рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по экономичекой теории

финансовое обеспечение (гос-ный бюджет);финансовое регулирование (система

налогов).Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной

системы.Бюджетная система гос-ва - совокупность всех бюджетов, созданных в

гос-ве на различных уровнях гос-ных структур власти и управления. В основе

бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное

деление.Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета:

государственный бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет.

Бюджет (государственный) - система экономически распределенных отношений,

которая охватывает все общество.

Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную.

Бюджетный дефицит - сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о

том, что страна хочет тратить больше, чем может.

Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает

только несоответствие постоянных собственных доходов государственного

дохода его расходам.

68. Гос бюджет: доходы и расходы. Гос долг.

Госбюджет — это совокупность фин.отношений, возникающих между гос-вом и

физ, юр. лицами по поводу создания, распределения, использования общегос.

фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной

сметы (росписи) доходов и расходов гос-ва. Структура бюджета определяется

гос-ным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает

центральный бюджет и местные бюджеты. В гос-вах с федеральным устройством

существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется

основная часть денежных средств гос-ва, которые используются для

финансирования общегос. нужд. Расходная и доходная части его могут быть

использованы в целях регулирования эк-ки. Принцип полноты предполагает учет

по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости

направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности

означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его

исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через

госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);

контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии

экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения

расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить

уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет гос-ва

составляется на год. Бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной эк-кой

являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам,

помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная

оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по гос-ному долгу

и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах

центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах

развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении

правительства, менее крупные направляются местными властями в местные

бюджеты. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается

превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми

по значению источниками доходов.

Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим

или иностранным юр. и физ. лицам. В странах с рыночной эк-кой он состоит из

общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы

финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части,

которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост

гос-ного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется

хронической дефицитностью гос-ных финансов. Внутренний долг — это долг

государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний —

это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

69. Рынок ценных бумаг и мех-м его функционирования.

Свё назв РЦБ получ благодаря специф товару, кот он реализует и организует

сделки с ним. Фондовый рынок охв как отношения займа(кредитные отношения),

так и опосредует отношения совладения. РЦБ-это сектор фин рынка,

аккумулирует временно свободный капитал инвесторов, выступающий местом

столкновений и реал интересов продавцов и покупат ЦБ. Ф-ии РЦБ: 1)

аккумуляция капитала в кротчайшие сроки 2) альтернативная форма инвестиций,

не треб купных вложений 3) инструмент рег-я инфляции, занятости и др.

макроэк показателей. Структура РЦБ: 1 первичные РЦБ(рынок первых и

повторных эмиссий, фондовых инструментов, на кот осущ-ся их нач размещение

среди инвесторов) 2 вторичные РЦБ(рынок на кот обр в теч своего жизн цикла;

рынки разм на первичном рынке ЦБ ) Классификация ЦБ: первичные(акции,

облигации, векселя, депозиты), производные. Акция – ЦБ, свид о внесении ср-

в на разв АО или или предпр и дающая право её владельцу на получение части

прибыли в виде дивидендов.Бывают именные и на предъявителя.

70. Налоговая сист. Налоги, их виды и ф-ии. Фискальная политика: цели,

типы.

Нал. служат, во-первых, главным источником пополнения доходов гос-ва, во-

вторых, являются одним из основных рычагов воздействия гос-ва на рыночную

эк-ку. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые гос-вом с

юр. и физ. лиц с целью удовлетворения общ-ных потребностей. Закрепленная

законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и

способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой

системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех

субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны

уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом);

равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от

субъекта хозяйствования).Налоги в эк-ке выполняют фискальную и регулирующую

функции. Первая обеспечивает поступление средств в гос-ную казну, вторая

заключается в том, что можно влиять на процесс общ-ного воспроизводства:

стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать

платежеспособный спрос населения и т.д. Субъектом налогообложения выступает

налогоплательщик-лицо, которое обязано платить налог. Объектом

налогообложения является тот доход, товар или имущество, которые подлежат

налогообложению. Источник налога — это те средства, из которых

выплачивается налог (заработная плата, прибыль и т.д.).По объекту обложения

налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые — это налоги на доходы физ. и

юр. лиц (подоходный, налог на прибыль и т.д.) Главным среди прямых налогов

- налог на прибыль (доход).

К косвенным налогам относят те, которые включаются в цену товара или

услуги. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в

налоговые органы предпринимателями. Гос-во косвенно взимает налог с

потребителя. Основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость

(НДС), акцизы, таможенные пошлины. Налог на добав. стоимость уплачивают юр.

лица, а также пред-тели, осуществляющие свою деятельность без образования

юр. лица. Акцизы — налог, устанавливаемый на отдельные виды товаров, работ,

услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ими

облагаются вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные и

меховые изделия и т.д. Таможенные пошлины взимаются таможнями с товаров,

перевозимых через границу по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых

правительственными органами по изменению гос-ных расходов и налогообложения

для достижения поставленных перед эк-кой целей. Ее основными задачами

являются обеспечение устойчивого эк-кого развития, увеличение занятости

,снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее

реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и

автоматическую (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной

фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством

государственными расходами и налогами. Выработать правильную фискальную

политику чрезвычайно трудно, во-первых, в эк-ке действуют как параллельные,

так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть. Во-вторых, для

проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год—полтора), а за

этот период эк-кая ситуация может резко измениться.

71. Сущность и осн концепции гос рег-я рыночной эк-ки.

В разв рын эк-ки след вычленить неск важн закономерностей. Одна из них

имеет тенденцию к пост усл . Время приводитк тому, что во взыимод вступает

всё большее число эк аспектов. Порой это связ с немалыми издержками.

Однако, доминирующий итог- рост рез-ти рын мех-ма. Эк процессы 17-18в

создали качественно новую основу для др взаимосвязи соц-эк процессов между

рын и гос. Мех-ми. Разв хоз силы на опр этапе стало нуждаться в усил

поодерживающих и корректирующих мер гос-ва. Задача гос-ва помогать рын мех-

му методами обесп его инфраструктур той сферы(сист прав норм, усл вмеш-ва и

внутр уст нац валюты, сист общ благ) Такая инфраструкт нужна рын мех-му для

более Эф-ой его саморегуляции. Эф соц-эк процессов оказ столь высоким , что

в 1 пол 20в динамизим эк-ки стал чрезмерным. В то же время у хоз сист ещё

не слож мех-м, кот в процессе экспансии мог бы мог бы предупреждать о

границах, пределах необх для собл общеэкономич равн-ия. «Великая депрессия»-

решающий урок.Итог эк взрыва- вывод о том, что роль гос соуч необх поднять

на новый качественный уровень , найти более эф вариант взаимосвязи 2-х соц-

эк явлений. С уч динамики рын мех-ма гос меры должны выйти за рамки нейтр

поведения в рамки «ночного сторожа». Эк-ка стала нужд в более сложн

комплексе гос мер. Возникло явл «экономическая политика» В рамках новой

стратегии гос-во резко расширило сист мер инфраструкт хар-ра. Но гл , что

потр от него новое кач сост произв мех-ма- нахождение - нахожд способов

вмеш , его коррекции отн-ся меры по поддерж макроэк равновесия в

услдальнейшего роста рын эк-ки. Само понятие равновесия рассм, рассм не

только по эк , но и на соц соц эл-ы, что вызвано ростом самосозн граждан в

ходе раз эк-ки. Потребовалось создание обширной сист соц страх. 1-е ростки

эк пол-ки были связ со стратегией тн точечного возд, в её рамках нач отн

самост явл , практ тамож, соц, пром и др формы пол-ки. В нач 20 в на смену

пришёл комплексный вариант. Эк пол-ка приобрела более взимосвяз общеэк хар-

р.

72. Концепции рег рын эк-ки: классическая, неоклассическа, кейнсианская,

монетаристская, институциональная.

а) Меркантелисты.

История гос-ного регулирования восходит к концу средневековья. В то время

основной эк-кой школой была школа меркантелистов. Она провозглашала

активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Меркантелисты утверждали, что

главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они

призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

В соответствии с классическим подходом гос-во должно обеспечивать

безопасность жизни че-ка и его собственность, разрешать споры, иными

словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить

самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рын-

ной эк-ки Адам Смит доказывал, что именно стремление пред-теля к достижению

своих частных интересов является главной движущей силой эк-го развития,

увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в

целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной

деятельности должны быть гарантированы основные эк-кие свободы, а именно

свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль

гос-ва. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает эк-

ку в состоянии депрессии. По его теории, гос-во должно активно вмешиваться

в эк-ку по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-

настоящему обеспечивали бы выход эк-ки из кризиса. Кейнс считал, что гос-во

должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина

кап-ских кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько

инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-

финансовая политика и др.

Модель гос-ного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить

циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий.

Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между

возможностями гос-го регулирования и объективными эк-ми условиями.

Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов

роста. В 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был

опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не

могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только

раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла

кардинальная перестройка системы гос-ного регулирования и сложилась новая,

неоконсервативная модель регулирования.

г) Неоклассическая теория.

Сторонники эк-ки предложения считают необходимым воссоздать классический

механизм накопления и возродить свободу частного пред-ства. Эк-кий пост

рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется

из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части

прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой

теорией гос-во должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и

повышения произ-ти производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги

ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым

затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому

неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на

базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот

предпринимателям. В неоконсервативной модели гос-во может лишь косвенно

влиять на эк-ку. Главная же роль в реализации эк-го развития страны

отводится рыночным силам.

73. Основные формы и методы гос рег-я.

Необходимость регулирования и функции государства. Государственное

регулирование экономических процессов обусловлено как объективной

необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-

экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя

законодательной и административной власти.

Приоритет государственной власти связан с особым положением и

специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в

ход экономичен кого процесса. Следует иметь в виду и финансово-

экономическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется

посредством выполнения государством определенных функций: правовой,

воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей,

обеспечения текущих потребностей населения.

Регулирующая роль государства — государство использует прямые и косвенные

методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность

общественного производства. Методы регулирования. Их можно условно

подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных

мерах воздействия. косвенные, могут носить административный, но чаще

экономический характер - антимонопольную политику, ценообразование,

налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов.

74. Экономич ф-ии гос-ва в рын эк-ке. Границы гос рег-я.

Гос-во активно участвует в формировании макроэкономических рыночных

процессов.

Роль гос-ва в рыночной эк-ке проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия эк-ких решений. Гос-тво

разрабатывае

и принимает

законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и

обязанности граждан;

б) стабилизация эк-ки. Правительство использует бюджетно-налоговую и

кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для

сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня

цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Гос-во организует

производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно

создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта,

определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития

образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Гос-во гарантирует

минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по

безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Очень важен вопрос о границах гос вмеш в эк-ку. Если гос-во пусть даже

руководствуясь благими намер переступает предел, то происх деформация рын

мех-ма. В этом случ рано или поздно прих говорить о разгосударствлении эк-

ки. В эк т сущ разл точки зрения по поводу границ.Ответ на вопрос будет

звисеть от того, что отвеч кейнсианцы или сторонники неоклассической

теории, но в люб случ надо иметь в виду, что гос рег нужно пользоваться

осторожно, не осл рын стимулы.

75. Причины возн, осн черты командно-административной эк-ки. Её кризис и

необх реф-ия.

Возникновение и эволюция командно-административной экономики - один из

наиболее сложных и противоречивых процессов. Основная причина, обусловившая

зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей

экономики данного типа - это общесистемный кризис и обнаружившаяся

историческая предельность капиталистического способа производства.

Административно-командная экономика исторически возникла в форме

хозяйственной системы «военного коммунизма» во время гражданской войны и

иностранной интервенции в России. Данная система характеризовалась

максимальным ограничением товарно-денежных отношений и, в целом,

экономических стимулов. Попытка повысить эффективность хозяйства была

предпринята в условиях НЭПа, что привело к созданию первой исторической

модели смешанной, экономики, в рамках которой сочетались методы

государственного макроэкономического регулирования и рыночные стимулы,

особенно на микро- и мезоуровнях Достаточно эффективная хозяйственная

система НЭПа была ликвидирована конце 20-х годов, после чего утвердились

типичные формы административно-командной экономики с присущей им

бюрократической централизацией управления, ограничением товарно-денежных

отношений, и преобладанием неэффективных экстенсивных методов

хозяйствования.

После второй мировой войны различные модели административно-командной

экономики распространились во многих странах, но это распространение

продемонстрировало, что, независимо от всех страновых и региональных

особенностей, хозяйство остается неэффективным. В 50-е годы начинаются

попытки реформирования командной экономики, но их ограниченный характер не

способствовал успеху этих попыток. Кризис административно-командной системы

углубился и в конце 80-х годов привел к ею разрушению.

Проблемы реформирования.

В 80-е годы необходимость отказа от командно-бюрократической

организации экономики стала абсолютно очевидной; осознание этой

необходимости приобрело всеобщий характер. Окончательно выявилась природа

командно-бюрократического общества как ложной альтернативы капитализму, как

тупиковой ветви на пути объективно необходимого преодоления антагонизма

собственности и труда, действительно присущего капиталистическому обществу.

Половинчатые реформы не смогли изменить командно-бюрократическую экономику,

поскольку не затрагивали вопросов собственности. Кардинальное

реформирование отношений собственности предполагает переход к таким

социально-экономическим формам, которые адекватны современным

производительным силам и способствуют их дальнейшему развитию. В настоящее

время такой переход необходимо связан с процессом сближения социальных

качеств собственности и труда.

76. Основные черты и закономерности переходной экономики. Зарубежный опыт

перехода к рынку современного типа. Особенности переходного типа в России.

Процессы перехода к рын. эк-ке различные страны переживали в различные

периоды эк-ой истории: страны Зап. Европы в конце 17 века и первой половины

19, в России в период 1861-1913гг. Например Германия активно использовала

в годы первой мир. в-ны прямой контроль над производством и распределением

производимой продукции, превратив эк-ку в тотально милитаризированную. В

сходном положении оказалась и Япония после 2-ой мир. в-ны. Она тогда

располагала военно-гос-ой эк-ой и нуждалась не только в восстан-ии

разрушенного хоз-ва, но и в реформировании. Переход ФРГ и Японии к рын.

эк-ке нового типа (1948-49) осущ- ся с помощью шоковой терапии

посредством либерализации цен и жестких антиинфляционных мер, строгого

внешнеэк-го и валютного контроля. Был устан-ен эффективный гос. контроль

за ценами многих групп товаров и услуг. Иностранный капитал исп-ся для

стабилизации зарубежных платежей и для начального восстан-ия эк-ки и его

роста. Опыт ФРГ и Японии важен с точки зрения не только недопущения

разрывов эк-их связей между предприятиями, но и их укрепления. Это осущ-сь

с помощью превращения предприятий в акцион. общ-ва, но и сущ-ть без рын.

связей с другими акционерными обществами и отдельными предприятиями. Но

вначале все же сохранялась бюрократическая опека гос-ва над

национализированными в прошлом предприятиями В Германии, Японии, и многих

др. западноевропейских гос-ах и странах Азии благодаря проведенным реформам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.