рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Страны ОПЕК

действовать один год.

Всего же общий объем сокращений членами и нечленами ОПЕК с учетом

решений, принятых в 1998 году, составил 5,2 млн. баррелей в день. И рынок,

наконец, отреагировал. Цена медленно пошла вверх. За несколько недель до

конференции после заявления в Гааге цена возросла на 3—4 доллара. Утром в

день конференции она уже составляла 13,2 доллара за баррель, а вечером

после ее закрытия цена вплотную приблизилась к 14 долларам за баррель. По

мнению экспертов ОПЕК, есть основание полагать, что к лету цена поднимется

еще выше.

Движение мировой цены на нефть в один доллар за баррель в ту или

другую сторону означает для России сумму более полумиллиарда долларов.

Взаимоотношения между странами Персидского залива.

Страны Персидского залива.

Порсидский залив. Какими только эпитетами не награждали этот paйон

нашей планеты. «Стратегнческни центр», «дуга кризисов», «очаг перманентнон

напряженности», «сфера жизненных интересов».

Регион, включающим в себя Иран, Ирак и шесть арабских монархических

государств Аравийского полуострова — Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн,

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар, Оман, — исторически играет

важную роль в мировои политике. С обнаружением в его недрах огромных

запасов энергоносителей к середине нынешнего столетия Персидскии залив

превратился в один из важных центров военно-политической,

внешнеэкономической и финансовой деятельности ведущих государств Запада и

России.

Однако вот уже длительное время дапнный регион лихорадит. Народы

стран Персидского залпиа живут и наэлектризованной атмосфере, в постоянном

опасении за свое завтра.

Разумеется, сложнейший клубок проблем и противоречий, породивших

подобную ситуацию, возник но вдруг. У его истоков и традиционное

соперничество за экономическое и политическое влияние между ведущими

силами в регионе, и территориальные споры, н борьба крупнейших держав за

военно-стратегическое доминирование, н обеспечение доступа к богатствам

региона, и, наконец, религиозная, этническая и династическая рознь. И все

же можно сказать, что свою остроту кризис в этом районе приобрел на рубеже

70-х н 80-х годов.

Далеко не однозначным событием для судеб региона явилась исламская

революция 1979 г. в Иране. Покончив с антинародным шахским режимом и

ликвидировав американское засилье во всех сферах жизни этой страны, новый

режим в то же время не нашел правильных методов взаимоотношений со своими

арабскими соседями. Провозглашенный им курс на экспорт исламской революции,

на распространение шиизма по всему региону обострили арабо-иранские

отношения.

Подлинным бедствием для всех стран залива стала вспыхнувшая полтора

года спустя война между Ираном и Ираком. Она обернулась огромными

человеческими жертвами, принесла колоссальные разрушения н расходы. Боевые

действия перекинулись на акваторию залива, что создало серьезную угрозу

международному морскому судоходству. Небывалый размах получил международный

терроризм, жертвами которого оказались все без исключения государства этой

зоны.

Значительно активизировались в районе Персидского залива Соединенные

Штаты, объявив его зоной своих стратегических интересов и стянув сюда

армаду военнно-морскux сил. Их примеру последовали страны НАТО. Столь

значительная концентрация иностранных военно-морских сил в относитслько

небольшом по объему водном бассейне превратила Персидский залив в своего

рода факел, готовый воспламениться в любую минуту.

Обострение военно-стратегической обстановки в заливе совпало с

осложнением дел на мировом рынке нести, причиной чему явплпеь в первую

очередь действня международных нефтяных монополий, направленные против

Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК) и ее нефтяной политики. Немалую

роль сыграли разногласия внутри самой организации относительно квот

нефтедобычи и установления цен на нефть.

Разгоревшаяся ирано-нракская война наряду с политикой демонстрации

мускулов, предпринятой западными державами, породила внутреннюю

нестабильность в государствах, непосредственно не затронутых войной,

вызвала небывалый рост милитаризации региона. В результате военные расходы

стран Персндского залива в расчете на душу населения оказались самыми

высокими в мире (Саудовская Аравия — 2400 долл., ОАЭ — 2100, Катар — 1700,

Кувейт — 1200 долл.), не говоря уже об Иране и Ираке, где военные расходы

достигли фантастических сумм. По данным западных источников, за годы прано-

иракской войны Ирак затратил около 90 млрд. долл., а Иран — почти 50 млрд.

долл.

Несмотря на то, что на сегодня война закончилась, милитаризация

региона всё ещё продолжается. По итогам 1998 года на первом месте по

официальному импорту вооружения оказалась Саудовская Аравия. Она произвела

закупки на сумму 10,5 млрд долларов.

Рост расходов на вооружение, а также сокращение поступлений от

продажи нефти оказали существенное влияние на экономическое положение

нефтедобывающих государств залива. Несмотря на сохранение внешних признаков

процветания, государствам залива приходится в конце 80-х годов решать массу

экономических, внутриполитических задач не в обычной обстановке, а в

условиях сложной международной ситуации, в которой сказался регион.

Ирано-иракский конфликт, его воздействие на ситуацию в регионе.

Конфликт между Ираном и Ираком имеет глубокие исторические корни.

Территориальные претензии друг к другу, религиозные разногласия отмечались

еще в тот период, когда Ирак входил в состав Османской империи. Первые

попытки определить границу между двумя государствами были предприняты в

середине XIX в. В 1847 г. между турецким и иранским правительствами при

посредничестве Великобритании н России был подписан Эрзерумский договор, в

соответствии с которым ирано-иракская граница была определена по левому

иранскому берегу реки Шатт-эль-Араб. Эти гранины оспаривались Ираком

множество раз, что и привело к крупномасштабной войне, начавшейся 22

сентября 1980 года. В январе 1984 года Ирак объявил северо-западную часть

Персидского залива районом боевых дейсвий. С 1983 года третьим участником

конфлика стали США.

Это сильно отразилось на экономике. Если в 1980 г. добыча нефти в

Саудовскою Аравии составляла 497 млн. т, то в 1987 г. этот показатель

сократился более чем вдвое — 225 млн. т; примерно в таком же положении

находятся и другие крупные производители нефти — Кувейт и ОАЭ. В 1980 г.

добыча нефти в Кувейте составляла 81.5 млн, т, в 1987 г.— 02,7 млн. т. в

ОАЭ соответственно 82 и 47,5 млн. т.

Действия США не ограничелись только на военном участии. Курс

администрации Рейгана на ослабление влияния ОПЕК и удержания цен на нефть

на низком уровне наряду с манипулированием курсом доллара отнюдь не

приветствовался в арабских странах залива.в результате снижалось доверие к

США как к военно-политическому и экономическому лидеру. На рынке вооружений

в заливе всё уверенней утверждались ФРГ, Бразилия, Китай.

Характерным символом утраты доверия к США стал перевод золотовалютных

авуаров стран залива из США в другие страны, в частности в Западную Европу

и Японию, куда было переведено 32 млрд. долларов из общей суммы 82 млрд.

долл.

США начали теснить японские и западноевропейское монополии,

увеличившие объем экспорта в район залива при сохранении высокого уровня

закупок нефти и газа. Наметилось значительное сокращение экспорта из США в

арабские страны (в общем объеме американского экспорта доля этих стран

понизилась с 1980 ло 1986 гг. с 8,2% до 3,8%).

Все это, вместе взятое, поставило в повестку дня вопрос об известном

пересмотре или корректировке американской политики в регионе. Экономические

предпосылки для этого оказались США на руку. Из-за фактической девальвации

доллара, сделавшей американские товары более конкурентоспособными, в 1987

г. впервые за последние пять лет США увеличили свой экспорт в арабские

страны на 2,36%.

Но особенно впечатляющим был возрастающий объем импорта, в основном

нефти. По сравнению с 1986 г. рост импорта США из этих стран составил в

1987 г. для Саудовской Аравии 20%, ОАЭ — 85. Кувейта — 85, а для

Омана—440%,

Саудовская Аравия, предоставив специальные договорные цены четырем

американским компаниям—партнерам по «Арабиен-америкэн ойл компани»

(АРАМКО). вновь стала третьим для США по значению (после Канады и

Венесуэлы) поставщиком нефти.

В странах Персидского залива находится 50 тыс. американских граждан,

из которых 17 тыс. человек работают на различных объектах, создаваемых с

участием 700 американских фирм и компаний.

США имеют планы по форсированию экспорта оружия и военный техники на

Ближний и Средний Восток. В частности, продажа американского оружия на

1988 г. предусматривала его поставки в Саудовскую Аравию на сумму свыше 950

млн. дол., Кувейт --40 млн., ОАЭ — 213 млн., в Бахрейн — 205 млн.

Значьте.чьную часть военной техники составляют современные средства ПВО.

включая радары и оборудование по их модернизации, а также оснащение

саудовских ВВС системой современной компьютерной связи «Линг-2», которая

позволила бы координировать действия саудовских ВВС и ВМФ через самолеты

АВАКС с американским флотом в заливе.

Система безопасности.

Традиционно нестабильное ноложсннс в районе Персндского залива всстда

выдвигало в качестве первоочередного вопрос, о создании здесь своего рода

системы коллективной безопасности. Эта тема неоднократно обсуждалась на

встречах представителей всех восьми расположенных здесь государств еще до

иранской революции, но так и не получила продвижения. Покойный шах Ирана на

выступал за заключение коллективного пакта безопастности под эгидой Ирана,

против чего резко возражали Саудовская Аравия и Ирак, которые высказывались

за проведение соответствующих мероприятий на двусторонней основе.

После иранской революции инициативу создания системы коллективной

безопасности взяли на себя саудовцы, выдвинувшие тезис о том, что если под

угрозой окажется безопасность одного или нескольких государств, это

скажется на безопасности всех остальных. Саудовская Аравия призвала к

сотрудничеству в деле создания структуры коллективной безопасности. Она

предложила установить широкое сотрудничество между полицией и силами

внутренней безопасности всех заинтересованных стран. В то же время идея

заключения военных союзов и оборонительных пактов между государствами

региона и иностранными державами отвергалась.

Пракцы предлагали создание арабских коллективных сил безопасности в

районе залива. План иракцев предусматривал организацию совместного

военного командования для руководства этими силами, которое пользовалось бы

автономным статусом.

Султан Омана Кабус предлагал в конце 70-х годов вариант создания

вооруженных сил для обеспечения безопасности залива с подключением ВМС США

н ряда западных держав, деятельность которых финансировалось бы странами

Персидского залива.

Переговоры пылились в то, что 4 февраля 1981 г. министры иностранных

дел шести государств залива-Бахрейна, Кувейта, Омана. Катара, Саудовской

Аравии и ОАЭ прибыли в Эр-Рияд н провозгласили создание Совета

сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССГПЗ). Ирак не

вошел в союз, как позже разъяснялось, из-за существенных различий в форме

государственного правления, а Иран не был допущен формально из-за «языковой

н этнической обособленности». Па деле же создание Совета явилось ответом на

эскалацию ирано-иракского конфликта.

Было провозглашено, что конечная цель — достижение единства во всех

областях жизни входящих в Совет государств. И действительно, в отличие от

всех прочих международных альянсов н организаций, члены ССГПЗ имеют одну и

ту же форму государственного правления. У этих стран не только общая

судьба, проблемы, но и общие преимущества, которые выделяют их в отдельную

группу среди других арабских стран.

Прежде всего они представляют собой мощнейшую финансовую и

экономическую силу. Правительственные авуары «шестерки» в иностранных

банках оцениваются в 190 млрд. долл., валютные резервы — в 204 млрд. долл.,

запасы нефти — в 348 млрд. баррелей.

Осознание своей социальной однородности, общности, забота о

сохранении монархических структур в немалой степени цементируют эту

организацию, приводя к достаточно высокой степени взаимодействия ее

участников в международных и региональных делах, усилению влияния в

деятельности Организации экспортеров нефти, в Лиге арабских государств,

Движении неприсоединения, организации Исламская конференция.

Разнонаправленные по своим положениям соглашения об экономической

интеграции по замыслу должны привести к созданию рынка стран Персидского

залива наподобие европейского Общего рынка. Координация охватывает все

аспекты: промышленность, торговлю, финансы, сельское хозяйство.

Предусматривается ликвидация всех торговых барьеров между государствами-

членами, свободное движение капиталов и рабочей силы, общая финансово-

бюджетная и денежно-кредитиая политика. Планируется, что эти цели будут

осуществлены к началу 90-х годов, но, судя по нынешнему положению в мировом

экономическом хозяйстве, в том числе в странах залива, это слишком

оптимистичные сроки.

Экономика шести стран Совета существенно отличается от экономики

любого крупного региона. Здесь добыча нефти является главным источником

доходов. На нее приходится более 47% ВВП. Преобладание нефтяного сектора

довольно точно отражает вклад отдельных государств в совместный ВВП этой

организации. Так, Саудовская Аравия вносит около двух третей совокупного

ВВП — 64%. ОАЭ — 16%. Кувейт — 9%, Оман и Катар — по 4, Бaxpейн — З%.

Однако этой организации нe хватает собственной технической базы, которая

могла бы послужить фундаментом для промышленного роста. Внутренние рынки

стран Совета ограничены и не связаны между собой. Сложность в том, что

каждых из них в отдельности скорее ориентирован на США и страны Запада, а

не друг на друга. Национальные соображения пока еще одерживают верх над

региональными. Индустриальные мощности, существующие в странах помимо

нефтяного сектора, используются всего на бЗ%, что неизбежно ведет к

сокращению доходов и прибылей. снижению темпов роста национальной

промышленности.

Многое делается для того, чтобы преодолеть эти объективные трудности.

Создан финансовый механизм — инвестиционная корпорация стран Персидского

залива, располагающая капиталом в 3 млрд. долларов. Это не только

показатель финансовой мощи ССГПЗ, но также свидетельство появления

интеграционных тенденций в сфере экономики. Наиболее смелый проект в

области инфраструктуры предусматривает строительство единой энергосистемы

стоимостью 2 млрд. долл., которая свяжет национальные системы

энергоснабжения таких отдаленных стран, как. скажем. Кувейт и Оман.

Экономика всех стран Совета зависит от правительственных расходов.

Главной движущей силой экономической деятельности в последние 15 лет

служили подряды на строительство. В условиях ирано-нракской войны и

нестабильности в заливе все страны сократили осуществление гигантских

проектов развития инфраструктуры. Оборот торговых компаний, занимающихся

строительными материалами, машинами, механизмами, сократился с 1983 г. по

1987 г. на 80%. Больше всего от экономического спада страдают как раз те

слои населения, которые, по мнению монархических режимов, не отличаются

полной лояльностью, либо не играют важноЛ политической роли. как, например,

эмигранты. В то же время для собственного населения правительства этих

стран не сократили дотации на электричество, воду, газ, основные продукты

пнтания.

Самым характерным свидетельством экономического спада является

сокращение поступлений от нефти, что составляет основу проблем этих

государств. В 1981 рекордном году шесть стран залива получили за счет нефти

156 млрд. долл.; к 1985 г, из-за неуклоипого сокращения ее добычи доходы от

нее упали до 51 млрд., а в 1986 г.. когда цены достигли особо низкого

уровня, поступления от нефти составили 38 млрд. долл. Сейчас при сохранении

нынешней динамики, некоторой стабилизации цен на нефть эта цифра может

составлять 50 млрд. долл., но уже это не те фантастические поступления

начала 80-х годов.

Смягчать тяжелые последствия сокращения доходов от нефти эти страны

могут благодаря наличию определенных доходов от инвестиций. Например,

Кувейт сейчас получает от своего инвестированного капитала больше, чем за

счет нефти и газа. Стоимость портфеля инвестиций Кувейта, по разным

оценкам, составляет 100 млрд. долларов. В конце 1987 — начале 1988 г.

Кувейт приобрел 20% акций у третьей по величине нефтяной монополии мира

«Бритиш петролеум».

Какое бы большое значение ни имел экономический сектор для Совета

сотрудничества, предметом его главных забот остаются жизненно важные

вопросы территориальной целостности входящих в него государств и

национальной безопасности. Вот почему военный аспект деятельности ССГПЗ

становится все более заметным, несмотря на то, что при создании этой

организации лидеры «шестерки» вполне искренне заявляли о том, что

организация будет носить не военный, а экономический и финансовый характер.

Разумеется, в силу объективных обстоятельств создать собственные надежные

вооруженные силы, способные оборонять территорию в случае возникновения

серьезного конфликта, — это большая проблема. Общая численность кадровых

военнослужащих всех стран составляет всего 140 тыс. человек. Вот почему

государства залива делают все возможное, чтобы компенсировать недостаточную

численность вооруженных сил закупкой новейшей военной техники, совершенного

оборудования. По некоторым оценкам, страны Совета сотрудничества истратили

на нужды обороны уже около 40 млрд. долларов.

В результате paйon, прилегающий к зоне Персидского залива,

превратился в один из наиболее насыщенных совремсипым вооружением регионов

мира; на него приходится 70% сконцентрированного на Ближнем Востоке оружия.

Разумеется, закупки оружия в таком масштабе еще теснее привязывают

страны Совета сотрудничества к Западной Европе и Соединенным Штатам.

Западным странам и Японии исключительно важно иметь дело с такой

организацией дружественных режимов единомышленников, которые были бы

привязаны к Западу не только в финансовом, экономическом, торговом плане,

но и в военно-стратегическом. Соединенным Штатам очень бы хотелось видеть

ССГПЗ в роли военно-политического блока прозападной ориентации. В этом

плане США стремятся не только поставлять оружие, но и расширять свое

участие в реализации военных программ государств Совета.

Запдная Европа и Персидский залив

В отношениях западноевропейцев со странами региона проглядывало

стремление внушить им мысль о том, что если военное присутствие Запада в

регионе по каким-либо причинам нежелательно, то единственной альтернативой

должно стать более тесное оборонное сотрудничество между самими арабами, а

также усиление с их стороны политической и финансовой поддержки действиям

Запада по защите международного судоходства в заливе.

Было видно, что основную скрипку здесь намеревалась играть Англия,

опиравшаяся на свой богатый опыт в этом районе. При этом Лондон в первую

очередь позаботился о сбыте своего собственного оружия и военной техники. В

результате Англии удалось заключить в 1988 г. с Саудовской Аравией «сделку

века» — соглашение о поставках вооружения на сумму более 20 млрд. долл.

Одним из каналов, по которым Западу оказалось с руки подталкивать

консервативные арабские режимы к военной интеграции, стал Египет. Между

Каиром н ССГПЗ с конца 1986 г. возобновились контакты о воссоздании

Арабской организации военной промышленности. Изучается вариант поставки в

страны залива западной, в том числе американской, техники, сборка которой

осуществлялась бы в АРЕ.

В основе новой волны интереса Западной Европы к странам залива лежат

прежде всего экономические мотивы. У англичан и французов, в частности,

отмечался неуклонный спад торговли со странами этого района, где все более

уверенно чувствовали себя фирмы Япония:, Южной Кореи, Тайваня (в 1987 г.

объем британского экспорта в эти страны, включая воюющие, снизился на 130

млн. ф. ст. по сравнению с предыдущим годом).

Западносвропсйцев начинают серьезно беспокоить и долгосрочные

перспективы, связанные с нефтью. С середины 90-х годов даже Англия начала

импортировать нефть, н, по авторитетным прогнозам, к 2000 году эти

потребности будут удовлетворяться на 40% за счет поставок из района залива.

Иран – страна ОПЕК.

В 1978 - 1979 гг. в Иране произошла антимонархическая революция. В

результате прекратила существование одна из старейших в мире монатхий,

которая в 1971 г. отметила своё 2500-летие.

Революция в Иране резко изменила международную обстановку в районе

Персидского залива и в регионе в целом. Более 60 тыс. американских военных

советников вынуждены были покинуть эту страну. На ее территории были

закрыты американские военные базы, прекратилась деятельность американских

тайных постов электронного шпионажа, в том числе за территорией СССР,

расположенных вдоль ирано-советской границы. Иран вышел из агрессивного

блока СЕНТО, предопределив тем самым его распад. Из Омана были выведены

иранские войска, помогавшие подавлять там народное движение. Руководство

Ирана заявило об отказе выполнять роль «жандарма» в Персидском заливе. Оно

разорвало дипломатические отношения с Израилем, ЮАР и Чили, аннулировало

американо-иранский военный договор 1959 г.

По приглашению ряда стран движения неприсоединения Иран вступил в эту

организацию. Иранское правительство заявило о своей поддержке справедливой

борьбы арабского народа Палестины и открыло дипломатическое

представительство ООП в Тегеране. В новой иранской конституции были

зафиксированы принципы относительно полного искоренения колониализма и

недопущения иностранного проникновения в страну, ликвидации иностранного

господства над иранской экономикой, отказа от размещения любых иностранных

военных баз на территории Ирана.

Вскоре после революции правщие круги выдвигают тезис о равной

ответственности империалистических и социалистических государств за

углубление международной напряженности и экономическую отсталость

развивающихся стран. Иранские руководители начали ставить под сомнение

выгодность торгово-экономического сотрудничества с СССР. Предпринимались

неоднократные попытки с иранской стороны очернить различного рода

технические и экономические контакты Ирана с нашей страной.

Во внешнеполитической концепции Ирана был провозглашен один из

главных тезисов нового режима «Ни Восток, ни Запад», который стал

выдаваться исламскими лидерами за нечто новое и уникальное в современных

международных отношениях. Одновременно в высших кругах иранского

руководства оформляется идея о необходимости официального закрепления еще

одного направления во внешней политике Ирана — экспорт «исламской

революции». Эти концепции постепенно стали получать свое практическое

воплощение во внешнеполитической деятельности сначала правительства М.

Раджаи, а затем М. X. Мусави. Причем подобного рода практика принимала

подчас довольно экстремистские формы. Исламский режим не только

противодействовал установлению нормальных отношений между Ираном и

большинством стран мира, но и объективно препятствовал развитию нормальных

отношений между другими странами.

Многие капиталистические государства после революции в Иране пытались

заполнить «вакуум», созданный потерей Соединенными Штатами позиций в этой

стране. Англия, ФРГ, Япония, Австралия, Италия, Швейцария и ряд других

капиталистических стран прибегли к разнообразным приемам, чтобы

заинтересовать Иран в поставке своих товаров и услуг. Они активно

участвовали в торгово-промышленных выставках в этой стране, экспонируя

товары, необходимые иранской экономике, заявляли о готовности закупать

иранскую нефть на льготных для Ирана условиях, использовали малейшую

возможность для проведения официальных и неофициальных переговоров с

иранскими руководителями. Однако до конца 1982 г. этим странам не удавалось

основательно закрепиться в иранской экономике, чему в значительной степени

препятствовали США, настаивавшие на соблюдении эмбарго на торговые

отношения с Ираном, а также внутриполитическая конъюнктура в стране.

После освобождения американских заложников и выплаты Ирану части

авуаров, замороженных в американских банках, контакты между Ираном и

капиталистическими странами заметно оживились.

Первыми почувствовали изменение иранской конъюнктуры ФРГ, Япония и

Англия, капиталы и товары которых с конца 1982 г. устремились в Иран.

Наибольших успехов в экономическом проникновении в Иран добилась

Япония. В 1983 г. японский экспорт в Иран превысил 2 млрд. долл.,

увеличившись сразу более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.

Япония поставляет Ирану сталь, автомашины, текстиль, станки и оборудование.

Дешевые и качественные японские товары все более теснят своих конкурентов

на иранском рынке. Большим стимулом для проникновения Японии в иранскую

экономику служит принятый в Иране закон, согласно которому иностранные

компании, покупающие иранскую нефть, имеют преимущественное право

экспортировать в Иран готовую продукцию на сумму до 50% от цены закупленной

нефти. Япония готова заключать выгодные Ирану бартерные сделки, тогда как,

например, другой крупнейший торговый партнер Ирана — ФРГ требует от него

оплаты своих поставок твердой валютой. С помощью Японии Иран намерен

восстанавливать свою нефтеперерабатывающую промышленность, в частности,

построить нефтеперерабатывающий завод, аналогичный Абаданскому. Японские

автомобилестроительные компании решительно берут под свой контроль

строительство и реконструкцию иранских автосборочных заводов.

Что касается другого крупнейшего иранского торгово-экономического

партнера ФРГ, то с середины 80-х товаророоборот между двумя странами

несколько уменьшился. В тоже время постоянно усиливалась активность

западногерманских фирм, осуществляющих строительство в Иране.

Кроме Японии и ФРГ Иран восстанавливает свои торгово-экономические

отношения с Англией, которая, формально не имея дипломатических отношений с

этой страной, в тоже время проявляет в ней значительную экономическую

активность.

Быстро растет экспорт в Иран австралийских товаров. Австралия

является крупнейшим поставшиком продавольственных товаров для Иранаю

С конца 1982 г. Иран вновь начал принимать участие в деятельности

ряда международных валютно-финансовых организаций. В сентябре 1982 г. на

ежегодном собрании членов МВФ впервые после революции присутствовал и

выступил министр экономики и финансов Ирана. В октябре 1985 г.

высокопоставленная иранская делегация участвовала в сессии МВФ в Южной

Корее. Осенью 1985 г. Иран восстановил свое членство в Международной

торговой палате, которое прервал в 1979 г.

Необходимость завершения ряда объектов, начавших строиться до

револющл, а также поиски выхода из тяжелого положения, созданного

империалистической блокадой, подталкивали Иран к продолжению и развитию

экономического сотрудничества со многими социалистическими странами. После

революции Иран заключил торгово-экономические соглашения с ГДР, ЧССР,

СФРЮ, КНДР.

20 июня 1980 г. по итогам IX заседания постоянной советско-иранской

комиссии по экономическому сотрудничеству был подписан в Москве советско-

иранский протокол о дальнейшем развитии экономического, технического и

торгового сотрудничества. Это был первый официальный документ, подписанный

обеими сторонами после революции. Протокол предусматривал развитие таких

важных областей, как черная металлургия, угледобыча и энергетика. Было

достигнуто также соглашение о подготовке иранских кадров. Советские

специалисты продолжали работу на Исфаханском металлургическом комбинате,

угольных шахтах, Эракском машиностроительном заводе, электростанции в

Ахвазе и т. д. В конце 1982 г. ими была завершена электрификация важнейшего

участка трансиранской железной дороги Джульфа—Тебриз протяженностью 147 км.

Важнейшим из заключенных советско-иранских соглашений явился

подписанный 16 сентября 1980 г. коммерческий договор о взаимном транзите

грузов через территорию обеих стран. С подписанием этого документа был

нанесен ощутимый удар по торговой блокаде, объявленной Ирану западными

странами по инициативе США. Через территорию СССР Иран начал получать

значительную часть необходимых ему импортных товаров.

В мае 1980 г. на совещании Организации Исламская конференция в

Исламабаде тогдашний министр иностранных дел Ирана допустил недружественные

высказывания в адрес СССР, а 27 декабря того же года враждебные СССР силы

совершили налет на советское посольство.

В итоге разного рода антисоветских акций, предпринятых исламскими

властями, в течение нескольких последующих лет отношения между нашими

странами не получали своего дальнейшего развития, что заметно отразилось на

всех сторонах советско-иранского сотрудничества. В частности, это привело и

к значительному спаду в экономических отношениях. В стоимостном выражении

товарооборот между двумя странами сократился с 766 млн. руб. в 1982 г, до

484,1 млн. руб. в 1984 г. и до 347,9 млн. руб. в 1985 г,

Ввиду того, что эскалация ирано-иракских военных действий стала

угрожать безопасности советских специалистов, работавших на экономических

объектах в Иране, они были временно отозваны из этой страны.

В условиях падения цен на нефть и нестабильности капиталистического

рынка Иран стал нести значительные потери от свертывания экономических

отношений с СССР.

Оживление двусторонних контактов между Ираном и Советским Союзом

началось с осени 1985 г., когда в Москве побывала иранская делегация во

главе с директором экономического департамента министерства иностранных дел

Ирана

В сентябре 1986 г. после 6-летнего перерыва возобновила работу

совместная советско-иранская торговая палата. На первом заседании этой

палаты, состоявшемся 1 сентября 1986 г., среди других вопросов обсуждался

вопрос о расширении торговых отношений между нашими странами и конкретные

пути для значительного увеличения их взаимного торгового обмена. 12 декабря

1986 г. в Тегеране был подписан протокол между СССР и Ираном,

предусматривающий расширение сотрудничества в области торговли, транспорта,

рыболовства, других областях, а также регулярные контакты между двумя

странами на уровне министров.

С середины 80-х оживились экономические связи Ирана с ГДР. В

1985—1986 гг. Иран поставил ГДР нефти на сумму 100 млн. долл., получив из

этой страны товаров на сумму 87,7 млн. долл.; 16% иранского экспорта в ГДР

составляют ненефтяные товары. В июне 1986 г. между двумя странами подписан

протокол, согласно которому их взаимный товарооборот в 1986—1987 гг.

составит 400 млн. долл. Причем экспорт с каждой стороны будет равен

примерно 200 млн. долл.; 25% экспорта Ирана в ГДР составят ненефтяные

товары, что крайне важно для иранской стороны в условиях падения цен на

нефть и решимости иранского правительства увеличить свой ненефтяной экспорт

в целом с 500 млн. долл. в 1985—1986 гг. до 1 млрд. долл. в 1986—1987 гг.

В 1986 г. подписан ирано-болгарский торговый протокол также на сумму

в 400 млн. долл. При этом иранский ненефтяной экспорт будет равен 20%, а

экспорт нефти составит 1,5 млн. т.

Большое промышленное строительство ведет в Иране ЧССР. С ее помощью

построены сахарные заводы в Абадане, Ахвазе и Горбетхейдарие, ТЭС в

Мешхеде, машиностроительный комплекс в Тебризе, цементный завод в Исфахане

и др.

Согласно иранской статистике, в 1985 г, из общего товарооборота Ирана

26,6% приходилось на развивающиеся страны, из них 16,2% — на исламские.

Иран довольно активно участвует в международных экономических совещаниях

развивающихся стран, проводя главным образом мысль о необходимости

сплачиваться перед лицом экономической экспансии развитых государств. На Х

региональной международной конференции по труду и социальным вопросам стран

Азии и Океании в 1985 г, Иран предложил организовать азиатский общий рынок

для отстаивания общих интересов азнетских стран на международной арене.

Особое значение Иран придает сегодня укреплению своих связей с

соседними государствами, бывшими союзниками шахского режима по блоку СЕНТО

— Пакистаном и Турцией. Он стремится к созданию региональной экономической

и политической организации в составе трех государств и укрепляет

двусторонние отношения с ними. Наглядным примером такого сотрудничества

является ирано-турецкое соглашение от 16 июля 1986 г, о строительстве

нефтепровода из южной иранской провинции Хузестан до турецкого порта

Александрия на берегу Средиземного моря (длина этого нефтепровода 1900 км,

мощность 1 млн. баррелей нефти в сутки, стоимость 4,3 млрд. долл.). Проект

должен быть завершен за 4 года. Затраты Ирана и Турции соответственно 2,5 и

1,8 млрд. долл.

С 1997 г.отмечается активизация деятельности российских компаний па

энергетическом рынке Ирана. Есть компании, традиционно работающие в Иране,

например ГПВО «Технопромэкспорт», который поставляет энергетическое

оборудование и занимается строительством электростанций. Качественное

улучшение в этой сфере деятельности произошло в связи с приходом на

иранский рынок компании РАО «Газпром». Совместно с компанией «Тоталь» оно

участвует в освоении 2-й и 3-й фазы месторождения «Южный Парс». Но

деятельность РАО «Газпром» этим не ограничивается. У него подписано более

20 соглашений с Министерством нефти Ирана по различным направлениям

сотрудничества (проекты подземных газохранилищ, экспорта иранского газа,

поставки российского и иного оборудования, предоставление услуг в области

нефти и газа, научно-техническое сотрудничество и др.)

О расширении деятельности РАО «Газпром» в Иране свидетельствуют его

договоренности относительно месторождений «Сальман», «Хорсан». Планируется

участие в 4-ой и 5-ой очереди месторождения «Южный Парс».

В последнее время интерес к иранскому рынку проявили следующие

российские компании: в области нефти – «Юкос»; в области электроэнергетики

– АО «Энергомашэкспорт», «Энергомашиностроительная корпорация», выступающие

совместно на внешних рынках.

Заключение.

Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей

нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран, представляющая

исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма,

леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК

уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48

процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в

Нигерии.

Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о рарвитии стран

ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран,

«вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Однако, как ни были бы велики

доходы от продажи нефти, непереработанное сырьё всегда дешевле самого

продукта. Исходя из понимания этого факта часть стран ОПЕК стала активней

развивать обрабатывающую промышленность.

На сегодняшний день треть экспорта Ирана составляет продукция

обрабатывающей промышленности. В этой группе товаров наиболее

перспективными экспортными товарами являются продукты газо- и нефтехимии,

которые стали поставлять на рынок вступающие в строй нефтехимические

комбинаты. Недавно на Тебризском нефтехимкомбинате пущена линия по

производству пластика нового поколения – различные модификации

полиэстирина. На экспорт поставляются различные лаки, краски, технические

масла, продукция металлургических комбинатов (например, пущенный в Йезде

комбинат выпускает 16 сортов стали), бумажной промышленности, цветной

металлургии, которая содержит практичеки веть спектр цветных металлов.

Литература.

1. Яковенко.А. Опек – символ больших денег \\ Международная жизнь, 1999,

№6, с 85-72.

2. Князев А.Г. Персидский залив: истоки напряженности, М.: «Знание», 1988,

64 с.

3. Дмитриев С.Б. Иран: современный этап развития, М.: «Знание», 1987, с 24-

64 с.

-----------------------

[1] Баррель равен 159 литров

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.