рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Национально-государственное строительство в России в 1917-1924 гг.

12 марта 1922 г. полномочная конференция представителей ЦИК АзербССР, ЦИК АрмССР и ЦИК ГрузССР утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья (ФС ССРЗ). Высшей его властью признана Полномочная конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией Союзный совет.

Полномочной конференции республики делегировали свои права в следующих вопросах:

  • ведение внешней политики;
  • организация и руководство вооруженными силами республик;
  • охрана труда;
  • народная связь (телеграф и т.п.);
  • рабоче-крестьянская инспекция.

В декабре 1922 г. Первый Закавказский съезд Советов преобразовал ФС ССРЗ в единую Закавказскую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР), при сохранении самостоятельности входивших в нее республик. Утверждена была и Конституция ЗСФСР. Итак, впервые была осуществлена и апробирована идея федеративного объединения советских республик. Это послужило уроком и для образования в последующем СССР. Создание Советского Союза происходило форсированно и "сверху". Вообще В.И.Ленин требовал обсуждения, пропаганды и проведения линии "снизу", но И.В.Сталин иронизировал, мол-де Ленин говорил, что надо иметь "несколько недель обсуждения", это не срок, надо бы положить 2-3 месяца. С чем Ленин и согласился. Но что такое три месяца. Это время, за которое тоже нереально выявление настоящей воли народов.Между тем принимались меры по практическому, пока двустороннему объединению советских республик с РСФСР. В декабре 1922 г. был подписан "Союзный договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Украинской Социалистической Советской Республикой". В 1920-1921 гг. договоры о сотрудничестве с РСФСР были закреплены также с Азербайджанской ССР, Белорусской ССР, Грузинской ССР, Армянской ССР, а также с Хорезмской и Бухарской народными советскими республиками. При этом в договоре с БССР от 16 декабря 1921 г., например, объединены были следующие наркоматы: военных и морских сил, Высший совет народного хозяйства, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщения и почт и телеграфа.

Объединенные наркоматы обеих республик входили в состав Совнаркома РСФСР и имели в Совете Народных Комиссаров РСФСР своих уполномоченных, утвержденных и контролируемых Белорусским ЦИК и Съездом Советов. Договора и соглашения с Хорезмской и Бухарской народными советскими республиками имели собственные отличия. В частности, этим республикам РСФСР передавались фабрики, заводы и другое недвижимое имущество. Стимулировались экономические, хозяйственные связи между республиками. Велась линия на политическое объединение советских республик. 11 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП (б) создало комиссию для подготовки к пленуму ЦК вопроса о взаимоотношении РСФСР с независимыми республиками. В ее состав включены: Сталин, Куйбышев, Раковский, Орджоникидзе, Сокольников и представители Азербайджана - Агамагали оглы, Белоруссии - Червяков, Украины - Петровский, Грузии - Мдивани, Дальневосточной Республики (ДВР) - Янсон, Бухары - Ф.Ходжаев, Хивы - Абдурахман Ходжаев.

Данная комиссия в резолюции от 24 сентября 1922 г. признала целесообразным вступление Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДРВ открытым, и ограничилась договорами с ними по таможенному делу, внешней торговле и военным делам. Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП (б). ЦК КП Грузии выступил против. В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками. ЦК КП Украины, узнав о негативной позиции Ленина, высказался против "автономизации", однако это было сделано в гибкой, не категоричной форме.

Итак, как видим, речь шла не о создании нового союзного государства, а о вступлении республик в Российскую Федерацию. Хотя против этого и были возражения, но на данном этапе унитаристские силы победили. В руководстве страны вместе с тем шла усиленная дискуссия по вопросам объединения республик. Здесь выделялось четыре тенденции.

Первая - нигилизм в национальном вопросе, отрицание выделения национальных образований, отстаивание старого губернского деления, "единая и неделимая республика". Эта точка зрения была резко раскритикована XII партсъездом, как, по сути, ни чем не отличавшаяся от Деникинского лозунга "единой и неделимой России".

 Вторая - "автономизация" советских республик в составе РСФСР. Она нашла свое отражение в предложениях вышеупомянутой комиссии и бытовала среди части партийного руководства. Вряд ли правомерно утверждать, что эта точка зрения была выдвинута секретарем ЦК РКП(б) Д.З.Мануильским и уж затем разработана комиссией под председательством Сталина. Дело в том, что 13 января 1922 г. в адрес Ленина поступило письмо от Сталина, связанное с вопросом о посылке делегатов на Генуэзскую конференцию.

Там были строки: "Некоторые товарищи предлагают в кратчайший срок объединение всех независимых республик с РСФСР на началах автономии. Вполне разделяю эту последнюю точку зрения, считаю, однако, что для проведения ее в жизнь потребуется серьезная подготовительная работа, требующая более или менее длительного срока (я имею в виду особенно ДРВ, Хорезм, Бухару, Украину). Между тем как нам нужно быть готовыми уже через месяц".

В письме же Сталину от 4 сентября 1922 г. Мануильский лишь выразил точку зрения, уже разделяемую адресатом и импонирующую ему. Слова о том, что надо действовать в "направлении ликвидации самостоятельных республик и замены их широкой реальной автономией", национальный этап революции, мол, прошел10, направлялись, и надо полагать не случайно, единомышленнику. Добавим к этому же, что идею об унитаризме Сталин высказал еще в январе 1918 г.

Сталинский план "автономизации", нашедший конкретное воплощение в резолюции от 24 сентября 1922 г., получил дальнейшую конкретизацию в письме Ленину: "Либо действительная независимость и тогда - невмешательство центра... либо действительное объединение в одно хозяйственное целое с формальным распространением власти СНК, ЦИК и экономсоветы независимых республик т.е. замена фиктивной независимости действительной внутренней автономией республик, в смысле языка, культуры, юстиции, внудел и прочее".11 Именно в этом письме, кстати, оно не случайно не было помещено в сочинениях Сталина, говорится, что "молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается понимать как иг ру, упорно признавая слова о независимости за чистую монету и также требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республик..." Под этим "молодым поколением" понимались, по-видимому, члены ЦК КП Грузии, а также значительная часть руководителей компартии Украины и Белоруссии. Настоящую независимость Сталин называл "фиктивной" и, как видим, предлагал заменить ее автономией.13 Несмотря на довольно сильные позиции авторов, "автономизация" была подвергнута критике со стороны Ленина и ряда других деятелей. В.И.Ленин направил письмо членам Политбюро ЦК РКП (б), в котором указал на недопустимость спешки и администрирования при решении национального вопроса. Он писал Каменеву: "По-моему, вопрос архиважный. Сталин немного имеет устремление торопиться. Надо Вам (Вы когда-то имели намерение заняться этим и даже немного занимались) подумать хорошенько, Зиновьеву тоже".

Одну уступку Сталин согласился сделать. В параграфе 1 сказать вместо "вступления в РСФСР - "Формальное объединение вместе с РСФСР в Союз Советских Республик Европы и Азии". Мнение Ленина оказало существенное влияние на курс партии по объединению республик.

В выступлениях противников "автономизации" обращалось внимание на то, что она игнорирует неоднородность национальных советских республик. Проект резолюции,- писал Х.Раковский, - "является поворотным пунктом во всей национальной политике нашей партии. Его проведение, т.е. формальное упразднение независимых республик, является источником затруднений как за границей, так и внутри нашей федерации. Он умалит национально-освободительную роль пролетарской революции. Внутри страны на всех окраинах новая политика будет учтена, как нэп, перенесенный в область национальных отношений. Тем более, что при страшной нищете, переживаемой республикой, все национальные расовые чувства обострились..."

В ходе полемики проявились и сами взгляды Сталина на национальную политику. Они были противоречивыми. 26 декабря 1922 г. на заседании фракции РКП (б) Х Всероссийского съезда Советов Сталин говорит: "Я самым решительным образом протестую против заявления Султан-Галиева, что у нас была будто бы игра и будто бы вся наша политика сводилась к игре в комедию в этом вопросе".16 Речь шла о национальном вопросе, праве национальностей на отделение и образование самостоятельных государств, о независимости республик.

Под давлением извне, особенно Ленина, он изменил свою точку зрения, во всяком случае внешне. Понимая, что ЦК партии поддержит Ленина, Сталин согласился с ленинским положением об образовании Союза Социалистических Республик, однако заявил, что позиция Ленина - "национальный либерализм". Время все же показало, что он не отказался от своих взглядов. Так на XII съезде РКП (б) (апрель 1923 г.) он опять говорит: "Я понимаю нашу политику в национальном вопросе как политику уступок националам и национальным предрассудкам".

 Автономизация умаляла права республик, сводила на нет те элементы независимости, которые были ими достигнуты, игнорировала недоверие к великорусской нации, сформировавшиеся в условиях Российской Империи, давала окраинам повод говорить о "привилегированности" РСФСР, о "русификаторстве", "диктате", и т.п. Она несла сильный потенциальный негативный заряд и вредила объективным объединительным устремлениям. Унитаризм в то время был отвергнут.

Третья тенденция, получившая наиболее широкое распространение в правящих кругах партии большевиков - федералистское течение. Суть ее отражена В.И.Лениным: "Мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. И вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию. "Союз Советских Республик Европы и Азии..." Он считал необходимым считаться с "независимцами". "Важно, чтобы мы не давали пищи "независимцам", не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик."

Сторонники федерализма объективно оценивали то негативное, что может принести советской власти отказ от завоеваний народов в национальном вопросе, чрезмерный централизм, унитаризм. Обращалось внимание на то, что в условиях России того времени, при различиях в уровнях развития ее областей, регионов, республик, пока речь идет лишь о формальном, правовом равенстве. И Ленин говорил, что этого мало, в таком фактическом неравенстве необходимо со стороны нации, в прошлом угнетавшей, большей заботы по отношению к меньшим, малочисленным нациям, способной возместить былое неравенство. Главное - возмещение недоверия, подозрительности и обиды, "которые в историческом прошлом нанесены ему правительством "великодержавной" нации. Лучше "пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить". К сожалению, дальнейшее развитие пошло вопреки духу и букве этой установки.

Наконец, существовала и четвертая тенденция. Ее сторонники предлагали конфедеративное объединение республик. Суть данной линии откровенно и четко выразил управляющий делами Совнаркома УССР П.Солодуб: "... будущий союз республик будет не чем иным, как конфедерация стран. В нее могут входить как социалистические, так и несоциалистические республики (Хорезм, Бухара). На основе договора республики передают часть своих прав конфедеративному органу управления. Органы конфедеративного управления совершенно изолированы от органов отдельных республик". А Раковский даже предлагал периодическое перемещение конфедеративных органов по субъектам федерации. Солодуб же считал, что они не должны перемещаться, однако если российский ЦИК будет в Петрограде, то конфедеративный орган - в другом городе.

Функции конфедерации: конституция союза, война и мир, договоры с иностранными государствами конфедеративного значения, внешняя часть торговли в части регулирования.

Наркоматы при ЦИК союза не должны быть функциональными учреждениями, а лишь регулирующими и лишенными права законодательства по своим отраслям государственной жизни. Верховное управление состоит из ЦИК, созданного по принципу пропорционального представительства, и Совета представителей отдельных отраслей государственной жизни с Наркомом и Наркоминделом, именуемого конфедеративным Советом Народных Комиссаров, Совнарком - директивный орган.

Все законодательные акты издаются от имени отдельных республик, которые устанавливают и свои конституции. Стремление к унитарному централизму вредно и неосуществимо.21 Эта точка зрения не нашла должной поддержки. Она была подвергнута сильной критике. По вопросу же формирования самой федерации, ее субъектах и правах шла ожесточенная полемика. Особый интерес для современности представляет борьба по вопросу соотношения прав союзных и автономных республик. Здесь существовали различные линии, наиболее ярко проявившиеся в период образования СССР. Уже тогда возникло возражение о несправедливости ранжировки республик и выдвигалось предложение о необходимости выравнивания, в ходе объединения, прав союзных, автономных республик и автономных областей.

Некоторые представители автономий, как, например, Г.К.Мухтаров, Хыдыралиев, М.Султан-Галиев, в ходе работы Х съезда РКП (б), 26 декабря 1922 г., обращали внимание на то, что в предлагаемом Союзе Советских Республик нации не равноправны - одни нации могут входить в высший исполнительный орган государства (ЦИК), а другие нет. Тут, мол, как отметил член Коллегии Наркомнаца Султан-Галиев, "разделение на пасынков и настоящих сыновей..." . "...И мы хотим иметь право представления так называемых союзных республик" , - заявил С.Саид-Галиев (Крымская республика). Более того, он сказал, что никакой разницы между Крымской или Татарской республиками и Тульской губернией нет. Он предложил "республикам, которые по числу населения и по географии своей не превышают размеров средней центральной губернии, самоупраздниться в том смысле, что они должны быть областями..." Однако, по его мнению, это дело самих республик и инициатива должна исходить от них. Все национальные единицы должны входить в Союз непосредственно. Предложения такого рода не были приняты и подверглись критике как на заседании комфракции, так и на Х съезде РКП (б). Дело в том, что реализация этой идеи потребовала бы предварительного разложения РСФСР, в состав которой входили многие автономии, на составные части.

Такой путь привел бы, наряду с объединением, к разъединению существующих федеративных образований. К тому же, что было отмечено И.В.Сталиным, пришлось бы создавать "... не Российский, а русский ЦИК, русский Совнарком, потому что если войдет автономная республика Башкирия отдельно в Союз Республик, Туркестанская - отдельно и пр., то как русским войти в состав Союза. Никак, ибо они останутся вне Союза, ибо им следует организоваться".

Таким образом, реализация прав одних народов, могла бы привести к нарушению прав других, в частности русского, чего допустить было нельзя. Все это представляет интерес и для современности, так как претензии на суверенитет каждого национально-административного образования и сейчас возникают. При их реализации возникла бы дискриминация русского народа, не имеющего своего отдельного национального образования. Национальная жизнь уже тогда поставила много вопросов, таких, как противоречие в ранжировании республик, обнаружившее неясность критериев, взятых для этого. Обнаружилась и несоизмеримость прав республик, а, следовательно, и населяющих их народов. Многие проблемы не были решены и оставлены в наследство грядущим поколениям. Сейчас они дают о себе знать.

Несмотря на споры, дискуссии, в конечном счете был разработан новый проект объединения республик. За подписью И.В.Сталина, А.Ф.Мясникова, Г.К.Орджоникидзе и В.М.Молотова он был разослан членам и кандидатам в члены РКП (б) и 6 октября 1922 г. принят Пленумом ЦК. В нем говорилось: "Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении в "Союз Социалистических Советских Республик" с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава "Союза".

Проект затем рассматривался на пленумах ЦК компартий республик, на съездах советов республик. Были избраны и полномочные делегации, которым поручено совместно с делегациями других республик выработать Декларацию об образовании Союза республик.

На октябрьском Пленуме ЦК РКП (б) было принято решение о разработке "Основных начал Конституции СССР". В последующем они были утверждены в ЦК РКП (б) и разосланы в партийные и советские организации объединявшихся республик.

"Основные пункты Конституции СССР" были положены в основу проекта Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик и проекта Декларации об образовании СССР. Комиссия Пленума ЦК РКП (б) признала, что Договор и Декларация- составляют единый Основной Закон Союза СССР. Важнейшие государственные документы об образовании СССР, таким образом, родились в недрах партийного руководства. Комиссия для руководства работой I съезда Советов СССР была избрана 18 декабря 1922 г. на Пленуме ЦК РКП (б).

В канун I съезда Советов СССР 29 декабря 1922 г. в Москве была созвана Конференция полномочных делегаций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Она рассмотрела и приняла Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Конференция подготовила все для работы съезда Совет

3.      I съезд советов СССР. Декларация и договор об образовании СССР

I съезд Советов начал работу 30 декабря 1922 г. в Москве. На нем присутствовало 1727 делегатов от РСФСР, 364 делегата от УССР, 91 делегат от ЗСФСР и 33 делегата от БССР. Еще не расеялся обычный для декабря туман, когда стали собираться делегаты I Союзного съезда Советов в Большой театр. Из тумана выплывали экзотические фигуры в халатах, диковинных одеждах, белых чалмах, ушанках из лисьего меха. Мелькали привычные кожанки, серые шинели. Необычны были даже среди этого пестрого моря фраки и крахмальные воротнички дипломатов.

В первом часу дня на сцену поднялся член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович Смидович. Участник трех российских революций, член партии с 1898 г., он открыл съезд и долго не мог говорить - аплодисменты прервали речь старейшего делегата.

С докладом об образовании СССР выступил И. Сталин, Зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР, Сталин предложил принять их без обсуждения. Наркомнац оставался верен себе. Но по предложению М. В. Фрунзе оба документа были приняты в основном и направлены на доработку. Почему кто-то должен решать за делегатов? Пусть и они примут участие в работе, за этим их и послал в Москву народ. Окончательная ратификация документов откладывалась до II съезда Советов. "Этот путь, - сказал Фрунзе, - как будто кажется длиннее, но нам приходится считаться с тем, что и то дело, которое мы сейчас с вами начали, является делом чрезвычайной важности, делом, над созданием которого стоит потрудиться не один и не два месяца, с тем, чтобы и результаты вышли наиболее совершенные".

Съезд утвердил Декларацию и Союзный договор об образовании СССР и избрал Центральный Исполнительный Комитет Союза СССР (ЦИК СССР).

 В Декларации говорилось: "...что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... новое союзное государство явится... новым решительным шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

Надо при этом заметить, что вопрос о праве вхождения в состав Союза новых членов был непростым. Интересна постановка этого вопроса И.В.Сталиным на четвертом Совещании ЦК РКП (б) (июнь 1923 г.). В ответ на слова докладчика от Бухарской республики Ф.Ходжаева о том, что Бухара еще не вошла в СССР, но это, мол, вопрос, решенный ею, и входить в Союз она должна только непосредственно, Сталин резко ответил, что недостаточно лишь захотеть "войти в союз Республик, чтобы распахнулись ворота. Нет, товарищи, дело обстоит не так просто. Надо еще спросить, пустят ли в Союз республик? Чтобы иметь возможность войти в Союз, нужно предварительно заслужить в глазах народов Союза, нужно завоевать себе это право. Я должен напомнить т.т. бухарцам, что Союз Республик нельзя рассматривать как свалочное место".

Договор об образовании СССР определял сферу полномочий Союза Советских Социалистических Республик. К его компетенции относились:

  • представительство Союза в международных отношениях,
  • изменение внешних границ Союза,
  • заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик,
  • объявление войны и заключение мира, o установление системы внешней и внутренней торговли,
  • установление основ и общего плана всего хозяйства Союза,
  • заключение концессионных договоров,
  • регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела,
  • установление основ организации Вооруженных Сил Союза,
  • утверждение единого государственного бюджета Союза, монетной, денежной и кредитной системы, системы общесоюзных, республиканских и местных налогов,
  • установление общих начал землеустройства и землепользования, а также пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основное законодательство в области союзного гражданства и в отношении прав иностранцев,
  • отмена, нарушающих договор, постановлений Съезда Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Haродных Комиссаров союзных республик и ряд других пунктов.

Договор предусматривал формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции, т.е. те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов.

В заключительной 26-й статье было записано, что " за каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе с тем не было никаких указаний на сроки его существования, на возможность отмены. Статья 25 лишь гласила: "Утверждение, изменение и дополнение союзного Договора подлежат исключительно ведению Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик". Документ подписали 17 представителей РСФСР, по 23 представителя УССР и ЗСФСР, а также 24 представителя от БССР.

I съезд Советов, в соответствии, с принятым Договором, избрал Центральный Исполнительный Комитет СССР - верховный орган власти Союза (из представителей союзных республик пропорционально населению каждой - всего 371 член). Сессия ЦИК избрала президиум ЦИК (19 человек) и четырех председателей ЦИК - по числу объединившихся республик.

Образование СССР было событием исторического значения. Советский Союз, созданный в те годы, сыграл важную роль в жизни населявших его народов. Он оказал огромное воздействие на мировое развитие. Вместе с тем суверенность входящих в него республик уже изначально нарушалась. Очень образно о расхождении слова и дела на практике сказал на заседании фракции РКП(б) (26 декабря 1922 г.) т. Удалов: "В наших лозунгах мы говорим о независимости, самоопределении и т.д., а между тем, стремимся слопать это самоопределение". В тезисах по национальному вопросу к XII съезду партии Сталин обращал внимание на то, что значительной частью чиновников в центре и на местах образование СССР было признано " не как союз равноправных государственных единиц, а как шаг к ликвидации этих республик, как начало образования так называемого "единого-неделимого". Троцкий, в замечаниях на эти тезисы, подчеркнул, что наблюдается тенденция советской бюрократии к началу ликвидации национальных автономных государственных организаций и областей.

 Подобная линия аппарата чиновников была в то время резко осуждена как "непролетарская и реакционная". Однако жизнь показала, что и сам Сталин имел ту же тенденцию. Когда в наше время поднимается вопрос о воссоздании Советского Союза, в республиках страшатся именно этого старого рецидива.

 

4.   Итоги и противоречия национальной политики.

 

Россия представляет собой особую цивилизацию, выработавшую свой собственный, не повторяющийся в других цивилизациях способ сосуществования народов. Здесь любое изменение общественного устройства является национальной проблемой не может быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (в этом отличие революции в России от других великих революций - в Англии и Франции). И обратно - решение любой проблемы национальной политики в России реализуется через изменение государственного устройства, экономического или социального порядка. Термин "национальный" мы применяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включая русский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры, поскольку нация - продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строго говоря, в массовом сознании и политической мысли не было национализма. Он культивировался в узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытые социально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при активном участии русской радикальной интеллигенции, которая видела в нем оружие против царизма.

В ходе борьбы с государством вот уже более века "национальный вопрос" - один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. И Российская империя, и СССР одними представляются как "тюрьма народов", другими - как земной рай "семьи народов". Оба эти мифа мешают познанию и пониманию.

До Февраля 1917 г. сильных сепаратистских движений, имевших массовую поддержку, в Российской империи не было. Из 160 депутатов IV Государственной думы от национальных районов 150 поддерживали идею "единой и неделимой России". Тенденции ее распада возникли именно с разрушением "центра", с самоликвидацией монархии.

Вопреки нынешним мифам, традиции собственной государственности нерусские народы на территории России, за исключением Литвы, не имели. Последние присоединенные к России Хива, Коканд и Бухара государствами в полном смысле не были, т.к. таких народов не существовало.

В принятой в 1924 году Конституции СССР содержались многие демократические принципы. Был создан специальный орган Наркомнац национально -территориального устройства новой Федерации, который был призван заниматься, в частности и проблемами межнациональных отношений. Это ведомство в свое время вело активную деятельность среди представителей всех национальностей. В 40 губерниях были образованы свои наркоматы по делам национальностей. Это позволяло достаточно успешно решать проблемы "национально-территориального строительства", то есть управлять этнонациональными и межнациональными процессами, воспитывать в духе интернационализма. При Наркомнаце действовало несколько учебных заведений, свои издательства, Коммунистический университет трудящихся Востока, Коммунистический университет нацменьшинств Запада и тому подобные, которые проводили огромную работу с учетом интересов различных национальностей, улучшения качества их образования, воспитания местных национальных кадров, перебазировались сотни фабрик и заводов, отсталые районы страны.

На месте шло интенсивное строительство. Это был грандиозный процесс революционного обновления жизни, расширения и укрепления межнационального сотрудничества на принципиально иной основе. И подвергать сомнению искренность сложившегося братства народов -- значит пытаться оценивать реалии прошлого мерками нынешнего состаяния. Сегодня, безусловно, наивным выглядит столь категоричное деление на "нации -- угнетателей" и "нации -- трудящихся". Тем более, что такой классовый подход порой: распространялся и на те народы, нации и народности, которые еще прошли стадию формирования классов и где отсутствовала четкая классовая структура общества.

За годы Советской власти были достигнуты бесспорные успехи в сфере межнациональных отношений,  равно как и издержки этой политики, которых, к сожалению, оказалось немало. Особенно это проявилось в годы сталинских репрессий. Многие представители национальной интеллигенции были уничтожены, подвергались преследованиям и насильственному переселению целые народы: чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, что, разумеется, не могло не отразиться на их национальном самочувствии. Фактически было уничтожено целое сословие -- казачество. Из-за подобного рода ошибок, а также преступлений, национальное самосознание многих народов пребывало во "взорванном состоянии". Нынешние национальные отношения аккумулируют в себе как огромный, многовековой опыт сотрудничества и братства народов России, так и тяжелый груз, противоречий и конфликтов. О последнем сейчас пишут во сто крат чаще, чем о ярких примерах сотрудничества и взаимопомощи.

В конечном итоге главным ориентиром национальной политики Российской Федерации является формирование новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое пространства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение своей работы я хотел бы отметь ту сложность, с какой мне пришлось изыскивать материалы по рассматриваемому вопросу.

Не совсем понятно, почему так но во многих изданиях посвященных истории России тех лет, в основном пропускаются моменты становления Союзного государство, либо рассматриваются очень скудно и поверхностно.

Несмотря на объективные трудности я постарался ответь на поставленные вопросы в силу найденного материала. Скорее всего сейчас эта тема, тема интеграции республик в Союзное государство становиться вновь актуальна, в связи возможным предстоящим объединением в Союзное государство России и Белоруссии. Возможно, что бы не было того чего мы пережили (взлет и падение Союзного Государства), надо пересматривать раз за разом уроки времен становления Советского государства. Ведь история показывает, что сплоченные государства намного прочнее и счастливее в жизни нежили мелкие разрозненные государства.

Список использованной литературы

  1. Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. M., Изд. "Ведом. Верх. Совета РСФСР", 1939. С. 20.
  2. Сталин И.В. Том 5.
  3. С.Карамурза «Советская цивилизация» в 2 томах 2000г.
  4.  История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993
  5. I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик: Стеногр. отчет с приложениями. М., 1923. Прил. 1. С. 4-7.
  6. Собрание узаконений, 1917 г., N 2, ст. 18.
  7. Р.Абдулатиов "Национальный вопрос и государственное устройство России" Москва 2001 г.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.