рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дальний Восток

80-е годы. Тогда вступили в действие Совгаванский, Амгуньский, Падалинский

леспромхозы, Литовский фанерный завод, Биробиджанский лесозавод, Хорский

гидролизно-дрожжевой завод, цех домостроения на Хорском лесокомбинате,

Тунгусский и Мухенский домостроительные комбинаты и много других

производств.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на

Дальнем Востоке. Особенно большое развитие они получили в Хабаровском и

Приморском краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской областях,

откуда значительная часть пиломатериалов поступает на экспорт. Целлюлозо-

бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, который по выпуску

бумаги лидирует во всей Восточной экономической зоне. Производство картона

размещается в Хабаровском крае (Амурск) и на Сахалине, клееной фанеры — в

Приморском и Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность, кроме

того, представлена домостроением, производством тары, мебели, фанеры и

гидролизными заводами, но развиты эти отрасли недостаточно. Это сдерживает

дальнейшее развитие лесозаготовок, так как транспортировка круглого леса на

столь дальние расстояния в европейскую часть неэффективна, невыгоден

круглый лес и для экспорта. Поэтому в перспективе постоянное внимание будет

уделяться расширению высококвалифицированной переработки древесины, в том

числе в районе Байкало-Амурской магистрали.

Электроэнергетика

Развитие отрасли. В отраслевой структуре экономики регионов

Дальнего Востока энергетика занимает весьма заметное место - от 12,7% в

Приморском крае и до 37% в Магаданской области. По стоимости основных

производственных фондов это одна из самых емких сфер народного хозяйства. В

Магаданской и Амурской областях, к примеру, в энергетике сосредоточено до

40% всех ОПФ. В Приморском и Хабаровском краях, экономика которых более

диверсифицирована, на долю электроэнергетики приходится около 10% ОПФ. Тем

не менее электроэнергетика на Дальнем Востоке не является отраслью

специализации. Ее высокий удельный вес сегодня обусловлен более резким

спадом производства в других отраслях промышленности.

Максимальная в истории дальневосточной энергетики величина

выработки электроэнергии была достигнута в 1991 г. - 48,1 млрд. кВт-ч. Это

в 4,6 раза больше по сравнению с 1970 г. Среднегодовые темпы прироста

выработки электроэнергии за 1970-1991 гг. были выше, чем в среднем по

России, и составили 7,5%. Столь высокая динамика в этот период связана с

реализацией программ электрификации Транссибирской железнодорожной

магистрали, а также ростом энергопотребления в промышленности и жилом

секторе. После 1991 г. наблюдается постепенный спад в производстве

электроэнергии, вызванный общим экономическим кризисом в стране. За период

с 1991 по 1997 г. падение производства в электроэнергетике Дальнего Востока

составило 21,3%, в то время как во всей промышленности более 50%. В целом

годовые темпы спада здесь были выше, чем в среднем по России, что

свидетельствует о более депрессивном состоянии экономики региона.

К концу 1998 г. суммарная установленная мощность

электроэнергетической промышленности на Дальнем Востоке достигла 13,4 млн.

кВт. Электрическую энергию вырабатывают более 8800 установок, как общего

пользования, так и ведомственных. При этом около 85% энергии вырабатывают

электростанции общего пользования, принадлежащие крупным энергетическим

компаниям, входящим в структуру РАО "ЕЭС России". Для региона характерно

наличие большого количества маломощных дизельных установок, работающих в

отдаленных и труднодоступных в транспортном отношении населенных пунктах.

Дальний Восток относится к регионам с низким уровнем

энергопотребления на душу населения. В 1990 г. валовое среднедушевое

потребление электроэнергии здесь составляло 5800 кВт-ч при среднероссийском

показателе 7254 кВт-ч. К 1996 г. энергопотребление в регионе снизилось до

4785 кВт-ч на душу населения, то есть на 18% по сравнению с 1990 г. В

настоящее время среднедушевое потребление электроэнергии на Дальнем Востоке

в 1,3-2,7 раза меньше, чем в индустриально развитых странах.

Несмотря на бурное развитие дальневосточной энергетики в

предшествующие десятилетия, отрасль остается слабым звеном в экономике

региона. Из-за отсутствия свободных средств в последние годы практически

прекратилось техническое и технологическое обновление. Многие начатые в 80-

е годы энергетические объекты заморожены либо строятся крайне медленными

темпами. Кризис платежной системы обострил ситуацию с обеспечением Дальнего

Востока топливным сырьем. Низкозатратные виды энергетики пока не стали

приоритетными в экономике региона. В результате всего этого себестоимость

энергии на Дальнем Востоке как минимум в 4 раза выше, чем в соседних

сибирских регионах, максимально использующих гидроэнергетический потенциал

(Иркутской области, Красноярском крае).

Электроэнергетика в ее нынешнем состоянии оказывает мощное ценовое

давление на структуру затрат в промышленных отраслях и в конечном счете

делает продукцию дальневосточных предприятий неконкурентоспособной на

внутреннем и мировом рынке.

Энергосистемы. На Дальнем Востоке генерирующие мощности и

передающие сети объединены в шесть энергосистем. Самые крупные из них

охватывают Приморский край (установленная мощность 2692 тыс. кВт) и

Республику Саха (2036 тыс. кВт). Остальные энергосистемы имеют мощность

менее 2 млн. кВт.

С точки зрения энергообеспечения некоторые регионы Дальнего Востока

в силу их географического положения являются изолированными и

самодостаточными. Абсолютно замкнутые энергосистемы имеют Сахалинская и

Камчатская области. Из Магаданской области возможны небольшие перетоки

энергии в самые северные районы Якутии и в Чукотский автономный округ.

Энергосистемы южной зоны образуют единую энергосеть "Восток", которая

позволяет регулировать энергетический баланс в регионах, но не имеет выхода

на российские магистральные линии электропередачи.

Традиционно энергодефицитными в этой сети были Приморский и

Хабаровский края, где за счет собственных генерирующих мощностей

покрывалось примерно 80% и 95% внутрирегиональных потребностей в

электроэнергии. Недостающая электроэнергия поступала из Амурской области и

Якутии. В часы пиковых нагрузок дефицит энергии в Приморском крае

покрывался за счет перетоков из соседнего Хабаровского края. В последние

годы в связи с резким падением промышленного производства Хабаровский край

стал энергоизбыточным, а дефицит потребления в Приморье снизился до 5%.

В энергосетях обычно используется напряжение 110 и 220 кв.

Магистральные линии электропередачи напряжением 500 кв. являются

федеральной собственностью. Большинство регионов обладают высокой степенью

централизации электроснабжения.

Перспективы отрасли. Дальнейшее развитие электроэнергетической

промышленности на Дальнем Востоке продиктовано необходимостью технической

модернизации, более широкого использования высокорентабельных видов

энергетики и дешевых местных ресурсов.

В рамках традиционной энергетики в будущем предполагается усилить

роль гидроэлектростанций в обеспечении региона электроэнергией и теплом.

Для этого в Амурской области, в 102 км от пос. Новобурейск строится

Бурейская ГЭС проектной мощностью 2000 тыс. кВт. Среднегодовая выработка на

этой электростанции составит 7,1 млрд. кВт-ч. Большая часть работ на

Бурейской ГЭС выполнена. Ее ввод позволит компенсировать закрытие

теплоэлектростанций с изношенным оборудованием и даст более дешевую

электроэнергию соседним Хабаровскому и Приморскому краям. Кроме того, в

северо-западной части Амурской области планируется построить еще одну ГЭС -

на р. Гилюй. В Магаданской области в стадии строительства находится Усть-

Среднеканская ГЭС проектной мощностью 1000 тыс. кВт. С вводом ее в

эксплуатацию генерирующие мощности области возрастут в полтора раза.

С целью обеспечения устойчивого и экономически эффективного

энергоснабжения труднодоступных районов в Приморском крае и Камчатской

области планируется продолжить строительство малых ГЭС. На Камчатке помимо

малых ГЭС в Быстринском районе возводится каскад малых ГЭС на р.Толмачева,

который будет включать три станции общей мощностью 45 тыс. кВт.

На Сахалине в связи с широкомасштабным освоением в ближайшем

будущем нефтегазовых месторождений приоритетное развитие получат

электростанции, работающие на природном газе. В 1996 г. здесь начато

строительство Ногликской газотурбинной станции. Расположенная в 6 км от

магистрального газопровода Даги-Катангли-Ноглики, она будет потреблять до

71 млн. куб. м газа в год и иметь мощность 72 тыс. кВт. В будущем

планируется расширение Охинской ТЭЦ, на которой будут поставлены

дополнительные парогазовые котлы единичной мощностью 80 тыс. кВт.

Одновременно изолированный сегодня Охинский энергоузел предполагается

соединить с Центральными энергосетями, тем самым будет завершено

формирование единой энергосистемы на Сахалине. Прокладка газопровода на юг

острова создаст условия для строительства Сахалинской ГРЭС-2 с парогазовыми

генераторами мощностью 345 тыс. кВт. Новая электростанция позволит

постепенно вывести из работы ныне действующую ГРЭС, которая исчерпала свой

технический ресурс. На более экономичное и экологически чистое газовое

топливо планируется перевести и ТЭЦ-1 в Южно-Сахалинске, которая работает

сегодня на угле.

Программы газификации электроэнергетической промышленности имеют

также Хабаровский край и Камчатская область. В Хабаровском крае на газовое

топливо будут переведены энергообъекты, находящиеся по пути следования ныне

действующего газопровода Оха-Комсомольск и вблизи строящегося газопровода

Комсомольск-Хабаровск. На Камчатке существуют проекты освоения газовых

месторождений полуострова с одновременным переводом на газовое топливо

действующих ТЭЦ, которые сегодня работают на дорогом привозном угле. В

первую очередь на парогазовую технологию планируется перевести

электростанцию в Соболевском районе (12 тыс. кВт). В настоящее время с

участием японских компаний прорабатываются проекты монтажа газомазутных

котлоагрегатов мощностью 400-500 тонн пара в час на Владивостокской ТЭЦ и

двух газомазутных энергоблоков по 100 тыс. кВт каждый на Партизанской ГРЭС.

Стратегия развития энергетики Дальнего Востока предполагает широкое

использование там, где это возможно, нетрадиционных источников энергии. На

Камчатке и Курильских островах намечается строительство нескольких

геотермальных станций, в том числе Верхнемутновской ГеоТЭС установленной

мощностью 12 тыс. кВт (первый блок сдан в эксплуатацию в 1998 г.),

Мутновской ГеоТЭС из четырех энергоблоков общей мощностью 80 тыс. кВт. На

действующей Паужетской ГеоТЭС в рамках программы ее модернизации

планируется ввести дополнительные генераторы, в результате чего

установленная мощность станции возрастет на 21 тыс. кВт.

В отдаленной перспективе при существенном росте потребления

электроэнергии промышленностью может появиться необходимость в

строительстве атомных и приливных электростанций. Площадки под АЭС выбраны

в Приморском и Хабаровском краях, проведены предпроектные исследования.

Районы, благоприятные для сооружения ПЭС, находятся на побережье Охотского

моря в Хабаровском крае. Имеются довольно детальные проработки проектов

сооружения приливных электростанций в Тугурском и Пенженском заливах, где

приливные колебания уровня моря достигают 13-14 м. Средняя мощность

Пенженской ПЭС по проекту определена в 11500 тыс. кВт. Вместе с Тугурской

ПЭС (10000 тыс. кВт) она в принципе может полностью удовлетворить будущие

потребности юга Дальнего Востока в электроэнергии.

Легкая промышленность

Удельный вес легкой промышленности в общем, производстве Дальнего

Востока – менее 1%. Легкая промышленность ДВ представлена текстильной,

трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых

размещены в основном в крупных и средних городах.

Значительное снижение объемов производства за 1990-е годы было

вызвано не конкурентоспособностью основной массы продукции и

переориентацией спроса на импортную продукцию.

Водный транспорт

Морские порты. Морской транспорт играет важную роль в экономике

Дальнего Востока и России в целом. Через морские порты обеспечиваются

экспортные потоки российских товаров на мировые рынки и поставки импортной

продукции из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Россию. Кроме того,

для некоторых регионов (Магаданской, Камчатской, Сахалинской областей,

северных районов Хабаровского края) морской транспорт - практически

единственный путь доставки туда грузов.

Вдоль побережья Дальнего Востока расположено 32 морских порта,

включая 22 торговых и 10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются

пристани и якорные стоянки. Всего в регионе насчитывается около 270

коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции.

Наиболее важными портами с круглогодичной навигацией являются (с

юга на север): Зарубино, Посьет, Владивосток, Находка, Восточный, Ванино,

Магадан, Петропавловск-Камчатский, на Сахалине - Корсаков и Холмск.

Основные портовые мощности сосредоточены в Приморском, Хабаровском

краях и Сахалинской области. Расположенные здесь крупные порты могут

перерабатывать до 100 млн. тонн грузов в год. В 1997 г. объем принятых ими

грузов составил 28 млн. тонн, что равно 74% от общего грузооборота портов

Дальнего Востока.

По данным за 1997 г., в структуре перерабатываемых грузов до 58%

приходится на экспортные товары, 3,9% - импортные. Каботажные грузы

составляют 19,5%. На каботажные перевозки ориентированы в основном порты

Крайнего Севера и Сахалина. Доля каботажа в порту Магадан составляет 80%,

Петропавловск-Камчатском - 85,9%, Холмск - 99%. В торговых портах

Владивостока и Ванино, где в прошлые десятилетия каботажные грузы играли

также большую роль, в настоящее время их удельный вес сильно сократился: во

Владивостоке - до 9%, Ванино - до 38%.

Экспортные потоки с дальневосточного побережья формируются за счет

поставок в страны АТР леса, рыбы и морепродуктов, металла, угля, руды. В

товарной структуре импортных грузов преобладает продовольствие.

На Дальнем Востоке действуют две морские паромные переправы -

"Ванино-Холмск", функционирующая с 1973 г., и открытая в 1995 г. переправа

из Корсакова на о-в Хоккайдо (Япония). Объемы перевозок из Ванино в Холмск

в 1988 г., когда на переправе работало десять паромов, достигли 5,5 млн. т.

В последние годы четырьмя курсирующими на этом маршруте паромами

перевозится не более 1,3 млн. т грузов.

Самые крупные порты региона - Владивостокский, Находкинский,

Восточный, Ванино - имеют выход на Транссибирскую железнодорожную

магистраль и Байкало-Амурскую магистраль, что предопределяет их роль как

пунктов притяжения транзитных грузопотоков через Россию в страны Восточной

и Центральной Европы. В 1997 г. по Транссибу перевезено 22 тыс.

международных контейнеров.

В настоящее время на юге Приморского края формируется транспортный

узел для обслуживания транзитных грузов, идущих из северных провинций Китая

и Монголии в страны АТР и обратно. Помимо хорошо оснащенных портов Находки

и Владивостока, способных перерабатывать практически любые грузы, в этот

транспортный узел войдет также морской порт Зарубино, получивший несколько

лет назад статус международного. Порт Зарубино находится в 70 км от границы

с КНР и на самом коротком расстоянии от Северной Кореи. Традиционно

перерабатываемые им грузы - металлопродукция, лес, рыба. Ориентируясь на

привлечение транзитных грузов из Китая и Монголии, порт построил комплекс

по перегрузке щепы и приступил к строительству терминалов по переработке

зерна и контейнеров. К 2002 г. порт Зарубино планирует довести грузооборот

до 1 млн. т, в том числе 250 тыс. т щепы, 250 тыс. т зерна и 150 тыс. т

контейнерных грузов. В районе порта идет интенсивная реконструкция

железнодорожной и автотранспортной инфраструктуры, приспособленной для

эффективного обслуживания транзитных потоков.

Дальнейшее развитие получит портовая инфраструктура Сахалинской

области. Здесь помимо реконструкции главных сахалинских портов - Холмска и

Корсакова - планируется построить два новых порта. Один из них, в

г.Шахтерске, на западном побережье острова, станет базовым портом по

экспорту угля с крупнейшего в области Солнцевского буроугольного

месторождения, расположенного в 35 км от Шахтерска, другой, в заливе

Набиль, на западном побережье острова, будет специализироваться на

перегрузке сахалинской нефти зарубежным потребителям. (В настоящее время

перегрузочные работы здесь ведутся с рейда.)

С реализацией международных проектов освоения нефтегазовых

месторождений Сахалина связан и проект строительства нефтеналивного

терминала в Де-Кастри (залив Чихачева, Хабаровский край). В этом месте

проходит нефтегазопровод Оха-Комсомольск-на-Амуре, и в будущем, когда

начнется освоение западных нефтеносных площадей Сахалина, нефтеналивной

порт Де-Кастри может стать наиболее удобной точкой для дальнейшей

транспортировки сахалинской нефти на внутренний и внешний рынки.

Морской транспорт. На Дальнем Востоке зарегистрировано около 200

судоходных компаний, владеющих в общей сложности немногим более 1 тыс.

судов океанского, прибрежного и внутрипортового плавания. Подавляющее

большинство из них мелкие, имеющие одно-два судна или арендующие суда. На

базе морских портов Владивостока, Находки, Холмска, Петропавловск-

Камчатска, Тикси работают наиболее крупные морские пароходства:

Дальневосточное (FESCO), Приморское, Востоктрансфлот, Сахалинское,

Камчатское и Арктическое. Эти компании вместе взятые владеют флотом в 310

единиц и перевезли в 1997 г. около 23 млн. т различных грузов (в 1992 г.

объем перевозок составлял 40 млн. т). В состав флота входят суда различного

назначения - контейнеровозы, балкеры, ролкеры, лесовозы, щеповозы,

железнодорожные и автомобильные паромы, танкеры (в том числе ледового

класса), рефрижераторы, ледоколы, пассажирские лайнеры и т.д. Две компании

являются специализированными: Приморское морское пароходство обладает самым

мощным в России танкерным флотом (44 судна общим дедвейтом 635 тыс. т) и

перевозит нефть, нефтепродукты, жидкие пищевые продукты и химикаты,

"Востоктрансфлот" специализируется на перевозке рефрижераторных грузов.

Суда дальневосточных компаний выполняют каботажные и океанские

перевозки. В 1997 г. в каботажном плавании перевезено 7,5 млн. т грузов.

Основные внутренние перевозки осуществляются на линиях Владивосток-Магадан,

Владивосток-Петропавловск-Камчатский, Владивосток-Анадырь, Ванино-Холмск,

Находка-Тикси. Сахалинская зона каботажного плавания охватывает главные

порты области и населенные пункты Курильских островов. В Хабаровском крае

налажено регулярное сообщение из Николаевска-на-Амуре в Охотск, Чумикан и

Аян. В Приморском крае прибрежные перевозки грузов на короткие расстояния

развиты крайне слабо.

Дальневосточные грузовые суда заходят сегодня в 150 портов более 60

стран мира, поддерживая внешнюю торговлю России со странами Азиатско-

Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. Важнейшими направлениями

международных перевозок являются Япония, Китай, Республика Корея, США,

Австралия, Новая Зеландия. Приморское морское пароходство успешно работает

на международных трейд-кроссовых маршрутах в Юго-Восточной Азии, Индии,

КНР, Европе, Африке, Австралии и Южной Америке. Суда ДВМП (FESCO)

обслуживают контейнерные линии "Австралия-США" с заходом в крупнейшие

австралийские порты (Сидней, Мельбурн, Блисбен, Аделаиду) и порты США

(Сиэтл, Портленд, Окленд, Лонг-Бич). Совместно с южнокорейской компанией

"Хендай" организована линия "КСДС" (Корея-Сингапур-Далянь-Сингапур). С

апреля 1998 г. на линию "Пусан-Инчхон-Восточный-Владивосток" поставлен

новый высокоскоростной контейнеровоз "Капитан Афанасьев". Сахалинское

морское пароходство работает на линиях "Сингапур-Калькутта", "Ванино-Шанхай-

Гонконг-Ванино", "Холмск-порты Японии".

Технические возможности российского флота позволяют осуществлять

проводку транспортных судов по Северному морскому пути. Пробный рейс на

судне ледокольного типа "Кандалакша", выполненный в августе 1995 г.,

показал высокую эффективность этого маршрута: из Иокогамы до Киркенеса

(Норвегия) судно дошло за 27 дней. Если бы не многочисленные остановки, во

время которых международные эксперты изучали ледовую обстановку, плавание

от Берингова пролива до Норвегии могло бы занять всего 10 дней.

Представительства дальневосточных судоходных компаний открыты во

Вьетнаме - Хайфон, Хо Ши Мин, КНДР - Раджин, КНР - Шанхай, Дальний, Сянган,

ОАЭ - Дюбаи, США - Нью-Йорк, Тайване - Тайбэй, Японии - Токио,

Великобритании - Лондон, Республике Корея - Ульсан, Норвегии - Осло, а

также в Сингапуре.

Речное судоходство. При недостаточно развитой авто- и

железнодорожной инфраструктуре обеспеченность Дальнего Востока судоходными

речными путями в три раза выше среднероссийского уровня. На каждые 10 тыс.

кв. км территории здесь приходится 31 км речных путей. Судоходными являются

реки Амур (на территории Хабаровского края, Еврейской автономной области и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.