рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономика

Европейского сообщества составил за последние годы около 3 - 3,5 %.

2) Галопирующая инфляция трудноуправляема. Темп ее роста выражается

обычно двузначными цифрами. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к

примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.

Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго

обозначенных количественных параметров. Инфляционные процессы зависят от

уровня развития страны, социально-экономической структуры, несхожего

регулирования ценовых процессов.

3) Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж

- ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50 %, а

годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции

в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные

функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не

действуют. На полную мощь работает печатный станок, развивается бешеная

спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить

гиперинфляцию приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет

однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией.

Предполагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся: - снижение

реальных доходов населения; - обесценивание сбережений населения (повышение

процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров

сбережений); - потеря у производителей заинтересованности в создании

качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества,

сокращается производство относительно дешевых товаров) ; - ограничение

продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими

производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен

на продовольствие; - ухудшение условий жизни преимущественно у

представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих,

студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета); - ослабление

позиций властных структур (снижается доверие к программам и мероприятиям,

намечаемым и проводимым правительством). Для антиинфляционного

регулирования используются два типа экономической политики: 1) Политика,

направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной

экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствие с монетаристскими

рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста

денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста

валового национального продукта 2) Политика регулирования цен и доходов,

имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит

индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или

стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.

Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы

повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача

кредитов и т.д.

III. Банки и денежно – кредитная система. Банковское дело в России.

1). Банки и денежно – кредитная система.

Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это

кажется на первый взгляд. В обиходе банки — это хранилище денег. Вместе с

тем данное или подобное ему житейское толкование банка не только не

раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном

хозяйстве. Еще более запутывает дело само терминологическое значение слова

банк (“банко” — скамья, на которой совершались денежные и кредитные

операции), а также такие современные выражения, как банк данных, банк

растений, книжный банк, которые к банку, как таковому, не имеют никакого

отношения.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их

действительная сущность оказывается действительно неопределенной. В

современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами

операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения;

через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые

операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические

сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве

консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут

статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Банк как учреждение или организация. Наиболее массовым представлением

о банке является его определение как учреждения, как организации.

“Банковские учреждения и организации” довольно распространенный термин,

сплошь и рядом его можно встретить как в серьезной научной, так и учебной

литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати.

Здесь и далее не следует забывать, что “организация” отсылает нас к

определенной совокупности людей. Но банк как организация оказывается близко

стоящим к понятиям “благотворительная организация” , “общественная

организация” . Однако следует отметить, что банк, хотя и выполняет

общественную миссию, тем не менее, имеет слабое отношение к этим понятиям.

Банк как организация, как объединение людей, исторически скорее являлся

уделом частного лица и лишь впоследствии, с развитием банковского дела,

особенно в современных условиях хозяйствования, превратился в крупные,

средние и мелкие объединения.

Банк как предприятие. Как и любое предприятие, банк является

самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического

лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на

принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия —

он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в

своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли

социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и

интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять виды

хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам

страны, вытекают из Устава банка) . Как и любое другое предприятие, банк

должен иметь специальное разрешение (лицензию)

Банк как торговое предприятие. Банки в отличие от промышленности,

сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере

обмена, а не производства. Это обстоятельство, однако, дало основание ряду

авторов считать, что банк — это торговое предприятие. Более того, сходство

носит внешний характер, ибо банк торгует не товарами, а особым продуктом.

Известны, к примеру, такие операции, которые банки совершают с обменом

(покупкой-продажей) валют на денежном рынке, когда валюта одной страны (а

также золото) покупается или продается по определенному курсу, определенной

цене.

Банк как посредническое предприятие. Функционирование банка в сфере

обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк

характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит

особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения

у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор,

имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях,

на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику.

Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который

совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в

современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является

случайным. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник,

обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и

предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка

теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может

удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор

кредита на любой вкус – срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает

в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух

субъектов — кредитора и заемщика.

Банк как агент биржи. Деятельность банка в сфере обращения порождало и

представление о нем как об агенте биржи еще в 20-е годы. Поводом для этого,

как известно, послужило то, что банки являются непременными участниками

биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять

операции по торговле ценными бумагами. Однако ни исторически, ни логически

это не превращает банк в часть биржевой организации. Частные банки

(банкирские дома) появились задолго до биржи, до возникновения купли-

продажи ценных бумаг. Существенно при этом и то, что торговля ценными

бумагами является частью банковских операций, причем далеко не главной.

Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична

от собственного банковского дела, она позволила бирже выделиться в качестве

самостоятельного элемента рынка со специальным аппаратом и задачами.

Банк как кредитное предприятие. Постепенно банк, в свою очередь, все

более становился кредитным центром, что дало возможность его определять как

кредитное предприятие. Однако это не дает основания для смешения банка с

кредитом.

Кредит — это отношение между кредитором и заемщиком по поводу

возвратного движения ссуженной стоимости. В кредитных отношениях,

следовательно, кто-то из сторон кредитор и кто-то заемщик. В каждой данной

кредитной сделке, взятой в отдельности, как бы сфотографированной в

определенный момент, всегда две стороны, причем кредит выражает особое

специфическое отношение между ними. В отличие от кредита банк — это одна из

сторон отношений, которая хотя и может одновременно выступать в качестве

кредита и в качестве заемщика, однако в каждый данный момент в отдельно

взятой, опять же сфотографированной, сделке выступает то ли в качестве

кредитора, то ли в качестве заемщика.

Как отмечалось, банки занимались не только кредитованием, но и целым

рядом других видов деятельности. По своей природе банки связаны с денежными

и кредитными отношениями. Именно на их базе и зародилось такое уникальное

образование, как банк, который в целом можно определить как систему особых

предприятий, продуктом которых является кредитное и эмиссионное дело.

Главным в сущности банка, его основой, можно при этом считать организацию

денежно-кредитного процесса и имитирование денежных знаков. Такова теория

вопроса, которая поможет понять, чем является банк на практике.

Типы банков. По характеру выполняемых операций банки могут быть

эмиссионными и коммерческими. В первом случае это означает, что продуктом

банка является эмиссионное регулирование; подобная операция, как правило,

возложена на центральные банки. Ими могут быть государственные

(национальные, народные) банки, а также другие крупные банки, выполняющие

по распоряжению законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег

из обращения. Главной задачей таких банков является укрепление позиций

денежной единицы как внутри страны, так и за рубежом. Обычно эмиссионные

банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения; эта

операция входит в компетенцию коммерческих банков, которые предоставляют

самые разнообразные ссуды, как предприятиям, так и отдельным гражданам.

По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие

преимущественно долгосрочные или краткосрочные ссуды. Задача таких банков —

обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных

ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.

Банки можно классифицировать и по хозяйственному признаку —

промышленные, торговые, сельскохозяйственные (с самой разнообразной

комбинацией отраслей) , внешнеторговые. В мировой практике выделяются также

сберегательные, депозитные, инвестиционные, ипотечные банки, в основные

задачи которых входит аккумуляция свободных денежных средств, привлечение

депозитов (вкладов) и их использование преимущественно для кредитования

других кредитных учреждений. В банковской системе отдельно могут быть

представлены кредитные учреждения, выполняющие специальные задачи —

различного рода инновационные банки, фонды специального назначения,

общества взаимного кредита, ломбарды, кассы взаимопомощи.

По территориальному признаку банки делятся на местные (региональные) и

обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные.

Разумеется, на практике трудно встретить тот или иной банк в чистом виде.

Вряд ли найдется, к примеру, крупное кредитное учреждение, которое выдает

только краткосрочные кредиты, только кредиты промышленным предприятиям,

только клиентам отдельно взятого региона. В современном денежном хозяйстве

скорее можно найти комбинацию выполняемых банком операций при сохранении,

однако, главного направления их деятельности, что, собственно, и позволяет

нам выделять отдельные их типы.

Среди критериев классификации кредитных учреждений следует особо

выделить признак собственности. По характеру собственности банки могут быть

государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные,

смешанные. В банках государственного типа признак государственности с

позиции собственности на банковский капитал является основополагающим.

Исходным в деятельности таких банков является ее подчиненность

государственным национальным интересам (например, поддержание стабильности

денежного обращения через систему эмиссионных банков, финансирование

программ развития тех или иных отраслей или регионов через государственную

систему коммерческих банков) . На базе государственной собственности в

стране созданы различные отраслевые банки, учредителями которых стали

отраслевые министерства и ведомства. Особенность данных банков состоит в

том, что их стартовый капитал не единственный капитал, скорее он является

акционерным, поскольку может включать в себя другие части, относящиеся к

другим формам собственности. Это, однако, не мешает данным банкам

оставаться государственными по характеру своей деятельности, поскольку они

призваны, прежде всего, содействовать развитию предприятий соответствующей

отрасли народного хозяйства.

Наиболее распространенная форма собственности в современном банковском

деле — акционерная. Акционерами могут выступать самые разнообразные

юридические и физические лица. Даже государственный банк, где преобладание

государственной формы собственности является естественным, может включать в

качестве своих учредителей другие юридические лица, например другие банки.

Капитал такого государственного банка становится акционерным, однако, это

не мешает ему обеспечивать реализацию национальных интересов.

Учредителем кооперативного банка является соответствующий союз

кооперативов, пайщиками такого банка выступают кооперативы. Обычно это

более мелкие банки, как по уставному капиталу, так и по масштабам

деятельности. Совладельцами кооперативного банка могут быть не только

кооперативы (как пайщики, так они в нем преобладают) , но и другие лица, в

том числе государственные предприятия.

В настоящее время разрешены частные, муниципальные и смешанные (с

участием иностранного капитала) кредитные учреждения. Важно при этом, чтобы

законодательство обеспечивало не только разнообразие типов банков, но и их

равноправие. В любом случае необходимо, чтобы банк был автономным

предприятием.

2). Банковское дело в России.

При переходе России к рыночной экономике не так уж много факторов

могут сравниться по своей значимости со стабильной и активно

функционирующей структурой коммерческих банков и эффективной системой

управления финансовыми и кредитно-денежными отношениями. Банковская система

в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли:

1. Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей. В

развитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производится

путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами

посредством чеков или электронных переводов. При системе государственного

социализма и монополии государственного банка, Россия не испытывала

необходимости в эффективно действующей платежной системе. Производство и

товарообмен между предприятиями определялись государственным планом,

устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике,

связанной рыночными отношениями, платежная система обеспечивает выполнение

предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством

отлажено работающей банковской системы.

2. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляют

сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность

осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени

зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем

заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. Это

особенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще не заняты

и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная кредитная эмиссия

банковской системы помогает нашим предпринимателям осваивать новые рынки

без привлечения иностранного капитала.

3. Коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно-денежной

политикой Центрального Банка России, регулируют количество денег,

находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы, при

соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня

цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую

систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной

политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в

идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста

реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы

и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

IV. Государственный бюджет. Его сущность и роль.

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным

звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого

государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его

суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды

соответствующего государственного или муниципального образования, которые

обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую

основу для осуществления функций органов государственной власти и местного

самоуправления.

В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет,

представляет собой централизованный в масштабах определенного

государственного или муниципального образования денежный фонд, который

находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или

местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно,

постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды

поступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджета

проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией

и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как

экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой

совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи

с образованием, распределением и использованием централизованных денежных

фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и

муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и

самоуправления.

Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он

рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной

финансовый план образования, распределения и использования

централизованного денежного фонда государства или муниципального

образования, утверждаемый соответствующим представительным органом

государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план

закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Вместе с тем более полному представлению о сущности бюджета и его роли

способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах.

Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу

функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими

своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного

самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда

относятся органы представительной и исполнительной власти,

правоохранительные органы.

Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для

осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения

обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются

государственные (разных уровней) и местные программы по развитию и

нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению

конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной

среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры

страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его

групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и

муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи

имеют общее значение для соответствующей территории.

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает

возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на

всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах

производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в

распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики.

Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления.

Значение государственного бюджета обусловлено не только величиной

концентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и

под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.

Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при

распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на

определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В

результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества

на каждом конкретном периоде его развития. Роль бюджета в федеративном

государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством,

стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в

Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены

следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание

условий социально-экономического развития регионов. Главная цель

национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их

полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление

общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.