![]() |
|
|
Транснациональные корпорациив связи с этим – практической необходимостью углубленного изучения данной темы. По ходу формирующего эксперимента были поставлены такие задачи: 1) разработка курса факультативных занятий по данной теме, 2) углубленное изучение темы с целью формирования профессиональных интересов и географического мировоззрения, 3) стимулирование профессионального интереса путем привлечения разных методов обучения. Суть формирующего эксперимента состояла в том, что были проведены факультативные занятия по теме дипломного исследования среди учеников, интересующихся изучением географии. Работая над экспериментальной программой, мы исходили из положения о развивающем характере обучения, направленного на саморазвитие личности, сотрудничество учителя и ученика и индивидуализацию обучения, чтобы обеспечить творческое развитие каждого ребенка. Для повышения эффективности изучения этой темы факультативы подходят благодаря своим организационным возможностям: 1) добровольный выбор учеником, 2) маленькая группа, 3) психолого-педагогические особенности учеников, 4) возможности использования индивидуального подхода, 5) высокая активность деятельности, 6) возможность реализации межпредметных связей. В дидактике установлена следующая закономерность: «способствование факультативных занятий формированию у учащихся знаний, умений и навыков, а также овладению приемами учебной работы необходимых для дальнейшего образования и самообразования, позволяют учеников почувствовать себя мастерами выбранного дела…». При разработке экспериментальной программы были учтены такие принципы, как: научность, перспективность, последовательность, наглядность, доступность, индивидуальность. При выборе и сочетании методов обучения мы руководствовались следующими критериями: 1. Соответствие целям и задачам обучения. 2. использование и привлечение методов, позволяющих формировать профессиональные интересы старшеклассников. 3. Соответствие содержанию данной темы. 4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психологическим), уровню подготовленности (образованности, воспитанности, развития), особенностям возрастных интересов. 5. Реализация дифференциации обучения и повышение познавательной активности. Все это дало возможность преодолеть традиционные подходы в обучении и разработать программу занятий факультативного курса по теме «Историко- географические особенности становления и развития транснационального капитала» (для учащихся 10 класса из 8 занятий, 1 час в неделю). Они представлены в таблице 3. Данная программа может быть расширена с целью более глубокого изучения, что связано со спецификой данной темы, - может быть использована во всех темах курса социальной и экономической географии. Таблица 3. Программа факультативных занятий. |№ |Тема факультативного занятия |Форма занятия |Кол-во | |занятия | | |часов | |1 |Вводное: «Определение ТНК. |Мини-лекция |1 | | |Модели поведения. Причины | | | | |возникновения». | | | |2 |«Типология ТНК и ее |Практическая работа |1 | | |усовершенствование». | | | |3 |«Этапы исторического развития и |Комбинированный урок |1 | | |формирования транснационального | | | | |капитала» | | | |4 |«Влияние ТНК на экономику |Комбинированный урок |1 | | |развитых и развивающихся стран. |с элементами | | | |Формы деятельности ТНК». |нестандартного | | |5 |«Корпоративные гиганты XXI |Пресс-конференция |1 | | |века». | | | |6 |«Взаимосвязь деятельности ТНК с |Беседа за круглым |1 | | |проблемами безработицы и |столом | | | |занятости». | | | |7 |«Страны базирования ТНК. |«Лекция с ошибками» |1 | | |Региональный аспект». | | | |8 |«Тэньэшка» |Игра |1 | Разработки факультативных занятий приведены в Приложении 2. 3.4. Результаты экспериментально-исследовательской работы. О результатах проведенной работы свидетельствуют такие показатели: 1. повышение интереса к изучению географии, 2. активная работа на уроках, 3. умение выражать свое мнение и привести аргументы в защиту своего решения, 4. позитивное отношение к изучению ТНК и тем курса, тесно с ними связанных, 5. проявление профессиональной заинтересованности в географии, После проведения формирующего эксперимента была проведена диагностическая контрольная работа по следующим вопросам: 1. Что такое ТНК? Этапы становления транснационализации. 2. Функции, которые выполняют ТНК для мирового хозяйства (положительные, отрицательные, нейтральные). 3. Влияние ТНК на общество. 4. Связь ТНК и рыночных отношений. 5. Назовите примеры ТНК и сферы влияния, отрасли базирования. 6. В какой сфере вы бы предпочли занять место? Ответ обоснуйте. Проследим результаты из таблицы 4. Таблица 4. Уровни знаний старшеклассников после эксперимента. |Уровни |Контрольная группа |Экспериментальная группа | | |Кол-во учеников |% |Кол-во учеников |% | |Высокий |3 |20 |9 |56 | |Средний |4 |25 |6 |38 | |Низкий |9 |55 |1 |6 | Таблица показывает возросшее количество верных ответов на вопросы контрольной работы у старшеклассников экспериментально группы, что свидетельствует о возросшем качестве знаний учеников и положительной мотивации обучения, о самостоятельности и познавательной активности старшеклассников. Предложенный курс создает условия для повышения уровня и качества знаний учащихся, формированию устойчивых профессиональных интересов, задействованию резервных возможностей учеников, что позволяет говорить о результативности данного вида работы: Диаграмма 2. Сравнительные результаты педагогического эксперимента. Среди учащихся экспериментальной группы большинство имеют высокий и средний уровни знаний. Ответы на вопросы контрольной работы были глубокими и полными, учащиеся проявляли творческий подход при написании. Тогда как старшеклассники контрольной группы имеют ответы с преобладанием среднего и низкого уровня знаний. При этом ответы были поверхностными и не конкретными. Учащиеся экспериментальной группы стали охотнее работать самостоятельно, используют полученные знания в курсе географии. Улучшилось эмоциональное настроение на уроках. У ребят развились такие черты как любознательность, логика высказывания мыслей, эрудированность, самокритичность, - именно эти качества составляют профессиональную наклонность учеников к географии. Результаты повторного анкетирования показали формирование устойчивых интересов к изучению географии, положительного отношения к факультативным занятиям, и становлению устойчивых профессиональных интересов старшеклассников. Следовательно, факультатив дает возможность для реализации воспитательных функций, что и требовалось подтвердить в ходе педагогического эксперимента. Выводы по 3 разделу. В результате проведенного педагогического эксперимента мы пришли к следующим выводам: 1. Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее теоретическому изложению в научно-педагогической литературе. Классно- урочная система не позволяет полностью раскрыть все аспекты географической науки и сформировать профессиональную направленность старшеклассников, а количество уже введенных курсов по географии невелико, 2. факультативный курс позволяет целенаправленно вести обучение с целью его углубления и расширения, что повышает уровень географического мировоззрения, развивать коммуникативность, творческие и исследовательские способности учеников, что мы экспериментально подтвердили, 3. нами разработана программа факультативных занятий по теме дипломного исследования из 8 занятий. Следовательно, программа факультативных занятий может быть приемлемой для использования в практике общеобразовательной школы. Таким образом, в ходе проведенного эксперимента была подтверждена поставленная гипотеза, тем не менее, использование факультативных занятий представляет собой широкое поле деятельности для дальнейших исследований. Выводы Исходя из теоретического и экспериментального анализа можно сделать следующие выводы: Первое – В истории развития ТНК можно выделить следующие этапы: 1. этап - Конец 19 века – зарождение ТНК (колониальный тип) 2. этап - С начала 40-х гг. 20 века – становление ТНК (ЭРС) 3. этап - 60 – 80-е годы 20 века – развитие транснационального капитала 4. этап - 80-е годы 20 века – господство корпоративных гигантов (весь мир) Второе - Каждому этапу эволюции соответствует определенная организационная форма ТНК: - ТНК первого поколения – колониально-сырьевые, в виде картелей, синдикатов и первых трестов; - ТНК второго поколения – военно-технические, трестового типа; - ТНК третьего поколения – технико-потребительские, в форме концернов и конгломератов; - ТНК четвертого поколения – глобальные ТНК. Существуют следующие модели поведения ТНК: - либеральная, - империалистическая, - модель прямого господства ТНК, - неомеркантильная, - модель многонациональной ассоциации. Третье – Для реализации поставленной задачи нами была разработана типология ТНК по различным принципам, некоторые приведем ниже I. По количеству «стран-хозяев» 1) разделенные: Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч_Шелл», Нидерланды/Великобритания «Юнилевер», 2) собственные: Япония «Сони, Франция «Рон-Пуленк», США «Ай-Би-Эм» и другие. II. По количеству отраслей специализации 1) односпециализированные: США «Дженерал Моторс» - автомобильная промышленность; 2) ТНК смежной специализации (комплексные): Швейцария «Нестле» – пищевая промышленность и производство напитков; США «Мобил» - нефть (добыча, переработка, продажа); 3) универсальные ТНК США «Филип Морис» – пищевая и табачная промышленность; Швейцария «Новартис» – торговля и машиностроение; III. По процентному соотношению занятых за рубежом 1) от 10 до 25% от общего количества занятых сосредоточено за рубежом (червертичные ТНК), 2) от 26 до 50% (пограничные ТНК): США «Дженерал Электрик» (40%), 3) от 51 до 75% (кардинальные ТНК): Нидерланды/Великобритания «Роял- Датч-Шелл» (61%), 4) от 76 до 95% (заграничные ТНК или управленческие): Великобритания «Диагео» (82%), IV. По месту продажи выпускаемой продукции 1) внешнеориентированные: США «Ксерокс» – 50% продается за рубежом, Канада «Сиграм» – 97% продается за рубежом, 2) ориентированные на внутренние потребности: Япония «Иточу» – 59% продажи в стране базирования, США «Дженерал Моторс» – 80% продажи в стране базирования, Перчень крупнейших ТНК представлен в таблице 1. Четветое – Нами были установлены различия отраслевой структуры ТНК по основным регионам: Среди крупнейших компаний мира США первые позиции в производстве вычислительной техники и программного обеспечения, в авиастроении и нефтепереработке, а также в производстве напитков и табачных изделий. Сфера доминирования японских промышленных ТНК – электроника, электротехника и металлургия. ТНК западноевропейских стран находятся в группе лидеров в области химической промышленности и автомобилестроения. В целом на экономически развитые страны приходится большее число крупнейших ТНК мира (95%), среди которых особо выделяются компании США, Японии, Франции, Германии, Великобритании (и по числу в списке крупнейших и по объемам продаж). Растет и число крупных ТНК развивающихся стран (Республики Корея, Австралия, Тайвань, Бразилия.) (Изображены на карте- схеме 1, см. приложение 1) Пятое - Нами были выделены последствия деятельности ТНК на человеческое общество: 1. экономическая, 2. финансовая, 3. социальная, 4. политическая, 5. географическая. (см. приложение 1, таблица 3) Шестое – Нами были рассмотрены моменты развития транснациональных корпораций на Украине. Было выявлено, что наилучшим образом украинский рынок осваивают ТНК индустриально развитых стран – США, Германии, Великобритании и Франции, а также в условиях кризиса платежеспособности украинского рынка именно отечественная промышленность и нефтегазотранспотрная инфраструктура становится объектом влияния российских компаний(«Газпром», «ЛукОйл», «Группа «Альфа», «Сибирский алюминий» и лр.) Наличие ТНК – это положительный показатель для украинской экономики, поскольку корпорации демонстрируют высокую продуктивность труда и капитала, «приводят» в страну новые технологии и эффективный менеджмент. А с другой – корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в целом, так как ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов украинского рынка в систему международного разделения труда. Такой подход угрожает полной депрессии менее прибыльным отраслям экономики. То есть, транснациональный капитал повлияет и на украинскую экономику и на политику в целом. В результате проведенного педагогического эксперимента мы пришли к следующим выводам: 1. Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее теоретическому изложению в научно-педагогической литературе. Классно- урочная система не позволяет полностью раскрыть все аспекты географической науки и сформировать профессиональную направленность старшеклассников, а количество уже введенных курсов по географии невелико, 2. Факультативный курс позволяет целенаправленно вести обучение с целью его углубления и расширения, что повышает уровень географического мировоззрения, развивать коммуникативность, творческие и исследовательские способности учеников, что мы экспериментально подтвердили, 3. Нами разработана программа факультативных занятий по теме дипломного исследования из 8 занятий, 4. Программа факультативных занятий может быть приемлемой для использования в практике общеобразовательной школы. Литература 1. Баринова Н.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, -1988, - 145с. 2. Башинская А. Влияние международной экономической интеграции на функционирование транснациональных корпораций» // Экономика Украины. – 1997. - № 7. – с.25-29 3. Волкова Н.П. Педагогіка: посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Академія, - 2001. – 576с. 4. В.В.Волошин. Справочник экономиста-международника. – М.: АПН. – 1984. – 785с. 5. Данченко А. Время сливаться в экстазе // Бизнес. – 2000. -№ 36. – с.60 6. Деримов М.. Шпагат между этикой и прибылью // «Капитал. – 1997. - № 3. – с.19-20 7. Деримов М. Афоризмы босса из «Нестле» // Капитал. – 1997.- № 7-8. –с.8 - 10 8. Деримов М. Босой босс компании «Адидас» // Капитал. – 1997. - № 9. – с.14 – 16 9. Деримов М. Властелины мира // Капитал. – 1998. - № 1. – с.70-75 10. Дидактика современной школы: пособие для учителей / Б.С. Кобзарь, Г.Ф.Кумарина, Ю.А.Кусый и др. Под ред. Онищука. – К.: Родник, 1987. – (Пед. б-ка). – 351с. 11. Ильин С.И. Деловые игры к факультативному курсу «Человек и рынок» // География и основы экономики в школе. – 1999. – № 1. – с.21-27 12. Костинский Д. А теперь про чэболи и ни о чем более // Еженедельник «География». – 2002. - № 7. – с.4 13. Курпас А., Боронецкий В. Под чужую Дэу Дудку // Капитал. – 1997. - № 9. – с.89-90 14. Коценко В.И. Педагогические функции и содержание факультативного обучения в основной школе // Педагогика и психология. – 1997. - № 2 .- с.24-31 15. Лупаций В. Від геополітики до геоекономіки // Крєзнавство. Географія. Туризм.-2002. -№ 9, -с.4-8 16. Методика обучения географии в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по географической специальности / под. Ред. А.М.Панчешниковой. – М.: Просвещение, - 1983. – 320с. 17. Мовсесян А. Информационные аспекты транснационализации // МЭМО. – 1998. - № 2. –с.32-38. 18. Мовсесян А., Огнивцев С.. Транснациональный капитал и национальные государства // МЭМО. – 1999. - № 6. –с.13-21 19. Моесеев П.М. Модели глобализации // География в школе.–2002.-№ 2 –с.3- 11 20. Мясникова Л. Глобализация экономического пространства и сетевая несвобода // МЭМО. – 2000. - № 8. – с.3-10 21. Мясникова Л. Военная экономика: упор на эффективность и экономию средств» // МЭМО. – 2002. - № 8, с. 27-35 22. Окопова Е.С. и др. Мировая экономика и международные экономические отношения / Е.С.Окопова., О.М. Воронкова, Н.Н.Гаврилка. – Ростов-на- Дону.: Феникс, - 200. – 416с. 23. Островская Е. Рыночная система воспроизводства: развитие и неравномерность // МЭМО. – 2001. - № 3. – с.15-22 24. Паламарчук Л. Факультативные занятия «География населения с основами демографии» / География и основы экономики в школе. – 2002. - № 2. – с.10-14 25. Педагогический словарь: В 2-х т. – М.: АПН, - 1960. – Т-2. – 766 с. 26. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах / Гл. ред. И.А.Когеров, Ф.Н.Петров. – М.: Советская энциклопедия. Т-4, -1966, -911с. 27. Подлосый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. Для студ. Пед.Вузов: В 2-х кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС. – 1999. –Т-2, Процесс воспитания. – 256с. 28. Половина И.П. Экспериментальная программа факультативных занятий по географии для 11 класса общеобразовательной школы // География и основы экономики в школе. – 1997. - № 2. – с.11-13 29. Родионова И.Н. Макрогеография промышленного мира. – М.: Московский лицей. – 2000. – 239с. 30. Саликова А. Эта агрессивная «Бульгари»… //Капитал.–1997.-№ 9 –с.56-57 31. Саликова А. Головокружительная нехватка персонала // Капитал. – 1998. - № 7-8. – с.110-113 32. Саликова А. Движение вперед в тумане // Капитал. – 1998. - № 1.– с.67- 69 33. Смирнов В.З. Хрестоматия по истории педагогики. – М.: Уч.Пед.Гиз, – 1961. – 590с. 34. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. –М.:Академия, - 1978. –277с. 35. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под. Ред. Вольского. – М.: Крон-Пресс. – 1998. – 592 с., с илл. 36. Филипенко А.С. Экономика зарубежных стран. – М.: Издательский центр «Академия», – 1992. – 260с. 37. Фіцула М.М. Педагогіка. Посібник. – К.: Академія, - 2000. – 433с. 38. Форми навчання в школі. Книга для вчителя за ред. Ю.Мальованого – К.: Освіта, 1992. – 160с. 39. Чернышова Я., Яковлев А. Монополизм поневоле, или рассказ о том, как административная система управления, хронический дефицит, чрезмерная концентрация и специализация производства превратили большинство наших предприятий в монополистов // Наука и жизнь. – 1990. - № 11. – с.2-10 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1. стр. 1 50 лидирующих транснациональных корпораций (ТНК) мира, ранжированных по величине зарубежных активов, 1997 г. |Ранг |Название |Страна |Отрасли специализации |Активы, |Продажи, |Число |Инде| | |корпорации |базирования | |млрд. |млрд. долл.|занятых |кс | | | | | |долл. | |,сел. |тран| | | | | | | | |снац| | | | | | | | |иоан| | | | | | | | |льно| | | | | | | | |сти*| | | | | | | | |,, %| |По |По | | | |зар|всег|Заруб|Всего|зару|Всего | | |зар-у|кодек| | | |убе|о |ежные| |бежн| | | |бежны|су | | | |жны| | | |ые | | | |м |транс| | | |е | | | | | | | |ак-ти|-наци| | | | | | | | | | | |вам |о-нал| | | | | | | | | | | | |ь-нос| | | | | | | | | | | | |ти | | | | | | | | | | | |1 |84 |Дженерал |США |Электротехника, |97,|304,|24,5 |90,8 |1110|276000|31,1| | | |Электрик | |электроника |4 |0 | | |00 | | | |2 |80 |Форд Мотор |США |Автомобильная |72,|275,|48,0 |153,6|1741|363892|35,2| | | | | |промышленность |5 |4 | | |05 | | | |3 |44 |Ройал-Датч-Шел|Нидерл./Велик|Нефть: добыча, |70,|115,|69,0 |128,0|6500|105000|58,9| |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |