![]() |
|
|
Реферат: Внешняя политика Советского государства в канун и в годы второй мировой войныВ ходе переговоров двух сторон о проблемах безопасности в Европе возникла идея заключения коллективного соглашения о взаимопомощи в случае нападения на одну из них со стороны потенциального агрессора.Так называемый ''Восточный пакт'',если бы он был подписан заинтересованными странами,в случае неспровоцированного нападения на них гарантировал бы нерушимость их границ и обязанность оказания экономической и военной помощи пострадавшей стороне.Идея ''Восточного пакта''была поддержана правительствами Чехословакии,Румынии и прибалтийскими государствами.Открыто враждебную позицию по поводу заключения подобного соглашения заняли правительства Германии и Польши.Она была продиктована со стороны Польши надеждами на сближение с Германией и подстрекательством Великобритании.Последняя,в свою очередь,надеялась на заключение сепаратного соглашения с фашистской Германией для того,чтобы переориентировать её агрессию на Восток.Правительство США,формально поддержав идею заключения коллективного договора,никаких практических усилий в его пользу не оказало.Все эти обстоятельства не позволили реализовать эту советско-французскую дипломатическую акцию. Однако советская дипломатия не желала упускать инициативу.В декабре 1934 года по её настоянию всё же было подписано советско-французское соглашение,в котором эти две страны заявили о решимости приложить все усилия для заключения ''Восточного пакта''.Вскоре к соглашению присоединилась Чехословакия.Это стало основой для принятия последующих очень важных для системы европейской безопасности соглашений. 2 мая 1935 года в Париже был заключён двусторонний советско-французский договор о взаимной помощи против агрессии сроком на 5 лет.Условиями договора предусматривалось,что в случае неспровоцированного нападения на одну из договаривающихся сторон какого-либо европейского государства другая окажет ей немедленную помощь и поддержку в борьбе против агрессора.Советско-французский договор предусматривал не только двустороннюю помощь,но и создание общеевропейской системы коллективной безопасности.И Москва,и Париж заявили о своей готовности продолжить усилия в этом направлении. В том же 1935году был подписан аналогичный договор между СССР и Чехословакией.Однако по настоянию правительства Чехословакии,неохотно шедшего на реальное сотрудничество с СССР,в текст договора была включена оговорка о том,что обязательство о взаимопомощи вступит в силу для СССР и Чехословакии только в том случае,если на помощь жертве агрессии придёт Франция,что ослабляло его эффективность.И всё же,заключение этих договоров было значительным достижением внешнеполитической деятельности Советского Союза,первой успешной попыткой создания системы коллективной безопасности в Европе. Если СССР рассматривал подписание договора в качестве краеугольного камня создания европейской системы коллективной безопасности,то правящие круги Франции и Чехословакии действовали неискренне и непоследовательно.Вскоре после заключения соглашений французский министр иностранных дел заверил посла Германии,что если понадобится для заключения соглашения с Германией,советско-французский договор будет рассторгнут. Более тесному сближению руководящих кругов СССР и западных держав в тот период мешали взаимное недоверие и подозрительность. Западные страны соглашались с доводами советской дипломатии о необходимости создания системы коллективной безопасности и проведения других мирных актов,но вместе с тем искали во внешней политке СССР скрырые намерения И.В.Сталина и Коминтерна экспортировать к ним комунистическую идеологию.Как видим,именно идеологический фактор во внешней политике СССР и западных держав играл главную роль в их взаимоотношениях.Именно он не позволил реалистическим тенденциям повлиять на консолидацию сил антифашистской ориентации. В середине 1936 года Германия и Италия,воспользовавшись мятежом фашиствующей реакционной военщины,возглавляемой генералом Франко,организовали вооружённую интервенцию в Испании с целью свержения республиканского строя и установления нацистской диктатуры.Англия и Франция,хотя и не были заинтересованны в укреплении позиций Германии и Испании на Пиренейском полуострове,практически устранились от решительных действий. Комитет по невмешательству из представителей 27 европейских стран(в том числе и СССР),призванный контролировать международные обязательства по невмешательству в гражданскую войну в республиканской Испании,превратился фактически в ширму для реализации устремлений Германии и Италии. В этих условиях правительство СССР в одиночку оказывает помощь республиканскому правительству Испании.В Испанию посылается оружие,прибыват и группа советских учёных,в основном в качестве советников и технических специалистов.На поддержку Испании мобилизовался и Коминтерн.Советское правительство было единственным открыто выступившым на стороне республиканского испанского правительства,что вызвало живой отклик в СССР,настоящий прилив интернациональных чувств. Для советской дипломатии испанский вопрос являлся той почвой,на которой Москва могла надеяться связать Англию и Францию твёрдыми обязательствами по борьбе с агрессией двух фашистских государств- Германии и Италии-и,следовательно,заручится реальными гарантиями взаимной безопасности. Однако Великобритания И Франция не решились реально восприпятствовать итало-германской интервенции в Испании. Вспомним мюнхенский договор,который проложил путь агрессии Гитлера на Восток,дал возможность немецко-фашистским войскам не только оккупировать Чехословакию,но и подготовить вторжение в Польшу,открывшее кровавую историю второй мировой войны.Все усилия Советского Союза по предотвращению агрессии оказались безрезультатными.Политическая изоляция СССР стала реальностью. В1938году фашистские государства умело вели дипломатическую игру с США,Англией и Францией,разыгривая ''советскую карту''.Они совместно перекраивали в угоду агрессорам карту мира,полагая,что этим создают угрозу агрессии против СССР,оставаясь сами в стороне. Весной 1939 года в политике Германии и Италии стали отчётливо проявляться тенденции к расширению агрессивных устремлений.14 апреля 1939года итальянские войска захватили Албанию.28 апреля Германия заявила о рассторжении англо-германского морского соглашения,заключённого 18 июня 1935года,и одновременно расторгла договор о ненападении с Польшей,заключённый в январе 1934года.С целью воздействия на Германию Англия и Франция в марте 1939года начали переговоры с СССР о заключении договора о совместных действиях против её агрессии. Советское правительство,понимая реальную опасность надвигавшейся войны,готово было сделать всё необходимое,чтобы сохранить мир,принять эффективные меры против агрессии.В качестве основы для переговоров оно выдвинуло следующие положения.Во-первых,предлагалось заключить сроком на 5-10 лет соглашение о взаимопомощи,включая и военную,в случае войны в Европе против любого из договаривающихся стран.Во-вторых,оказывать всяческую,в том числе и военную,помощь восточноевропейским странам,расположенным между Балтийским и Чёрным морями и границами с Советским Союзом.В-третьих,в кратчайший срок обсудить и установить размеры и формы военной помощи,оказываемой каждым из трёх государств.Наконец,в-четвёртых,не вступать в какие бы то ни было переговоры и не заключать мира с агрессорами отдельно друг от друга и без общего всех трёх держав согласия. Со стороны Советского Союза это был серъёзный шаг к объединению усилий трёх держав против фашистской агрессии с целью предотвращения второй мировой войны.Однако переговоры приняли затяжной характер,продолжаясь до середины августа 1939года и показали,что англо-французские правящие круги стремились навязать СССР односторонние обязательства,которые неизбежно вовлекли бы его в войну с Германией,а Англия и Франция остались бы в стороне. Антисоветская позиция Англии и Франции особенно резко проявилась при ведении переговоров военных миссий 12 августа 1939года в Москве.Советская военная делегация во главе с К.Е.Ворошиловым,была уполномочена не только вести переговоры,но и подписать военную конвенцию,направленную на предотвращение войны в Европе.Она предложила три возжожных варианта совиестных действий вооружённых сил Англии,Франции и СССР в случае агрессии фашистской Германии. Первый вариант предусматривал возможность нападения нацистов на Англию и Францию.В этом случае СССР должен был выставить 70% тех вооружённых сил,которые будут направлены Англией и Францией против Германии.Обязательным считалось участие в войне Польши в силу её договора с Англией и Францией. Второй вариант предусматривал случай,когда агрессия Германии будет направлена на Польшу и Румынию.По этому варианту Польша и Румыния выставляли бы на фронт все свои вооружённые силы,Франция и Англия немедленно объявят войну Германии и выступят против неё.СССР выставил бы такое же количество девизий,что Англия и Франция.Советские войска в этом случае должны были быть допущены к зоне боевых действий через Виленский коридор,Галицию и Румынию. Третий вариант-когда Германия,используя территории Финляндии,Эстонии и Латвии,направит агрессию против СССР.В этом случае Франция и Англия должны были немедленно вступить в войну против Германии и выставить 70% сил и средств,развертываемых Советским Союзом.Польша должна была выступить против Германии,выставив не менее 45 дивизий,а если в войну будет втянута Румыния,то и она должна участвовать в ней всеми своими силами. Однако правительства Англии и Франции не только не откликнулись на реальные предложения Советского Союза,но предприняли всё,чтобы сорвать переговоры военных миссий,сделать их бесплодными. Переговоры зашли в тупик и были прерваны.Вся ответственность за их срыв лежит на французской и английской стороне,кроме того,английское правительство одновременно с переговорами в Москве вело тайные переговоры с Гитлером,стремясь сколотить блок империалистических государств против СССР. Ещё одним шагом по предотвращению нацистской агрессии стал пакт о ненападении.Ведь безрезультатаность англо-франко-советских переговоров сводила на нет усилия правительства СССР по созданию коалиции неагрессивных государств.Советский Союз продолжал оставаться в изоляции.Ему грозила опасность воны на два фронта с сильными противниками-с Японией и Германией.Продолжала также существовать опасность антисоветского сговора всего лагеря империализма. Перед СССР был выбор-или пассивно ожидать,пока Германия начнёт свою агрессию у его западных границ,которая могла перерасти в войну против Советского Союза,или же попытаться сохранить мир,отодвинув как можно дальше сроки вооружённого столкновения с Германией. Итак,не хочу останавливаться на этом вопросе,подробнее его опишу в следующей главе,скажу лишь,что 23 августа 1939 года был подписан в Москве пакт оненападении и мире между Германией и Советским Союзом.Этот пакт считается наибольшей ошибкой Советского Союза.Он повлёк тяжёлые последствия не только для советского народа,усыпив их бдительность,но и для всего коммунистического и антифашистского движения. Как видим ''нечистоплотность''политики Англии и Франции,лавирование за спиной Советского Союза,сильно ухудшали борьбу с нацистскими агрессорами,более того,не приносили никаких существенных результатов,сводя все попытки СССР по предотвращению агрессии ''на нет''.
4.Договор о ненападении. Советско-германский договор являлся уникальным дипломатическим документом с точки зрения его подготовки. При его выработке был начисто проигнорирован конституционно-правовой механизм формирования внешней политики. От разработки этого важнейшего документа, определявшего судьбы Советского государства, были отстранены не только Верховный Совет и правительство СССР, но и Центральный Комитет ВКП(б). Даже большинство членов Политбюро узнало о содержании пакта только после его подписания. Договор и дополнительный протокол готовились в обстановке строжайшей секретности только Сталиным и Молотовым. Сами эти документы явились продуктом волевой импровизации, при их подготовке полностью отсутствовала научная проработка коренного изменения внешнеполитического курса страны. Примерно такими же путями шла подготовка к заключению пакта в Германии. Руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению: Статья I Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами. Статья II В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу. Статья III Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы. Статья IV Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны. Статья V В случае возникновенния споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта. Статья VI Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет. Статья VII Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания. Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках, в Москве, 23 августа 1939 года.
Договор о ненападении был заключён сроком на 10 лет .Он означал резкий поворот во внешней политике Советского Союза и оказал значительное воздействие на военно-политическую ситуацию в мире,а также в некоторой степени повлиял на внутреннюю жизнь СССР. "Правда" в передовой статье, опубликованной 24 августа, назвала пакт "инструментом мира" и "мирным актом", который "будет способствовать облегчению напряжённости в международной обстановке" и " делу всеобщего укрепления мира". "Правда" выделяла ещё один аспект договора: "Вражде между Германией и СССР кладётся конец... Дружба народов СССР и Германии, загнанная в тупик стараниями врагов Германии и СССР, отныне должна получить необходимые условия для своего развития и расцвета" Правительство СССР пошло на заключение с Германией договора о ненападении и на подписание с нею секретного дополнительного протокола о разграничении сфер интересов в Восточной Европе после того, как стало ясно: германо-польская война неизбежна. Было ясно и то, что Польша не сможет противостоять Германии и что западные державы, скорее всего, уклоняться от выполнения союзнических обязательств по отношению к ней{1}. В результате германо-польской войны и планировавшегося Гитлером одновременно с этим решения "проблемы Прибалтики"{2} (о чём было известно советскому руководству) {3} возникала опасность выхода вермахта к государственной границе СССР в непосредственной близости от Ленинграда, Минска и Киева. Угроза фашистской агрессии была вполне реальной, и требовалось принимать самые решительные меры для её предотвращения. Договор с Германией советское правительство рассматривало как запасной вариант обеспечения безопасности СССР. Делать ставку лишь на достижение соглашения с Лондоном и Парижем, зная, что они могут предпочесть, если представится такая возможность, договор не с Советским Союзом,а с Германией,причём за счёт и против Советского Союза было шагом весьма неосмотрительным. В Москве понимали, что нацистская Германия - партнёр в высшей степени ненадёжный и коварный и что Гитлер не отказался от своих принципиальных программных установок в отношении СССР{4}. Но там понимали и другое: может возникнуть такая ситуация, при которой иной возможности отвести от СССР военную угрозу, пусть даже на время и ценой определённых моральных потерь, кроме соглашения с Германией о ненападении, попросту не будет. Соглашение, подписанное 23 августа 1939 г. в Москве, давало Советскому Союзу определённые гарантии безопасности. Немцы обязались воздерживаться в отношении СССР "от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения... как отдельно, так и совместно с другими державами", а также консультироваться с ним при решении вопросов, которые могли затронуть его интересы{5} . Они соглашались не распространять свою военно-политическую активность на польские территории восточнее рек Писса-Нарев-Висла-Сан и на прибалтийские государства севернее литовско-латвийской границы, т.е. на районы вдоль западных рубежей Советского Союза, являющиеся зоной его безопасности.{6} Ни договор о ненападении, ни ни прилагавшийся к нему секретный дополнительный протокол не содержали статей о военном сотрудничестве двух стран и не налагали на них обязательств по ведению боевых совместных действий против третьих стран либо по оказанию помощи друг другу в случае участия одной из договаривающихся сторон в военном конфликте{7}. Не содержали подписанные документы и положений, которые обязывали бы стороны осуществлять военные акции в отношении государств и территорий, входивших в сферы их интересов, производить их оккупацию и "территориально-политическое переустройство". В секретном дополнительном протоколе предусматривалась лишь возможность таких действий (об этом свидетельствует дважды использованная формулировка "в случае..."), причём только для Германии и только применительно к сфере её интересов. Под "случаями" "территориально-политического переустройства", о которых говорилось в протоколе, понималось "исправление" Германией по завершении ею войны против Польши польско-германской и германо-литовской границ и включение ряда территорий, принадлежавших Польше и Литве, в состав рейха. Оккупация Советским Союзом сферы своих интересов и её "территориально-политическое переустройство" советско-германскими договорённостями не предусматривались{8}. Не случайно два года спустя в ноте советскому правительству от 22 июня 1941 г. германское Министерство иностранных дел заявило, что продвижение СССР на территории, являющиеся сферой его интересов, и их последующее включение в состав советского государства представляли собой "прямое нарушение московских соглашений"{9}. Договорённости, достигнутые СССР и Германией, не превращали их в союзников ни формально, ни "фактически", как бы нам это ни пытались сегодня доказать{10}. Не представляли они собой и "сговора диктаторов" о "разделе Восточной Европы". Подписывая секретный дополнительный протокол, советское правительство ставило целью не ликвидировать и аннексировать ряд восточноевропейских государств, а установить предел распространению германской экспансии на восток. Германия лишалась также возможности в случае победы над Польшей единолично решать вопрос о дальнейшей судьбе и границах польского государства, брала на себя обязательство признать суверенитет Литвы над Вильнюсской областью, аннексированной в 1920 г. поляками. Введение частей Красной Армии в восточные районы Польши 17 сентября 1939 г. и в Прибалтийские страны - летом 1940 г. было произведено советским правительством не в порядке реализации советско-германских договорённостей, а в целях предотвращения военной оккупации либо политического подчинения этих территорий и государств, подготавливавшихся гитлеровской Германией в нарушение в нарушение действовавших соглашений. Эти шаги имели большое значение для укрепления безопасности Советского Союза и имели антигерманскую направленность. Советско-германский договор о ненападении представлял собой наиболее значительный дипломатический и политический акт завершающей фазы предвоенного кризиса, вызванного неуклонно обострявшимися противоречиями между Германией, Италией и Японией, с одной стороны, Англией, Францией, США и их союзниками - с другой. Договор являлся плодом этого кризиса, а отнюдь не его причиной, и был заключён в условиях, когда предотвратить военный конфликт в в Европе, по мнению Москвы, представлялось уже невозможным. Этот разговор позволял СССР сохранить нейтралитет. По своему содержанию он "не расходился с нормами международного права и договорной практикой государств, принятыми для подобного рода урегулирований"{11}. Противоречил он лишь интересам тех сил Запада, которые рассчитывали спровоцировать советско-германский конфликт и добиться развития германской экспансии в восточном направлении. Не представляли собой ничего экстраординарного, с точки зрения политической практики и политической морали своего времени, и секретные советско-германские договорённости по территориальным вопросам. Вспомним, например, содержание франко-итальянского и англо-итальянского соглашений 1935 г. о разграничении сфер интересов в Африке{12}, мюнхенского соглашения 1938 г. между Германией, Великобританией, Францией и Италией об отторжении от Чехословакии Судетской области{13}, англо-японского соглашения по Китаю от 24 июля 1939 г., вопросы, обсуждавшиеся на секретных англо-германских переговорах летом 1939 г., содержание мирных предложений Германии, которые делались по тайным каналам, начиная с осени того же года{14}. Ради обеспечения собственной безопасности западные державы были готовы пожертвовать (и жертвовали) агрессорам третьи страны, да и сами, когда считали это необходимым, не останавливались перед нарушением их суверенитета{15}. СССР же в условиях, когда пламя войны грозило охватить всю Европу, когда откровенно и цинично перекраивались границы европейских государств, попытался не допустить включения в орбиту агрессивной политики Германии ряда сопредельных с ней государств и территорий. Их невовлечение в войну в складывающейся обстановке имело для СССР исключительно важное значение. Нельзя не отметить также, что речь шла об обеспечении безопасности областей, входивших ранее в состав Российского государства и отторгнутых от него в 1918 - 1920 гг. Советское правительство никогда не скрывало, что имеет особый интерес к обеспечению безопасности этих областей, а также чувствует моральную ответственность за их судьбу и в кризисной ситуации не останется равнодушным зрителем попыток открытого или замаскированного посягательства на них со стороны третьих стран{16}. Тезис об обеспечении Германии "спокойной уверенности на Востоке" отлично передавал смысл договора о ненападении, превратившегося, по существу, в договор о взаимопомощи, позволивший Германии вести агрессивную войну не только против Англии и Франции, но и против других девяти стран Европы. Крупнейшей политической ошибкой, допущенной Сталиным при заключении пакта, как писал Эрнст Генри (псевдоним выдающегося советского публициста и исследователя фашизма Б. И. Ростовского), было то обстоятельство, что он не предвидел не только разгрома Франции, но и возможного разгрома Англии, который не произошёл лишь из-за поразительного стратегического просчёта Гитлера - отказа от плана высадки в Англию сразу после Дюнкерка в 1940 году. Если бы в результате реализации этого плана Гитлеру, восточный тыл которого был обеспечен благодаря советско-германскому пакту, удалось покончить с Англией, то "мы были бы обречены... Америка в этом случае, потеряв английскую базу, окончательно отступила бы за океан, предоставляя Гитлеру расправиться с нами. Изоляционистские и профашистские силы в США сразу же возросли бы во сто крат, позиция Рузвельта пошатнулась бы, и даже германо-американская коалиция против нас стала бы возможна. Эффект, таким образом, был бы прямо противоположен тому, на что рассчитывал Сталин, заключая пакт с Гитлером" |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |