рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


РПС Туркменистана

производства овощей — специализированные хозяйства Прикопетдагского района.

Однако овощеводство в республике пока еще отстает в развитии от других

отраслей сельского хозяйства и не удовлетворяет потребности населения в

овощах, а промышленность — в сырье.

Бахчеводство в Туркменистане — древнейшая отрасль земледелия. К бахчевым

культурам относятся арбузы, дыни, тыква. Ассортимент дынь Туркменистана

включает более 200 типов, различных по срокам созревания,

транспортабельности, формам и размерам плодов. Республика славится сортами

местных дынь, пользующихся мировой славой.

Посевные площади бахчевых культур в 1998 г. составили 23 тыс. га, валовой

сбор бахчевых продовольственных культур — 215 тыс. т, урожайность — 88

ц/га. Бахчеводство развито в Чарджоуской, Ташаузской областях. На их долю

приходится более половины производимых бахчевых в республике. Для

увеличения урожайности и валового сбора бахчевых культур в стране проведена

в 1959—1967 гг. селекционно-семеноводческая работа, внедрены индустриальная

технология, механизация возделывания и уборки.

Из года в год увеличивается вывоз дынь за пределы республики, особенно в

центральные города и северные районы нашей страны. В 1998 г. вывезено 85,6

тыс. т. или в 50 раз больше, чем в 1913 г. Перевозят эту скоропортящуюся

продукцию в специальных вагонах-ледниках, вагонах-рефрижераторах.

Картофелеводство в структуре сельскохозяйственного производства республики

занимает незначительное место. Посевные площади картофеля в 1983 г.

составили всего 2 тыс. га. Серьезное препятствие для выращиаания картофеля

в республике — неблагоприятные климатические условия (высокая тегйпература

и сухость воздуха в летний период), оказывающие отрицательное влияние на

получение высоких урожаев. Картофелеводческие хозяйства размещены в

Ашхабадской области. Колхоз им. Менжинского Каахкинского, отдельные

хозяйства Геок-Тепипского и Бахарденского районов специализируются на

производстве раннего картофеля.

Садоводство — одна из важнейших отраслей сельского хозяйства Туркменистана.

К основным плодовым культурам» выращиваемым в Туркменской ССР, относятся

яблоня, груша,. айва (из семечковых), абрикос, персик, слива, алыча, лох

(из косточковых), грецкий орех и фисташки (из орсхоплодных),, инжир,

маслины, шелковица, гранат, миндаль и лимон (из субтропических).» Наиболее

распространены культуры яблони (44%), абрикоса (19°/о), сливы (8%), груши

(6%), граната (5,5%), персика (4%), все остальные виды плодовых составляют

13,5%.

В 1998 г. площадь под плодовыми культурами составила 23,5 тыс. га, валовой

сбор — 34 тыс. т, урожайность — 27,9 ц/га.

Виноградарство — составная часть агропромышленного комплекса республики,

важнейшей задачей которой является обеспечение населения свежим и сушеным

виноградом винодельческой и консервной промышленности сырьем.

Кормовые культуры — ато группы однолетних и многолетних растений,

выращиваемых для корма сельскохозяйственным животным.

В Туркменской ССР возделывается 5 видов кормовых культур: кормовые травы —

люцерна, суданская трава, вика, пер-ко, рапс; силосные — кукуруза, сорго

(джугара); кормовые бахчевые — кормовой арбуз, тыквп, кабачки; корнеплоды —

сахарная и полусахарная свекла; зернофуражные культуры — озимые ячмень,

рожь (табл. 18). '

В 1998 в республике под люцерной занято 97,6 тыс. га, урожайность сена

люцерны составила 70,3 ц/га, зеленой массы — около 192 ц/га. К основным

сортам люцерны, возделываемым в Туркменистане, относятся Иолотанская-1763,

Ташкентская-3192, Хивинская. Люцерну высевают в Ашхабадской, Марыйской,

Чарджоуской и Ташаузской областях.

Кукуруза — высокоурожайная кормовая и зерновая культура, в 1998 г.

занимавшая 86 тыс. га, из них на зерно — 39 тыс., на силос и зеленый корм —

47 тыс. га. Кукурузу выращивают в оазисах Туркменистана.

Животноводство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением

сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.

Овцеводство — ведущая отрасль животноводства республики. Основная продукция

овцеводства Туркменистана — каракульские смушки и шерсть.

Основная продукция каракулеводства — каракульские шкурки, экспортирующиеся

на мировой рынок и использующиеся ,в меховой промышленности страны. В 1998

г. государственные закупки каракуля составили 1 млн. 254 тыс. смушек, в 3

раза больше, чем в 1940 г.

В результате многолетнего совместного труда ученых и работников передовых

каракулеводческих хозяйств отселекцио-нировано более 300 расцветок и

оттенков каракульских смушек. Производятся 'высокосортные каракульские

смушки следующих окрасок: черной (араби), серой (ширази), сур и розовой

(гулигаз), коричневой (камбар), белой халили и шатури (окраска шерстоного

покрова молодого верблюжонка).

Разведение коз в республике не получило большого развития. В основном коз

разводят на горных пастбищах Копетдага и Кугитанга. Всего в колхозах и

совхозах республики насчитывается более 70 тыс. коз. Продуктивность шерсти

— 1,3—-1,5 кг с головы, живая масса производителей — 56—58 кг. ^-

Овцеводство состоит из многочисленных последовательных взаимосвязанных

производственных процессов, которые тесно связаны с сезонными природными

условиями.

Скотоводство — вторая по народнохозяйственному значению отрасль

животноводства республики, на долю которой приходится псе производимое

молоко, 28% мяса, 36,4% от общей условной численности поголовья

сельскохозяйственных животных.

Скотоводство обеспечивает население такими ценными продуктами питания, как

молоко, говядина, телятина и является сырьевой базой для мясомолочной,

кожепсрерабатывающей промышленности Туркменистана.

Кормовой базой для крупного рогатого скота и республике служат полевые

кормовые культуры и государственные кормовые ресурсы (комбикорм, шелуха,

жмых, шпрот).

Птицеводство. Основное направление в птицеводстве республики — разведение

кур для производства яиц и мяса. Преимуществом птицы является быстрый рост.

НапртпЯёр, мясные цыплята (бройлеры) растут в 2 раза быстрее, чем свиньи.

За 90 дней они увеличивают свой вес в 20—30 раз.

В стране действуют 4 птицефабрики (Ашхабадская, Небит-Дагская, Саятская,

Тедженская), где разведение птицы поставлено на промышленную основу.

Имеется 4 специализированных птицесовхоза (Ашхабадский, Байрам-

Алийский, Чарджоуский, Ташаузский), 7 межхозяйственных птицеводческих

предприятий, а также более 300 птицеферм в колхозах и совхозах (1982 г.).

Для улучшения племенного состава птиц (особенно кур, уток) создан

Тедженский племенной птицесов-хоз.

Производство яиц, по сравнению с 1940 г., увеличилось более чем :п 8 раз, и

в 1983 г. составило 308 млн. шт. Птицеводство наиболее развито в

Ашхабадской, Чарджоуской и Марыйской областях. Основная порода кур,

распространенная в республике — русская белая, ленгорн (различные виды).

Верблюдоводство - пустынная отрасль животноводства. Верблюды используются

как тягловая сила в районах, где использование других видов транспорта

затруднено, или экономически малоэффективно. Кроме того, верблюды обладают

молочной, мясной и шерстной продудуивностью. Верблюды неприхотливы: они

хорошо приспособлены к суровым зимам с низкими температурами, к жаре и

безводью пустыни.

Коневодство. Основное назначение коневодства, также как и верблюдоводства,

— обеспечение транспорта и сельского хозяйства республики тягловой силой. В

республике разводят две породы лошадей: ахалтекинскую и иомудскую, которые

известны во всем мире.

Пчеловодство. В Туркменистане — благоприятные условия для развития

пчеловодства. Нектаропродуктивность с 1 га хлопчатника сорта 8763-И

составляет 310 кг, с 1 га люцерны—200 кг, с 1 га оерблюжьей колючки — 250

кг нектара. Поэтому пчело-подстшо развито в основном в хлопководческих

районах республики.

Продукцией этой отрасли сельского хозяйства является мел, воск, прополис,

пчелиный яд. Пчелы играют большую роль в повышении урожайности

сельскохозяйственных культур, так клк они являются прекрасными опылителями.

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

Существуют тесные связи между железнодорожным и морским транспортом.

Грузовые .вагоны по маршруту Ашхабад — Красноводск — Баку перевозят через

Каспий морским паромом, а обратные вагоны из Баку следуют от Красноводска

по железной дороге. В сочетании различных видов транспорта и связи важное

место занимают транспортные узлы.

Транспорт Туркменистана является составной частью экономики и играет важную

роль э народном хозяйстве республики. Почти 4/5 территории республики

занято пустынями. Поэтому транспортное обслуживание многих районов

представляет сложную техническую проблему и требует значительных затрат на

создание сети путей сообщения и на ее эксплуатацию.

Внешние межреспубликанские транспортно-экономические связи осуществляют

железные дороги, морские и речные порты, трубопроводы и воздушный транспорт

(преимущественно в пассажирских перевозках), внутриреспубликанские — в

основном железнодорожный, автомобильный и .воздушный^табл. 19).

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в единой транспортной

системе Туркменской ССР. Формирование железнодорожной сети в Туркменистане

началось в конце XIX в. В 1880—1886 гг. была построена Закаспийская

железная дорога, а в 1897—1898 гг. — железная дорога Мары—Кутка.

Строительство железных дорог продолжалось и в последующие годы: в 1914—1915

гг. построена дорога Каган—Керкичи—Термез, пересекающая восточные районы

республики. Таким образом, нынешняя железнодорожная сеть сформирована в

основном еще до революции.

Железнодорожное строительство, осуществляемое царской Россией на территории

Туркменистана, имело исключительно большое экономическое и

политическое.значение.

В республике действуют три отделения Среднеазиатской железной дороги:

Ашхабадское (от Красноводска до Душака), Марыйское (от Душака до Уч-Аджи и

железнодорожная ветка Мары — Кушка), Чарджоуская (от Уч-Аджи до Ходжа-Дов-

лет, от Чарджоу до Кунграда).

В грузопотоках преобладают продукция и сырье, производимые в республике:

нефть и нефтепродукты, хлопок-волокно, минеральные, строительные материалы,

овощи и бахчи и другие грузы. Среди ввозимых грузов важное место занимают

лес и древесина, машины и оборудование, зерно, черные и цветные металлы,

каменный уголь, продукция легкой и пищевой промышленности.

В республике функционируют два железнодорожных узла— Марыйский и

Чарджоуский. В Марыйском узле пересекаются железнодорожные линии

Красноводск — Ташкент и Мары — Кушка, а в Чарджоуском — Красноводск—Ташкент

и Чарджоу — Ташауз.

Автомобильный транспорт — совокупность автомобильных дорог и технических

средств движения, предприятий и организаций по эксплуатации и обслуживанию,

связанных автотранспортом.

Общая протяженность автомобильных дорог в республике в 1983 г. составила 12

тыс. 400 км, в том числе с твердым покрытием 9 тыс. 600 км. К основным

автомагистралям относятся автодороги Красноводск — Кизыл-Арват —

Ашхабад—Мары — Чарджоу; Мары — Иолотань — Кушка, Кизыл-Арват — Кара-Кала;

Чарджоу — Керки; Чарджоу — Дарган-Ата — Ургенч — Ташауз — Куня-Ургенч;

Небит-Даг — Челекен — Ашхабад — Бахарден — Ербент.

Важнейшим показателем работы автомобильного транспорта является

грузооборот, перевозка грузов и пассажиров. Перевозки автомобильного

транспорта республики ,в 1998 г. достигли 210,2 млн. т.

Значителен удельный вес в перевозке пассажиров легковых таксомоторов, общий

пробег которых увеличился за последние 20 лет в 5 раз.

Морской транспорт — составная часть единой транспортной системы

Туркменистана, который имеет исключительно важное значение для развития

народного хозяйства республики. Транспортно-экономические связи с.

республиками Закавказья, Северным Кавказом, Поволжьем в значительной

степени осуществляются через Каспийское море. Протяженность туркменского

побережья Каспийского моря составляет 800 км, расстояние между восточным и

западным побережьем Каспия (между Красноводском и Баку) 340 км, а от

Красноводска до Махачкалы 652 км. Морской транспорт Туркменистана является

сложным хозяйством, в состав которого входят разнообразные производственные

и обслуживающие организации, учреждения. Основой являются морские суда

(грузовые и пассажирские), кроме того сюда входят Каспийский морской паром,

Красноводское портоуправление, судоремонтный завод в Крас-новодске, связь и

сигнализация, аварийно-спасательные, судоремонтные, подводно-технические

экспедиционные отряды, радиометеорологические станции, учреждения

управления.

Каспийское морское пароходство располагает современными мощными морскими

судами, которые осуществляют в основном малый каботаж. Важнейшие грузы,

отправляемые из Красно-водского порта — хлопок-волокно, транзитные хлебные

грузы, строительные материалы (прежде всего, древесина), металл, уголь,

нефть.

К основным грузам, прибывающим в Красноводский порт, относятся машины и

оборудование, металл, стройматериалы, химические и прочие грузы.

В Туркменистане действуют 3 морских порта — Красно-водск, Бекдаш, Аладжа,

которые в 1974 г. объединены в Красноводское портоуправление.

Воздушный транспорт — совокупность предприятий и организаций по

эксплуатации и обслуживанию гражданской авиации. Авиапредприятия республики

обеспечены самолетами АН-24, АН-26, ЯК-40,, ТУ-154. Кроме высоких скоростей

воздушный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с наземным и водным.

Авиатрассы проводятся по наиболее кратчайшим воздушным линиям, что

значительно сокращает время в пути следования. Авиатранспорт дает

возможность организовать безостановочное (беспосадочное) сообщение на

дальние расстояния. Пассажирооборот воздушного транспорта в 1998 г.

составил 4787 млн. пассажиро-километров (в 1965 г. 607 тыс.). В 1981 г.

общая протяженность воздушных трасс союзного значения достигла 24,1 тыс.

км, а авиалинии республиканского значения — 3,35 тыс. км.

Воздушным транспортом республики осуществляется преимущественно перевозка

пассажиров, почты, срочных, ценных и скоропортящихся грузов. В 1983 г.

перевезено 2 млн. пассажиров, что в 3 раза больше, чем в 1965 г. Авиация

используется при обработке садов и виноградников, дефолиации хлопчатника.

Объем авиахимических работ в сельском хозяйстве республики в 1983 г.

составил 1,36 млн. га. В народном хозяйстве Туркменистана широко

применяются вертолеты.

Трубопроводный транспорт занимает в транспортной системе республики все

возрастающее значение. Он наиболее экономичен и технически более совершенен

при транспортировке нефти и газа.

По назначению различают: нефтепроводный, газопроводный, магистральный и

водопроводный. Первый нефтепровод в Туркменистане Кум-Даг — Вышка

(протяженностью 40 км) сдан в эксплуатацию в 1946 г., затем были построены

нефтепроводы: Вышка — Красноводск; Котурдепе — Белек — Красноводск;

Котурдепе — Челекен. Руководство работами по транспортировке нефти

нефтепроводами осуществляет Управление туркменских магистральных

нефтепроводов.

Комплекс передачи и приема информации (связь) — играет важную роль в

условиях научно-технической революции. В зависимости от технических средств

связь подразделяется на почтовую и электросвязь. Почтовая связь или почта

осуществляет пересылку и доставку адресатам писем, периодической печати,

денежных переводов, посылок, бандеролей. Основное средство для перевозки

почтовых передач являются различные виды транспорта, прежде всего,

авиационный и железнодорожный. Почтамты и почтовые отделения снабжены

высокопроизводительными разборочными, штемпелевальными, сортировочными,

мешкозашивочными, маркировальными, почтообрабаты-вающими машинами.

Распространение периодических изданий осуществляет «Союзпечать»

Министерства связи ТССР. Основными видами электросвязи является телеграф,

телефон, радиосвязь, телевидение.

Экономические связи.

Одним из важнейших условий рационального размещения и развития

производительных сил республики является наличие внутриреспубликанских и

межрайонных экономических связей. Внутриреспубликанская связь способствует

углублению специализации и комплексного развития хозяйств отдельных частей

республики. Одни эконом-географические районы республики поставляют свою

продукцию в другие районы. Например, Западно-Туркменский эконом-

географический район обеспечивает .все районы республики нефтепродуктами,

поваренной солью, рыбопродуктами, а При-копетдагский район отправляет в

Западный Туркменистан овощи, бахчевые, виноград.

Крупные промышленные центры и сельские населенные пункты республики связаны

друг с другом поставками сырья или готовой продукции. Наиболее тесные

производственно-технологические связи между промышленностью и сельским

хозяйством наблюдаются в хлопководческих районах республики.

Расширяются из года в год межрайонные экономические связи республики. В

другие экономгеографические районы страны и союзные республики вывозятся:

природный газ, нефть и нефтепродукты, сульфат натрия, сера, йод, бром,

озокерит, бентонит, хлопок-волокно, каракуль, шелковые ткани, растительное

масло, хозяйственное мыло, мытая шерсть, вентиляторы для градирен, оконное

стекло и многие другие товары. Из братских союзных республик и

экономгеографических районов ввозится лес, древесина, каменный уголь,

металл, машины, оборудование, мебель, продукция легкой и пищевой

промышленности, минеральные удобрения, бытовые металлические изделия,

зерно, мясо и мясопродукты, картофель. ,,

В экономическом развитии Туркменистана особую роль играет РСФСР, удельный

вес которой в межрайонном товарообороте республики преобладает, составляя

по ввозу 78%, РСФСР поставляет в Туркменистан лесоматериалы (из Восточно-

Сибирского экономического района), черные и цветные металлы (с Урала),

автомобили (из Горького, Москвы, Тольятти, Ижевска, Павлова, г. Брежнева,

Ульяновска, Миасса)., тракторы (из Челябинска, Волгограда, Липецка,

Рубцовска), технологическое оборудование, электротехнические изделия

(радиоаппаратура, телевизоры), телефонную аппаратуру, различные приборы,

бытовые металлические изделия, ткани, обувь, зерно, кондитерские изделия,

мясо и рыбопродукты, цельномолочные продукты, продукцию полиграфической

промышленности (книги, географические карты и атласы).

Туркменская ССР вывозит в РСФСР 93,5% добиваемого природного газа, 72%

хлопка-волокна, около 96% каракульских смушек, 34% мытой шерсти, 57% шелка-

сырца, 64 "'о центробежных нефтяных насосов, 69% кабельных изделий, 59%

вентиляторов для градирен, более 30% оборудования для торговых предприятий,

продукцию химической промышленности, стекло, ковры и другие виды

промышленной продукции.

Туркменистан — составная часть Среднеазиатского экономического района.

Удельный вес ввоза из республик Средней Азии составляет около 10%. Это

хлопкоуборочные машины, технологическое оборудование для промышленных

предприятий и другие виды товаров.

Республики Средней Азии получают из Туркменистана электрическую энергию,

нефтепродукты и газовый конденсат (около 35%), минеральные удобрения,

кабельные изделия (24%), оконное стекло, шелк-сырец, кожевенное сырье и др.

Казахстан поставляет в республику зерно, сельхозмашины, мясо и

мясопродукты, фосфорит, уголь, металл; с Украины поступает металл,

тракторы, автомобили, сахар; из Белору-сии — тракторы, автомашины,

картофель; из республик Закавказья — нефтепродукты, чай, техническое

оборудование, обувь, одежда; из Прибалтики — радио- и телеаппаратура,

трикотаж, рыбные консервы, цельномолочные продукты, микроавтобусы; из

Молдавии — продукция пищевой промышленности. Туркменская ССР вывозит в эти

республики хлопок-волокно, тестомесильные и кремовзбивальные машины,

вентиляторы для градирен, насосы, оконное стекло, ковры, каракуль и другую

продукцию.

Одной из важнейших форм экономических связей является совместное

строительство крупных народнохозяйственных объектов. В строительстве

Каракумского канала им. В. И. Ленина участвовали представители 36

национальностей, оборудование для канала поставляли 250 городов нашей

страны.

При участии многочисленных предприятий и организаций союзных республик

построена Марыйская ГРЭС, строятся Чарджоуский нефтеперерабатывающий завод,

Туркменский завод азотных удобрений в г. Мары. Трудящиеся Туркменистана

принимают участие в строительстве Байкало-Амурской Магистрали. Ежегодно

студенческие строительные отряды вузов и техникумов республики работают в

Смоленской, Астраханской, Тюменской областях.

Экономико-географические районы и подрайоны.

Экономическое районирование. Первые работы по экономическому районированию

Туркменистана появились в 20-е гг. в связи с переустройством старого

административного деления. Комиссией по районированию при Госплане

Туркестанской АССР проделана огромная работа по подготовке материалов для

районирования среднеазиатских республик. Проект образования новых районов,

составленный комиссией, стал основой районирования республики в первые годы

ее существования. Однако выделение научно обоснованных экономических

районов началось в годы второй пятилетки. В 1935 г. М. П. Копы-тин выделил

5 экономических районов с указанием их специализаций: Западно-Туркменский

промышленный, Копетдагский яромышленный, Мургабский и Тедженский

сельскохозяйственные, Среднеамударьинский промышленно-сельскохозяйствен-

ный1. Н. Н. Баранский в книге «Экономическая география СССР» выделяет 6

основных частей республики: Западный Туркменистан, предгорье Копетдага,

бассейны Теджена и Мургаба, полоса вдоль среднего течения Амударьи, низовья

Аму-дарьи, Центральные Каракумы. Аналогичное районирование проведено в 1943

г. В. П. Жмуйдой (6 районов).

В настоящее время в Туркменской ССР сформировано 5 внутриреспубликанских

экономических районов — Западно-Туркменский (4 подрайона), Прикопетдагский

(4 подрайона), Среднеамударьинский (4 подрайона), Нижнеамударьинский (2

подрайона) и Южнотуркменский (3 подрайона).

ПРИКОПЕТДАГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

[pic]Прикопетдагский район — один из крупных территориальных экономических

районов республики, отличающийся специфическими региональными условиями

воспроизводства общественного производства. Площадь района 95,4 тыс. км2

(19,6% общей площади Туркменистана). На 1.01.99 г. здесь проживало 2182,4

тыс. человек (около 26% населения республики).

Средняя плотность населения 12,2 чел. на 1 км2. Большая часть территории

области занята пустыней Каракумы и горами Копетдаг, которые редко заселены.

В оазисах плотность населения достигает в среднем 80—90 чел. на 1 км2, а в

наиболее густонаселенном Ашхабад — Геок-Тепинском районе — до 100 чел.

Общая численность населения Прикопетдагского экономического района в

1926—1983 гг. увеличилась более чем в 3,5 раза, а городское население — в 8

раз, и его доля в общей численности населения повысилась с 26% в 1926 г. до

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.