рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа

предпринимательское, природоохранительное – призваны проводить

справедливость в регулируемые ими общественные отношения.

Справедливость имеет парную категорию – «несправедливость».

Устранение несправедливости – одно из средств утверждения

справедливости. Опережение возникновения несправедливости –

важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же

должна быть направлена деятельность государства.

2. Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и

одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-

правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от

понятия равенства. Последнее является материальной основой

равноправия. Равенство – более широкое понимание, чем равноправие,

поскольку не все элементы социального равенства получают

закрепление в праве. Равенство всех перед законом закреплено в

Конституции РФ. Помимо равенства перед законом и судом принцип

равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и

гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

3. Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые

гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед

обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то

обязанность. Гегель говорил, что права и обязанности «соединены в

одном и том же отношении… коррелятивны прежде всего в том смысле,

что некоторому праву с моей стороны соответствует в другом

некоторая обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а

у другой все обязанности, то целое распалось бы».

4. Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему

воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности,

ее достоинству и правам. Идея гуманизма пронизывает всю правовую

систему демократического общества, законодательство,

правоприменительную и правоохранительную деятельность. Принцип

гуманизма получил закрепление в статье 2 Конституции РФ: «Человек,

его права и свободы являются высшей ценностью».

Правильно понимаемый гуманизм предполагает применение строгих

мер наказания к тем, кто грубо нарушает закон. Реальным и

действенным оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя

защищать. Право, охраняя общественные отношения, к этому и

стремиться. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве,

где он наиболее рельефно проявляет себя, но и пронизывает все

отрасли права – административное, финансовое, трудовое, гражданское

и др.

5. Сочетание убеждения и принуждения в праве – важнейшая форма

проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и

принуждение – методы государственного руководства обществом.

Главная задача демократического правового государства состоит в

установлении их разумного сочетания.

Основным, главным методом руководства обществом является

убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным

выражением выступают сами нормы. К важным формам убеждения

относится также правовоспитательная работа, обсуждение

законопроектов. Вместе с тем любое человеческое общество требует

управления, которое обеспечивается различными средствами, включая

принуждение, которое является не главным, а вспомогательным методом

государственного управления, применяемым после убеждения.

Принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко

зафиксированной в нормах права. Это довольно сложное правовое

явление, включающее богатый арсенал воздействия: меры пресечения,

восстановление или защиту субъективных прав, предупреждение,

юридическую ответственность, санкции и т.д.

6. Демократизм означает принадлежность всей власти народу. «Носителем

суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации, - сказано в статье 3 Конституции РФ, - является ее

многонациональный народ». Как многоаспектная категория, данный

принцип проявляет себя в политике, экономике. Он реализуется не

только через государственные, то и через правовые институты: права,

обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.

Эти общеправовые принципы распространяются на всю систему права. Они

тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга они свойственны

всей системе права, всем ее отраслям, однако проявляются по-разному, в

зависимости от специфики данной отрасли, сферы ее действия, предметов и

методов регулирования.

В юридическое понятие функций права вкладывается двойной, но внутренне

взаимосвязанный смысл: «роль, которую осуществляет право или определенный

правовой институт, и конкретные направления правового регулирования

(воздействия) на поведение субъектов. Функции права можно определить, как

правовую характеристику социокультурной реальности общества и отдельных его

компонентов. В результате взаимодействия права с процессами, происходящими

в общественном менталитете, преобразуются, видоизменяются сами функции

права, адаптируя правовую систему к новым условиям.

Среди общесоциальных функций права выделяются следующие:

1. Культурно-историческая функция. Право как явление национальной и

мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует

духовные ценности и достижения народа, человечества: права

человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные)

устои общества, социальную справедливость.

2. Воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно

связанного с иными нормативными системами общества – традиционной

(обычной), нравственной, религиозной, – право оказывает

воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через

отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения,

осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в

целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны.

3. Функция социального контроля. Право в этом направлении оказывает

воздействие на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве

средства стимулирования, поощрения (морального, материального), с

другой – ограничения (удержания от совершения неправомерных

действий) того или иного поведения.

4. Информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным

источником моральной ориентации субъектов – организаций, физических

лиц в данном конкретном обществе. В этом смысле функция права –

формировать социально полезную, положительную направленность

субъективной стороны правомерного поведения. Через свои источники –

законы, постановления, указы и т.д. – люди получают информацию о

социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им

достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

Кроме общесоциальных принято выделять собственно юридические функции –

направления правового воздействия на общественные отношения, где право

реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе,

юридические средства. Существуют две основные юридические функции права:

1. Регулятивная. Ее суть заключается в главном социальном назначении

права – регулировать общественные отношения:

1. фиксировать субъективный состав правовых отношений;

2. определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов),

с которыми нормы права связывают наступление тех или иных

юридических последствий;

3. формировать права и обязанности участников (субъектов)

правоотношений.

В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие

(дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Эта

функция права реализуется через две свои разновидности:

1. регулятивную динамическую – в ее основе находятся правовые

нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или

иных социальных процессов;

2. регулятивную статическую – реализует ту часть социального

назначения права, которая заключается в закреплении тех или

иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и

неизменности социально-правовых ценностей.

2. Охранительная. Ее содержание заключается в правовом воздействии,

направленном на охрану (защиту) общественных отношений, образующих

наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и

государственно-политические сферы деятельности людей и

соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для

человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и

экономического благополучия. В основе охранительной функции права

находится главным образом запрещающие правовые нормы. Содержание

охранительной функции права включает установление санкций и

составов деяний, образующих основания для юридической

ответственности.

Систематизация нормативно-правовых актов

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая

характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью,

специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя

правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного

самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта

правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

- нормативные акты государственных органов;

- нормативные акты общественных объединений (кооперативных,

акционерных, профессиональных и т.п.);

- совместные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

- общефедеральные;

- акты субъектов Федерации;

- акты органов местного самоуправления;

- локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо

организации, предприятия, учреждения).

В зависимости от срока действия различают:

- акты неопределенно длительного действия;

- временные акты.

В зависимости от юридической силы делятся на:

- законы – это принятые в особом порядке акты законодательных

органов, обладающие высшей юридической силой и направленные на

регулирование наиболее важных общественных отношений;

- подзаконные акты.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их

ведущие положение определяется следующими основными признаками:

1. Законы принимаются только законодательными (представительными)

органами государственной власти или народом в порядке референдума.

2. Законы обладают высшей юридической силой, означающей, что

содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно

противоречить законам[1]: никто не вправе отменить закон, кроме

органа, который его издал.

3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В них

закрепляется общественный и государственный строй, компетенция

центральных звеньев государственного механизма, основные права и

свободы граждан и т.д.

4. Законы содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные

акты, в основном, призваны детализировать и конкретизировать

нормативные установления законов.

5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации, обусловленной

особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта

правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости

в системе действующего законодательства, различают:

1. Конституционные – законы, закрепляющие основы общественного и

государственного строя, служат юридической базой для текущего

законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в

нее изменения и дополнения, а также законы конкретизирующие ее

содержание.

2. Текущие (обыкновенные) – законы, принятые на основе и во исполнение

конституционных законов, составляют текущее законодательство и

регулируют различные стороны экономической, политической и

культурной жизни страны. Особой разновидностью этих законов

являются:

1. Органические (кодифицированные) – законы, являющиеся юридически

цельными, внутренне согласованными актами, отличающиеся высоким

уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно

регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким

законам можно отнести Основы законодательства и кодексы по

различным отраслям законодательства.

2. Чрезвычайные (исключительные) – законы, принимаемые при тех или

иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными,

экологическими, социальными и иными причинами. Носят временный

характер.

Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации

связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам,

но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В

зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно

классифицировать на:

- указы в границах собственных полномочий;

- указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

- указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении

военного, чрезвычайного положения, представления о назначении на

должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда,

Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

По юридической значимости указы делятся на:

1. Нормативные указы – указы, содержащие нормы права и регулирующие

разнообразные сферы общественной жизни. Имеют общеобязательный

характер. Иногда сопровождаются утверждением положений об органах,

выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в

конкретной сфере общественных отношений.

2. Правоприменительные указы – указы, носящие индивидуально-разовый

характер и принимающиеся по конкретным вопросам управления (о

назначении на должность, о присвоении звания и т.д.)

Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по

оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих

комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их

отличие от ненормативных указов условно и может рассматриваться

применительно к каждому конкретному случаю.

Президенты республик, входящих в состав РФ, тоже издают правовые акты

в форме указов и распоряжений.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты

российского Правительства. Оно разрабатывает, утверждает и реализует

базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы,

расчитанные на длительный период действия. Принимаемые ими акты:

1. Оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и

государственной жизни.

2. Устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов

исполнительной власти, предприятий и учреждений.

3. Вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых

актов.

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для

осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает:

1. постановления, как правило, нормативны и общеобязательны,

разрабатываются и принимаются коллегиально;

2. распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных актов,

принимаются и подписываются Председателем или заместителем

Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуется, как

правило, узкому кругу исполнителей.

Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства

издают правовые акты, в которых, обычно, определяется порядок

действительности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и

учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи

межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства), эти

акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать

межотраслевые отношения. Различают:

1. Приказы – могут быть как нормативными, так и ненормативными. Будучи

разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются

структурными подразделениями министерств и состоят из

констатирующей и распорядительной частей. Подписываются министром

или по его поручению заместителем министра.

2. Инструкции – регулируют определенные стороны деятельности

министерства, всегда имеют нормативное содержание. Визируются

руководителями структурных подразделений и утверждаются министром

(замминистра).

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов,

что и федеральном уровне.

Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов

власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции

региональной конституции. Губернаторы, главы администраций областей, краев,

автономных областей, округов, городов федерального значения при

осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения. В ряде

областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства,

принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства

наделены правом на издание приказов и инструкций. Представительные органы

местного самоуправления (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам

своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного

самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) – постановления и

распоряжения.

Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести эти

акты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми

расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и

организациями независимо от форм собственности. Специфика этих актов

заключается в том, что они имеют локальную, ограниченную сферу действия,

регулируя как управленческие, так и непосредственно производственные,

коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с функциональным

назначением предприятия.

Решения, как правило, имеют нормативное содержание и принимаются

коллегиальными органами управления (общим собранием акционеров, советом

директоров и т.п.)

Приказы нормативного и индивидуального значения принимаются

руководителями предприятий, учреждений, организаций для регулирулирования

отношений внутриорганизационного характера.

Распоряжения принимаются директором предприятия, его заместителями и

руководителями структурных подразделений, для решения проблем, связанных с

исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.

Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности

выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения

компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность

правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, из

которых основными можно назвать:

1. Акт применения права – это решение по конкретному делу официального

компетентного органа, которого государство уполномочило на

реализацию права в определенных сферах общественных отношений.

2. Акт применения права содержит государственное веление, обязательное

для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и

обеспечиваемое силой государства.

3. Акт применения права имеет определенную, установленную законом

форму.

4. Акт применения права направлен на индивидуальное регулирование

общественных отношений. В нем строго индивидуализируются

(персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности

конкретных лиц, исходя из определенной жизненной ситуации. Он

регулирует единичное, конкретное отношение.

Таким образом, акт применения права – это официальное решение

компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее

государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и

направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права отличаются от других правовых актов, в частности

от нормативно-правовых:

1. Нормативно-правовой акт носит общих характер, регулирует

определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам,

действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права

носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное

отношение, обращен к конкретным лицам, его действие

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.