рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в РФ

снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению

имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов и иных ограничений

по распоряжению имуществом должника не допускается.

Закон о банкротстве предусматривает назначение одного конкурсного

управляющего. Согласно ст. 99 Закона, по ходатайству конкурсного

управляющего, одобренному собранием (комитетом) кредиторов арбитражным

судом может быть назначено несколько конкурсных управляющих. Суд будет не

только распределять обязанности между конкурсными управляющими в

зависимости от сложности выполняемых задач, но и определять пределы

ответственности каждого из них.

Согласно Закону о банкротстве собрание кредиторов осуществляет

контроль над действиями конкурсного управляющего. Данный Закон

устанавливает механизм реализации этой нормы и конкретизирует её. В

соответствии со ст. 115 конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц

представляет комитету (собранию) кредиторов отчет о своей деятельности,

информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент

открытия и в процессе конкурсного производства, а также иную информацию.

Конкурсный управляющий также обязан по требованию арбитражного суда

представить суду все сведения, касающиеся проведения процедуры конкурсного

производства. Статья 116 предусматривается, что в случае неисполнения или

ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него

обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания (комитета) кредиторов

отстраняет конкурсного управляющего от выполнения своих функций и назначает

нового конкурсного управляющего.

О правах и обязанностях конкурсного управляющего уже говорилось,

поэтому коснемся этого вопроса лишь вскользь. При осуществлении своих

полномочий конкурсный управляющий вправе предъявлять требования к третьим

лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несут субсидиарную

ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до

банкротства. Размер таких требований определяется исходя из разницы между

суммой требований кредиторов и конкурсной массой. Взысканные суммы

включаются в конкурсную массу (имущество должника, имеющееся на момент

открытия конкурсного производства и выявленное во время процедуры

конкурсного производства (ст.103)).

В соответствии с п. 2 ст. 103 Закона о банкротстве из имущества

должника, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из

оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе

права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных

видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное данным законом.

Согласно Закону (п. 4 ст. 104), в конкурсную массу не включаются

следующие объекты: жилищный фонд, детские дошкольные учреждения и объекты

коммунальной инфраструктуры, жизненно важные для данного региона. Они

должны быть приняты на баланс соответствующих местных органов власти или

органов государственной власти. Однако последние, часто отказывались это

делать, а Закон о банкротстве 1992г. не давал ответа на вопрос: "Каковы

должны быть действия конкурсного управляющего, если органы местного

самоуправления и государственной власти не принимают указанные объекты на

свой баланс?”. Закон 1998г. дает однозначный ответ на данный вопрос:

обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов

в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные

органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента

получения уведомления от конкурсного управляющего.

Статьей 102 Закона предусматривается, что в процессе конкурсного

производства конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку

имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный

управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их

услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или

комитетом кредиторов. В целях правильного ведения учета имущества должника,

составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать

бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов, если сам не имеет необходимых

навыков.

Согласно п. 2 ст. 98 и п. 1 ст. 101 Закона о банкротстве конкурсному

управляющему с момента его назначения арбитражным судом переходят все

полномочия по распоряжению имуществом должника, в том числе и отчуждению,

если денежных средств не хватает для удовлетворения требований кредиторов.

Собрание (комитет) кредиторов, в соответствии с п. 1 ст. 112 должен будет

лишь одобрять порядок и сроки продажи имущества должника.

Стоит отметить, что Закон о банкротстве в ст. 113 предусматривает

продажу (уступку) прав требований. Конкурсный управляющий вправе выставить

на открытые торги права требования должника, если иной порядок продажи

(уступки) не установлен собранием (комитетом) кредиторов. Необходимость

введения указанной нормы подтверждается арбитражной практикой: в

большинстве дел, по которым открыто конкурсное производство, должник имеет

не только кредиторскую, но и дебиторскую задолженность. Данная норма

позволит ускорить проведение процедуры конкурсного производства.

Таким образом, мы видим, что при осуществлении своих полномочий

конкурсный управляющий не ограничен правилами, которые предусмотрены

Уставом должника для его руководителя. На практике известны примеры, когда

арбитражный суд признавал правомерными действия управляющего, которые

выходили за рамки полномочий, установленных Уставом организации для её

руководителя - при отчуждении имущества, т.к. полномочия управляющего

определяются Законом и включают в себя право распоряжаться имуществом (в

том числе и недвижимым) должника без учёта ограничений, установленных для

руководителя должника[41].

Хочется обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 105 Закона

устанавливается, что конкурсный управляющий обязан использовать в процессе

конкурсного производства только один счет должника в банке или иной

кредитной организации (основной счет).

Иные счета должника в банках и иных кредитных организациях, известные

на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в

процессе конкурсного производства, подлежат закрытию конкурсным управляющим

по мере их обнаружения. Остатки денежных средств с таких счетов должны быть

перечислены на основной счет должника. На основной счет должника будут

также зачисляться денежные средства, поступающие в процессе конкурсного

производства. С основного счета будут осуществляться и выплаты кредиторам.

С основного счета также оплачиваются следующие расходы: расходы,

связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; текущие

коммунальные и эксплуатационные платежи должника; расходы, связанные с

публикацией объявления о признании должника банкротом и открытии

конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника; иные

расходы, связанные с осуществлением процедуры конкурсного производства.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный

управляющий будет представлять собранию или комитету кредиторов в любое

время по его требованию.

Особое внимание хотелось бы уделить очередности погашения

задолженности. Правила очередности удовлетворения требований кредиторов

установлены статьей 64 Гражданского кодекса РФ. Статья 106 Закона содержит

обязательную для юридических лиц - банкротов очередность удовлетворения

требований кредиторов, а именно:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми

ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда

жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных

платежей;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных

пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том

числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по

обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического

лица;

- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным

платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с

выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и

эксплуатационные платежи, а также удовлетворяются требования по

обязательствам должника, возникшим в период наблюдения, в процессе внешнего

управления и конкурсного производства.

Исходя из разъяснений ВАС, налоги и другие обязательные платежи в

бюджет, и внебюджетные фонды, обязанность по которым возникает после

открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с

продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются вне

очереди из конкурсной массы[42].

В соответствии с Законом, только после погашения основной

задолженности кредиторам пятой очереди и причитающихся им процентов

конкурсный управляющий начнет погашать требования по возмещению убытков,

взысканию неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических)

санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение

обязанности по уплате обязательных платежей, которые им учитывались

отдельно в реестре требований кредиторов.

После определения очередности погашения задолженности конкурсный

управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром

требований, который ведется согласно ст. 15 Закона о банкротстве. В реестр

требований кредиторов конкурсный управляющий включает установленные

(бесспорные) требования, требования, которые не оспариваются должником, а

также иные требования, установленные арбитражным судом (ст. ст. 4, 46, 63 и

75 Закона о банкротстве).

Конкурсный управляющий после закрытия реестра начинает производить

расчеты с кредиторами в очередности, установленной Законом о банкротстве.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения

требований предыдущей очереди (ст. 114). При недостаточности денежных

средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей

очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если

иное не предусмотрено Законом.

Требования кредиторов, которые были заявлены после закрытия реестра

требований кредиторов, в том числе требования по уплате платежей, возникшие

после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества

должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов,

заявленных в установленный срок.

Если требования кредиторов первой и четвертой очереди были

предъявлены до окончания расчетов со всеми кредиторами, но после закрытия

реестра требований кредиторов, то они также подлежат удовлетворению. До

полного удовлетворения таких требований удовлетворение требований других

очередей приостанавливается.

Требования кредиторов третьей и четвертой очередей, представленные в

срок, установленный на предъявление требований кредиторов (ст. 100), но не

признанные конкурсным управляющим, удовлетворяются в том же порядке при

наличии вступившего в законную силу решения арбитражного суда об их

удовлетворении.

Предприятие признается свободным от долгов с момента исключения его

из единого государственного реестра юридических лиц независимо от того,

хватило ли денежных средств должника и средств, вырученных от продажи его

имущества на удовлетворение всех требований кредиторов.

Закон о банкротстве вводит норму: в соответствии с п. 7 ст. 114

кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в процессе

конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам,

получившим незаконно имущество должника. Такое требование может быть

предъявлено в течение десяти лет после окончания производства по делу о

банкротстве.

Таким образом, мы видим, что законодательством о банкротстве

предусмотрено возможное удовлетворение всех кредиторов независимо о

предъявлении ими требований к должнику.

Закон предусматривает, что после завершения всех расчетов конкурсный

управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, к

которому прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника,

реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и

документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Закон о банкротстве детально определяет порядок реализации имущества,

оставшегося после погашения требований кредиторов. В соответствии со ст.

118 Закона об имуществе, которое предлагалось к продаже, но не было

реализовано в процессе конкурсного производства, при отсутствии заявлений

собственника, учредителей (участников) должника о правах на это имущество

конкурсный управляющий уведомляет уполномоченные органы соответствующего

муниципального образования. Не позднее одного месяца с момента получения

уведомления, уполномоченные органы соответствующего муниципального

образования принимают указанное имущество на баланс и несут все расходы по

его содержанию.

После рассмотрения отчета о результатах проведения процедуры

конкурсного производства, представленного конкурсным управляющим,

арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства

(ст. 119). Однако если Законом о банкротстве не указывался срок

представления указанного определения конкурсным управляющим в орган,

осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, то такое

определение должно быть предоставлено в орган, осуществляющий ведение

реестра юридических лиц, в течение десяти дней.

Согласно Закону о банкротстве с момента внесения в единый

государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника

полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство

считается завершенным, а должник - ликвидированным. Процесс ликвидации

д) Мировое соглашение

С точки зрения теории права, мировое соглашение в деле о

несостоятельности (банкротстве) является многосторонним договором,

ограниченным процессуальными рамками, указанными в законе.

В соответствии с Законом, мировое соглашение может быть заключено на

любой стадии рассмотрения дела о несостоятельности и при проведении любой

из установленных законом процедур, в том числе при проведении конкурсного

производства.

Мировое соглашение заключается конкурсными кредиторами (кредиторами

третей и пятой очереди) с должником и третьими лицами. Решение о заключении

мирового соглашения принимается собранием кредиторов. Для проведения

соответствующего собрания необходимо инициатива со стороны арбитражного

управляющего или конкурсных кредиторов сумма требований, которых

оставляет не менее одной трети от суммы требований внесенных в реестр.

Налоговые или иные уполномоченные органы не являются конкурсными

кредиторами и по - этому не участвуют в процедуре заключения мирового

соглашения. Необходимо отметить, что при решении вопроса о заключении

мирового соглашения все кредиторы обладают одним голосом независимо от

размера требований. Закон о несостоятельности выдвигает так же требование о

согласие на заключение мирового соглашения всех кредиторов третьей очереди.

Мировое соглашение в деле о банкротстве полежит утверждению

арбитражным судом, о чем выносится соответствующие определение.

Мировое соглашение является обязательным для всех лиц участвующих в

деле о несостоятельности. При этом односторонний отказ от подписания

мирового соглашения не допускается.

В Законе установлен перечень условий, которые могут содержаться в

мировом соглашении. К ним относятся отсрочка или рассрочка исполнения

обязательств должника (в этих случаях обязательства исполняются полностью,

но устанавливаются новые сроки их исполнения), скидка с долга, уступка прав

требования, исполнение обязательств полностью или частично третьими лицами,

подписавшими мировое соглашение. Как показала практика, может иметь место

обмен требований на акции должника. В данном случае производится обмен

акций имеющихся на балансе должника, или акций акционеров которые подписали

мировое соглашение в качестве третьих лиц. Возможны и иные условия

мирового соглашения, при условии не противоречия их нормам Закона “О

несостоятельности (банкротстве)” и иным правовым актам Российской

Федерации.

С момента утверждения мирового соглашения арбитражным судом, дело о

банкротстве прекращается, арбитражный управляющий прекращает исполнять свои

обязанности, при необходимости осуществляются назначение нового руководства

должника.

Мировое соглашение в деле о банкротстве коренным образом отличается

от мировых соглашений в исковых производствах т.е. экономических делах

Специфика дел о банкротстве, в частности, заключается в том, что в

отличие от экономических споров в делах о банкротстве нет искового

заявления, оно заменено заявлением, нет истцов и ответчиков, а

лицами, участвующими в деле, являются должник, конкурсные кредиторы,

арбитражный управляющий, налоговые и иные уполномоченные органы, иные

органы, предусмотренные в Законе о банкротстве.

АПК РФ предусматривает возможность заключения мирового

соглашения, но не регламентирует порядок его заключения,

предъявляет лишь требование соответствия соглашения законам и иным

правовым нормативным актам и не допускает нарушение прав других

организаций.

В результате возникает ряд коллизий права:

- в соответствии с АПК мирового соглашение вправе заключить

должник и кредитор на любой стадии процесса, но в соответствии с Законом “О

несостоятельности (банкротстве)” решение о заключении мирового соглашения

принимает собрание кредиторов, таким образом невозможно заключение мирового

соглашения с одним кредитором- подавшим заявления в обход других;

- АПК не устанавливает необходимость погашения задолженности

первой, второй и четвертой очереди для заключения мирового соглашения,

тогда, как Закон о несостоятельности требует этого

- и т.д.

По видимому все эти коллизии будут решаться в процессе применения

закона.

3. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.

Закон “О несостоятельности (банкротстве)” в полной мере учитывает

специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим

особенности применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких

категориях должников, как должники - организации: градообразующие,

сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные

организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также

должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские

(фермерские) хозяйства. Рассмотрим особенности банкротства некоторых

категорий должников.

Под градообразующими предприятиями в Законе понимаются юридические

лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не

менее половины численности населения соответствующего населенного пункта

(ст. 132 Закона).

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Закон

учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в

частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о

банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного

самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены

к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти, и органы

исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд может ввести внешнее

управление в отношении должника - градообразующей организации даже в том

случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника

банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие

органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем

самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед

его кредиторами.

Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может

быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая

продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия

моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с

половиной года. В этот период соответствующими органами может быть

осуществлено финансовое оздоровление (санация) градообразующей организации

путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников,

создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего

управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и

его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже чем через два с

половиной года после введения внешнего управления (ст. 135 Закона).

Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в

лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего

управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом

требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В процессе внешнего управления должником - градообразующей

организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.