рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование в области ценообразования

государственный бюджет, уменьшались как доходная, так и расходная части

бюджета. Фискальная политика стимулирования спроса была признана

несостоятельной в новых условиях, значение фискальной политики в целом

резко снизилось. Последовательное снижение налогов, пересмотр налоговой

системы и политики в целом, в частности, уменьшение прогрессивности

налогообложения позволило активизировать частные инвестиции, свести на нет

эффект вытеснения (государственными инвестициями частных), свойственный

кейнсианской модели, упростить решение проблем структурной перестройки

экономики, роста производства. Сокращение дефицита государственного бюджета

и внутреннего долга основывалось на резком уменьшении госрасходов (прежде

всего на социальные нужды, на содержание убыточных госпредприятий, на

субсидии и дотации отраслям экономики, на содержание аппарата управления) и

действительно сыграло свою роль в экономической стабилизации. Происшедшее в

результате осуществления такой политики возрастание совокупного предложения

при ограничении спроса способствовало стабилизации цен и преодолению

стагфляции. Но главную роль в борьбе с инфляцией сыграла денежно-кредитная

политика - последовательное ограничение денежной массы (в том числе

посредством тагетирования - законодательного определения темпов роста

денежной массы), эффективная процентная политика и др. Монетарная политика

стала основной в системе мер неоконсерваторов. Разумная внешнеэкономическая

политика также способствовала усилению конкурентных начал за счет моделей

либерализации торговых и иных отношений.

Итак, неоконсервативные подходы к государственному регулированию

ориентированы на достижение других приоритетных целей и отдают предпочтение

не прямому регулированию, а косвенному, не фискальной политике, а денежно-

кредитной. Однозначно признается роль государства в содействии структурной

и научно-технической политике - на эти направления выделялись значительные

бюджетные средства.

Оценивая результаты функционирования данной модели на практике, следует

отметить, что в большинстве случаев она оказалась адекватной ситуации и

эффективной: инфляция была подавлена, была осуществлена структурная

перестройка экономики, наметился устойчивый экономический рост, т.е.

поставленные цели были достигнуты. В то же время неоконсерватизм неизбежно

привел к обострению проблем безработицы, уровня жизни и социальной защиты

населения, усилилась социальная дифференциация в обществе. Потенциально это

рассматривается как основа возможного определенного крена в сторону

кейнсианских традиций. Во всяком случае, некоторые экономисты уже в

политике администрации У. Клинтона склонны видеть подобные изменения

Итак, рассмотрение двух базовых моделей смешанной экономики

свидетельствует о том, что характер модели, ее смена другой вызваны

потребностями социально-экономического развития и опираются на положения

основных школ теоретической мысли. Как уже отмечалось, можно вести речь и о

других моделях - командной (плановой, социалистической), причем в различных

ее модификациях, например, рыночного социализма; фашистской; модели

социального рыночного хозяйства Германии (Л. Эрхард); шведской модели

(шведский социализм); о моделях экономик "новых индустриальных государств"

и др.).

Отдельной проблемой является модель государственного регулирования в

странах с переходной экономикой (постсоциалистических). Следует признать,

что она осмыслена в наименьшей степени. Отсутствие стройной теории

переходной экономики обрекает правительства стран опираться в основном на

метод проб и ошибок, чреватый большими издержками для общества. Применение

неоконсервативных рецептов для этих стран в современных условиях бывает

столь же неоправданным, как и кейнсианских подходов.

2. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования

экономики.

2.1. Понятие цены, ее функции

Для понимания необходимости регулирования экономики в области

ценообразования необходима рассмотреть понятие цены, как экономической

категории и многообразие ее функций.

Цена — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в

решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и

государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества

цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне

проявляется через функции.

Измерительная функция. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и

тем самым обслуживает экономические интересы всех относительно

самостоятельных участников товарного оборота: производителя-посредника-

покупателя. В этом качестве она выступает, как утверждают К. Макконнел и С.

Брю , как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и

получаемое за единицу товара или услуги. Благодаря цене удается измерить,

определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец

получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и

количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину

денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно

определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д.

Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие и

дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно

судить о соотношении полезности разных товаров. Перечисленные факты

позволяют считать, что цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью

которой сопоставляются ценности разных товаров.

Цена выполняет учетную функцию. С помощью цен разнообразный и

многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в

денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение

общественно признанных затрат труда и его полезности.

На практике с помощью цены в ее учетной функции исчисляются все

стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт,

национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и

реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д. Цена

выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как

производительность труда, рентабельность изделий и производства, фондоот-

дача и т. п.

В качестве измерительной, соизмерительной, учетной функции цена является

носителем важнейшей экономической информации и тем самым сильно влияет на

поведение субъектов рынка: покупателей и продавцов. По этой причине,

например, американцы называют Америку ценоуправляемой системой. Есть даже в

американских учебниках такая картинка: здание свободного

предпринимательства держится на трех колоннах: частная собственность,

система ценообразования, конкуренция.

Поскольку цена является носителем информации, она выступает как важный

инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в

денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного

механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики

в целом.

Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования

экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с

денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на

рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой

происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для

изменения объема предложения, объема спроса и величины цены)

устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и

спроса.

На рынках с разной степенью монополизации как на стороне предложения, так

и на стороне спроса производители и потребители могут оказывать

непосредственное влияние на формирование и движение цены. Так,

производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену

(как это было бы в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение

предложения товара, сохранив прежнюю цену. В случае дефицита товара он

может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена теряет свое

качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Ее

уровень в значительной (а иногда решающей) степени определяется элементами

регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо

монополистом-потребителем, либо государством.

В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою

цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и

предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные

ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых

определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так,

общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение

более технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая

плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких

процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов,

ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на

дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более

эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то

есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных

ресурсов.

Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для

альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует

повышению эффективности производства. Так, есть альтернатива сочетания

различных факторов производства для создания той или иной продукции

(например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат,

но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более

трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей

величиной издержек). К этому добавляется выбор рынков, выбор производимой

продукции, выбор инвестора, кредитора и т. д.

Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее

уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов

производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия

на производство через следующие ориентиры: повышенную (пониженную)

рентабельность, надбавки (скидки) к цене, применение различных видов цен

(свободные, регулируемые, расчетные и т. д.'). Учитывая стимулирующее

воздействие перечисленных ориентиров-показателей, предприятие будет иметь

различный уровень доходов, следовательно, возникают экономические стимулы

пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять производство тех,

где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший

сбыт.

С помощью розничных цен стимулируется потребление продукции. Например,

при снижении абсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу

полезного эффекта (например, по бытовой технике) расширяется сфера

потребления соответствующей продукции.

Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется

распределение и перераспределение доходов. Другими словами,

распределительная, или более правильно — перераспределительная, функция цен

означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь

созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики,

районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование

доходов отраслей, предприятий, населения.

Перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен, их

структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и

обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности.

Более конкретно это достигается путем действия относительно высоких или

низких цен, с помощью включения или, наоборот, невключения в цену налогов

(налог на добавленную стоимость, акциз и т. д.), путем установления системы

разных уровней цен для различных потребителей (при государственном

вмешательстве в ценообразование, ценовой дискриминации) на одну и ту же

продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения (как в

энергетике), для предприятий различных форм собственности (госсектора и

частного).

Если государство регулирует с помощью цен накопления отдельных отраслей

экономики, то оно влияет на темпы их развития, разрешает противоречия между

изготовителем и потребителем продукции, между интересами предприятий и

интересами общества, подчиняя деятельность предприятия национальным

интересам.

Выполнение ценой перераспределительной функции не является ее

привилегией. В перераспределительных процессах участвует также и финансовая

система, роль которой может быть гораздо выше, чем системы ценообразования,

и растет по мере снижения роли цены. Поэтому понимание конкретных

направлений участия цен и финансовой системы в перераспределительных

процессах повышает эффективность хозяйствования как субъектов рынка, так и

государственного воздействия в перераспределительных процессах.

2. Государственное регулирование в области ценообразования

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и

структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной

конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной

напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие

объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования

цен.

Политика цен — это действия органов государственной власти, местного

самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление

регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их

соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их

регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен,

через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в

порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже

экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с

другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели

государственного регулирования — оптимизации темпов и пропорций

экономического развития и стабилизации социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся

на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между

спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей и

полной свободы ценообразования никогда не было. Весь вопрос в степени и

формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от

возможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей

истории капитализма можно проследить воздействие государства на цены.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа,

государственные монопольные цены на «акцизные» товары, продажа

продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная

политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее

на внутренние цены,— вот далеко не полный перечень мер государственного

регулирования цен за последние 100—150 лет.

Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис

послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен.

Германский экономист X. Мюллер писал по этому поводу, что политические и

экономические потрясения в государстве и обществе вызвали осознание того,

что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного

распределения и избежания опасности революционного переворота было бы

целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированию

хозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем

внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х гг. во

многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы,

предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их

замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали

составным элементом ГРЭ.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить

законодательный, административный и судебный характер. Принятые

парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными

субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.

Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной

частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные

государственные органы осуществляют административную деятельность по

регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть

привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся

в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или

правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен

осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде

стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также

оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60-х — в 70-

х гг. были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-

совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют

экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых

заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев,

предпринимателей и представители государственных органов; комитеты призваны

консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое

мнение по поводу ценовых законопроектов.

2.3. Формы и методы воздействия государства на цены

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной

активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически

началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за

ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в

этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические

управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-

исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям

руководства партий, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и

социальных партнеров — измерение роста стоимости жизни для определения

индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий также

для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную

конкурентоспособность.

Среди возможных способов воздействия государства на цены различают прямое

и косвенное воздействие.

Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие

цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и

движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены,

устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное

воздействие на такие цены осуществляется путем методического и

организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в

разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям

народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления

уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат

специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из

прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий

монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится

задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа

деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли

соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой

продукции и удовлетворении спроса на нее.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях,

где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в

военных отраслях промышленности, в ряде под-отраслеигстроительства.

Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками

определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по

договоренности с партнерами «конкретные цены», которые становятся затем

базовыми ценами для отрасли.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в

процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном

инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы

товаров (отдельные товары).

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо

установленной величиной формируются по решению соответствующих органов

власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных

цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой

в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены

не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и

гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей,

нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения

фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.