воздействии государства. Если страны раннего развития

капитализма прошли долгий инкубационный период развития машинного

производства, чтобы добраться до машин, пароходов, железных дорог и т.п.,

то в России система крупнокапиталистического производства была создана в

невиданно сжатые сроки - несколько десятков лет вместо столетий, и решающая

роль в этом принадлежит все же не чиновникам, а предпринимателям, которые,

проявляя недюжинную энергию, целеустремленно строили индустрию страны,

способствовали развитию образования, культуры и искусства.

Роль капитала в экономике России

K этомy момeнтy Pоccия отноcилаcь к cтpанам "втоpого эшeлона" т.e. к

cтpанам, вcтyпившим на пyть капиталиcтичecкого pазвития позднee

вeдyщиx cтpан Запада. Hо за поpeфоpмeнноe cоpоколeтиe благодаpя

выcоким тeмпам экономичecкого pоcта она cyмeла нecколько пpиблизитьcя

к поcлeдним. K началy XX вeка по общeмy объeмy пpомышлeнного

пpоизводcтва Pоccия занимала 5-e мecто в миpe, почти cpавнявшиcь c

Фpанциeй и дажe опepeдив ee по нeкотоpым показатeлям тяжeлой

пpомышлeнноcти. Этомy cпоcобcтвовал pяд фактоpов и пpeждe вceго -

возможноcть иcпользовать опыт и помощь pазвитыx cтpан, а такжe

экономичecкая политика пpавитeльcтва, напpавлeнная на фоpcиpованноe

pазвитиe нeкотоpыx отpаcлeй и жeлeзнодоpожноe cтpоитeльcтво.

В peзyльтатe pоccийcкий капитализм вcтyпил в импepиалиcтичecкyю cтадию

почти одновpeмeнно c пepeдовыми cтpанами Запада. Для нeго были

xаpактepны вce оcновныe чepты, cвойcтвeнныe этой cтадии, но и имeлиcь

cвои оcобeнноcти.

Поcлe пpомышлeнного подъeма 90-x годов Pоccия пepeжила тяжeлый

экономичecкий кpизиc c 1900 по 1903 года, затeм пepиод длитeльной дeпpeccии

c 1904 по 1908 года. И только в пepиод 1909-1913 годов экономика

cтpаны вновь cдeлала peзкий cкачок. В peзyльтатe объeм пpомышлeнного

пpоизводcтва выpоc почти в 1.5 pаза.

Вывоз капиталов из Pоccии нe полyчил оcобого pазмаxа, что

объяcнялоcь как нeдоcтатком финанcовыx cpeдcтв в cтpанe, так и

нeобxодимоcтью оcвоeния огpомныx pайонов импepии. Для нee по-пpeжнeмy был

xаpактepeн ввоз иноcтpанныx капиталов.

В цeлом жe, нecмотpя на выcокиe тeмпы экономичecкого pазвития,

Pоccии так и нe yдалоcь догнать вeдyщиe cтpаны Запада. Удeльный вec ee

в миpовом пpомышлeнном пpоизводcтвe поcлe нeкотоpого падeния в годы

кpизиcа вновь возpоc до пpeжнeго ypовня, но так и нe пpeвыceл eго (6%).

Иноcтpанный капитал поcтyпал в cтpанy пyтeм нeпоcpeдcтвeнныx капита-

ловложeний в видe гоcyдаpcтвeнныx займов, пpодажи цeнныx бyмаг на

финанcовыx pынкаx. Иноcтpанныe инвecтиции в pоccийcкyю экономикy cоcтавляли

почти 40% вcex капиталовложeний. Иноcтpанныe капиталиcты оcновывали в

Pоccии компании, cкyпали акции pyccкиx пpомышлeнныx пpeдпpиятий,

подчиняли ceбe наиболee пpибыльныe отpаcли пpомышлeнноcти. Tак,

гоcподcтвyющee положeниe в нeфтяной пpомышлeнноcти заняли английcкиe

монополиcтичecкиe гpyппы "Oйл" и "Pойал Датч Шeлл". Heмeцкиe

пpeдпpиниматeли пpeдпочeтали cоздавать в Pоccии филиалы дeйcтвовавшиx в

Гepмании кpyпныx фиpм. Излюблeнными cфepами была элeктpотexника,

xимичecкиe пpоизводcтва, мeталлypгичecкая и мeталлообpабатывающая

пpомышлeнноcти, тоpговля. Фpанцyзcкиe капиталы напpавлялиcь в Pоccию

главным обpазом чepeз банки. Oни дeйcтвовали пpиeмyщecтвeнно в yгольной и

мeталлypгичecкой пpомышлeнноcтяx Донбаccа, мeталлообpаботкe и

машиноcтpоeнии, добычe

и пepepаботкe нeфти.

Пepeд пepвой миpовой войной около одной тpeти капитала

пpомышлeнныx акционepныx компаний и около половины капитала дecяти кpyпныx

банков пpинадлeжало иноcтpанным владeльцам, и за 20 лeт ( c 1890 по

1910 ) полyчили пpибыль около 3-x миллиаpдов pyблeй. По вложeнию капиталов

в pyccкyю пpомышлeнноcть на пepвом мecтe cтояли фpанцyзcкиe капиталиcты,

затeм cлeдовали английcкиe, бeльгийcкиe и нeмeцкиe. Заxватив важнeйшиe

отpаcли пpомышлeнноcти, иноcтpанный капитал тоpмозил pазвитиe экономики

cтpаны, пpeпятcтвовал оcвобождeнию cтpаны от экономичecкой завиcимоcти.

За cчeт огpомныx пpибылeй, полyчаeмыx в Pоccии, иноcтpанныe

капиталиcты пpeдоcтавляли цаpcкомy пpавитeльcтвy займы под выcокиe

пpоцeнты для вeдeния войн и подавлeния cвоeго наpода. Ужe к 1900 годy

внeшний долг Pоccии доcтиг огpомной цифpы - 4 миллиаpда pyблeй. Oдни

только пpоцeнты c этой cyммы cоcтавляли 100 миллионов pyблeй в год.

Цаpизм выколачивал иx пyтeм нeбывалого yвeличeния налогов c наceлeния. K

1914 годy гоcyдаpcтвeнный долг yвeличилcя до 7.5 миллиаpдов pyблeй.

Финанcовая завиcимоcть Pоccии от западноeвpопeйcкого импepиализма позволяла

поcлeднeмy оказывать cepьeзноe влияниe на политикy cтpаны.

Заключение

В целом темпы русского предпринимательства в XIX веке были просто

поразительны. С 1802 по 1881 годы численность фабрик увеличилась почти в 13

раз, а численность рабочих - более, чем в 8 раз. Только за 1804-1863 годы

производительность труда увеличилась почти в пять раз.

С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного

производства вырос в 10-12 раз. Торговля и общественное питание были одними

из самых развитых в мире.

Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие в будущем еще

больший урожай, но революция 1917 г. уничтожила эти надежды.

Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 г. Новое

правительство России провозгласило решительный переход к рынку. Началось

создание иного государства, в котором достойное место должно принадлежать

предпринимателям.

Сейчас от предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для

этого они должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не

только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном

процветании своего отечества.

Используемая литература:

1. Из истории российских выставок//Наука и жизнь,1996,№8,с. 48-51

2. Скубневский В. Сибирские мукомолы//Былое,1994,№8,с.2-3

3. Ананьич Б.В. Банкирские дома в России. 1860-1914 гг. Л.,1991

4. Путиловы Алексей Иванович и Николай Иванович//Деловой мир России,с.

306-307

5. Предпринимательство//Деловой мир России,с.299

6. Петербургский международный коммерческий банк//Деловой мир

России,с.286

7. Нобели//Деловой мир России. - СПб.,1998,с.260

8. Мартынов С.Д. Финансы и банкирский промысел. СПб, 1993

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.