рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Валютные биржи

ситуацией со стороны Банка России, так как нестабильность валютного курса

отрицательно влияет на экономику в целом. В свою очередь, восстановление

нормального инвестиционного процесса позволит укрепить положение

национальной валюты.

. Какой вариант валютной стратегии с учетом сложившейся ситуации на

российском валютном рынке наиболее приемлем в настоящее время для России?

Проведем небольшой ситуационный анализ.

а) "Свободно плавающие" валютные курсы

Такая политика наиболее распространена в странах развитой рыночной

экономикой и высоким уровнем доллара. Успешное применение "плавающего"

курса возможно условиях экономической и политической стабильности

государства, отсутствия либо незначительности инфляции устойчивой

макроэкономической политики.

Использование политики подобного рода сейчас в России нежелательно,

поскольку она приведет к усилению инфляции.

б) Регулируемое "плавание" валют

Для осуществления этой политики, при которой вмешательство государства

незначительно и предназначено для сглаживания резких краткосрочных, а

иногда среднесрочных колебаний, необходимо наличие значительного резерва

валюты у государства (причем, чем менее стабильна экономика, тем выше

должен быть резерв), а также солидной материальной и методической базы для

прогнозирования курса. Опыт других государств показывает, что применение

регулируемого "плавания" приводит к колоссальным потерям для государства,

его использующего, требует высочайшей степени профессионализма и

соответствующей подготовки.

В настоящее время использование в России регулируемого "плавания" валют

может привести к возникновению малопредсказуемых кризисных ситуаций на

финансовом рынке.

в) Постоянно фиксированные курсы

Этот вариант валютной стратегии предпочтителен при внутренних кризисных

ситуациях нестабильной экономики и обеспечивает более низкие темпы

инфляции. Дестабилизирующая спекуляция валютой маловероятна, если нет

сомнений в способности официальных органов удерживать курс на постоянном

уровне. Многие государства, выходившие из кризиса, на определенном этапе

придерживались фиксированного курса.

г) Смешанный вариант

Можно проводить политику регулируемого "плавания", непрерывно

незначительно изменяя валютные курсы и применяя наряду с этим

корректирующие внутриэкономические меры по стабилизации экономики страны.

В настоящее время проведение подобной политики в России явилось бы

наиболее перспективным, способным привести к наиболее положительным сдвигам

и на валютном рынке, и в экономике страны в целом.

Как во всех сферах внешнеэкономической деятельности . так и в валютных

отношениях государство вынужденно маневрировать между либерализмом и

разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет

нигде! Государство может запретить нац. экспортерам продавать вырученную

валюту на рынке и обязать сдавать ее в обмен на нац. валюту по официальному

курсу. Таким образом государство формирует свои валютные резервы, которые

затем используются для оплаты международных обязательств , для валютных

интервенций , для пополнения валютных резервов и т.д.

Валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости )

валюты. Режим или порядок обратимости нац. валюты определяет условия

включения нац. экономики в мировую, возможности использования преимуществ

международного разделения труда, перемещения капитала в страну из стран.

Режим обратимости определяет 3 разновидности валют

1. Частично конвертируемая валюта ЧКВ

ЧКВ может обладать внутренней обратимостью. Это означает, что граждане и

юридические лица данной страны могут без ограничения покупать иностранную

валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с

зарубежными партнерами.

При внешней обратимости свободный обмен международных валют на нац. валюту

действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц. Внешняя

обратимость предполагает возможность свободной конверсии средств в данной

валюте на счета иностранных фирм.

1. Полная конвертируемость. Она включает в себя как внутреннюю так и

внешнюю конвертируемость. Таким признаком обладают очень многие валюты в

мире. Но только рад из них считаются свободно конвертируемыми ( СКВ ).

СКВ обычно используется для определения валютной цены. СКВ считается

свободной в том смысле , что ода в полном объеме выполняет функции

мировых денег.

2. Неконвертируемая ( замкнутая ) валюта - это валюта тех стран где

применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу . обмену . продажам и

покупкам валюты. Это валюта , которая функционирует только в пределах

данной страны и не обменивается на другие иностранные валюты.

Конвертируемость валют предполагает наличие резервных валют.

Резервная валюта - это национальные кредитно-денежные средства ведущих

стран участниц мировой торговли. Они используются для международных

расчетов по внешнеторговым операциям , иностранным инвестициям . при

определении цены. Резервной она называется потому , что в этой нац. валюте

центральные банки других стран накапливают и хранят резервы для

международных расчетов. Для того чтобы та или иная нац. валюта могла

выступать в качестве резервной валюты , нужно чтобы данная страна занимала

значительные позиции в мировой экономике, экспорте товаров и капиталов, в

золотовалютных резервах , что бы эта страна имела развитую сеть кредитно-

банковских учреждений , в т.к. и за рубежом , емкий рынок ссудных

капиталов. Осуществляя валютную политику , государство проводит меры

косвенного и прямого регулирования валютного курса. Косвенное воздействие

на валютный курс связано с осуществлением мер направленных на стабилизацию

денежно-кредитной и финансовой системы страны. Если центральный банк

осуществляет мероприятие , направленное на снижение инфляции . то это

непременно скажется на обменном курсе нац. валюты - обменный курс будет

стабилизироваться.

Меры прямого регулирования валютного курса:

Политика учетной ставки центрального банка. Повышая учетную ставку ( т.е.

процент который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им

кредит ), ЦБ прямо воздействует на валютный курс в сторону его повышения.

Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше

покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса

на валюту ведет к повышению обменного курса нац. валюты.

Валютная интервенция. Это способ воздействия ЦБ страны на процессы

формирования курса своей валюты на международном валютном рынке. Валютная

интервенция осуществляется путем купли-продажи иностранной валюты имеющейся

в резервах ЦБ. Для повышения курса своей нац. валюты ЦБ продает

определенную сумму иностранной валюты против нац. для понижения курса своей

валюты покупает иностранную валюту в обмен на национальную.

2.2 Валютное регулирование и валютный контроль в РФ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации валютный

контроль осуществляется органами валютного контроля.

К органам валютного контроля относятся Правительство Российской

Федерации, Центральный банк России, ГТК России и Федеральная служба по

валютному и экспортному контролю. Правительство России руководит

подотчетными ему органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной

службой по валютному и экспортному контролю.

Агентами валютного контроля в России являются подотчетные

соответствующим органам валютного контроля организации осуществляющие свои

функции в соответствии с законодательством.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля,

подотчетными Центральному Банку России.

Исключительно важное место среди субъектов валютного контроля занимают

таможенные органы.

Функции и полномочия таможенных органов в области валютного контроля

определены Таможенным Кодексом РФ (ст.199).

В компетенцию таможенных органов входит:

- контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ и

ценных бумаг в валюте РФ;

- контроль за перемещением лицами через таможенную границу валютных

ценностей;

- контроль за валютными операциями, связанными с перемещениями через

таможенную границу товаров и транспортных средств.

Началом современного этапа развития валютного законодательства в РФ

стало вступление в силу Закона РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» в ноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в

редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. №

128-ФЗ действует на территории РФ и в настоящее время. В этом

законодательном акте, по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты

основные понятия валютного законодательства, а также, с учетом накопленного

опыта регулирования валютных отношений, существенно изменена его структура

и содержание.

В Раздел 2 «Валютное регулирование» была введена новая статья «Защита

валюты РФ» (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между

резидентами осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а

расчеты с нерезидентами – в порядке устанавливаемом Банком России. В статье

3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные

ценности в РФ, которое защищается государством наряду с правом

собственности на другие объекты собственности. Там же установлено, что виды

обязательных платежей государству в иностранной валюте определяются

законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросы деятельности

внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентами иностранной

валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществления таких

операций только через уполномоченные банки.

Кардинально был изменен Раздел 3 «Валютный контроль», в котором было

установлено, что органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк

РФ и Правительство РФ. Впервые в юридический оборот был введен институт

«агентов валютного контроля», то есть организаций, которые на основе

законодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этом

разделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля;

права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные

операции; ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного

законодательства; зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов

и агентов валютного контроля.

В феврале 2003 года был принят новый закон «О валютном регулировании и

валютном контроле». Ниже будет представлено экспертное заключение,

подготовленное Фондом развития парламентаризма в России в марте 2003г. В

этом документе, на мой взгляд, достаточно хорошо проиллюстрированы все

плюсы и минусы законопроекта:

«Представленный проект федерального закона внесен в Государственную Думу

Правительством РФ и представляет собой новую редакцию действующего Закона

Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992

года (с последующими изменениями и дополнениями). Законодательные

предложения разработчиков документа обосновываются необходимостью

последовательной либерализации валютного законодательства и устранения

имеющихся пробелов и противоречий. Основными недостатками действующего

закона являются: – избыток разрешительных процедур, тормозящих развитие

внешнеэкономической деятельности и порождающих ситуации, опасные в смысле

коррупции; – несостоятельность действующей системы административного

контроля за валютными операциями не только для противодействия "бегству"

капиталов, но и даже для учёта его движения; – отсутствие механизмов

реального противодействия притворным сделкам, позволяющим уводить за рубеж

"грязные деньги" с помощью подставных фирм; – отсутствие четкого

регулирования осуществления полномочий органов и агентов валютного

контроля; – наличие большого количества отсылочных норм, следствием чего

оказываются запутанность действующего законодательства и его неудобство для

субъектов регулирования. Таким образом, важнейшими задачами реформы

валютного законодательства являются уточнение законодательных определений и

основных требований к осуществлению валютных операций, а также чёткое

разграничение полномочий органов и агентов валютного контроля. Кроме того,

речь идет о необходимости дополнить законодательство нормами прямого

действия по вопросам, урегулированным в настоящее время подзаконными

актами, не перегружая при этом закон излишними подробностями, затрудняющими

его применение. Новый федеральный закон о валютном регулировании и контроле

должен отвечать требованиям либерализации валютного контроля в сочетании с

разумной достаточностью ограничений и механизмов государственного

регулирования. Очевидно также, что законодательные предложения должны

рассматриваться с точки зрения их практической применимости и эффективности

в рамках поддержания стабильности и прогнозируемости национальной валюты и

противодействия вывозу капитала недобросовестными участниками валютных

отношений. Преамбула законопроекта предусматривает, что важнейшими целями

законодательства о валютном регулировании и валютном контроле являются

обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также

устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего

валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики

и международного экономического сотрудничества. Несмотря на то что основным

фактором предотвращения вывоза капитала за рубеж является, в целом,

создание оптимальных социально-экономических и политических условий для

привлечения отечественных и иностранных инвестиций, законодательство о

валютном регулировании и валютном контроле выполняет роль важнейшего

регулирующего инструмента государственной экономической политики.

Концептуальной новеллой законопроекта является положенный в основу его норм

диспозитивный принцип "разрешено всё, что не запрещено". Так, в

законопроекте предусмотрено, что если порядок проведения валютных операций,

порядок открытия и режимы счетов не установлены органами валютного

регулирования в соответствии с законопроектом, то валютные операции

осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без

ограничений. Кроме того, ст. 3 проекта содержит принципы валютного

законодательства, которые, с одной стороны, указывают на основные

направления правового регулирования в этой сфере и конкретизируются нормами

закона, а с другой стороны, могут быть применены как нормы прямо действия в

случае наличия пробелов и неточностей. Кроме того, основными чертами

представленного проекта являются: – либерализация существующей системы

валютного контроля, с сохранением требований об обязательной репатриации

валютной выручки; – установление переходного периода, в течение которого

будут действовать предусмотренные законопроектом ограничения; – наличие

большого количества отсылочных норм, предполагающих в дальнейшем принятие

многочисленных подзаконных нормативно-правовых актов, что говорит о

рамочном характере законопроекта; – расплывчатость критериев, при которых

могут быть введены ограничения (требования о резервировании, открытии

счетов и т.п.) для осуществления отдельных валютных операций. Хотя в

пояснительной записке к проекту федерального закона провозглашается

необходимость повышения "прозрачности" российского валютного

законодательства, следует отметить наличие в тексте законопроекта целого

ряда отсылочных норм, не имеющих прямого действия (особенно ст.ст. 8 и 9),

для реализации которых понадобится издание соответствующих подзаконных

нормативных правовых актов. Отметим, что принципиальным недостатком

действующего в настоящее время Закона РФ "О валютном регулировании и

валютном контроле" является именно его несостоятельность как

законодательного акта прямого действия. Это обусловлено присутствием

огромного массива отсылочных и диспозитивных норм, из-за чего содержание

закона становится неопределенным и зависимым от конкретных решений Банка

России и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Неоднократно подчеркивалось, что валютное регулирование и валютный контроль

осуществляются сегодня не на основании норм закона, а путём принятия

многочисленных подзаконных нормативных правовых актов. Авторами

законопроекта предпринята попытка создания согласованной системы валютного

законодательства, в основу которой будет положен рассматриваемый документ.

В соответствии со ст. 4 проекта в состав валютного законодательства

включается неопределенный круг нормативных правовых актов. Следует

отметить, что подобный подход является крайне неудачным. Во-первых, ст. 4

не отражает содержания п. "ж" Конституции РФ, в соответствии с которым

валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Во-вторых,

подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти не являются

законодательными актами и не могут быть включены в состав валютного

законодательства. В-третьих, законопроект никак не ограничивает предмет

регулирования подзаконных актов, а также не указывает на круг субъектов,

уполномоченных принимать нормативные акты, регулирующие валютные отношения.

Представляется, что принятие подзаконных нормативных актов может

осуществляться лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

Положительным примером регулирования системы отраслевых законодательных и

подзаконных актов могут служить, в частности, ст.ст. 1–6 Налогового кодекса

РФ. Законопроектом предусматривается, что валютные операции по движению

капитала осуществляются без ограничений, за исключением операций,

предусмотренных статьями 8 и 9 законопроекта, в отношении которых

ограничения могут вводиться в целях предотвращения существенного сокращения

золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской

Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса

Российской Федерации. В связи с этим необходимо отметить следующее.

Законопроект не устанавливает достаточно четких критериев, на основании

которых органами валютного регулирования устанавливаются те или иные

ограничения. Представляется, что заложенная в законопроекте возможность, в

частности, необоснованного установления порядка обязательного

резервирования средств может отрицательно сказаться на инвестиционной

привлекательности российской экономики. Кроме того, эффективность подобных

мер вызывает сомнения, так как вывоз валютных ценностей может быть

осуществлен с помощью текущих валютных операций. Очевидно, что случаи,

когда Правительство РФ и Банк России могут вводить ограничения на

проведение капитальных валютных операций, должны быть чётко сформулированы

в тексте законопроекта. В соответствии с положениями главы V проекта

"Заключительные положения" с 1 января 2007 года будут сняты следующие

ограничения: – порядок резервирования и возврата суммы резервирования; –

регулирование Правительством РФ и Банком России валютных операций движения

капитала; – порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и

нерезидентами; – порядок открытия резидентами счетов в банках,

расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами

ОЭСР и ФАТФ; – переводы резидентами средств на свои счета, открытые в

банках за пределами РФ в порядке, устанавливаемом Банком России.

Предполагается, что с 1 января 2007 года норма об уведомительном порядке

открытия и закрытия счетов, предусмотренная законопроектом, будет

действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках,

расположенных на территории иностранных государств. Таким образом,

большинство мер валютного контроля будет действовать до начала 2007 года.

Тем не менее, в пояснительных материалах к законопроекту не представлено

обоснования выбора указанной даты. Следует отметить, что альтернативные

законодательные инициативы содержат предложения об отмене всех "валютных

ограничений" к 1 января 2005 года, либо через полгода после вступления

новой редакции закона в силу. Необходимо рассмотреть вопрос о поэтапном

проведении столь существенной либерализации валютного регулирования. Помимо

этого, отмена ограничений для открытия счетов на территории иностранных

государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества

и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием

денег (ФАТФ), не должна противоречить тенденциям международного

регулирования вопросов незаконной легализации "грязных денег", которые

сложатся к началу 2007 года. Учитывая, что ст.ст. 8 и 9 проекта будут

отменены после 1 января 2007 года, представляется неясным порядок

применения по истечении переходного периода положений ст. 7, которая

содержит ссылку на данные статьи. Так как полномочие Правительства и

Центрального банка РФ по изданию обязательных для исполнения нормативных

актов, по существу, не будет ограничено четкой компетенцией этих органов в

сфере валютного регулирования, законопроект должен предусматривать новую

редакцию ст. 7, вступающую в силу с 1 января 2007 года. В соответствии с

положениями законопроекта обязательная продажа валютной выручки резидентов

осуществляется в размере, установленном Центральным банком РФ, но не свыше

30% от суммы. Полностью отменить это правило также предполагается к 2007

году. Для сравнения отметим, что действующее законодательство

предусматривает обязательную продажу 50% валютной выручки резидентов от

экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)

через уполномоченные банки не позднее чем через семь календарных дней со

дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком,

установленным Банком России. Снижение нормы обязательной продажи валютной

выручки до 30%, на наш взгляд, позволит сделать её менее обременительной

для участников внешнеэкономической деятельности, но в то же время сохранить

её как необходимую меру валютного регулирования. Кроме того,

представляется правильным закрепление на законодательном уровне перечня

сумм, которые не включаются в сумму валютной выручки, подлежащей продаже,

определение случаев уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы

валютной выручки резидентов (расходы и иные платежи, связанные с

исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.