рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическое районирование

возможностей при наименьших затратах. При этом достигаются другие весьма

важные результаты: районы до известной степени специализируются в тех

отраслях, которые в них могут быть развиты наиболее полно, а обмен между

районами ограничивается строго необходимым количеством целесообразно

направленных товаров». [12, c. 7]

Такая возможность существовала вследствие следующих факторов:

. наличие единой минерально-сырьевой базы района;

. наличие сети железных и шоссейных дорог,

. относительная экономическая замкнутость экономики района;

. наличие профессиональной подготовки работников с учетом

экономической специализации области.

В числе важнейших задач управления крупными областями были:

o таможенная политика;

o денежное обращение и государственные кредиты;

o управление магистральной сетью железных дорог;

o морские перевозки и хозяйство крупнейших портов;

o есть электропередачи и государственных районных электросетей;

o владение недрами земли и выдача лицензий на их разработку;

o разработка законодательных документов.[13, c. 133]

Первый пятилетний план (1928—1932) был составлен по 24 районам. Он

предусматривал всемерное углубление специализации, районов, рациональное

географическое разделение труда между ними, а также комплексное развитие

хозяйства районов.

В этом плане подчеркивалось, что планомерно проводимая политика

специализации хозяйственной деятельности районов есть необходимый метод

ведения планового хозяйства. План по районам страны был разработан в

соответствии с Директивами XV съезда партии о резком подъеме экономики

отсталых национальных районов и окраин.

В результате успешного выполнения первой пятилетки была создана вторая

угольно-металлургическая и третья угольная базы на востоке страны, а также

произошли крупные сдвиги в индустриальном развитии всех национальных

районов. [12, c. 16]

1931-1957 годы

В 1938–1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка

экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных

экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались

государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой

пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным

республикам. [11, c. 57]

Второй пятилетний план, (1933—1937) предусматривал дальнейшие сдвиги в

размещении производительных сил, главным образом на восток страны. Это

явилось важным условием более широкого использования всех природных

богатств и хозяйственных ресурсов районов и осуществления более

рациональных экономических связей между ними.

План был разработан по 32 районам и по зоне советской Арктики. План

развития районов представлял собой глубоко научное и технико-экономическое

обоснование задач развития хозяйства районов с учетом различных

исторических и природных условий и ресурсов. В числе районов были выделены

Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Советская Федеративная

Социалистическая Республика (ЗСФСР – Армения, Азербайджан и Грузия),

Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская ССР. План развития районов во

втором пятилетии представлял собой конкретизацию по отдельным республикам,

краям и областям с учетом их задач и места в выполнении плана развития

народного хозяйства страны. [12, c. 17]

Третий пятилетний план (1938—1942) был составлен по 9 крупным

экономическим районам РСФСР и 10 союзным республикам. В решении XVIII

съезда партии о третьем пятилетнем плане впервые широко были поставлены

задачи комплексного развития хозяйства экономических районов. Съезд

выдвинул задачу: организовать добычу топлива и производства цемента,

стекла, алебастра, химических удобрений, массовых изделий легкой и пищевой

промышленности, во всех основных экономических районах в размерах,

полностью удовлетворяющих их потребности. Что же касается ряда

продовольственных продуктов, швейных и галантерейных изделий, мебели и

местных строительных материалов, то они, как указал съезд, должны в

достаточном количестве производиться в каждой республике, крае и области.

Особое внимание в третьем пятилетнем плане было уделено созданию

предприятий-дублеров по машиностроению, химической промышленности и

нефтепереработке в Поволжье и на Урале. Это явилось важным шагом в

укреплении обороноспособности страны.

В военный период (1941—1945) значение территориального планирования

резко усилилось. Оно решало задачу: в кратчайшие сроки пустить в

эксплуатацию в восточных районах страны перемещенные из западных районов

Советского Союза предприятия. Большое значение для своевременного

развертывания оборонной промышленности на востоке СССР имели военно-

хозяйственные планы по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана

и Средней Азии. По основным видам военной продукции устанавливались задания

непосредственно по заводам.

Четвертый пятилетний план (1946—1950) был разработай по 13 основным

районам. В нем центральное место заняли вопросы восстановления разрушенного

фашистами хозяйства и развития всех отраслей, особенно тяжелой

промышленности. [12, c. 18]

Пятый пятилетний план (1951—1955), разработанный также по 13 основным

районам и 15 союзным республикам и утвержденный XIX съездом партии,

предусматривал обеспечение дальнейшего улучшения географического размещения

нового строительства промышленных предприятий, приближение производства к

источникам сырья, топлива, к районам потребления с целью ликвидации

нерациональных и чрезмерно дальних перевозок.

Шестой пятилетний план (1956—1960) развития народного хозяйства СССР

был составлен так же, как и на две предыдущие пятилетки, по 13 основным

экономическим районам и 15 союзным республикам. В шестой пятилетке впервые

была поставлена задача ограничения в районах европейской части

строительства электроемких и топливоемких предприятий и преимущественное

размещение этих производств на востоке страны, что вызывалось напряженным

состоянием топливно-энергетического баланса европейских (западных) районов

страны и общей задачей улучшения географического размещения

производительных сил. [12, c.18]

1957-1964 годы

В связи с научно-техническим прогрессом появляются новые отрасли

экономики. Для управления новыми отраслями создаются министерства.

Составление схем размещения производительных сил страны становится

предельно сложным. Возникла необходимость в коренном изменении системы

управления экономикой, в новом, семилетнем плане

Семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965),

разработанный по 13 крупным районам, 15 союзным республикам и по

внутриреспубликанским экономическим (административным) районам, был новым

этапом районирования СССР.

Вся территория страны (СССР) была поделена на 105 единиц. Они получили

название «административный экономический район» (АЭР). [12, c.18] В каждом

районе был создан специальный орган управления экономикой Совет народного

хозяйства (СНХ). Название этого органа было взято из прошлого: так

назывались органы экономического управления областями в 20-е годы. Но между

совнархозами периода 1957-1964 годов и совнархозами 20-х годов существовали

принципиальные различия. Совнархозы, созданные в 1957 году управляли всеми

предприятиями национального значения, функционирующими на территории АЭР.

Совнархозы 20-х голов представляли собой экономические подразделения

областных Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов,

функционально подчинялись ВСНХ. Совнархозы 1957-1964 гг. управляли

промышленностью; сельское хозяйство и небольшая часть предприятий местного

значения управлялась Совминами автономных республик и исполкомами местных

Советов.

Управление экономикой через СНХ имело и положительные и отрицательные

черты.

Положительные черты

1. Впервые в экономике Советской России органы управления были

максимально приближены к объектам управления. Между Совнархозами

как органами травления и предприятиями в этот период не было

промежуточных управленческих звеньев. Благодаря этому, ускорялось

движение управленческой информации, ускорялся процесс согласования

в различных вопросах, связанных с новым строительством (размещением

производительных сил).

2. Появилась возможность эффективно кооперировать разные производства,

относимые к разным отраслям хозяйства, на территории одного района

в единое целое. Другими словами, появилась возможность создать в

границах района цельные системные производственные образования

территориально-производственные системы

3. Во имя кооперации хозяйственных объектов разных отраслей СНХ

занялись комплексированием производства.

4. СНХ вследствие своей близости к предприятиям района могли более

эффективно решать вопросы их снабжения материальными и трудовыми

ресурсами, подготовки новых кадров.[13, c.134]

Недостатки

В системе управления экономикой до 1957 года, то есть при управлении

посредством министерств, создавались специальные подразделения отраслевой

специализации – главные научно-технические управления при министерствах.

Главной функцией этих подразделений было внедрение научно-технических

разработок, то есть поддержание на должном уровне научно-технического

прогресса отрасли. После ликвидации министерств были реформированы и эти

управления. Функция поддержания НТП на высоком уровне автоматически перешла

к СНХ. Размещение производительных сил страны велось до 1957 года по

определенной схеме. Предприятия одной отрасли не группировались в границах

какой-либо одной территории, а наоборот, более или менее равномерно

распределялись по регионам. Например, авиазаводы СССР были построены: один

– в Литве, два – на Украине, два – в Москве, один – в Казани, один – в

Ульяновске и т.д. После 1957 года каждый из этих заводов оказался в разных

экономических административных районах. Существовавший прежде обмен

технологиями, кадрами, дефицитными видами сырья, научными достижениями был

уже невозможен. В ряде крупных СНХ (например, Центральном и Северо-

Западном) некоторые возможности для грамотного руководства техническим

прогрессом имелись, но в большинстве Совнархозов это стало невозможным.

Технический прогресс, темпы его развития в сравнении с развитыми

экономическими странами стали отставать. Этот фактор стал определяющим и

способствовал ликвидации Совнархозов в 1965 году.[13, c.136]

Несмотря на явные недостатки в системе управления производительными

силами этого периода, обнаружилась, в ряде случаев, любопытная особенность:

в тех районах, где границы экономического административного района

совпадали с границей административной (например, с границами какой-либо

автономной республики), обнаружилась способность к системному развитию

производительных сил. В этих регионах стали формироваться комплексно-

организованные хозяйственные системы, действительно «хозяйственные

комплексы». Такая особенность вызвала пристальный интерес специалистов в

области районирования, размещения производительных сил и экономгеографов.

Именно в это время впервые в мире стала формироваться специальная

экономическая теория – теория ТПК.

1964 –1991 годы

В 1963 г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18

крупных экономических районов с учетом их природных и экономических

особенностей. В РСФСР выделены были 10 крупных экономических районов –

Центральный, Северо-западный, Центрально-черноземный, Волго-Вятский,

Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-

Сибирский и Дальневосточный.

В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на два района – Северо-

Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала

19 крупных экономических районов, из них 11 – на территории России. [15,

c.146]

1991 – 2000 годы

Развитие российской экономики в условиях реформ перехода к рыночным

отношениям.

После 2000 года

В 2000 году было произведено разделение территории Российской

Федерации на семь округов. Начало формирования районирования по федеральным

округам.

1.3 Теория ТПК

Впервые термин «ТПК» появился в конце 50-х годов. Первоначально за

аббревиатурой ТПК скрывались слова «территориально-промышленный комплекс»,

то есть комплекс понимался узко, только как промышленный. Позже его стали

расшифровывать как «территориально-производственный». Категория

«производство» шире категории «промышленность», то есть подразумевается,

что в ТПК могут включаться предприятия не только промышленных отраслей, но

также строительства, сельского хозяйства, а также инфраструктурные объекты,

способствующие эффективной работе предприятий упомянутых трех секторов

народного хозяйства. [16, c. 29]

К инфраструктуре относятся: производственная – общие транспортные

артерии, энергоснабжение, общая связь, складское хозяйство, социальная –

учреждения здравоохранения, народное образование, жилье, учреждения

культуры и науки, социальной защиты населения.[13, c. 135]

Основоположниками теории ТПК считаются И. Н. Колосовский,

П. М. Алампиев, Ю. Г. Саушкин.

В период 1957-1964 гг., благодаря усилиям СНХ и органов региональной

власти, некоторые региональные и хозяйственные комплексы достигли такого

уровня развития, что к ним можно было бы применить определение ТПК. Обычно

это наблюдалось там, где имелись относительно небольшие автономные

образования, развитая производственная инфраструктура и развита, по меньшей

мере, одна отрасль народного хозяйства.

Например, в 1957-64 гг. существовал КОМИ экономический

административный район. Экономическо-административные границы совпадали с

государственной границей этой республики. Благодаря этому, предоставлялась

возможность относительно быстро находить компромисс в решении двух органов

управления (Совмин АССР, СНХ). Функции управления Пыли поделены следующим

образом: СНХ руководил всей промышленностью республики и крупными

строительными организациями; Совет министров – предприятиями местного

республиканского значения, сельскохозяйственным производством и

строительными организациями вспомогательного значения. Регион уже тогда

имел, по меньшей мере, две транспортные артерии; железнодорожную линию

(Котлас-Воркута) и крупную водную артерию – реку Печору, впадающую в

Печорскую губу Баренцева моря. Здесь имелись запасы полезных ископаемых. В

их числе: угли Печорского угольного бассейна (Воркута, Инга), нефть и газ

Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (Ухта, Усинск); запасы спелой

древесины, преимущественно хвойных пород (сосна, ель, пихта, лиственница,

кедр), а также значительные запасы лиственных пород деревьев. Запасы

древесины стали основой для формирования соответствующих производств:

фанерное производство, мебельное производство, производство целлюлозы,

бумаги (газетной и журнальной, обоев) и т.д.

Запасы газа и нефти обусловили строительство газоконденсатного,

сажевого и нефтеперерабатывающего заводов.

К концу 1964 года можно было констатировать, что КОМИ СНХ и СМ КОМИ

АССР создали здесь по меньшей мере три ТПК: первый – на базе древесного

сырья в районе Сыктывкара, второй – на базе месторождении нефти и газа в

районе Ухты, третий – на базе углей в районе Воркуты.

В условиях развития территориально-производственного комплекса

происходил наиболее полный учет отраслевых к территориальных факторов

развития производительных сил. [13, c. 137]

В 70-е годы была предложена концепция формирования ТПК по специальному

плану.

В 80-е годы эта концепция вырастает до уровня теории программно-

целевого ТПК. Начиная с 1981 года в государственных планах экономического и

социального развития страны программно-целевым ТПК отдается особое место,

они получают целевое, адресное финансирование. Целевое финансирование

получали и экономические районы.

Глава 2 Отраслевая структура экономики Росиии и обоснование размещения

производства

На стартовом уровне перехода к рыночным отношениям в нашей стране

сложилась нерациональная отраслевая структура. Отрасли материального

производства составляют свыше 70%, отрасли непроизводственной сферы — менее

30%.

Рыночная же экономика в цивилизованных странах характеризуется другими

пропорциями, в большинстве из них свыше 50% составляют отрасли социальной,

непроизводственной сферы.

Вступление России в рынок ведет к коренной структурной перестройке,

социологизации экономики. Стоят задачи резкого увеличения доли отраслей

непроизводственной сферы, повышения производительности труда в материальном

производстве и улучшения уровня народного благосостояния.[3, с. 25]

2.1 Отраслевая структура экономики России

Экономика России представляет собой народнохозяйственный комплекс,

возникший на базе социального и экономического развития, межрайонного

разделения труда и процессов интеграции.

Народнохозяйственный комплекс России отличается сложной структурой, в

которой можно выделить два основных соотношения: отраслевое и

территориальное (отраслевую и территориальную структуры).

Отраслевая, или компонентная структура отражает соотношения, связи и

пропорции между крупными группами отраслей. [14, c.38]

Весь народнохозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:

o отрасли материального производства: промышленность, строительство,

сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением

населения продукцией, т.е. заготовки, материально-техническое

снабжение, торговля и общественное питание;

o отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство,

бытовое обслуживание, транспорт, связь и т.п.;

o социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура

и искусство, просвещение;

o отрасли управления и обороны.

Для изучения народнохозяйственного комплекса России большое значение

имеет отраслевая функциональная классификация. Она включает четыре группы

отраслей:

> первичные — добывающая промышленность и сельское хозяйство;

> вторичные — обрабатывающая промышленность:

> транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение,

обслуживающие производство и население;

> управление, наука и научное обслуживание.

Развитие производства приводит к постоянному выделению новых отраслей

производства, особенно на базе научно-технического прогресса. При этом идет

процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.

Для современной структуры народного хозяйства России характерной

чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все в

большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции

разных ступеней производства. Сложились такие межотраслевые комплексы, как

топливно-энергетичсский, металлургический, машиностроительный, химико-

лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Все эти комплексы

имеют в свою очередь сложную и дифференцированную структуру. [16, c. 81]

В условиях становления и развития рыночных отношений все большее

значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура — это совокупность

материальных средств для обеспечения производственных и социально-бытовых

потребностей. Она подразделяется на производственную и социальную.

Производственная инфраструктура включает транспорт, связь, складское и

тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения,

теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы,

ирригационные системы и т.д.; социальная — пассажирский транспорт,

коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов.

Инфраструктура как производственная, так и социальная играет важнейшую

роль в комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.

[16, 81]

Дифференциация структуры народнохозяйственного комплекса России

характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и

подотрасли. Особенно ярко выражена дифференциация в промышленности, где

выделяется, по различным оценкам, до 18 укрупненных отраслей, 150 простых

отраслей и свыше 300 подотраслей.

Под территориальной структурой понимается членение системы народного

хозяйства по территориальным ячейкам (таксонам) — зонам, районам разного

ранга, промышленным центрам, узлам. Она меняется гораздо медленнее, чем

отраслевая структура, так как основные ее элементы сильнее привязаны к

конкретной территории. Однако освоение новых территорий с уникальными

природными ресурсами меняет структуру отдельных регионов и способствует

формированию новых территориальных комплексов. [14, c. 78]

Промышленность России имеет сложную диверсифицированную и

многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии производительных

сил и совершенствовании территориального разделения общественного труда,

связанные с научно-техническим прогрессом.

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем

специализации. В результате углубления общественного разделения труда

возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в

своей совокупности отраслевую структуру промышленности, которая

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.