рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Размещение и развитие транспортного комплекса в России

размещен неравномерно. Густой и разветвленной сетью железных дорог обладает

европейская часть России. Это связано не только с огромными территориями

страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности,

уровне и типе хозяйствования. Конфигурация сети радиально-кольцевая с

центром в городе Москве. Плотность железных дорог России достаточно низкая

5 км на 1000 км2 , поэтому довольно высока их грузонапряженность.

Первые железный дороги были построены в России в середине 19 века. В 1837

году, через 12 лет после начала движения на первой в мире железной дороге

общего пользования Стоктон – Дарлингтон в Англии, была открыта

«экспериментальная» железнодорожная ветка Петербург – Царское село, а в

1851 году – первая крупная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-

Петербург. Уже к концу 19 века железнодорожный транспорт России превысил по

грузообороту традиционные для России гужевой и речной, а к 1913 году

превысил этот показатель в сравнении с речным в 6 раз.

Основной каркас железнодорожной сети был сформирован во 2-ой половине 19 –

начале 20 века. Железные строились в первую очередь для обеспечения

транспортно-экономических связей центра с основными сырьевыми и

продовольственными базами страны, а также с морскими портами, что и

определило их радиальную конфигурацию. [20, c290]

Транспортные связи центра обеспечили дороги на следующих направлениях:

1) Центр-Запад: Москва – Смоленск – Минск – Брест (1871);

Москва – Ржев – Великие Луки – Виндава.

2) Центр-Север: Москва – Ярославль – Вологда (1872), продолженная в 1898

году до Архангельска;

Дорога через Санкт-Петербург: Волхов – Петрозаводск – Мурманск;

4) Центр-Юг: Москва – Рязань – Козлов (Мичуринск) – Воронеж – Ростов-на-

Дону – Владикавказ (1875), с ответвлением от Козлова на

-13-

железнодорожную ветку Тамбов – Саратов, продолженная 1894 году от

Владикавказа на Махачкалу и Баку, что обеспечило первый транспортный выход

на Закавказье: Москва – Тула – Орел – Курск – Харьков – Севастополь с

ответвлением от Курска на Киев.

4) Центр-Восток: Москва – Нижний Новгород;

Москва – Сызрань – Самара – Оренбург (1877 г.) с ответвлением от станции

Кшень на Уфу – Челябинск (1892) – Екатеринбург. Были также построены

отдельные железные дороги для обеспечения экспортных поставок зерна через

морские порты Балтийского и Черноморского бассейнов, и они имели

соответственно хордовую направленность. Например, Риго-Орловская дорога:

Волгоград – Орел – Смоленск – Витебск – Рига (1871 г.).

В 1878 году было начато железнодорожное строительство на Урале, где

Горьковская дорога Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург соединила основные

металлургические заводы с Волго-Камским водным путем. В 1885 году она была

продолжена до Тюмени. Для надежной транспортной связи Урала с северо-

западом России была построена широтная железная дорога Пермь – Киров –

Вологда – Санкт-Петербург. [20, c292]

Особое значение для формирования единой железнодорожной сети России,

заселения и освоения юга Сибири и Дальнего Востока, имело строительство

Транссибирской железнодорожной магистрали, начатое одновременно в 1892 году

с запада Челябинска через Новосибирск – Красноярск – Иркутск (1899) и с

востока Владивостока на Хабаровск (1897). Сквозное сообщение по ней было

открыто в 1916 году после завершения строительства Амурской железной дороги

от Забайкалья до Хабаровска. Построенная в 1913 году линия Тюмень – Омск

обеспечила второй выход из Сибири в европейскую часть России через

Екатеринбург.

Транспортный выход в Центральную Азию на Закаспийскую железную дорогу

обеспечила магистраль Оренбург – Ташкент, построенная в 1906.

В советский период основное железнодорожное строительство переместилось в

восточную часть страны. Для укрепления транспортных связей были проложены

дополнительные железнодорожные линии, которые позволили создать два новых

выхода из центра на Урал:

Москва – Казань – Екатеринбург и Москва – Котельничи – Киров – Пермь.

Крупнейшей стройкой первой пятилетки было завершено строительство второго

выхода из центральной Азии на железнодорожную сеть

России Туркестано-Сибирской магистрали:

Луговая (станция около Алма-Аты) – Семипалатинск и далее Семипалатинск –

Барнаул – Новосибирск. Пуск этой железной дороги кардинально изменил

направление специализации хозяйства большинства среднеазиатских республик,

открыв прямую дорогу на юг сибирскому хлебу, что позволило высвободить

местные сельскохозяйственные земли для расширения посевов хлопчатника.

-14-

Активно шло железнодорожное строительство и в годы Великой отечественной

войны, когда были построены Печорская магистраль:

Коноша (станция на линии Вологда – Архангельск) – Котлас – Воркута, давшая

возможность освоения Тимано-Печорского бассейна;

«Волжская рокада»: Свияжск – Сызрань – Саратов – Волгоград, прошедшая по

правому берегу Волги и ставшая своеобразным дублером Волжской речной

магистрали;

Линия Кизляр – Астрахань, обеспечившая связь Поволжья с Северным Кавказом;

Железная дорога из Казахстана на Урал: Акмолинск – Карталы дала выход

карагандинскому углю на уральские металлургические заводы.

Железная дорога Гурьев – Николь обеспечила железнодорожные поставки нефти с

Эмбинского месторождения на Урале.

В после военное время основные железные дороги строились к Востоку от

Урала. Для улучшения транспортных связей европейской части страны с Сибирью

и Дальним Востоком основное внимание уделялось формированию широтных

дублеров Транссибирской магистрали и прежде всего Южно-Сибирской

магистрали: Карталы (станция в Челябинской области) – Акмолинск – Павлодар

– Барнаул – Артышта (станция у Кемерово), которая в конце 50-х начале 60-х

была продолжена на восток через Новокузнецк – Абакан – Тайшет – Братск на

Усть-Кут. В 1974 –1984 года эта железная дорога была доведена до

Комсомольска-на-Амуре, получив название «Байкало-Амурская магистраль»

(БАМ). Ее восточный участок от Комсомольска-на-Амуре до советской Гавани

был построен еще в 1945 году. [20, c293]

Таким образом, к началу 90-х годов к востоку от Урала практически закончено

(не сдан в эксплуатацию самый длинный на трассе БАМа Северо-Муйский

тоннель) формирование на территории России второй широтной трансазиатской

железнодорожной магистрали, которая оказывает огромное влияние на освоение

территорий юга Сибири и Дальнего Востока.

Для освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири в 70-е 80-е

года была построена крупная Северная железная дорога:

Тюмень – Сургут – Нижневартовск – Уренгой – Ямбург.

В настоящее время железную дорогу России принято разделять на 17 отдельных

железных дорог: Октябрьская, Калининградская, Московская, Горьковская,

Северная, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Приволжская, Куйбышевская,

Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-

Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная и Сахалинская. [18, c2-10].

Каждая из этих железных дорог населенные пункты, промышленные центры и

предприятия. Рассмотрим эту взаимосвязь на примере Московской железной

дороги.

-15-

Московская дорога обслуживает предприятия г. Москвы, Московской, Рязанской,

Тульской, Орловской, Курской, Брянской, Смоленской и Калужской, а также

Александровского и Киржачского районов Владимирской области. Общая

территория составляет 281,4 тыс. км2 с населением 24,9 млн. человек.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей 9103 км (10,6% всей сети),

густота путей на Московской дороге равна 32,8 км на тыс. км2 площади (в

среднем по стране этот показатель равен 5,1 км/ тыс. км2).

Конъюнктуру перевозок грузов в районе определяют природные и экономические

факторы. В районе тяготения Московской дороги расположены Подмосковный

бассейн по добыче бурого угля и торфяные разработки. В Курской области

размещены сырьевые месторождения железной руды. В Московской, Смоленской,

Тульской, Калужской областях добываются камни строительные, известняковая

мука для удобрений и цемента. Кроме того, в карьерах рек здесь добываются

строительные материалы, такие как песок, щебень и др. В пределах Московской

дороги расположен крупный топливно-энергетический комплекс, включая

Московский и Рязанский НПЗ, Подмосковный угольный бассейн, а также 16

станций Мосэнерго, Тулаэнерго, две Орелэнерго, три станции Смоленскэнерго и

тд.

В Москве, Московской и Тульской областях сосредоточены крупные предприятия

машино- и станкостроения, металлообработки, предприятия по переработке

сельскохозяйственной продукции и производству товаров народного

потребления. Крупные предприятия машиностроения расположены в Калужской

области. В брянской области находится крупное предприятие по производству

цемента. Крупные погрузочные ресурсы расположены в Тульском,

Новомосковском, Воскресенском, Вяземском, Калужском и Брянском узлах. Все

эти различные предприятия нужно связать транспортными путями, что и делает

в данном случае Московская железная дорога. [13, c51-54]

2.2 Автомобильный транспорт

Как и железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт размещен

неравномерно. Основные дороги расположены в европейской части России.

Среди всех выделяются дороги федерального назначения.

Перечень дорог федерального назначения в России. Перечень магистральных

дорог.

1. М-1 «Беларусь» – от Москвы до границы с республикой Беларусь (на Минск,

Брест). Подъезд к г. Смоленску.

2. М-10 «Россия» – от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга.

Подъезды к городам Тверь, Новгород.

-16-

3. М-3 «Украина» – от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на

Киев). Подъезды к городам Калуга, Брянск.

4. М-9 «Балтия» - от Москвы через Волокамск до границы с Латвией (на Ригу).

Подъезд к г. Псков.

5. М-11 «Нарва» – от СП до границы с Эстонией (на Таллинн)

6. М-29 «Кавказ» - из Краснодара (от Павловской через Грозный, Махачкалу до

границы с Азербайджан (на Баку)). Подъезды к городам Майкоп, Ставрополь,

Черкесск, Владивосток, Грозный, Махачкала.

7. М-2 «Крым» - от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород на Украину (на

Харьков, Днепропетровск, Симферополь). Подъезды к городам Тула, Курск,

Орел, Белгород.

8. М-10 «Скандинавия» – от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с

Финляндией.

9. М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж Ростов-на-Дону, Краснодар до

Новороссийска. Подъезды к городам Липецк, Воронеж, Ростов на Дону,

Краснодар.

10. М-6 «Каспий» – от Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до

Астрахани. Подъезды к городам Тамбов, Саратов, Элиста.

11. М-18 «Кола» – от Санкт-Петербурга через Петрозаводск до Мурманска.

12. М-8 «Холмогоры» - от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска.

Подъезд к городу Кострома – «Вятка» – от Чебоксар, через платину

Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Ола, Киров до Сыктывкара. Подъезд к г. Киров.

13. М-7 «Волга» – от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы.

Подъезд к городам Владимир, Иваново, Чебоксары, Пермь и Ижевск.

14. М-5 «Урал» – от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска.

Подъезды к городам Рязань, Саранск, Пенза, Ульяновск, Самара, Оренбург,

Уфа, Екатеринбург.

15. М-51 «Байкал» – от Челябинска через Курган, Омск.

16. М-53 Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск.

17. М-55 От Улан-Удэ до Читы. Подъезды к городам Тюмень, Томск.

18. М-52 «Чуйский Тракт» – от Новосибирска через Бийск до границы с

Монголией. Подъезд к городам Барнаул, Горно-Алтайск.

19. М-54 «Енисей» – от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с

Монголией – «Амур» - строящаяся дорога от Читы через Невер, Свободный,

Архару, Биробиджан до Хабаровска. Подъезд к городу Благовещенск.

20. М-60 «Уссури» – от Хабаровска до Владивостока.

21. М-56 «Лена» – от Невера до Якутска. [8, c326]

-17-

Этим дорогам уделяется большое значение, так как по ним передвигаются

основные грузопотоки. От состояния этих дорог будет зависеть от качества

этих дорог и их состояния.

Кроме дорог федерального назначения выделяют дороги республиканского

значения. Эти дороги связывают республики СНГ. Им также уделяется большое

значение так как эти дороги улучшают экономические связи между

государствами бывшего СССР.

Как и в железнодорожном транспорте, Москва является крупным дорожным узлом

России. Все дороги более или менее ориентированы на Москву. Конфигурация

дорог – радиально-кольцевая. От Москвы отходят важнейшие автомагистрали во

всех направлениях. Важнейшие дороги, отходящие от Москвы: Москва - Санкт-

Петербург, Москва – Волгоград, Москва – Нижний Новгород – Казань, Москва –

Воронеж – Ростов на Дону, Москва – Волгоград – Тамбов и др. [3, c126]

Плотность автодорог по всей стране различна. Наибольшее их сосредоточение в

европейской части России, за Уралом плотность автодорог уменьшается. Это

связано с тем, что наибольшее сосредоточение население располагается именно

в европейской части страны.

2.3 Водный транспорт

2.3.1 Морской транспорт

Размещение водного транспорта в целом, а в частности морского транспорта

зависит от природных условий. Резко сократили возможности применения

морского транспорта в международной торговле изменения в геополитическом

положении России, так как большая часть крупных и хорошо оснащенных

морских портов Черноморского и Балтийского бассейнов отошла к другим

государствам.

Исторический фактор обусловил концентрацию основной работы морского

транспорта бывшего СССР в крупных портах Черноморско-Азовского и

Балтийского бассейнов: на их долю приходилось 2/3 всего грузооборота

морского транспорта СССР. Но переход под юрисдикцию других государств

крупнейших портов привел к тому, что мощность морских портов России только

на 1/2 удовлетворяет собственные потребности.

Первое место в грузообороте перешло к Дальневосточному бассейну (46,5 %

всех отправленных грузов морским транспортом России). Через его порты

осуществляются внешнеторговые связи с прибрежными регионами Дальнего

Востока. К наиболее крупным относятся следующие порты на берегу Японского

моря: Владивосток, Находка, расположенный около нее новый порт Восточный с

крупными угольными и лесными терминалами, а также порт Ванино-Холмск (о.

Сахалин). [20, c296]

На втором месте – Черноморско-Азовский бассейн (23,7 % всех отправленных

грузов). Через оставшиеся у России порты Черноморского

-18-

бассейна ведется в основном экспорт нефти. Здесь находится самый крупный

нефтяной Новороссийск с глубоководным нефтепирсом «Шесхарис», позволяющим

обслуживать суда грузоподъемностью до 250 тыс. т. Меньшее значение имеет

нефтяной порт Туапсе.

В бассейне Северного Ледовитого океана (третье место по грузообороту – 15 %

грузов) выделяют два порта – Мурманск на побережье Баренцева моря и

Архангельск в Белом море. На их долю приходится более половины грузооборота

всего бассейна. Архангельск – специализированный лесоэкспортный порт

России. Мурманск – единственный незамерзающий порт России на севере.

Большое значение для обеспечения районов Крайнего Севера России имеют порты

Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, расположенные на трассе Северного

морского пути. В наиболее грузонапряженном западном секторе Северного

морского пути (Мурманск – Дудинка) с помощью атомных ледоколов налажена

круглогодичная навигация. На восточном участке (от Диксона до бухты

Провидения) навигация ведется эпизодически.

Балтийский бассейн занимает примерно такое же место по отправлению грузов,

как и бассейн Северного Ледовитого океана (14,5 % всего грузооборота). В

его пределах расположен самый крупный и универсальный российский порт на

Балтике – Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский порт.

Однако его значение для обеспечения транспортных связей анклавной

Калининградской области с основной территорией России трудно переоценить.

Для обеспечения внешнеторговых транспортных связей России через Балтийское

море около Санкт-Петербурга в Лужской губе запроектировано строительство

нового крупного морского порта.

В Каспийском бассейне (0,4 % грузооборота) действуют два относительно

крупных порта: Махачкалинский и совмещенный морской и речной Астраханский

порты.

2.3.2 Внутренний речной транспорт

Внутренний речной транспорт располагается в основном в течениях больших

рек, главное требование, к которым – судоходность.

Внутренние судоходные водные пути относятся к различным речным бассейнам.

Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства

трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и

Северо-Западного.

Волжско-Камский бассейн обслуживает экономически наиболее развитые и плотно

заселенные районы европейской части России. Он является главным. На него

приходится Ѕ грузооборота всего речного транспорта страны. Подавляющая

часть перевозок в этом бассейне осуществляется по Волге, Каме и каналу

имени Москвы. Наиболее крупными портами

-19-

бассейна являются три московских (Южный, Западный и Северный),

Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.

На втором месте по объему выполняемой работы стоит Западно-Сибирский

бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают

Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги.

Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера.

Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и

Вычегдой. Ведущим портом является Архангельск. [20, c298]

Большое значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии играют

Лена и расположенный на ее пересечении с БАМом порт Осетрово.

Стержнем воднотранспортной системы является Единая глубоководная система

европейской части России общей протяженностью 6,3 тыс. км. В нее входят

глубоководные участки Волги (от Твери до Астрахани), Камы (от Соликамска до

устья), Москвы-реки, Дона и межбассейновые глубоководные соединения –

Московско-Волжское, Волго-балтийское, Беломорско-Балтийское, Волго-Донское.

Составляя лишь 6 % от общей протяженности внутренних водных путей, данная

система выполняет 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта страны.

2.4 Трубопроводный транспорт

Первый магистральный трубопровод на территории Российской империи был еще

построен в 1907 г. Им стал керосинопровод Баку – Батуми протяженностью 853

км. Однако начало быстрого развития нефтепроводного транспорта относится ко

второй половине 50-х годов, когда ежегодные приросты добычи нефти достигали

20-25 млн т. В это же время началось строительство нефтепроводов из труб

большого диаметра, что резко увеличило их пропускную способность и снизило

себестоимость перекачки. В результате протяженность всех нефтепроводов

выросла с 1,7 тыс. км в 1941 году до 66 тыс. км в 1990 году.

Современная сеть магистральных нефтепроводов имеет протяженность 48 тыс. км

и образует несколько систем. Из основных нефтедобывающих районов (Западная

Сибирь и Урало-Поволжский район) нефтепроводы проложены:

. в западном направлении: Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск – Нижний

Новгород – Ярославль – Кириши (крупный нефтеперерабатывающий завод вблизи

Санкт-Петербурга);

Сургут – Пермь – Нижний Новгород – Полоцк; экспортная нефтепроводная

система «Дружба» (3 трубопровода большого диаметра): Нижневартовск – Самара

– Унеча – Мозырь – Брест – Европа с ответвлениями Унеча – Полоцк –

Вентспилс (крупнейший нефтеэкспортный порт бывшего СССР в Балтийском

бассейне) и Мозырь – Ужгород – Восточная Европа;

-20-

. в юго-западном направлении: Самара – Лисичанск – Кременчуг – Снигиревка –

Николаевск – Одесса с ответвлением от Снигиревки на Херсон;

Самара – Волгоград – Тихорецк – Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный

порт на Черном море);

. в восточном направлении: Александровское – Анжеро-Судженск – Ачинск –

Ангарск (крупный нефтехимический комбинат);

. в южном направлении из Западной Сибири: Сургут – Омск – Павлодар –

Чимкент – Чарджоу. [20, c299]

К этим высокопроизводительным системам преобладающе широтного направления

подключены нефтяные месторождения р. Коми (нефтепровод Ухта -–Ярославль),

Северного Кавказа (Грозный - Тихорецк), Казахстана (Новый Узень – Гурьев –

Самара и Гурьев – Орск – Уфа) и др. На Дальнем Востоке проложен нефтепровод

через Татарский пролив Оха – Комсомольск-на-Амуре.

Газопроводный транспорт более молодой, чем нефтепроводный. В начале 60-х

годов был построен газопровод Ростов-на-Дону – Серпухов – Ленинград

протяженностью около 2 тыс. км. В 70-х годах были сооружены газопроводы:

Медвежье – Надым – Ухта - Торжок – Минск с ответвлением Надым – Пунга -

Пермь, Уренгой – Сургут – Тюмень – Челябинск. В 1984 году введена в строй

газопроводная система «Западная Сибирь – Европа», основу которой составляет

газопровод Уренгой – Помары – Ужгород протяженностью 4,5 тыс. км, давшая

выход в Европу российскому газу. Среди них выделяется экспортный газопровод

«Союз»: Оренбург – Волгоград – Ужгород протяженностью 2750 км.

На Дальнем Востоке построен газопровод от месторождения природного газа

Северного Сахалина до Комсомольска-на-Амуре. Небольшие по протяженности

газопроводы действуют также в Якутии (от Усть-Вилюйского месторождения на

Якутск) и на севере Восточной Сибири (от Мессояхского месторождения на

Норильск).

2.5 Воздушный транспорт

Наиболее и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от

Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному,

Центроазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров

почти по всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных

перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и

Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод,

столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном

направлении (Сибирь и Дальний Восток).

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. На

четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово,

-21-

Внуково и Быково) приходится 30 % (данные 1994 г.) всех отправлений

пассажиров воздушным транспортом России. Крупными (более 500 тыс.

отправлений пассажиров в 1994 г.) авиатранспортными узлами являются также

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.