![]() |
|
|
История развития Конституции СШАИстория развития Конституции США|КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ | |[pic] | |[pic][pic] | |Конституция США | | | | | |КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, основной действующий закон, | |выработанный Конституционным конвентом 1787 в Филадельфии. Утвердил | |республиканскую демократическую форму правления и федеративное устройство| |США. В соответствии со ст. VII вступила в силу после утверждения | |специальными ратификационными конвентами 9 из 13 штатов 21 июня 1788. | |Принципы конституции США | |Конституция базируется на принципах разделения властей (I ст. посвящена | |законодательной, II исполнительной, III судебной власти), «сдержек и | |противовесов» (каждая из 3 ветвей власти располагает рычагами воздействия| |на 2 других), федерализма (первенства федеральной юрисдикции над | |юрисдикцией штатов), судебного конституционного надзора. Конституция | |документ прямого действия: судьи, вынося решения, обязаны | |руководствоваться в первую очередь Конституцией и лишь во вторую прочими | |законами; этот принцип провозглашен Верховным судом США в 1803. | |Поправки | |Изменения в Конституции и дополнения к ней производились путем принятия | |поправок к основному тексту. В 1789-1992 принято 27 поправок (Аrticles of| |Amendments). Первые 10 Билль о правах приняты в 1791. Остальные уточняли | |избирательные правила, нормы экономической и политической жизни страны. | |XI поправка (1798) лишала сторонников Англии права обращаться в суд с | |требованием компенсации за собственность, конфискованную в ходе Войны за | |независимость. XII поправка (1804) регламентировала порядок выборов | |президента и вице-президента США путем раздельного голосования за них, | |допуская принадлежность последних к разным партиям, что впоследствии было| |отменено. XIII (1865), XIV (1868) и XV (1870) поправки, принятые в | |результате победы северян в Гражданской войне в США, были направлены на | |ликвидацию расовой дискриминации и создание законной основы для | |преобразований Реконструкции. XVI поправка (1913) вводила более жесткие | |правила взымания подоходного налога независимо от источника и места | |получения совокупного дохода. XVII поправка (1913) в противовес усилению | |контроля партийных боссов над избирательным процессом вводила прямые | |выборы сенаторов США. XVIII (1919) и отменившая ее XXI поправка (1933) | |отразили неудачный опыт введения «сухого закона» в США. XIX (1920), XXIV | |(1964) и XXVI (1971) поправки распространяли избирательные права на | |женщин, малоимущих и лиц в возрасте от 18 лет до установленного штатами | |более высокого возрастного ценза. ХХ поправка (1933) сокращала почти | |вдвое промежуток между избранием президента и вступлением его в | |должность, перенеся день инаугурации с 4 марта на 20 января. В условиях | |«великой депрессии» 1929-33 это позволяло вновь избранному президенту Ф. | |Д. Рузвельту скорее приступить к исполнению своих обязанностей и | |реализации намеченных преобразований. На протяжении полутора столетий со | |времени принятия Конституции действовало неписаное правило, что президент| |избирается не более, чем на 2 срока. Оно было нарушено Ф. Д. Рузвельтом, | |избиравшимся 4 раза. Однако XXII поправка (1951) восстановила | |конституционным путем старое правило, ограничив возможность пребывания на| |посту президента 2 сроками. XXV поправка (1967) изменила порядок | |преемственности президентской власти, замещения вакансии вице-президента | |и права конгресса США в решении этих вопросов. Последняя XXVII поправка | |(1992) была предложена еще Дж. Медисоном вместе с Биллем о правах, она | |была принята конгрессом, но не ратифицирована необходимым количеством | |штатов. В соответствии с принципами англо-американского права, закон, | |принятый позже, обладает большей юридической силой. Поэтому поправки | |получали преимущественное значение, отменяя противоречившие им положения | |Конституции. | |Вопрос о правовом статусе Конституции | |Сторонники расширительного толкования прав штатов, не располагая | |достаточными конституционными средствами для противодействия положениям | |Конституции, ставили вопрос о ее правовом статусе. Они предлагали считать| |Конституцию договором между штатами и федеральным правительством. Юристы | |и политики южных штатов, например, заявляли, что любой штат может | |расторгнуть договор, если сочтет, что федеральные власти его нарушили. В | |1830 Д. Уэбстер объявил Конституцию актом высшего волеизъявления народа, | |в результате которого была образована единая нация, а штаты, сохранив | |второстепенные атрибуты власти, отказались от важнейшего права выхода из | |США. После Гражданской войны (1865) такое толкование Конституции стало | |общепризнанным. Принятие Конституции стало возможным в результате | |компромиссов, что запечатлелось в основном ее тексте. Умалчивая о | |существовании системы рабства, Конституция содержала лишь упоминание о | |рабах в описательной форме. В разные периоды истории различные положения | |Конституции толковались применительно к условиям времени. | |Значение Конституции США | |Более 200 лет она остается основным законом успешно развивающегося | |государства, территория и население которого увеличились во много раз, а | |общественно-политическая и экономическая жизнь изменилась кардинальным | |образом. Неоднократно предпринимались попытки пересмотреть Конституцию | |США и выработать новый основной закон. Однако ни одна из них не | |увенчалась успехом. Для пересмотра и принятия новой Конституции | |необходимо согласие трех четвертей штатов. Пока еще никому не удавалось | |получить необходимое количество голосов. Каждое поколение американцев | |рассматривает Конституцию не как исторический, а как современный | |документ, потенциально содержащий все юридические нормы, необходимые для | |разрешения текущих проблем. Благодаря гибкости политико-правовой системы | |США Конституция действительно до сих пор выполняет эту роль. Вопрос о | |заложенных Конституцией нормах источник бесчисленных споров. В 1907 | |основатель прогрессистского движения Дж. А. Смит назвал Конституцию | |«реакционным документом», т. к. создаваемое на ее основе правительство не| |имеет права вмешиваться в имущественные отношения и добиваться | |благосостояния народа. При Ф. Д. Рузвельте такое вмешательство стало | |нормой, получив одобрение Верховного суда, который констатировал, что | |«социальный прогресс может быть достигнут с помощью все более | |расширяющегося и усиливающегося правительственного контроля». При | |толковании Конституции США обычно пытаются выяснить «исходные намерения» | |ее авторов, используя материалы Конституционного конвента 1787, письма и | |заметки Дж. Медисона, Дж. Вашингтона, А. Гамильтона, Дж. Джея и др., а | |также вышедшую из-под их пера публикацию «Федералист», в которой | |объяснялись принципы основного закона США. Американская Конституция | |оказала влияние на законотворчество многих стран мира (особенно | |федеративных), ее нормы использовались при составлении конституций | |Мексики, Бразилии, Аргентины, ФРГ, Японии, России и др. Подлинник | |Конституции США хранится в Национальном архиве США в Вашингтоне, где он | |выставлен для обозрения в специально оборудованной витрине вместе с | |Декларацией независимости. | |Литература: | |Согрин В. В. Идейные течения в американской революции ХVIII века. М., | |1980. | |Конституция США: история и современность. Под ред. А. А. Мишина и Е. Ф. | |Язькова. М.,1988. | |Становление американского государства. Под ред. А. А. Фурсенко. СПб., | |1992. | |The Records of the Federal Convention of 1787. Ed. by M. Farrand. New | |Haven; London, 1966. 4 vols. | |Lynd S. Class Conflict, Slavery, & the United States Constitution. | |Indianopolis; New York, 1967. | |Wood G. The Creation of the American Republic 1776-1787. New York, 1969. | |А. А. Фурсенко | |* * * | |КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ (текст) | |Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного | |Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, | |организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и | |обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем эту | |Конституцию для Соединенных Штатов Америки. | |Статья 1 | |Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти | |принадлежат Конгрессу Соединенных штатов, который будет состоять из | |Сената и Палаты представителей. | |Раздел 2. Палата представителей состоит из членов, избираемых раз в два | |года народом каждого из штатов; при этом избиратели каждого из штатов | |должны отвечать тем же требованиям, которые установлены для избирателей | |наиболее многочисленной палаты Законодательного собрания штата (см. | |поправки XV, XIX и XXIV). Не может быть представителем тот, кто не достиг| |двадцатипятилетнего возраста, не состоит в течение семи лет гражданином | |Соединенных Штатов и не является в момент избрания жителем того штата, | |где он избирается. | |Представители и прямые налоги распределяются между отдельными штатами, | |могущими вступить в настоящий Союз, пропорционально численности их | |населения, для определения которой к числу всех свободных людей, включая | |лиц, обязанных кому-либо службой в течение нескольких лет, и исключая не | |платящих налогов индейцев, прибавляется три пятых прочих лиц. Настоящее | |исчисление населения производится в течение трех лет после первой сессии | |Конгресса Соединенных Штатов, а затем через каждые десять лет в порядке, | |который будет установлен специальным законом. От каждых тридцати тысяч | |жителей не может быть избрано более одного представителя, но каждый штат | |должен иметь по крайней мере одного представителя. До производства такого| |исчисления населения штат Нью-Гэмпшир избирает трех представителей, | |Массачусетс восемь, Род-Айленд и колония Провиденс одного, Коннектикут | |пять, Нью-Йорк шесть, Нью-Джерси четырех, Пенсильвания восемь, Делавэр | |одного, Мэриленд шесть, Виргиния десять, Северная Каролина пять, Южная | |Каролина пять и Джорджия трех (см. поправку XIV, XVI). | |При открытии вакансий в представительстве какого-либо штата | |исполнительная власть последнего назначает выборы для заполнения этих | |вакансий. | |Палата представителей избирает своего спикера и других должностных лиц; | |ей одной принадлежит право возбуждать преследование в порядке импичмента.| | | |Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от | |каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями | |соответствующих штатов (см. поправку XVII); каждый сенатор имеет один | |голос. | |Немедленно вслед за тем, как сенаторы соберутся после первых выборов, они| |разделяются на три по возможности равные группы. Места сенаторов первой | |группы становятся вакантными по истечении второго года, второй группы по | |истечении четвертого года и третьей группы по истечении шестого года, | |так, чтобы одна треть Сената избиралась вновь каждые два года; если | |вследствие отставки или по другой причине вакансии откроются в перерыве | |между сессиями Законодательного собрания штата, исполнительная власть | |последнего может произвести временные назначения впредь до следующей | |сессии Законодательного собрания, которое и заполняет эти вакансии (см. | |поправку XVII). | |Не может быть сенатором тот, кто не достиг тридцатилетнего возраста, не | |состоит в течение девяти лет гражданином Соединенных Штатов и не является| |в момент избрания жителем того штата, где он избирается. | |Вице-президент Соединенных Штатов является председателем Сената, но может| |голосовать лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. | |Сенат избирает других своих должностных лиц, а также Председателя pro | |tempore для замещения Вице-президента, когда он отсутствует или исполняет| |обязанности Президента Соединенных Штатов. | |Сенату принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке | |импичмента. Заседая с этой целью, сенаторы приносят присягу или делают | |торжественное заявление. Если подсудимым является Президент Соединенных | |Штатов, председательствует Главный судья. Ни одно лицо не может быть | |осуждено без согласия двух третей присутствующих сенаторов. | |Приговор в случаях импичмента ограничивается отстранением от должности и | |лишением права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную | |или оплачиваемую должность на службе Соединенных Штатов. Однако в | |дальнейшем тем не менее производится расследование, отстраненному от | |должности предъявляется обвинение, он предается суду и несет согласно | |приговору наказание в соответствии с законом. | |Раздел 4. Время, место и порядок избрания сенаторов и представителей | |устанавливаются в каждом штате его Законодательным собранием; но Конгресс| |может в любое время издать закон, устанавливающий или изменяющий | |подобного рода правила, за исключением правил о месте выборов сенаторов. | |Конгресс собирается не реже одного раза в год, а его сессии начинаются в | |первый понедельник декабря (см. поправку XX), если законом не будет | |установлен другой день. | |Раздел 5. Каждая палата решает вопросы, касающиеся результатов выборов, | |полномочий и правомерности избрания ее членов, и большинство каждой из | |палат составляет кворум, необходимый для ведения дел; но палата и в | |меньшем составе может переносить заседание с одного дня на другой и имеет| |право применять к отсутствующим членам предусмотренные каждой палатой | |меры воздействия с целью обеспечить посещение ими заседаний. | |Каждая палата может устанавливать регламент своих заседаний, наказывать | |своих членов за нарушение порядка и двумя третями голосов исключать их из| |своего состава. | |Каждая палата ведет протокол своих заседаний и периодически публикует | |его, за исключением тех разделов, которые, по ее заключению, носят | |секретный характер; сведения о голосах «за» и «против», поданные членами | |каждой палаты по какому-либо вопросу, по желанию одной пятой | |присутствующих вносятся в протокол. | |Во время сессии Конгресса ни одна из палат не может без согласия другой | |палаты отсрочить свои заседания более чем на три дня или назначить их не | |в том месте, в котором должны заседать обе палаты. | |Раздел 6. Сенаторы и представители получают за свою службу | |вознаграждение, устанавливаемое законом и выплачиваемое казначейством | |Соединенных Штатов. Во всех случаях, кроме измены, тяжкого уголовного | |преступления и нарушения общественного порядка, они не могут быть | |подвергнуты аресту во время их присутствия на сессии соответствующей | |палаты, а также следования в палату и возвращения из нее; за речи и | |высказывания в палатах они не могут привлекаться к ответственности ни в | |каком другом месте. | |Ни один сенатор или представитель не может быть назначен в течение | |времени, на которое он избран, на какую-либо гражданскую должность на | |службе Соединенных Штатов, если эта должность была создана или связанное | |с ней жалованье было увеличено в названный период, и ни одно лицо, | |занимающее какую-либо должность на службе Соединенных Штатов, не может | |быть членом той или иной палаты, пока состоит в этой должности. | |Раздел 7. Все билли (т. е. законопроекты) по сборам поступлений дохода | |исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к | |ним и участвовать в их обсуждении, как и по другим биллям. | |Каждый билль, принятый Палатой представителей и Сенатом, прежде чем стать| |законом, представляется Президенту Соединенных Штатов; если он одобряет | |билль, то подписывает его, в противном же случае возвращает билль со | |своими возражениями в ту палату, которой последний был предложен, а | |палата вносит возражения Президента полностью в свой протокол заседания и| |пересматривает билль; если при таком новом рассмотрении билль будет | |утвержден двумя третями голосов палаты, он вместе с возражениями | |Президента пересылается в другую палату, которая также пересматривает | |билль, и последний в случае принятия его двумя третями голосов этой | |палаты становится законом. Во всех указанных случаях обе палаты применяют| |поименный порядок голосования, и имена лиц, голосовавших «за» и «против» | |билля, вносятся в протокол заседаний соответствующей палаты. Если билль | |не будет возвращен Президентом в течение десяти дней (не считая | |воскресных дней) после того, как он ему представлен, билль становится | |законом, так же как если бы он был подписан Президентом; билль не | |становится законом только в случае, если он не мог быть возвращен в | |Конгресс ввиду того, что последний отсрочил свои заседания. | |Всякое постановление, резолюция или решение, для которых необходимо | |согласие Сената и Палаты представителей (за исключением решения об | |отсрочке заседания), представляются Президенту Соединенных Штатов и | |только после его одобрения вступают в силу; в случае же неодобрения они | |должны быть снова утверждены двумя третями голосов Сената и Палаты | |представителей в соответствии с теми правилами и условиями, которые | |установлены в отношении биллей. | |Раздел 8. Конгресс имеет право: устанавливать и взимать налоги, пошлины, | |подати и акцизные сборы для того, чтобы уплачивать долги и обеспечивать | |совместную оборону и общее благосостояние Соединенных Штатов; причем все | |пошлины, подати и акцизные сборы должны быть единообразны на всей | |территории Соединенных Штатов; | |заключать займы от имени Соединенных Штатов; | |регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными | |штатами и с индейскими племенами; | |устанавливать единообразные правила о натурализации и единообразные | |законы о несостоятельности на всей территории Соединенных Штатов; | |чеканить монету, регулировать ее ценность и ценность иностранной монеты, | |устанавливать единицы мер и весов; | |устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и | |находящейся в обращении монеты Соединенных Штатов; | |учреждать почтовые службы и почтовые пути; | |поощрять развитие наук и ремесел, обеспечивая на определенный срок | |авторам и изобретателям исключительное право на их произведения и | |открытия; | |учреждать подчиненные Верховному суду судебные органы; | |определять и карать морской разбой, тяжкие преступления, совершенные в | |открытом море, и другие нарушения международного права; | |объявлять войну, выдавать каперские свидетельства и разрешения на | |репрессалии и устанавливать правила относительно захватов на суше и на | |море; | |набирать и содержать армии; однако никакие денежные ассигнования в этих | |целях не должны производиться более чем на двухлетний срок; | |создавать и содержать флот; | |издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил; | |создавать милицию для проведения в жизнь законов Союза, подавления | |восстаний и отражения нападений; | |принимать меры по организации, вооружению и дисциплинированию милиции и | |по управлению той ее частью, которая используется на службе Соединенных | |Штатов, сохраняя за соответствующими штатами назначение офицеров и | |обучение милиции в соответствии с уставными правилами, утвержденными | |Конгрессом; | |пользоваться во всех случаях исключительной законодательной властью в | |предоставленном каким-либо из штатов округе (не превышающем десяти | |квадратных миль), который с одобрения Конгресса станет местопребыванием | |Правительства Соединенных Штатов, а также осуществлять подобную же власть| Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |