рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование цен

выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские

(антимонопольные) законы. Антимонопольное законодательство имеет давнюю

историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в

1890 г.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством

конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства,

использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над

ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно

может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не

сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними.

Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной

информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой

пакет законов, который выступает как средство поддержания государством

баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления

официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание

антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности,

однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства:

охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими

господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов

потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого

бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных

направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по

ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен.

Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно

устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли

конкурентов.

3. Размещение ресурсов

Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является

способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях,

таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции

и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и

необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения

этой проблемы.

Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и

сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются

определенные разновидности государственного воздействия. В качестве

инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное

государственное регулирование и т.д.

Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать

на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно

привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства,

фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или

частично, производство общественных благ.

В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в

издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха,

земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже

не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене

данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства.

Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество

ресурсов, не регулируемых рынком.

Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения,

установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм

концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести

дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы.

Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до более

оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление

ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки,

связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие

ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит

проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник

загрязнения, характер ущерба.

Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества,

но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах

возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она

чаще всего с помощью субсидий.

5. Перераспределение доходов

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением

доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм,

приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств,

находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на

себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов,

принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному

страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством

финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования

вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд

сельскохозяйственных продуктов и т.д.

6. Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений

Традиционным объектом государственной собственности является

национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не

приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто

находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь,

энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли,

представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования

рыночной экономики.

Источником формирования государственной собственности выступают

национализация и собственно государственное предпринимательство т.е.

строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти

остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на

коммерческих началах.

Казалось бы, государственная собственность на инфраструктуру, которая

начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги)

является непременным условием развивающейся экономики. Это далеко не так.

Государственная собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает

себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного

транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной

поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяет

организовывать работу сфер инфраструктуры и на частнохозяйственном уровне.

Современная рыночная экономика невозможна без государственных

подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого.

Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется

применительно к ситуации.

глава 2. цена и цонообразование

ЦЕНЫ яВЛяЮТСя ОБЪЕКТОМ ПОСТОяННОГО ВНИМАНИя И РЕГУЛИРОВАНИя СО СТОРОНЫ

ГОСУДАРСТВА. ЦЕНЫ яВЛяЮТСя ОДНОЙ ИЗ КРИТИчЕСКИХ ТОчЕК ЭКОНОМИчЕСКОЙ И

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИчЕСКОЙ ЖИЗНИ, ГДЕ СТАЛКИВАЮТСя ИНТЕРЕСЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И

ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ИМПОРТЕРОВ И ЭКСПОРТЕРОВ. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ СЛУЖИТ

ГЛОБАЛЬНЫМ ЦЕЛяМ ГРЭ, ЦЕЛяМ КОНЪЮНКТУРЫ И СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ, БОРЬБЕ С

ИНФЛяЦИЕЙ, УСИЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ И

СМяГчЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРяЖЕННОСТИ. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ЭКОНОМИчЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИя, В СВОЮ ОчЕРЕДЬ,

ОТРАЖАЕТСя НА ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИя ЦЕН. КОНКРЕТНЫЕ АКЦИИ В ОБЛАСТИ ЦЕН

МОГУТ ИМЕТЬ КРАТКОСРОчНЫЕ ИЛИ ДАЖЕ ЭКСТРЕННЫЕ ЦЕЛИ, КОТОРЫЙ МОГУТ В ДАННЫЙ

КОНКРЕТНЫЙ МОМЕНТ НЕ СОВПАДАТЬ С ДРУГИМИ ЦЕЛяМИ, НО ОНИ ВСЕГДА СЛУЖАТ

ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИя-ОПТИМИЗАЦИя ТЕМПОВ И

ПРОПОРЦИЙ ЭКОНОМИчЕСКОГО РАЗВИТИя И СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно

складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания

равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных

железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных

запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное

налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, -

вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки

регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой

политики оказались несостоятельными.

2.1. ФУНКЦИИ ЦЕНЫ

Цена — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать

в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и

государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества

цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне

проявляется через функции.

Цена выполняет измерительную функцию. Цена обслуживает оборот по

реализации товаров и тем самым обслуживает экономические интересы всех

относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя-

посредника-покупателя. В этом качестве она выступает, как утверждают К.

Макконнел и С. Брю, как количество денег (или других товаров и услуг),

уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. 2 С помощью цен

определяется количество денег в обращении (М). М =PQ/V , где V — скорость

обращения денег; Р — средний уровень цен; Q — количество (объем) товаров; М

— количество денег в обращении. Благодаря цене удается измерить, определить

количество денег, которое покупатель должен, уплатить, а продавец получить

за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество

продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного

платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить

размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д.

Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие

и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен

можно судить о соотношении полезности разных товаров. Перечисленные факты

позволяют считать, что цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью

которой сопоставляются ценности разных товаров.

Цена выполняет учетную функцию. С помощью цен разнообразный и

многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в

денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение

общественно признанных затрат труда и его полезности.

На практике с помощью цены в ее учетной функции исчисляются все

стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт,

национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и

реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д. Цена

выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как

производительность труда, рентабельность изделий и производства,

фондоотдача и т. п.

В качестве измерительной, соизмерительной, учетной функции цена

является носителем важнейшей экономической информации и тем самым сильно

влияет на поведение субъектов рынка: покупателей и продавцов. По этой

причине, например, американцы называют Америку ценоуправляемой системой.

Есть даже в американских учебниках такая картинка: здание свободного

предпринимательства держится на трех колоннах: частная собственность,

система ценообразования, конкуренция.

Поскольку цена является носителем информации, она выступает как важный

инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в

денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного

механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики

в целом.

Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования

экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с

денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на

рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой

происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для

изменения объема предложения, объема спроса и величины цены)

устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и

спроса.

На рынках с разной степенью монополизации как на стороне предложения,

так и на стороне спроса производители и потребители могут оказывать

непосредственное влияние на формирование и движение цены. Так,

производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену

(как это было бы в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение

предложения товара, сохранив прежнюю цену. В случае дефицита товара он

может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена теряет свое

качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Ее

уровень в значительной (а иногда решающей) степени определяется элементами

регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо

монополистом-потребителем, либо государством.

В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет

свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и

предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные

ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых

определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так,

общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение

более технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая

плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких

процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов,

ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на

дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более

эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то

есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных

ресурсов.

Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности

для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что

способствует повышению эффективности производства. Так, есть альтернатива

сочетания различных факторов производства для создания той или иной

продукции (например, между капиталоемкими процессами, требующими

значительных затрат, но затем дающими большую экономию в издержках

производства, или более трудоемким процессом, требующим меньше

капиталовложений, но зато с большей величиной издержек). К этому

добавляется выбор рынков, выбор производимой продукции, выбор инвестора,

кредитора и т. д.

Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что

ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов

производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего

воздействия на производство через следующие ориентиры: повышенную

(пониженную) рентабельность, надбавки (скидки) к цене, применение различных

видов цен (свободные, регулируемые, расчетные и т. д.). Учитывая

стимулирующее воздействие перечисленных ориентиров-показателей, предприятие

будет иметь различный уровень доходов, следовательно, возникают

экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров,

расширять производство тех, где прибыль на единицу продукции выше, или тех,

где может быть наибольший сбыт.

С помощью розничных цен стимулируется потребление продукции. Например,

при снижении абсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу

полезного эффекта (например, по бытовой технике) расширяется сфера

потребления соответствующей продукции.

Фирмы, изучая рынок, определяют группы покупателей (сегменты рынка),

которые могут приобрести их продукцию по различным уровням, группам,

интервалам цен, и с учетом этого обстоятельства наращивают производство

соответствующих товаров, получая при этом высокую массу прибыли.

В систему экономического стимулирования кроме цены, как известно,

включены все базирующиеся на цене стоимостные экономические рычаги:

прибыль, рентабельность, налоги и т. д. Эффективность функционирования

всего механизма хозяйственного стимулирования зависит от правильного

сочетания и использования субъектами рынка основополагающей роли цены и

других стимулирующих экономических рычагов. Выбор в пользу цены или другого

стимулирующего рычага делают субъекты рынка.

Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется

распределение и перераспределение доходов. Другими словами,

распределительная, или более правильно — перераспределительная, функция цен

означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь

созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики,

районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование

доходов отраслей, предприятий, населения.

Перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен,

их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и

обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности.

Более конкретно это достигается путем действия относительно высоких или

низких цен, с помощью включения или, наоборот, невключения в цену налогов

(налог на добавленную стоимость, акциз и т. д.), путем установления системы

разных уровней цен для различных потребителей (при государственном

вмешательстве в ценообразование, ценовой дискриминации) на одну и ту же

продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения (как в

энергетике), для предприятий различных форм собственности (госсектора и

частного).

Особенно сильно было влияние цен на экономику союзных республик до

распада СССР. Россия финансировала другие республики примерно до $50 млрд в

год в виде льготных цен. Россия продавала нефть на мировых рынках по $140

за т, а союзным республикам по $2-3 за т. Это была колоссальная субсидия.

Для Казахстана это составляло примерно $ 11 млрд в год, Украины — примерно

6, Беларусии — 3, Грузии — примерно $3,5 млрд. '

Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное

только для планово-регулируемой экономики, или условие существования

регулируемых цен.

Существование монополистических структур также порождает

перераспределительное ценообразование, в результате которого происходит

присвоение чужих прибылей. В этих условиях в основе процесса лежи стратегия

максимизации прибыли. Монополистические структуры обеспечивают возможности

для его реализации.

Перераспределительное ценообразование имеет место и в условиях

сложившейся олигополистической структуры рынка, когда фирмы могут

устанавливать сравнительно низкие цены, чтобы препятствовать проникновению

на рынок фирм-«чужаков». Перераспределительное ценообразование называют

грабительским ценообразованием (англ, predatory pricing).

Перераспределительная функция сходна со стимулирующей, но здесь есть и

различия. Если стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия

предприятия на повышение качества, увеличение его объемов производства и т.

д., призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, то

перераспределительная функция связана либо с государственным воздействием

на уровень и структуру цен, либо с действиями монополий или олигополии,

когда те с помощью цен регулируют свои доходы и перспективу.

Если государство регулирует с помощью цен накопления отдельных

отраслей экономики, то оно влияет на темпы их развития, разрешает

противоречия между изготовителем и потребителем продукции, между интересами

предприятий и интересами общества, подчиняя деятельность предприятия

национальным интересам.

Перераспределение накоплений из одних отраслей в другие через систему

цен не всегда экономически обосновано и социально приемлемо при

государственном регулировании, так как делает таких производителей и

покупателей неконкурентоспособными. Например, чрезмерное перераспределение

чистого дохода из легкой промышленности (путем чрезмерно высокой доли

доходов в структуре цены) в другие отрасли народного хозяйства привели к ее

отставанию, сделали непрестижной сферой приложения труда для молодежи.

В перераспределительных процессах участвует также и финансовая

система, роль которой может быть гораздо выше, чем системы ценообразования,

и растет по мере снижения роли цены. Поэтому понимание конкретных

направлений участия цен и финансовой системы в перераспределительных

процессах повышает эффективность хозяйствования как субъектов рынка, так и

государственного воздействия в перераспределительных процессах.

При государственном участии в выполнении перераспределительной функции

розничная цена несет весомую социальную нагрузку: через систему розничных

цен можно создать благоприятные условия для потребления товаров, услуг,

связанных с просвещением, воспитанием детей, лечением, способствовать

повышению жизненного уровня отдельных социальных (и прежде всего социально

незащищенных) групп населения.

Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и те же

экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов

хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный,

плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.