Отношения “Россия – Запад” в условиях новой геополитической ситуации в
мире. Предпочтение во внешней политике РФ продолжало сохраняться за
западными странами, в первую очередь США. В 1994 г. ядерные ракеты России и США
были перенацелены с объектов на территории друг друга - в ненаселенные районы
Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было
зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не
рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г.
между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических
наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно Договору, к 2003 г. должно быть
достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с
уровнем, определенным Договором ОСНВ-1. Россия присоединилась также к Конвенции
о запрещении химического оружия. С ослаблением позиций РФ в странах Центральной
и Восточной Европы российское руководство столкнулось с новой проблемой -
расширением НАТО на восток. Российская дипломатия пыталась предотвратить
вступление бывших членов ОВД, а также прибалтийских стран в НАТО. Руководство
Североатлантического союза, в свою очередь, объявило о “промежуточном” варианте
сотрудничества с этими странами - без предоставления статуса полноправного
члена НАТО они могли подписать программу “Партнерство во имя мира”. К лету 1994
г. ее подписали более 20 стран Центральной и Восточной Европы, включая членов
СНГ. 22 июня 1994 г. к ней присоединилась Россия. В 1994 г. был ликвидирован
КОКОМ - организация, осуществлявшая контроль за торговлей военными и “двойными
технологиями” в соцстраны, что оказалось также чрезвычайно выгодным для России.
В 1994 г. было принято решение о расширении “семерки” ведущих западных стран за
счет России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в выработке
политических, но не экономических решений). Широкие возможности для
равноправного экономического партнерства России с Западной Европой открыло
соглашение о партнерстве, подписанное РФ с Европейским сообществом (ЕС) (июнь
1994 г., о. Корфу, Греция). Россия стала полноправным членом Международного
Валютного Фонда (МВФ). На Западную Европу приходится 73% нашей задолженности и
80% полученной извне помощи. Кроме того, сегодня 40% российской внешней
торговли приходится на ЕС - главного партнера по модернизации страны, в то
время как доля Восточной Европы во внешнеэкономических связях РФ сократилась на
2/3, а объем торговли со странами СНГ с 1991 по 1995 гг. уменьшился с 56 до
20%. Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим
резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ. Здесь Россия
сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во
многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает
зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В одного из основных торговых партнеров
России в этом регионе превратился Китай. Существуют перспективы для развития
традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги
наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том
числе на рынке вооружений). Хотя в целом восточное направление российской
внешней политики остается пока второстепенным.
Россия - СНГ. В сферу стратегических интересов России входят
суверенные государства СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как
в политико-экономической, так и в военной сферах. Однако первые годы
независимой России приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам
Запада, а не ближнего зарубежья. Лишь с конца 1995 г. (с приходом в МИД нового
министра иностранных дел Е.В. Примакова) наметились некоторые изменения во
внешнеполитических ориентирах. В странах СНГ Россия имеет освоенные рынки, где
промышленная продукция и технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и
сбыт. В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с
самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция,
проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР,
формирование границ, невыгодный характер экономического сотрудничества в
условиях перехода на мировые цены торговли энергоносителями. В отношениях
России со многими бывшими республиками СССР остаются нерешенные проблемы. Это
качается вопроса о правах проживающего там русскоязычного населения. Кроме
того, в 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция.
Появились беженцы. В 1990-1991 гг. процесс реэмиграции русских стал
повсеместным (исключение составляют Украина и Белоруссия). В отношениях с
Украиной существует проблема статуса Севастополя и условий раздела
Черноморского флота. В долговременной перспективе с учетом российских
стратегических интересов экономический союз этих стран оказался более
выгоден, чем сепаратизм. В начале 1993 г. был принят Устав СНГ (который
подписали лишь 7 стран). Практическим шагом на пути интеграции стало подписание
Договора о Содружестве суверенных республик России и Белоруссии (2 апрель 1996
г.). 2 апреля 1997 г. был подписан договор о Союзе России и Белоруссии, после
чего в обеих странах развернулась дискуссия по “Уставу союза России и
Беларуси”. Расширение военного сотрудничества в рамках СНГ было
подтверждено Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Развитие
этого типа сотрудничества рассматривается как один из важнейших элементов
укрепления национальной обороны и безопасности стран СНГ. Однако на сегодня
остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ, в том
числе по проекту евро-азиатского экономического союза, Сообщества Суверенных
Республик и др. Разные экономические возможности, социально-политические
системы, национальные интересы служат серьезным препятствием на пути
провозглашенного Содружества независимых республик.
Итоги. После 1991 года Российская Федерация получила международное
признание правопреемницы СССР во внешней политике и подтвердила свою
приверженность соглашениям и договоренностям по контролю над вооружениями,
решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу. Новое
качество российско-американских отношений явилось движущей силой перемен на
международной арене. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию
торгово-экономических отношений. Россия утратила многие геополитические позиции
в мире. Сегодня РФ продолжает оставаться страной высокого инвестиционного
риска. Перед ней стоит задача подтверждения роли лидера в рамках СНГ.
Список литературы
1. Горбачев М.С. Жизнь и
реформы. В 2-х кн. – М., 1995.
2. Ельцин Б. Ельцин Б.Н.
Исповедь на заданную тему. – М., 1990.
3. Верт Н. История Советского
государства. 1900-1991. – М., 1992.
4. Медников В.В., Маховикова
Г.П. Экономика России: путь реформ (1917-1995). - Спб., 1997.
5. Акопов С.Г., Гуреев Н.Д.
История России. 1953-1996. Личности и эпохи. - М., 1997.
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.